Если вы не знаете, куда идете, значит, вы идете не туда.
Лоуренс Питер
Предприниматели хорошо умеют ставить перед собой цели. Они обязаны это делать, чтобы эффективно распределять свои ресурсы и направлять энергию. У компаний обычно имеется не только конкретная цель, но и стратегические планы, помогающие к ней приблизиться. Они сравнивают себя с конкурентами и оценивают рынки, на которых действуют. Эффективные компании задают для себя точные целевые уровни оборота, темпов роста, доходности и доли рынка. Руководители специально обсуждают эти вопросы, а затем фиксируют их в документе, планирующем дальнейшее развитие компании.
Если компания имеет четкие цели, это влияет на ее сотрудников и их работу. Они начинают по-другому относиться к своим обязанностям и принимать мелкие повседневные решения, которые обычно имеют наибольшую важность. Мы знаем, к чему стремимся, а значит, понимаем, что нужно сделать для этого за месяц, за неделю или за сегодня.
Когда в 1998 году Кьель Алмског занял пост исполнительного директора норвежской промышленной компании Kvaerner, он указал на необходимость сокращения расходов, и эта цель очень повлияла на поведение и отношение сотрудников компании.
На самом деле направление, в котором мыслят руководители и движется компания, оказывает гораздо большее влияние на сотрудников, чем нам представляется. Если менеджеры будут непрестанно повторять, что компании необходимо снизить расходы, в конце концов, это отразится на ее финансовом положении.
Большинство организаций действуют в условиях сильной конкуренции. Если компания хочет побеждать хотя бы в небольших стычках со своими соперниками по рынку, все сотрудники должны быть готовы внести вклад в общее дело. Если вы работаете в компании, считающей своим приоритетом сокращение издержек, вы неосознанно будете придерживаться этого же принципа во время переговоров с клиентами. В таких случаях, чтобы обойти конкурентов, нужно максимально сфокусироваться на своем подходе и мотивации. Принимая решения, корпорации вроде Kvaerner влияют и на своих клиентов.
Когда на работу в Kvaerner пришел Кьелль Инге Рокке, он хотел в первую очередь увеличить доходность. Такой подход, разумеется, вызывал у сотрудников и клиентов совершенно другие чувства. Он влиял на их настроение и действия на всех уровнях и во многих ситуациях.
Чем сильнее вы фокусируетесь на какой-то цели, тем больше можете из нее извлечь.
Компании должны ставить перед собой цели, чтобы выжить на рынке с высокой конкуренцией, а вот отдельные люди редко имеют подобные установки. Я с удивлением обнаружил, что многие спортсмены ставят перед собой плохие цели, если вообще их ставят. Мы очень редко смотрим на свою жизнь со стороны. У нас нет ни четких целей, ни, как следствие, стратегии. Нас просто несет по течению и иногда ударяет головой о камни. Мы вскрикиваем «Ой!» и продолжаем плавание, хотя ничто не мешает добраться до берега, взять ситуацию под контроль и выбрать более подходящий путь.
Если хотите попрактиковаться в постановке целей, попробуйте вообразить себя компанией. Выделите время для «встречи правления», сформулируйте свою миссию, цели и стратегический план. Гарантирую: результаты эксперимента вас поразят. Кроме того, напишите собственное заявление о планах и перспективах! Оно поможет установить для себя правильные цели и сделать необходимые шаги к их достижению.
Что такое хорошая цель
— Почему вы хотите подняться на Эверест? — Потому что он существует.
Знаменитый ответ альпиниста Джорджа Мэллори на вопрос журналиста New York Times
Хорошая цель определяется тем, как она на вас влияет. Любая мысль о цели или ее визуализация должны вызывать определенную реакцию. Цель — это доступный инструмент, который можно применять как для принятия мелких повседневных решений, так и для масштабных действий, имеющих серьезные последствия. Вы должны уметь быстро достать этот инструмент из своего мысленного рюкзака, если устали или запутались. Думая о своей цели, вы будете чаще принимать правильные решения. Если это не так, значит, вы поставили перед собой не ту цель. Достижение хорошей цели должно вызывать ощущение счастья, а каждый шаг на пути к ней должен быть связан с положительными эмоциями. Вот почему для того, чтобы стать лучшим, нужно любить свою работу. Достижение поставленной цели в вашей области компетенции обязано вызывать фантастические ощущения!
На пути к хорошей цели вас будут поджидать задачи и трудности, но по мере их разрешения чувство счастья будет нарастать. Если вы заранее осознаете, что путь к цели окажется не легкой прогулкой, а тернистой тропой, то сумеете найти правильный подход ко всем сложностям. Если же дорога к цели кажется слишком простой, значит, вы выбрали неподходящую цель. В чем заслуга того, кто достигает простой цели? В этом нет ничего необычного.
