ОПД. Ф.01 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
Методические указания по изучению дисциплины,
задания для практических занятий, самостоятельной работы
студентов и выполнения курсовых работ
Специальность
Финансы и кредит
Уфа – 2011
Оглавление
Общие методические рекомендации по изучению дисциплины | ||||
1.1 | Цели и задачи дисциплины | |||
1.2 | Распределение учебного времени для изучения дисциплины | |||
1.3 | Список рекомендуемой литературы | |||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ | ||||
2.1 | Содержание дисциплины | |||
2.2 | Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и самостоятельной работе | |||
2.2.1 | Темы семинарских занятий | |||
2.2.2 | Задания к практическим занятиям | |||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ | ||||
3.1 | Основные требования к написанию и оформлению курсовой работы | |||
3.2 | Выбор темы курсовой работы | |||
3.3 | Содержание курсовой работы | |||
Приложение 1 | ||||
Приложение 2 |
1 Общие методические рекомендации по изучению дисциплины
1.1 Цели и задачи дисциплины
В условиях рынка центр экономической деятельности перемещается к основному звену экономики – предприятию, так как именно на нем создается продукция, выполняются работы, оказываются услуги. Для решения поставленных задач предприятие использует факторы производства: трудовые и природные ресурсы, капитал и т.д. От эффективности деятельности предприятия зависит благосостояние его коллектива и общества в целом. Этим обуславливается объективная необходимость изучения дисциплины «Экономика организаций (предприятий)». Экономист по специальности «Финансы и кредит» должен быть подготовлен к профессиональной работе в государственных органах федерального, регионального и муниципального уровня, банках, биржах, финансовых и страховых компаниях, инвестиционных фондах, Министерстве финансов, экономических службах предприятий и организаций всех форм собственности, на должностях, требующих высшего экономического образования.
Ее целью является формирование целостного представления о базовых принципах, закономерностях, механизмах функционирования организации, обеспечение соответствующего теоретического уровня и практической направленности в системе подготовки экономистов по специальности «Финансы и кредит».
Предметом ее изучения является само предприятие, как коммерческая организация, его ресурсы и пути улучшения их использования, общественные формы организации производства, планирование, финансовое состояние.
В курсе изучаются экономические категории и процессы, закономерности и принципы их функционирования на предприятиях России и Республики Башкортостан в условиях рыночной экономики.
Задачи курса – овладение студентами системой теоретических знаний и практических навыков по организации и функционированию экономики предприятия, критериям выбора оптимальных вариантов его деятельности.
В результате изучения дисциплины «Экономика организаций (предприятий)» студенты должны:
знать:
- законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность организаций;
- теоретические основы экономики организаций;
- механизм рыночного функционирования и экономического поведения производителей;
- прикладные аспекты развития форм и методов экономического управления организациями;
- отечественный и зарубежный опыт в области экономики организаций;
уметь:
- творчески использовать теоретические знания в процессе последующего обучения в соответствии с учебными планами подготовки и самостоятельно применять их в практической деятельности;
- формировать экономические цели и стратегию развития организации;
- оценивать издержки производства с управленческой точки зрения;
- организовывать эффективную деятельность организации с учетом макро- и микроэкономических факторов;
владеть:
- специальной экономической терминологией и современным аналитическим инструментарием данной дисциплины;
- экономическими методами управления в организации;
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по экономике организаций.
1.2 Распределение учебного времени для изучения дисциплины
В соответствии с рабочим учебным планом студенты очного обучения изучают дисциплину «Экономика организаций (предприятий)» на II курсе. На изучение дисциплины отводится 200 часов, в том числе аудиторных занятий 100, из них: 48 часов лекций, 52 часа практических и семинарских занятий.
Студенты заочного обучения (обычные) – 200 часов, в том числе аудиторных 34, из них 18 часов лекций, 16 часов практических занятий.
Студенты заочного сокращенного обучения – 200 часов, в том числе аудиторных 22, из них: лекций 12 часов, практических 10 часов.
