Тема: «Методы исследования, виды пищеварения, функции ЖКТ. Состав соков»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Специальность 051302 – “Стоматология”

Дисциплина: «Нормальная физиология »

Курс: 2

Составитель – проф. Миндубаева Ф.А.

 

 

Караганда

 

Обсуждены и утверждены на заседании кафедры физиологии

Протокол N 22 от 21. 06. 2006 года

 

 

Зав. кафедрой,

Профессор Ф.А. Миндубаева

 

 

· Тема: «Методы исследования, виды пищеварения, функции ЖКТ. Состав соков»

· Цель:изучить методы получения пищеварительных соков у человека и животных в эксперименте, их пищеварительные свойства, механизмы регуляции функции пищеварительных желез.

 

· Задачи обучения:

Знать:

- состав и пищеварительные свойства слюны, желудочного, поджелудочного, кишечного соков и желчи;

- механизмы регуляции деятельности слюнных, желудочных, поджелудочных, кишечных желез и желчи;

- особенности отделения слюны, желудочного и поджелудочного соков в зависимости от физико-химических свойств пищи;

- методы изучения функций пищеварительных желез у человека.

 

Основные вопросы темы

1. Функции пищеварительного тракта.

2. Методы изучении функций пищеварительных желез у животных (И.П.Павлов, Д.Д.Глинский и др.).

3. Методы изучения деятельности пищеварительных желез у человека.

4. Состав, свойства и физиологическая роль слюны, желудочного, поджелудочного, кишечного соков и желчи.

5. Регуляция слюноотделения.

6. Приспособительный характер слюноотделения к пищевым и отвергаемым веществам.

7. Роль соляной кислоты в пищеварении.

8. Фазы отделения желудочного и поджелудочного соков.

9. Особенности желудочной и поджелудочной секреции при переваривании белков, жиров и углеводов. Приспособительный характер желудочной секреции к видам пищи и пищевым рационам.

10. Регуляция желчеобразования и желчевыделения.

11. Особенности регуляции кишечного сокоотделения.

12. Пищеварение в толстой кишке. Значение микрофлоры.

 

· Методы обучения и преподавания: малые группы, выполнение работ, дискуссия, ситуационные задачи, устный опрос.

 

Перечень выполняемых работ

Работа 1. Ознакомление с фистульным методом слюнного протока околоушной железы у собаки и со слюноотделением под действием различных пищевых и отвергаемых веществ.

Ознакомление с классическими оперативными методами изучения функции желудка И.П.Павлова по таблицам: «Изолированием маленького желудочка», «Опыт мнимого кормления».

Работа 2. Ознакомление с методикой исследования слюноотделения у человека.

У человека исследуют слюноотделение с помощью капсулы Лешли-Красногорского, которая присасывается к области отверстия выводного протока слюнной железы (чаще всего околоушной).

Работа 3. Ознакомление с методами получения желудочного сока у человека и животных.

У человека желудочный сок получают с помощью метода зондирования (тонкий и толстый зонды), беззондовыми методами и с применением метода эндорадиозондирования. У животных желудочное сокоотделение изучают с помощью наложения фистулы по В.Басову, изолированных желудочков по И.П.Павлову, Г.Генденгайну. Демонстрация препарата изолированного желудочка по И.П.Павлову.

Работа 4. Демонстрация желудочного и дуоденального зонда и фистульных трубок.

 

Работа 5. Ознакомление с методами изучения секреторной функции желудочно-кишечного тракта по таблицам:

а) изолированные желудочки по Павлову и Гейденгайну;

б) фистула желудка по Басову;

в) опыт мнимого кормления.

 

Литература

· Основная

1. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2003. – С. 386-450.

2. Нормальная физиология: Учебник /Под ред. А.В.Коробкова. – М.: Высшая школа, 1980. – С. 133-144.

3. Физиология человека /Под ред. Г.И.Косицкого. – М.: Медицина, 1985. – С. 323-374.

4. Нормальная физиология /Учебное пособие под ред. В.А.Полянцева, 1989. – С. 111-128.

5. Лекция «Физиология пищеварения».

6. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов. – Караганда, 1988.

7. Основы физиологии человека /Под ред Н.А.Агаджаняна. – М.: РУДН, 2001. – 406 с.

· Дополнительная:

1. Основы физиологии человека: Учеб. для ВУЗов / Под ред. акад. РАМН Б.И. Ткаченко. –СПб, 1994. –Т.1. –С. 169-199, 395-446.

2. Физиология человека / Под ред. Н.А. Агаджаняна. – Алматы: Казахстан, 1992. – Ч.1. – С. 199-246.

3. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. –М.: Высшая школа, 1983. – С. 117-131.

