Общественные и религиозные организации (объединения)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном порядке на основе общности интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей (абз. 1 п. 1 ст. 117 ГК). Общими признаками общественных и религиозных организаций (объединений) являются: а) это объединения граждан, б) цель создания объединения - удовлетворение духовных или иных нематериальных потребностей, в) общность интересов объединяющихся граждан в сфере духовных или иных нематериальных потребностей. Правовое регулирование организации и деятельности общественных и религиозных объединений осуществляется нормами ГК, федеральных законов: Закона об общественных объединениях, Закона о свободе совести, Закона о профессиональных союзах и т.д.

Понятие "духовные потребности" охватывает широкий круг явлений, исчерпывающий перечень которых дать невозможно. Довольно часто этим термином обозначают религиозные потребности граждан, что является неоправданным сужением содержания данного понятия. В широком смысле "духовное" противопоставляется "телесному". Духовные потребности - это потребности из мира идей, знаний, представлений, художественных ценностей. Насколько разнообразны духовные потребности, настолько разнообразны и общественные и религиозные организации (объединения), создаваемые для их удовлетворения. Причем следует учесть, что довольно часто удовлетворение духовных потребностей в той или иной степени сочетается с удовлетворением потребностей материальных, например, в деятельности таких общественных организаций, как Союз писателей, Союз композиторов или профессиональные союзы. Религиозные организации (объединения) через совершение соответствующих обрядов призваны удовлетворять потребности граждан в вере, в приобщении к иррациональным представлениям о сущем, в эмоциональном отрешении от действительности. В создании и функционировании религиозных организаций реализуется ст. 18 Всеобщей декларации прав человека ООН и ст. 28 Конституции РФ.

Духовные и иные нематериальные потребности граждан настолько многообразны, что законодательное регулирование специальными актами объединений, создаваемых для их удовлетворения, осуществляется лишь по наиболее важным направлениям. При этом Закон об общественных объединениях является общим законом по отношению к специальным законам, касающимся отдельных видов организаций - политических партий, профсоюзов, союзов лиц творческих профессий и т.п.

Статья 7 названного Закона содержит закрытый перечень организационно-правовых форм общественных объединений: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Однако некоторые формы остались за рамками этого перечня. Общественным объединением граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, названа национально-культурная автономия в Федеральном законе от 22 мая 1996 г. "О национально-культурной автономии"*(170).

Учредителями общественных организаций (объединений) могут быть граждане и юридические лица, но только такие юридические лица, которые также являются общественными объединениями. Учредителей должно быть не менее трех. Учредители - и граждане, и юридические лица - имеют равные права и равные обязанности.

В составе общественного объединения следует различать членов объединения и его участников. Членство имеет формальный характер - оно оформляется индивидуальными заявлениями или иными документами, позволяющими учитывать количество членов в целях обеспечения их равноправия и реализации прав и обязанностей, предусмотренных уставом. Участники связаны с объединением тем, что они выразили свою поддержку целям объединения, его конкретным акциям, они не обязаны формально подтверждать свое участие в объединении, если это прямо не предусмотрено уставом.

Согласно ст. 31 Закона об общественных объединениях, источниками формирования имущества объединения являются вступительные и членские взносы, если это предусмотрено уставом (например, для политической партии или профсоюза); добровольные взносы и пожертвования, поступления от проводимых в соответствии с уставом лекций, аукционов, лотерей, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности, внешнеэкономической деятельности; любых других не запрещенных законом мероприятий.

Общественная организация представляет собой добровольное общественное объединение граждан, основанное на членстве в целях защиты общих интересов и достижения уставных целей. Добровольность объединения предполагает свободное сознательное волеизъявление.Поэтому речь может идти лишь о дееспособных гражданах, осознающих общность своих интересов в удовлетворении духовных или иных нематериальных потребностей. В связи с этим предусмотренное ст. 6 и 7 Закона о свободе совести право религиозных объединений, в том числе религиозных групп "...осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей" касается именно последователей, т.е. лиц, которые сознательно избрали для себя ту или иную религию. Представляется сомнительным предоставление родителям права воспитывать своих детей в религиозном духе, хотя бы и с учетом "права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания" (п. 2 ст. 5 указанного Закона).