В процессе изучения дисциплины студенты выполняют курсовую работу.
Формы контроля знаний:
- текущий: опрос, решение задач и тестов на семинарских и практических занятиях, контрольная работа, аттестация знаний, защита курсовой работы;
- итоговый: экзамен в форме тестовых заданий или письменно, предусматривающий ответы на вопросы и решение задачи.
Таблица 1 Разделы дисциплины и виды занятий (срок обучения 4 года)
№ п/п | Наименование тем занятий и содержание самостоятельной работы | Объем, часов | Литература | ||||
Всего | Л | ПЗ | ЛР | СРС | |||
Экономика организаций (предприятий) как самостоятельная экономическая дисциплина | - | - | [7], с 5 – 12 | ||||
Состав и структура народнохозяйственного комплекса Российской Федерации | - | - | - | [3], с 15 – 19 | |||
Предприятие – основное звено экономики. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде | - | - | [3], с 6 – 12 | ||||
Производственная и организационная структура предприятия. Организация производственного процесса | - | [7], с 95 – 127 | |||||
Уставный капитал и имущество предприятия | - | [4], с 16 – 79 | |||||
Трудовые ресурсы предприятия и рынок труда | - | [6], с 56 – 73 | |||||
Прогнозирование и планирование деятельности предприятия. Производственная программа предприятия | - | - | - | [7], с 384 – 496 | |||
Специализация, концентрация и кооперирование производства | - | - | - | [3], с 57 – 84 | |||
Издержки производства и себестоимость продукции. | - | [9], с 88 | |||||
Ценовая политика предприятия и методы ее реализации | - | - | - | [5], с 149 – 180 | |||
Качество продукции и конкурентоспособность предприятия | - | - | - | [6], с 207 – 216 | |||
Научно-технический прогресс на предприятии | - | - | - | [3], с 109 – 158 | |||
Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия | - | - | - | [5], с 215 – 229 | |||
Формирование финансовых результатов деятельности предприятия | - | - | - | [4], с 136 – 171 | |||
Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия и состояния его баланса | - | [7], с 233 – 251, с 360 – 382 | |||||
Итого | - |
Таблица 2 Разделы дисциплины и виды занятий (срок обучения 6 лет)
№ п/п | Наименование тем занятий и содержание самостоятельной работы | Объем, часов | Литература | ||||
Всего | Л | ПЗ | ЛР | СРС | |||
Экономика организаций (предприятий) как самостоятельная экономическая дисциплина | - | [7], с 5 – 12 | |||||
Состав и структура народнохозяйственного комплекса Российской Федерации | - | [3], с 15 – 19 | |||||
Предприятие – основное звено экономики. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде | - | [3], с 6 – 12 | |||||
Производственная и организационная структура предприятия. Организация производственного процесса | - | [7], с 95 – 127 | |||||
Уставный капитал и имущество предприятия | - | [4], с 16 – 79 | |||||
Трудовые ресурсы предприятия и рынок труда | - | [6], с 56 – 73 | |||||
Прогнозирование и планирование деятельности предприятия. Производственная программа предприятия | - | [7], с 384 – 496 | |||||
Специализация, концентрация и кооперирование производства | - | - | - | [3], с 57 – 84 | |||
Издержки производства и себестоимость продукции. | - | [9], с 88 | |||||
Ценовая политика предприятия и методы ее реализации | - | - | - | [5], с 149 – 180 | |||
Качество продукции и конкурентоспособность предприятия | - | - | - | [6], с 207 – 216 | |||
Научно-технический прогресс на предприятии | - | - | - | [3], с 109 – 158 | |||
Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия | - | - | - | [5], с 215 – 229 | |||
Формирование финансовых результатов деятельности предприятия | - | - | [4], с 136 – 171 | ||||
Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия и состояния его баланса | - | [7], с 233 – 251, с 360 – 382 | |||||
Итого | - |
Список рекомендуемой литературы
а) основной
б) дополнительный
в) электронные ресурсы
г) зарубежная литература
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Содержание дисциплины
Тема 1 Экономика организаций (предприятий) как самостоятельная экономическая дисциплина
Предмет, цель и задачи дисциплины. Методологические аспекты и методы науки. Место дисциплины в системе подготовки специалистов.