Наши мечты обычно расплывчаты и нереалистичны. Я ничего не имею против мечтаний. Они должны быть смелыми и большими, но при этом иметь связь с реальным жизненным опытом. Вы должны иметь возможность разделить их на несколько этапов и проанализировать свои действия на пути к их выполнению.
Но люди обычно так не делают.
Наши мечты остаются зыбкими призраками лучшей жизни. Когда-нибудь я стану лучше, научусь эффективнее управлять компанией, начну зарабатывать больше денег, стану чемпионом в своем виде спорта или буду проводить больше времени с семьей и друзьями. Но мечты редко превращаются в практические шаги (что я должен сделать, чтобы этого добиться?). С другой стороны, цель имеет четкий и конкретный характер. Кроме того, она должна быть очень крутой. Правильно поставленная цель дает заряд счастья. Вы не должны мечтать ни о чем, кроме нее. Цель становится эффективной только тогда, когда затрагивает ваши чувства. Она однозначна и непоколебима. Что-то щелкает у вас в мозгу, и весь процесс повседневного принятия решений изменяется.
Никогда не забуду, как однажды дал спортсмену из национальной сборной Норвегии задание найти для себя новую цель. Когда мы снова встретились, он был полон энтузиазма и счастливо улыбался.
«Знаете что, Бертран? Я выбрал новую цель! Я стану чемпионом мира в своем виде спорта. Я завоюю золотую олимпийскую медаль и войду в историю!» Он улыбался, говорил очень быстро и был заметно возбужден. По его словам, раньше он и подумать не мог о такой цели, предпочитая быть более осторожным в своих ожиданиях.
Но если вы хотите стать лучшим, осторожность только вредит! Мой клиент размышлял над своим заданием всего несколько дней, но цель уже начала оказывать влияние на его повседневные решения. Качество действий улучшилось на несколько процентов. Через шесть месяцев он неожиданно для всех выиграл чемпионат мира, а на следующих Олимпийских играх получил золото!
Менеджер, с которой я общался несколько лет назад, рассказала, что ставит перед собой много целей. Она хотела быть хорошей женой и матерью, заботиться о своем здоровье и хорошо выполнять свою работу. Самым важным в жизни для нее был баланс. Ей не хотелось добиваться чего-то большего ни в одной из областей своей деятельности. Она была всем довольна, вот только работа казалась ей немного однообразной. С другой стороны, она не хотела менять место работы, или трудиться больше, или вносить в свой график серьезные изменения. Проведя на этой должности несколько лет, она перестала чувствовать энтузиазм при выполнении своих обязанностей.
После нескольких сессий со мной женщина решила придерживаться своих целей, но добавить к ним еще одну: стать самым милым и позитивным сотрудником во всем офисе. Ей хотелось развиваться как личность, но она чувствовала себя слишком скромной и отстраненной. Формально она выполняла свои обязанности, но в душе ощущала, что способна на большее. Как менеджер офиса, она часто встречалась с топ-менеджерами корпорации. Теперь она понимала, что, если общаться с ними более позитивно и дружелюбно, она может влиять на судьбу всей своей компании. Женщина начала ощущать смысл и мотивацию в том, чтобы отдавать людям больше своего душевного тепла, улыбаться, делать комплименты, хвалить. Она начала со слов поддержки и одобрения тем коллегам, с которыми была знакома лучше всего. Теперь она чувствует себя в большей степени экстравертом — человеком, который вносит большой вклад в создание оптимистичной и позитивной культуры и атмосферы в компании.
Хороша только та цель, которая затрагивает ваши чувства.
Моя работа со спортсменами и менеджерами дает десятки примеров, подтверждающих это высказывание. Если они находят для себя что-то, достойное борьбы, о чем думают перед сном и первым делом вспоминают, проснувшись (а возможно, еще и видят в снах), то именно такая цель влияет на их внутреннюю мотивацию и помогает принимать лучшие решения.
Любому человеку очень важно найти что-то, к чему он будет стремиться и за что будет бороться вне зависимости от обстоятельств. После того как вы поставите перед собой правильную цель, принимать решения будет легко и весело. То, что раньше казалось мучительной обязанностью, превратится в приятное занятие.
На пути к вашей цели обязательно встретятся препятствия, с которыми нужно научиться бороться. Даже если в жизни наступила черная полоса и сейчас вы чувствуете себя плохо, этот опыт может оказаться полезным, потому что, какими бы тяжелыми ни были ваши обстоятельства, они все равно приближают к заветной цели. Если вы спросите по-настоящему успешного человека, как тот преодолевает трудности, он вряд ли поймет ваш вопрос.