Для создания общественной организации требуется не менее трех учредителей, для религиозной - не менее десяти. Законами об отдельных видах общественных объединений может быть предусмотрено иное число учредителей.

Высшим руководящим органом организации является съезд (конференция) или общее собрание ее членов, которые создают исполнительный орган. Он должен быть коллегиальным (президиум, правление и т.п.), а его руководитель является единоличным исполнительным органом, например председатель политической партии.

Общественная организация является собственником имущества, создаваемого прежде всего за счет членских взносов граждан и юридических лиц, а также за счет иного имущества, которое участники передают в собственность организации. Относительно общественных и религиозных организаций закон подчеркивает, что члены этих организаций не отвечают по их обязательствам, а сами организации не несут ответственности по обязательствам своих членов. Имущественные отношения между общественной или религиозной организацией и ее членами складываются на началах полной добровольности. Даже уплата членских взносов не основывается на гражданско-правовом обязательстве, и, следовательно, невозможен иск об их взыскании. Единственным последствием для неплательщика может быть исключение из организации. Сточки зрения ГК, членские взносы могут рассматриваться как пожертвования, которые делаются с определенной целью (ст. 582). Цель эта состоит в обеспечении нормального функционирования организации соответственно задачам, одобряемым участником, уплачивающим членские взносы.

Пополнение имущества возможно и в связи с предпринимательской деятельностью общественной организации. Предпринимательская деятельность должна быть дополнительным источником средств для обеспечения основной деятельности, но не должна выходить за рамки целей и задач, предусмотренных учредительными документами организации. Кроме непосредственной организации предпринимательской деятельности под своим именем, общественные и религиозные организации, будучи юридическими лицами, вправе быть учредителями хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере - коммандитных товариществах (п. 4 ст. 66 ГК). Закон не требует, чтобы цели хозяйственных обществ и товариществ на вере, участниками которых являются общественные и религиозные организации, соответствовали целям, провозглашенным этими организациями.

Закон исходит из того, что участники общественных и религиозных организаций связаны между собой не только единой целью, но также организационно, хотя формальное членство в ряде случаев не требуется (например, в религиозной организации). В то же время, Закон об общественных объединениях указывает на ряд общественных объединений, в которых организованное членство не существует. Это - общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Каждое из перечисленных общественных объединений может приобрести права юридического лица, если пройдет государственную регистрацию, но может существовать, не приобретая свойств юридического лица. В абз. 3 ст. 9 этого Закона, например, указано: "В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом". Не имеет членства и такое общественное объединение, как национально-культурная автономия.

Участники общественного движения на своем съезде (конференции) или общем собрании создают постоянно действующий руководящий коллегиальный орган, который "осуществляет права юридического лица от имени движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом" (ст. 9 Закона). Приведенная формулировка означает, что общественное движение является некоммерческим юридическим лицом, а руководящий коллегиальный орган следует рассматривать как орган юридического лица. Общественное движение создается для достижения социальных, политических или иных общественно полезных целей. Имущество общественного движения может быть создано за счет добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также за счет предпринимательской деятельности, которой движение может заниматься на тех же основаниях, что и любая другая некоммерческая организация.

Фонды


Статья 7 Закона о некоммерческих организациях называет фондом не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующую социальные, культурные, благотворительные, образовательные или иные общественно полезные цели. Одним из видов некоммерческих фондов признается общественный фонд, упомянутый в ст. 10 Закона об общественных объединениях, который аккумулирует имущество для его использования на общественно полезные цели.

Термин "фонд" многозначен: это и обозначение капитала (уставный фонд акционерного общества), и иных материальных ценностей, имеющих определенное назначение (семейный фонд сельскохозяйственного предприятия), и особая организация, близкая по своей природе учреждению. Пункт 3 ст. 50 ГК не дает определения фонда, упоминая лишь, что некоммерческие организации могут создаваться в форме благотворительных и иных фондов. Тем самым определено лишь одно из возможных направлений деятельности фондов. Статья 10 Закона об общественных объединениях упоминает и об иных видах фондов - частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и "других", деятельность которых может регулироваться соответствующим законом о фондах. Такого закона пока нет. Регламентация положений, касающихся благотворительных фондов, осуществляется Законом о благотворительной деятельности.