Российской Федерации
Экономика России – взаимосвязанный хозяйственный комплекс. Сущность, содержание и определение понятий «производственная и непроизводственная сфера», «подразделения народного хозяйства» (сектор экономики), «отраслевой комплекс», «отрасль», «подотрасль», а также отраслей, оказывающих рыночные и нерыночные услуги.
Экономическая классификация отраслей, комплексов, секторов, подразделений. Рыночные реформы и основные направления структурной перестройки экономики.
Производства
Сущность, формы и показатели уровня концентрации. Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь. Концентрация и диверсификация производства. Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производства. Экономические аспекты комбинирования промышленного производства.
Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства. Унификация и ее виды. Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства.
Предприятия
Понятие инноваций и их роль в развитии предприятия. Инновационная деятельность предприятия. Сущность и содержание подготовки нового производства. Связь между инновациями и инвестициями.
"Инвестиции", "капитальные вложения", "капитальное строительство", их понятие и назначение. Состояние капитальных вложений и капитального строительства в России в период формирования рыночной экономики. Характеристика отраслевой, воспроизводственной и технологической структуры капитальных вложений. Динамика изменений структуры капитальных вложений по формам собственности и видам предприятий.
Планирование капитальных вложений и капитального строительства: состав и исходные материалы для долгосрочных и текущих планов. Титульные списки капитального строительства и планы ввода в действие объектов. Обоснование планов капитальных вложений балансом производственной мощности и приоритетным направлением технического совершенствования производства. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) эффективности инвестиционных проектов и капитальных вложений.
Предприятия
Доходы и прибыль предприятий, их виды, состав и порядок определения. Максимизация прибыли. Общие принципы планирования прибыли. Распределение прибыли и его особенности на предприятиях различных форм собственности. Финансы и финансовые ресурсы предприятий, их источники и направления использования. Финансовый план предприятия. Ассортиментная политика предприятия и ее влияние на формирование прибыли.
Система налогов и платежей, вносимых предприятиями в бюджет и во внебюджетные фонды. Виды финансирования предприятий различных форм собственности из бюджета. Взаимоотношения предприятий с банками, инвестиционными фондами, страховыми органами.
Темы семинарских занятий
Тема 1 Экономика организаций (предприятий) как самостоятельная
экономическая дисциплина
1.1 Предмет, цель и задачи дисциплины.
1.2 Объект изучения и содержание дисциплины.
1.3 Основные разделы дисциплины. Место дисциплины в системе подготовки
специалистов.
Вопросы для самопроверки
1 Назовите предмет, цель и задачи изучаемой дисциплины.
2 Какие методы применяются в дисциплине «экономика организаций (предприятий)»?
3 Перечислите основные разделы дисциплины.
Литература
5, стр. 6 – 8; 7, стр. 5 – 12.
Российской Федерации
2.1 Сферы, отрасли, комплексы.
2.2 Рыночные реформы и структурная перестройка экономики.
Вопросы для самопроверки
1 Дайте характеристику сферам, отраслям, комплексам.
2 Расскажите о секторах экономики.
3 Назовите и охарактеризуйте основные направления рыночных реформ в России.
4 Назовите основные направления структурной перестройки экономики.
Литература
3, стр. 15 – 19.
Вопросы для самопроверки
1 Охарактеризуйте порядок образования нового предприятия.
2 Назовите организационно-правовые формы, характерные для мелких, средних и крупных предприятий.
3 Охарактеризуйте основные пути реорганизации юридического лица.
4 Назовите основные объединения предприятий.
5 Дайте понятия коммерческих и некоммерческих предприятий.
6 Расскажите о роли малого предпринимательства в условиях рынка.
Литература
3, стр. 6 – 12; 6, стр. 4 – 23.