4. Физиология плода и детей / Под ред. В.Д.Глебовского. – М.: Медицина, 1988. – С. 87-108.

· Контроль

Вопросы

1. Отличие острых от хронических методов получения слюны, желчи, желудочного, поджелудочного и кишечных сока, физиологические

2. Особенности сокоотделения в фундальном и пилорическом отделах желудка.

3. Внутрисекреторная деятельность 12- ти п/к.

 

Ситуационные задачи:

1. Собаке с фистулами околоушной и подчелюстной желез засыпают в пасть в разных сериях опытов речной песок, гравий, шприцем вливают 0,2% раствор соляной кислоты.

а) Какая биологическая суть слюноотделения?

б) Сопоставьте интенсивность слюноотделения и сравните величину плотного остатка (с его органической и неорганической частями) в результате действия каждого раздражителя.

в) Секреция слюны, каких желез будет преобладать?

2. При клинико-лабораторном обследовании субъекта оказалось, что часовое напряжение желудочной секреции после пробного капустного завтрака превышает 100 мл, дебит-час свободной соляной кислоты составляет 8 мэкв (при норме 1-4,5 мэкв). Протеолитическая активность желудочного сока повышена-дебит пепсина составляет 120 мг (при норме 50-90 мг). Какие рекомендации следует дать по составу пищевого рациона и режиму питания?

3. При клинико-лабораторном обследовании субъекта казалось, что часовое напряжение желудочной секреции после пробного капустного завтрака составляет менее 60 мл, дебит-час свободной НСl меньше 1 мэкв. Протеолитическая активность сока понижена дебит-час пепсина 20 мг (при норме 50-90 мг). Каким должен быть режим питания, какие продукты должны преобладать в диете?

4. У обследуемого рН чистого желудочного сока составляет 3,0, желудочного содержимого –7,0.

а) Как эти показатели соотносятся с нормальными, объясните смысл различий.

б) Укажите их значение в норме.

в) Нарушения, каких процессов в желудке следует ждать?

5. Какие рекомендации по диете Вы дадите рековалесценту (выздоравливающему), заболевание, которого не было связано с поражением желудочно-кишечного тракта. Дайте обоснование. Из анамнеза известно, что аппетит резко снижен.

6. После капустного завтрака и пробы с гистамином часовое напряжение желудочной секреции, дебит-час НСl и ферментативная активность сока неодинаковы. Какие различия, в чём причина?

Ответы на ситуационные задачи

1. а) Слюноотделение является защитным.

б) Наиболее интенсивнее слюноотделение – после вливания соляной кислоты. Реакция слюны выражено щелочная, с большим количеством слизи в целях нейтрализации. На песок слюна выделяется прозрачная, в большом количестве, «водянистая», так как её единственное назначение – смыть со слизистой рта песчинки. На гравий слюна не выделяется.

в) Преобладает секреция подчелюстной железы.

2. Диета должна быть молочно-растительной, способствовать снижению секреции желудочного сока: молоко, творог, сливки, яйца, каши, сладкие фрукты и овощи. Приём пищи должен быть дробным не меньше 4-х кратного.

3. Пищу следует принимать небольшими порциями, но часто (лучше 5- кратное питание). По составу пища может быть самой разнообразной, включая мясные и рыбные блюда, бульон, вощи, грибы; все эти возбудители отделения желудочного сока за счёт гуморальной фазы.

4. а) рН выше нормальной, что свидетельствует об уменьшении концентрации водородных ионов и, следовательно, об ослаблении выработки соляной кислоты.

б) Нормальные значения НСl 1,0 и 2,5, соответственно

в) Следует нарушение переваривания белков, снижение бактерицидных свойств желудочного сока, ускоряется эвакуация содержимого из желудка в кишечник; ухудшается секреция панкреатического сока, секреция и выделение желчи, выработка кишечного сока из-за нарушения образования гормона секретина в 12 п/к-ке.

5. В состав обеденных блюд включать бульоны, борщи, овощные супы, овощные соки, а затем и острые закуски (салаты). На первых порах вино (1-2 ст. ложки). Все эти средства имеют в составе возбудители желудочной секреции в нейро-гуморальные фазы (желудочную и кишечную) – экстрактивные вещества, а в вине имеется небольшая концентрация алкоголя. Острая закуска возбуждает сложно рефлекторную фазу.

6. Гистаминовый сок более обильный и кислый, с низкой ферментативной активностью. Гистамин оказывает преимущественное влияние на активность обкладочных клеток, причастных к выработке НСl. В капустном отваре содержатся экстративные вещества, активирующие секреторные процессы в главных клетках, в том числе, их ферментообразовательную функцию.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 584.