Формы и методы государственного регулирования СЭЗ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одной из функций управления является планирование. Планирование СЭЗ осуществляется на всех уровнях иерархии. На федеральном уровне оно выражается в формировании Федеральной программы создания и развития СЭЗ и имеет характер долгосрочного планирования в макроаспекте. На региональном уровне план развития СЭЗ является составной частью социально-экономической программы развития области. На уровне непосредственно СЭЗ планирование предполагает анализ предпосылок создания СЭЗ на той или иной территории и, исходя из этого, выбор типа СЭЗ, обоснование целей СЭЗ, разработку мер и мероприятий по их достижению, обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений. На этом уровне иерархии осуществляется также текущее планирование СЭЗ, которое заключается в определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач.

Планирование учредительных мероприятий по СЭЗ должно отражать интересы страны и регионов. Поэтому должен выверяться примерный баланс приходов и расходов по учреждению зоны и от ее функционирования. Особая позиция в этом ряду принадлежит подсчету размеров "упущенной выгоды" для государственного и регионального бюджетов за счет вводимых налоговых и иных льгот. Планирование финансово-экономического режима охватывает и некоторые расходные статьи прямого действия уже на предварительном этапе формирования свободной экономической зоны.

В соответствии с определенными целями осуществляется формирование адекватных органов управления СЭЗ, способных вырабатывать и реализовывать эффективную стратегию развития СЭЗ на разных этапах и уровнях иерархии.

Важнейшими функциями Федерального уровня иерархии организационной структуры управления СЭЗ будут:

· разработка и реализация стратегии развития СЭЗ;

· формирование внешнеэкономической среды и правовой базы деятельности СЭЗ, в частности:

· установление правовых норм в области гражданского, налогового и таможенного законодательства;

· валютное регулирование;

· предоставление государственных субсидий и займов.

К основным функциям регионального уровня управления СЭЗ следует отнести:

· разработка в пределах своей компетенции детальных положений и правил, регламентирующих хозяйственную деятельность в СЭЗ;

· установление правил, норм функционирования СЭЗ, не регламентированных федеральным законодательством в рамках полномочий, делегированных местным органам власти в области социальной сферы, управления трудовыми ресурсами, экологии и др.;

· регулирование вопросов земельной собственности, установление ставок арендной платы за земельные участки, коммунальные услуги и объекты инфраструктуры, контроль за соблюдением договорных обязательств сторон;

· выдача лицензий коммерческим организациям на инвестирование и ведение хозяйственной деятельности на территории СЭЗ;

· регистрация участников СЭЗ;

· организация конкурсного отбора инвестиционных проектов;

· организация бюджетного финансирования и строительства объектов инфраструктуры зоны, координация деятельности различных организаций и служб по осуществлению работ, связанных с реализацией проектов развития СЭЗ;

· контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов в СЭЗ;

· обеспечение соблюдения законности (таможенных правил, налоговой политики, правового и экологического режима и т.д.);

· организация и контроль за проектированием, строительством и эксплуатацией объектов инфраструктуры зоны;

· установление происхождения товара (правила и контроль за их соблюдением);

· оценка эффективности решений (инвестиционных проектов, функционирования свободной экономической зоны в целом и т.д.) в части, затрагивающей интересы региона.

Основными функциями управления на уровне СЭЗ являются:

· организация функционирования и деятельности СЭЗ;

· разработка и реализация стратегии развития СЭЗ;

· оперативное управление СЭЗ;

· содействие коммерческим организациям, функционирующим в СЭЗ;

· помощь в комплектовании персоналом;

· содействие в материально-техническом обеспечении;

· оказание различного рода услуг.

· представительство интересов СЭЗ в стране и за рубежом, проведение информационно-рекламных мероприятий по привлечению инвесторов;

· управление финансами, учет и отчетность СЭЗ;

· организация системы учета, адекватной требованиям информационного обеспечения системы управления СЭЗ;

· своевременная и достоверная отчетность о функционировании СЭЗ;

· организация денежных потоков в СЭЗ (создание фонда развития зоны, выпуск облигаций и т.д.).

В соответствии с определенными целями и функциями каждого уровня иерархии, формируется организационная структура управления СЭЗ. Возможны два типа организации управления СЭЗ – федеральный и региональный, – каждому из которых присущи свои специфические формы организации, механизм реализации и т.п.

Форма организации управления СЭЗ находится в прямой зависимости от уровня властных структур, принявших решение об учреждении зоны, что в конечном итоге определяет особенность механизма управления СЭЗ, систему преференций и гарантий.

Федеральная форма управления предусматривает:

· создание специального федерального органа исполнительной власти, координирующего, направляющего и контролирующего работу всех других органов по управлению СЭЗ. Он принимает решения об организации конкретной СЭЗ, определяет ее границы, круг вопросов, входящих в компетенцию местных органов управления по вопросам функционирования СЭЗ;

· организацию структурных подразделений в местных органах исполнительной власти, выполняющих функции управления регионального уровня иерархии;

· формирование акционерного общества "Компания развития СЭЗ", занимающегося вопросами функционирования зоны;

Региональная форма управления СЭЗ характеризуется следующими параметрами:

· правительственный координирующий орган отсутствует, а его функции частично выполняет местный орган управления территории расположения зоны;

· местные органы решают конкретные административно-хозяйственные вопросы в пределах своей компетенции с передачей части своих функций созданной Компании развития СЭЗ;

· компания развития СЭЗ (государственная или акционерная) решает не только вопросы оперативного управления СЭЗ и капитального строительства, но и выполняет часть делегированных ей функций местных органов власти внутри зоны.