Вопросы для самопроверки
1 Назовите основные составляющие производственной структуры предприятия.
2 Отметьте преимущества и недостатки существующих структур управления предприятием.
3 Дайте характеристику основным принципам организации производственного процесса.
4 Назовите этапы производственного цикла.
5 Чем отличается производственная инфраструктура предприятия от социальной?
6 Дайте понятие производственному процессу.
Литература
3, стр. 41 – 57; 4, стр. 5 – 11; 7, стр. 95 – 127.
Вопросы для самопроверки
1 Назовите порядок формирования имущества предприятия.
2 Дайте понятие основным и оборотным фондам.
3 Чем отличаются активные основные производственные фонды от пассивных?
4 Перечислите основные факторы, определяющие состав и структуру основных фондов предприятия.
5 Какие факторы влияют на состав оборотных средств предприятия?
6 Какие оборотные средства относятся к нормируемым?
7 Перечислите показатели, характеризующие эффективность использования основных производственных фондов?
8 Перечислите показатели, характеризующие эффективность использования
оборотных средств.
Литература
3, стр. 285 – 335, стр. 352 – 374; 4, стр. 16 – 79; 5, стр. 18 – 65; 7, стр. 130 – 190; 8, стр. 52 – 54; 9, стр. 79 – 85, стр. 62 – 66.
Вопросы для самопроверки
1 Каким образом определяется потребность предприятия в кадрах?
2 Назовите факторы и резервы повышения производительности труда.
3 Дайте характеристику сущности оплаты труда.
4 В чем суть производительности труда, методика ее определения?
5 Что подразумевается под управлением кадрами?
6 Назовите формы и системы оплаты труда в современных условиях.
Литература
3, стр. 378 – 414; 4, стр. 49 – 112; 5, стр. 65 – 111; 6, стр. 56 – 73; 7, стр. 190 – 233; 8, стр. 55 – 56; 9, стр. 85 – 88.
Тема 7 Прогнозирование и планирование деятельности предприятия.
Вопросы для самопроверки
1 Назовите основные функциональные стратегии.
2 Перечислите виды планирования на предприятии.
3 Как рассчитывается оптимальный объем производства?
4 Как определяется производственная мощность предприятия?
5 Каковы основные этапы разработки бизнес-плана?
Литература
6, стр. 88 – 102; 7, стр. 384 – 496.
Производства
8.1 Сущность и формы концентрации производства.
8.2 Сущность, формы и виды комбинирования на предприятии.
8.3 Показатели концентрации и комбинирования производства.
8.4 Сущность, формы и показатели уровня специализации производства.
8.5 Экономическая эффективность специализации производства.
8.6 Сущность и формы кооперирования производства.
Вопросы для самопроверки
1 Какова сущность концентрации производства?
2 Назовите преимущества и недостатки концентрации производства.
3 Какова сущность специализации и кооперирования производства?
4 Назовите показатели, характеризующие эффективность специализации.
5 Дайте определение комбинированию и диверсификации производства.
6 Назовите преимущества и недостатки специализации и кооперирования.
Литература
3, стр. 57 – 84.
Вопросы для самопроверки
1 Какие издержки относятся к постоянным и переменным?
2 Закон убывающей отдачи и его значение для деятельности предприятия.
3 Дайте классификацию затрат по элементам и статьям.
4 Перечислите основные виды калькуляции.
5 Каков порядок исчисления себестоимости единицы изделия?
6 Назовите основные пути снижения издержек на предприятии.
Литература
3, стр. 417 – 442; 6, стр. 216 – 232; 7, стр. 254 – 277; 9, стр. 88.
Вопросы для самопроверки
1 Что понимается под ценой продукции?
2 Назовите основные функции цен.
3 В чем состоит суть ценовой политики предприятия?
4 Перечислите виды ценовых стратегий предприятия.
5 Какие факторы влияют на уровень цен?
6 Назовите основные виды цен в условиях рынка.
7 Перечислите методы расчета цен.
Литература
3, стр. 454 – 465; 5, стр. 149 – 180; 7, стр. 300 – 323.