Признаки фонда - отсутствие членства и создание имущественной базы за счет добровольных имущественных взносов. Фонд является собственником переданного ему имущества и обязан использовать его в соответствии с уставными целями. Учредители не отвечают по долгам фонда, а фонд не несет ответственности по обязательствам учредителей. В случае ликвидации фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между учредителями. Закон о благотворительной деятельности устанавливает, что при ликвидации благотворительной организации (в том числе, благотворительного фонда) оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом.

В соответствии со своей специальной правоспособностью фонд вправе использовать имущество только для целей, определенных в уставе. Предпринимательская деятельность может осуществляться фондом лишь при условии, что она соответствует целям фонда и необходима для достижения предусмотренных уставом общественно полезных целей. Недопустимо положение когда фонд, призванный, согласно уставу, содействовать развитию физкультуры и спорта, занимается торговлей спиртными напитками и табачными изделиями. Благотворительный фонд вправе учреждать хозяйственные общества, но не может участвовать в них совместно с другими лицами. Это ограничение установлено исключительно для благотворительных фондов, но его реализация возможна лишь в том случае, когда благотворительный фонд выступает в роли единственного учредителя акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

В Законе о некоммерческих организациях нет указаний по поводу органов управления фондом, но в Законе о благотворительной деятельности говорится, что высшим органом управления благотворительной организации (в том числе фонда) является коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом. Для фондов специальным надзорным органом является попечительский совет, осуществляющий надзор за деятельностью фонда, за принятием решений другими органами фонда и обеспечением их исполнения, за использованием средств фонда, за соблюдением законодательства (п. 3 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях). Попечительский совет действует на общественных началах.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета должен быть определен учредителями фонда в уставе. Попечительский совет принимает решения по всем вопросам принципиального характера, входящим в круг деятельности фонда. Попечительский совет не является органом, осуществляющим непосредственное управление делами фонда, для этого создаются исполнительные органы - правление, дирекция и т.п. Работники исполнительных органов фонда, как правило, состоят с фондом в трудовых отношениях, но могут работать на общественных началах. Член попечительского совета не вправе одновременно исполнять функции исполнительного органа. Как установлено Законом, главная функция попечительского совета - надзор за деятельностью других органов фонда.

Реорганизация и ликвидация фондов производится по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц. Статья 11 Закона о благотворительной деятельности установила в этом отношении ограничения для благотворительных фондов - они не могут быть преобразованы в хозяйственные товарищества или общества. Особенность ликвидации фондов определена п. 2 ст. 119 ГК - фонд может быть ликвидирован только решением суда, вынесенным по заявлению заинтересованных лиц. Ликвидация фонда по решению его органов не допускается. Примерный перечень оснований для ликвидации фонда приведен там же: недостаточность имущества фонда для осуществления его целей и нереальность получения необходимого имущества; недостижимость целей фонда и невозможность изменить их; уклонение фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; иные случаи, предусмотренные законом.

^

Некоммерческие партнерства


Согласно ст. 8 Закона о некоммерческих организациях некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении общих целей, которые могут ставить перед собой некоммерческие организации и которые определены в п. 2 ст. 2 Закона. В соответствии со ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг фондовые биржи существуют в форме некоммерческого партнерства.

По своей природе некоммерческое партнерство близко к общественным организациям, основанным на членстве. Состав некоммерческого партнерства всегда конкретно определен. Его задачей, как указано в Законе, является оказание содействия членам партнерства в осуществлении уставной деятельности, например предоставление им юридических услуг на безвозмездной основе. Содействие может выражаться в аренде помещения для производственной деятельности члена партнерства, приобретении для него необходимого оборудования и т.п.

Деятельность некоммерческого партнерства нуждается в материальной основе. Члены партнерства передают ему в собственность необходимое имущество - денежные средства, иные материальные ценности. Являясь юридическим лицом, партнерство самостоятельно отвечает по своим долгам, не отвечает по обязательствам своих членов, которые также не несут ответственности по долгам партнерства.

Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям организации. Предпринимательская деятельность ведется либо непосредственно от имени партнерства, либо через создание или участие в хозяйственном обществе, а также в коммандитном товариществе в качестве вкладчика.

Права членов некоммерческого партнерства определены Законом в сфере организации деятельности партнерства, управления его делами, включая право на получение необходимой информации о состоянии дел. Существенным является право выхода из состава партнерства по своему усмотрению, что, однако, не должно нарушать имущественные и другие права остальных участников. Помимо общих норм гражданского законодательства о возмещении убытков, причиненных другим лицам, учредительные документы могут установить дополнительные правила об ответственности выходящего из состава партнерства.

Имущество, которое вносится членами некоммерческого партнерства, состоит из двух частей различного назначения - членские взносы и прочие имущественные вклады. Членские взносы передаются в состав имущества партнерства безвозвратно. Другое имущество, внесенное в партнерство, используется в его деятельности до выхода члена партнерства из его состава.

При выходе из состава партнерства его бывшему члену принадлежит право на получение соответствующей части имущества партнерства либо стоимости этой доли имущества в пределах стоимости имущества, переданного членом некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов. Федеральным законом или учредительными документами партнерства это право может быть исключено или ограничено. В связи с отсутствием законов, регулирующих отношения по возврату имущества выходящему из состава партнерства, соответствующие правила могут быть установлены в учредительных документах.

Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению других членов в случаях и в порядке, предусмотренных учредительными документами партнерства. Закон не указывает, требуется ли для принятия такого решения квалифицированное большинство, единогласие всех членов или достаточно простого большинства. Не названы и возможные основания для исключения. Представляется, что в учредительных документах (целесообразнее всего - в уставе) указанные вопросы должны быть четко решены. Демократическому характеру управления некоммерческим партнерством соответствовало бы требование квалифицированного большинства для принятия решения об исключении. Основаниями для исключения могли бы быть названы грубое нарушение обязанностей, обнаружившаяся неспособность разумно вести дела партнерства, совершение действий, порочащих общественную репутацию организации. Имущественные интересы исключаемого члена партнерства защищаются в той же мере, что и при добровольном выходе из состава партнерства.

При ликвидации партнерства часть его имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, либо стоимость этого имущества распределяется между членами в пределах стоимости того имущества, которое было передано ими в собственность партнерству, если иное не предусмотрено федеральными законами или учредительными документами партнерства. В случае ликвидации распределению подлежит все оставшееся имущество, включая членские взносы или имущество, приобретенное на эти взносы. Что касается судьбы имущества, приобретенного в результате предпринимательской деятельности партнерства, то при его разделе возможно, что размер доли, причитающейся каждому члену партнерства, может превысить сумму сделанных им имущественных взносов. Принимая во внимание, что цели любой некоммерческой организации не могут быть связаны с обогащением ее членов (п. 2 ст. 2 Закона), следует в ходе ликвидации партнерства принять решение о передаче излишних средств другим организациям, осуществляющим деятельность того же рода или родственную деятельности ликвидируемого партнерства. Скорее всего, речь должна идти о благотворительных организациях.

В российском законодательстве нет общего закона о некоммерческом партнерстве. Лишь п. 2 ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг допускает создание фондовой биржи в форме некоммерческого партнерства, о чем уже говорилось выше. Определенный интерес может представлять германский Закон о партнерствах лиц свободных профессий от 25 июля 1994 г. Партнерство характеризуется в нем как общество, в котором объединяются лица свободных профессий в интересах осуществления своей профессиональной деятельности. В партнерства объединяются врачи, стоматологи, специалисты по лечебной гимнастике, присяжные аудиторы, журналисты, писатели, учителя и т.д. Партнерства не занимаются коммерческой деятельностью, и их участниками могут быть только физические лица. Учредительным документом является договор о партнерстве, заключаемый в письменной форме и определяющий наименование и место нахождения партнерства. В договоре указываются предмет деятельности партнерства, имя и фамилия, место жительства и выполняемая в партнерстве функция каждого партнера. Партнерство подлежит регистрации в реестре партнерств и после регистрации приобретает право вступать в правоотношения с третьими лицами. На деятельность партнерства распространяются соответствующие правила Германского торгового уложения 1897 г.