Обе формы организации управления СЭЗ предусматривают несколько вариантов оперативного управления, встречающихся в мировой практике создания СЭЗ. Один из возможных вариантов предполагает формирование Администрации СЭЗ, подотчетной Правительству страны, глава которой утверждается уполномоченным федеральным органом.

Создание государственной трехуровневой структуры управления СЭЗ имеет ряд недостатков: во-первых, формируется еще одна бюрократическая организация, слабо адаптируемая к быстроменяющимся рыночным условиям и требующая бюджетного финансирования; во-вторых, возникает противоречия в вопросах управления территорией, так как в соответствии с российским законодательством его могут осуществлять только муниципальные органы исполнительной власти. В случаях, когда границы зоны совпадают с границами муниципальных образований, функции Администрации СЭЗ выполняют местные органы исполнительной власти.

Другой вариант предусматривает совместное управление СЭЗ Администрацией СЭЗ (государственным учреждением подотчетным Правительству страны) и Компанией Развития СЭЗ (акционерным обществом с участием государства, банков, местных и иностранных юридических лиц) при разделении функций и полномочий. К названным недостаткам государственного варианта управления СЭЗ здесь можно добавить еще дублирование функций Администрации и Компании развития СЭЗ.

Оптимальным вариантом оперативного управления СЭЗ, возможно, является формирование акционерного общества "Компания развития СЭЗ", в которую могли бы войти государственные организации, имеющие контрольный или блокирующий пакет акций, юридические и физические лица, промышленные предприятия, учреждения сферы услуг, финансовые институты, страховые общества, судоходные, авиакомпании, торгово-промышленные палаты и др.

Этот вариант имеет ряд преимуществ, таких как:

· интересы государства сочетаются с интересами частных инвесторов (в том числе и иностранных);

· не требуется создания новой административной бюрократической структуры, действующей параллельно с уже существующими государственными исполнительными органами власти;

· акционерная компания, управляющая СЭЗ, функционирует на принципах самоокупаемости и, соответственно, не требует бюджетного финансирования;

· эта форма управления позволяет строить отношения акционерной компании как органа управления СЭЗ с инвесторами на контрактной основе с ответственностью обеих сторон по своим обязательствам. Тем самым ответственность за выполнение программы развития зоны лежит на самих субъектах рынка, экономически и обоюдно заинтересованных в успехе дела. При этом деятельность компании финансово, экономически и юридически контролируется учредителями зоны через систему долевого участия (в том числе органами государственной власти, если они входят в состав учредителей).

Еще одним важным аспектом управления СЭЗ являются вопросы финансирования создания и развития зон.

Учитывая экономическую ситуацию в РФ, в будущем вряд ли можно ожидать серьезной помощи из государственной казны. Реальными источниками привлечения средств остаются иностранные инвесторы, коммерческие банки, инвестиционные фонды и другие финансовые институты, для которых, в свою очередь, необходимы надежные гарантии и наличие налоговых и других льгот, создающие благоприятные условия для инвестирования.

Необходимо заранее определить степень либерализации инвестиционного климата в зонах, а также ответственность за возможные повороты в зональной практике. Успех этой политики во многом зависит от ее стабильности, причем правовые изменения в ней желательны, только в сторону усиления либерализации, тогда как введение дополнительных ограничений на хозяйственную деятельность в зонах может подорвать доверие потенциальных инвесторов.

Отсутствие четкого контроля со стороны государственных органов привело к злоупотреблениям на территории СЭЗ. Так, в 1999г. МВД России взяло под особый контроль расследование ряда уголовных дел в СЭЗ "Находка". Инспекторская группа МВД РФ провела в Находке комплексную проверку экономической деятельности ряда крупных коммерческих компаний. По ее результатам было возбуждено 18 уголовных дел, 8 человек арестованы. Материальный ущерб, нанесенный государству, составил 240 млн. руб. Наиболее характерные преступления в СЭЗ – использование не по назначению и не возврат льготных государственных кредитов, финансовый подлог, а также незаконный перевод денег в зарубежные банки.

Поэтому необходимо, чтобы:

1. в федеральном законе о СЭЗ и Административном Кодексе Российской Федерации были четко указаны органы, производящие контроль, их полномочия, размещение и т.д. При этом желательно, чтобы орган, контролирующий деятельность СЭЗ, являлся либо регионального, либо местного значения, но не федерального. В крайнем случае, можно распределить нагрузку таким образом, чтобы ее основная часть приходилась на местный и региональный уровень, и только лишь немного досталось бы федеральному центру.

2. законодательством предусматривалась ответственность за произведенные нарушения, как административная, так и уголовная.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 227.