Вопросы для самопроверки
1 Какова сущность качества продукции как экономической категории?
2 Назовите показатели, характеризующие качество продукции.
3 Покажите значение повышения качества продукции.
4 Какова связь между качеством продукции и стандартизацией?
5 В чем сущность управления качеством продукции?
6 В чем сущность конкурентоспособности продукции?
Литература
3, стр. 165 – 188; 6, стр. 207 – 216; 9, стр. 11 – 13.
Вопросы для самопроверки
1 Какова сущность НТП и НТР?
2 Назовите основные направления НТП.
3 Выделите приоритетные направления НТП на современном этапе.
4 Назовите основные показатели, характеризующие эффективность НТП.
Литература
3, стр. 109 – 158; 6, стр. 191 – 207.
Предприятия
13.1 Понятие инноваций и их классификация.
13.2 Инновационная деятельность предприятия.
13.3 Сущность и содержание подготовки нового производства.
13.4 Понятие инвестиций и капитальных вложений.
13.5 Направления и источники финансирования капитальных вложений.
13.6 Экономическая эффективность капитальных вложений.
Вопросы для самопроверки
1 Дайте понятие инновации как экономической категории.
2 Приведите классификацию инноваций.
3 Назовите источники инновационных идей.
4 Дайте определение понятий «инвестиции», «капитальные вложения».
5 Назовите основные этапы подготовки нового производства.
6 Перечислите источники финансирования капитальных вложений.
Литература
3, стр. 194 – 244; 5, стр. 215 – 229; 6, стр. 147 – 191.
Предприятия
14.1 Прибыль предприятия, ее сущность и виды.
14.2 Источники формирования прибыли и направления ее распределения.
14.3 Факторы, влияющие на величину прибыли.
Вопросы для самопроверки
1 Что отражает прибыль предприятия как экономическая категория?
2 Какие различают виды прибыли?
3 Перечислите основные источники получения прибыли.
4 Назовите основные принципы распределения прибыли.
Литература
3, стр. 475 – 486; 4, стр. 136 – 171; 9, стр. 89 – 90.
Вопросы для самопроверки
1 Что понимается под эффективностью деятельности предприятия?
2 Назовите показатели, характеризующие финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия.
3 Приведите классификацию активов предприятия по степени их ликвидности.
4 Покажите методику расчета показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия.
5 Назовите основные разделы баланса.
Литература
4, стр. 183 – 192; 5, стр. 180 – 215; 6, стр. 279 – 298; 7, стр. 233 – 251, стр. 360 – 382.
Задания к практическим занятиям
Предприятия
14.1Чему равна рентабельность продукции, произведенной и реализованной предприятием в отчетном году?
Известно, что переменные затраты составили 635 руб. на 1т, постоянные затраты – 425 тыс. руб., выручка от реализации продукции – 1380 тыс. руб., количество реализованной продукции 1100 т.
14.2Сколько необходимо дополнительно произвести продукции, чтобы увеличить прибыль на 8%?
В I квартале произведено 10 тыс. изделий по цене 70 руб. за единицу. Постоянные расходы составляют 160 тыс. руб., удельные переменные расходы – 50 руб. Во II квартале планируется повысить прибыль на 8%.
14.3Определить экономическую эффективность подсобного производства по переработке подсолнечника:
1. Поступило сырья на переработку – 1600 т;
2. Расход сырья на 1 т масла – 2,5 т;
3. Стоимость сырья – 12400 тыс. руб.;
4. Стоимость переработки – 3620 тыс. руб.;
5. Транспортные расходы на перевозку 1 т масла – 290 руб.;
6. Цена реализации 1 кг масла – 30,5 руб.
14.4Определить, как изменилась фактическая рентабельность продукции по сравнению с плановой по всем изделиям. Выпуск и реализация продукции А составили 700 шт., продукции Б – 350 шт. Цена одного изделия продукции А составили 105 руб., продукции Б – 70 руб. Себестоимость изделия продукции А составили 90 руб., продукции Б – 45 руб.