Учреждения


В соответствии со ст. 120 ГК и п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично создавшим ее собственником. Учреждение не может быть основано на членстве.

Деятельность учреждения в значительно большей степени, чем других некоммерческих организаций, зависит от воли собственника. Это объясняется, прежде всего, тем, что учреждение не имеет самостоятельной имущественной базы для своего функционирования - собственник передает ему имущество лишь в оперативное управление. Право оперативного управления относится к числу ограниченных вещных прав, оно производно от права собственности, и его содержание определяется не только законом, но и усмотрением собственника.

Учреждение может быть создано любым собственником: государством, муниципальным образованием, хозяйственным товариществом или обществом, физическим лицом и т.д. Собственник предоставляет имущество для определенной цели и вправе контролировать его использование. Однако пока существует учреждение, собственник ограничен в своих возможностях распоряжаться закрепленным за учреждением имуществом. Он вправе изъять только лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. В рамках задач, поставленных собственником, учреждение пользуется относительной самостоятельностью. Оно является юридическим лицом со специальной правоспособностью. Согласно абз. 4 п. 4 ст. 66 ГК учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

Деятельность учреждения определяется целями, поставленными собственником. Собственник должен предписать правила, по которым учреждение будет функционировать. Эти правила утверждаются в форме устава или положения. В них закрепляется структура учреждения, фиксируются права и обязанности его руководителей и прочего персонала и др.

Имущество, необходимое для выполнения задач, поставленных перед учреждением, предоставляется собственником. Как всякое юридическое лицо, учреждение несет ответственность по своим обязательствам, но только денежной частью своего имущества. При недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов собственник несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения. Обращение взыскания на прочее имущество учреждения возможно лишь в том случае, когда недостаточно и денежных средств собственника, тогда взыскание обращается на его имущество, в составе которого находится имущество созданного им учреждения. Если в соответствии со ст. 296 ГК учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы, то полученные доходы и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Закон не уточняет понятие "самостоятельного распоряжения". На такое имущество может быть обращено взыскание только по тем долгам учреждения, которые возникли в связи с его хозрасчетной деятельностью.

Особенности организации и деятельности отдельных видов учреждений определяются специальными законами и иными нормативными актами. Существует ряд законов, определяющих особенности правового положения отдельных видов учреждений. Так, общие положения об образовательных учреждениях содержатся в Законе РФ "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г., с изменениями и дополнениями от 16 ноября 1997 г.)*(171). Для общеобразовательных учреждений действует Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Правительством РФ от 31 августа 1994 г.*(172). Из ведомственных актов, регламентирующих деятельность учреждений, можно назвать, например, Примерное положение о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденное постановлением Минтруда РФ от 8 июля 1997 г.*(173).

Типовое положение об общеобразовательном учреждении распространяется на государственные и муниципальные начальные, основные, средние общеобразовательные школы, лицеи и гимназии. Для негосударственных общеобразовательных учреждений Типовое положение является "примерным". Государственные общеобразовательные учреждения от имени собственника - государства - создаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Учредителями муниципальных общеобразовательных учреждений являются органы местного самоуправления. Учредительным документом для общеобразовательных учреждений признается устав. Орган управления в этих учреждениях единоличный - директор, которого назначает представитель собственника. Вместе с тем предусмотрены различные формы самоуправления: совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, педагогический совет и др. 10 декабря 1999 г. Правительством РФ утверждено Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения*(174). В состав попечительского совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии общеобразовательного учреждения. Разграничение полномочий между директором и попечительским советом (иным органом общественного самоуправления) закрепляется в уставе учреждения.

Учреждение может быть реорганизовано или ликвидировано по воле собственника либо по решению суда в случаях, предусмотренных законом. В отношении государственных и муниципальных учреждений решение принимает уполномоченный собственником орган государственного управления, соответственно - орган местного самоуправления. Преобразование государственного или муниципального учреждения в коммерческую или некоммерческую организацию иной формы собственности допускается лишь в рамках законодательства о приватизации.

^





Дата: 2016-10-02, просмотров: 178.