Денежно-кредитная политика.Цели,методы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Денежно-кредитная политика являются частью финансовой политики государства.

Одни экономисты определяют финансовую политику как «совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использование для осуществления своих функций и задач»1. По существу, все определения финансовой политики в той или иной мере указывают на ее цель, а именно: на полную мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества, увеличение их объема и эффективности использования.

Выделяют следующие основные составляющие финансовой политикигосударства:

· денежно-кредитная политика;

· налоговая политика;

· бюджетная политика;

· политика в области международных финансов.

Конечная задача денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен. Денежно-кредитная политика осуществляется центральным банком.

Методы, используемые в денежно-кредитной политике, можно условно разделить на две группы: общие методы и выборочные методы. Общие методы влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом. Выборочные (селективные) методы направлены на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли) и применяться могут как ко всем коммерческим банкам, так и индивидуально.

К общим (основным) методам используемым в денежно-кредитной политике относят:

· Изменение ставки учетного процента;

· Изменение норм обязательных резервов банков;

· Операции на открытом рынке;

· Регламентация экономических нормативов для банков.

Рассмотрим эти методы поподробнее.

1. Изменение ставки учетного процента.

Центральный банк осуществляет кредитование коммерческих банков, взимая с них за пользование кредитом так называемую базовую процентную ставку. Коммерческие банки при выдаче кредита наращивают процентную ставку центробанка на некоторую величину. Чем ниже учетная ставка центробанка, тем более дешевые кредиты выдаются коммерческими банками. И наоборот, повышение учетной ставки влечет за собой удорожание кредитов для населения и предприятий.

Так как доступность кредитов определяет величину инвестиций в производство и, соответственно, уровень экономической активности в государстве, учетная ставка является одним из мощнейших рычагов управления экономикой.

2. Изменение норм обязательных резервов банков.

Одним из наиболее мощных средств воздействия на предложение денег является изменение центральным банком нормы резервных требований. Величина резервов, то есть часть банковских активов, которую любой коммерческий банк обязан хранить на счетах центрального банка, во многом определяет его кредитные возможности, ведь банк может выдавать ссуды и расширять тем самым денежное предложение только тогда, когда у него есть свободные резервы, превышающие установленную законом минимальную норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, центральный банк может регулировать кредитную активность банков и, тем самым, контролировать предложение денег.

На изменение предложения денег, при изменении нормы резервов, огромное влияние оказывает банковский мультипликатор. Его сущность рассмотрим на примере, который приводится в учебнике под редакцией Дробозиной1.

Допустим, у нас есть группа банков, в которых размер обязательных запасов находится на уровне 20%. Теперь представим себе следующую ситуацию: клиент A пришел в банк №1 и положил туда на счет 100 000$. Банк №1 предоставил заемщику B ссуду в размере 80 тысяч долларов, а 20 000$ в соответствии с законом оставил в резерве. Заемщик заплатил за что-то 80 000$ клиенту C, который положил эти деньги в банк №2. Банк №2 выделил ссуду заемщику D в размере 64 000$, оставив 18 000$ в запасе. Заемщик D отдал деньги клиенту E и все повторилось. Согласно этой модели, в обращении реально появится около 500 000$, хотя реально сумма денег составляет 100 000$.

Таким образом, при повышении норм резервирования, количество циркулирующих денег увеличивается с учетом мультипликационного эффекта.

3. Операции на открытом рынке.

При продаже и покупке ценных бумаг (векселя, государственные облигации и др.) центральный банк пытается воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществлять управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг центральным банком приводит к обратным последствиям.

4. Регламентация экономических нормативов для банков.

Центральный банк устанавливает соотношения между кассовыми резервами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.

К выборочным методам относят:

· Прямое ограничение размеров банковских кредитов;

· Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 157.