В течение года предприятие добилось снижения себестоимости продукции по изделию А на 8%, изделию Б – на 3%. Оптовая цена осталась без изменения.
14.5Определить:
1) полную себестоимость продукции, млн. руб.;
2) балансовую прибыль, млн. руб.;
3) рентабельность продукции, %.
Выручка от реализации продукции предприятия составила 110 млн руб., валовой доход – 40 млн. руб., оплата труда – 20 млн. руб.
14.6 В базовом периоде переменные затраты составляли 450 тыс. руб., постоянные – 200 тыс. руб., а выручка от реализации – 700 тыс. руб.
Определите, как изменится прибыль от реализации в рассматриваемом периоде, если реализация продукции увеличится на 20%.
14.7 Розничная цена товара – 8316 руб./т, торговая надбавка – 12%, налог на добавленную стоимость – 18%, рентабельность продукции – 25%, издержки производства и реализации продукции без учета стоимости сырья – 1080 руб./т, удельный расход сырья на единицу готовой продукции – 15 т.
Определите максимальный уровень цены закупки сырья.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Выбор темы курсовой работы
Выбор темы курсовой работы производится с учетом современного состояния предприятия, его специализации, экономических условий.
К выбору темы курсовой работы и ее выполнению следует подойти особенно вдумчиво, имея в виду, что в дальнейшем она может быть использована для доклада на научных студенческих кружках и конференциях и послужит основой для выполнения дипломной работы.
Примерные темы курсовых работ:
1) Экономическая эффективность использования земельных ресурсов и пути ее повышения.
2) Основные производственные фонды организации, капитальные вложения и повышение эффективности их использования.
3) Эффективность функционирования МТС (машинно-технологических станций) и пути ее повышения (на примере одной из МТС).
4) Использование лизинга (финансовой аренды) на современном этапе развития АПК.
5) Производительность труда на предприятии и основные меры по ее повышению.
6) Экономическая эффективность производственной инфраструктуры предприятия.
7) Интенсификация отрасли растениеводства (животноводства) и ее экономическая эффективность.
8) Интенсификация кормопроизводства и ее экономическая эффективность.
9) Себестоимость и рентабельность продукции растениеводства (животноводства).
10) Экономическая эффективность переработки сельскохозяйственной продукции.
11) Специализация и концентрация производства, и их экономическая эффективность.
12) Формирование валовой продукции и ее использование на предприятиях.
13) Формирование и использование валового дохода на предприятиях АПК.
14) Формирование и использование прибыли на предприятиях.
15) Состояние, прогноз и основные направления совершенствования реализации продукции предприятий в условиях рыночной экономики.
16) Состояние, развитие производства зерна (сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, овощей) и пути повышения его экономической эффективности.
17) Состояние, развитие производства кормов и пути повышения экономической эффективности их использования.
18) Состояние, развитие производства продукции скотоводства (свиноводство, овцеводство, коневодство, рыбоводство) и пути повышения его экономической эффективности.
19) Состояние и проблемы экономического и социального развития села (на примере административного района).
20) Развитие и эффективность функционирования малых перерабатывающих цехов в сельскохозяйственных предприятиях.
21) Развитие и эффективность функционирования малых предприятий.
22) Развитие крестьянских фермерских хозяйств и их эффективность (на примере района, республики).
23) Финансовые ресурсы и их воспроизводство на предприятии в условиях рыночных отношений.
24) Производственный процесс на предприятии и пути его совершенствования.
25) Экономическая эффективность использования машинно-тракторного парка (автотранспорта) предприятия и пути её повышения.
26) Экономическая эффективность использования оборотных средств на предприятии.
27) Эффективность функционирования вспомогательных производств на предприятии.
28) Экономическая эффективность специализации производства.
29) Экономическая эффективность агропромышленной интеграции и сельском хозяйстве.
30) Экономическая эффективность межхозяйственной кооперации.
31) Экономическая эффективность функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств.
32) Экономическая эффективность функционирования личных подсобных хозяйств (на территории сельского поселения).
33) Экономически эффективность садоводства и пути ее повышения (на примере сельскохозяйственных предприятий, личных подсобных хозяйств, коллективных садов).
34) Экономическая эффективность повышения качества сельскохозяйственной продукции.
35) Экономическая оценка севооборотов и эффективность их совершенствования.
36) Экономическая эффективность функционирования перерабатывающих предприятий (на примере конкретного предприятия).
37) Экономическая эффективность производства семян сельскохозяйственных культур и пути ее повышения.
38) Экономическая эффективность природоохранных мероприятий в сельском хозяйстве.
39) Экономическая эффективность предприятий пищевой промышленности.
40) Экономическая эффективность пчеловодства и пути ее повышения.
41) Состояние развития производства продукции птицеводства и пути повышения ее экономической эффективности.
42) Экономическая эффективность использования энергоресурсов и пути ее повышения.
43) Экономическая эффективность применения органических, минеральных удобрений и пути ее повышения.
44) Экономическая эффективность различных форм собственности и форм хозяйствования в сельском хозяйстве.
45) Экономическая эффективность диверсификации аграрного бизнеса (на примере конкретного хозяйства).
46) Взаимоотношения сельскохозяйственных товаропроизводителей с финансово-кредитной системой (на примере сельскохозяйственных предприятия, района).
47) Эффективность использования грузового автотранспорта и пути ее повышения.
48) Эффективность использования производственного потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей.
49) Экономические аспекты финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей.
50) Эффективность использования кредитных ресурсов в сфере сельского хозяйства.
Содержание курсовой работы
Объем курсовой работы составляет 40 – 45 страниц машинописного текста.
Курсовая работа должна включать оглавление, введение, теоретическую часть, расчетную часть, проектную часть, выводы и предложения, библиографический список.
Введение должно отражать суть задачи, стоящей перед автором. Необходимо отметить значение и актуальность выбранной темы на данном этапе, объяснить, чем обусловлен этот выбор, и какой конечный результат хотел бы видеть автор в результате решения круга вопросов по выбранной теме курсовой работы.
Содержание теоретической части курсовой работы зависит от выбранной тематики и поставленной задачи исследования. Основой для разработки экономических вопросов являются литературный обзор по выбранной теме, собранный фактический материал, а также теоретические и практические знания студента.
Особое внимание должно быть обращено на методическую сторону работы, т.к. именно здесь раскрывается теоретическое и практическое ее значение и выявляется точка зрения автора на поставленный вопрос. Содержание этой части курсовой работы включает критический обзор типовых методических положений, систему показателей и методы их расчета, применяемые в исследовании и основанные на использовании знаний по статистике, курсу высшей математики и экономико-математических методов.
В расчетной части курсовой работы на основе выбранной методики исследования раскрывается существо вопроса, дается динамика показателей и их экономический анализ, строятся графики, диаграммы и т.д. В этой части автор должен также привести краткую экономическую характеристику исследуемой организации, включающую в себя анализ ресурсов предприятия и эффективность их использования, необходимо дать по возможности сравнительную экономическую характеристику показателей предприятия и по Республике Башкортостан. (примерную структуру данной главы см. в приложении 2)
В проектной части определяются неиспользованные резервы по данному вопросу и намечаются основные пути повышения эффективности производства.
В заключительной части курсовой работы подводятся итоги исследования по рассматриваемой проблеме. Заключение должно быть кратким, конкретным и касаться только рассматриваемого круга вопросов. В заключении должен быть виден результат поставленной во введении и проанализированной в основной части задачи. Хорошо сформулированные заключения, т.е. выводы и предложения исследователя, позволяют судить, справился ли он с поставленной задачей.
Список литературы по соответствующей тематике, рекомендуемый руководителем курсовой работы, может быть использован по усмотрению автора, пополнен или сокращен. Он также является вспомогательным материалом при разработке темы курсовой работы.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 168.