Вряд ли Майклу Джордану кажется, что его жизнь трудна.
Вряд ли собственник крупнейшей компании в Норвегии жалуется, как сложно ему «тянуть лямку» на работе.
Вряд ли двукратный олимпийский чемпион и член сборной Норвегии по лыжному кроссу Петтер Нортуг-младший думает, как скучно бежать на лыжах по пустошам, пока все его друзья отдыхают на курортах.
Повторюсь: хорошие цели всегда сформулированы конкретно. Есть огромная разница между понятиями «разбогатеть» и «заработать миллион». Чем четче ваша цель, тем проще планировать движение к ней. Кроме того, формулировка цели должна содержать указание на время, в течение которого такая цель должна быть достигнута.
Что нужно сделать, чтобы заработать миллион? Или чтобы получать большее удовлетворение от работы?
Сделайте свою цель максимально четкой и конкретной. Было бы неплохо записать ее на бумаге — как будто подписать контракт с самим собой.
Некоторые думают, что наличие четко поставленной цели мешает им наслаждаться сегодняшним днем. На самом деле все ровно наоборот. Когда появляется цель, вы знаете, к чему стремиться, но также понимаете, как влияет на ее достижение то, что вы делаете здесь и сейчас. Благодаря этому вы начинаете ценить каждый день и каждое мгновение. «Мы создали бизнес, который разрастался в разных направлениях, но нам хотелось мыслить более масштабно. Бертран объяснил: я должен знать, куда иду, и уметь принимать последствия своих действий. Как только вы четко устанавливаете свою цель, тут же видите, что нужно сделать прямо сейчас, чтобы ее достичь. Вы не тратите время на ерунду. После того, как я осознал эту концепцию, тут же решил продать все, что мне было не нужно, и избавиться от сотрудников, не приносящих пользы. Мне требовалась новая команда, знающая свое дело».
Тронд Фригаард, владелец и менеджер Frigaard-group (норвежского ансамбля народного танца)
Если у вас есть хорошая цель, затрагивающая эмоции, каждая мысль о ней будет помогать принимать правильные решения. Для меня очевидно, что делать это куда проще, когда знаешь, за что сражаешься. После того, как вы попробуете применять методы целеполагания, ваша уверенность в себе начнет расти. Вы будете думать: «Я знаю, что все получится. Я знаю, что добьюсь своего».
Как определить хорошую цель
Когда мы с клиентами работаем над постановкой целей, я часто прошу их вспомнить самые счастливые моменты своей жизни. Бывали ли в прошлом ситуации, когда вы чувствовали себя на седьмом небе, а все вокруг казалось легким и приятным?
С большинством из нас случалось что-то подобное, и мы даже способны разложить свои счастливые мгновения на составляющие.
Были вы в этот момент одни или с кем-то?
Возможно, вы решили математическую задачу, над которой долго бились?
Или получили хороший отзыв?
Была ли это ситуация, в которой вы отточили какой-то навык, и если да, то какой?
Когда вас посещает ощущение, что время остановилось? Случалось ли вам забывать о времени, а затем, взглянув на часы, восклицать: «Неужто уже так поздно»?
Что заставляет вас забыть о себе самом?
Что увлекает или дается лучше всего?
Находитесь ли вы именно в том месте, в котором хочется? Мечтаете ли, чтобы с вами происходило больше хорошего?
Однажды мне удалось задать по-настоящему хороший вопрос: «Если бы вы встретили всемогущего бога и он сказал, что в следующие десять лет вы получите все, о чем мечтали, что бы вы стали делать дальше?»
Подобные риторические вопросы могут оказаться полезными, так как большая часть людей устанавливает для себя границы возможных достижений. Мозговой штурм без ограничений может стать отличным способом для определения подходящей вам цели. Если вы ответите, что хотели бы стать исполнительным директором крупной компании, это можно истолковать как стремление к власти, или желание руководить и мотивировать других, или что вы хотите изменить мир и оставить в нем свой след, или комбинацию из нескольких причин. Обнаружив у себя подобные мотивы, вы получите основание, на котором построите свою цель.
Очень важно, чтобы цель была реалистичной и соответствовала вашим возможностям. Но в самом начале процесса целеполагания не стоит об этом волноваться. Первоначальная цель может быть сколь угодно амбициозной. Удивительно, но в разговорах с клиентами я часто замечаю, что после некоторых размышлений даже самые масштабные цели перестают им казаться недостижимыми.
Хорошая цель должна быть непростой для достижения, потому что выполнение подобных задач приносит нам наибольшее удовлетворение. Когда теннисист говорит, что хочет попасть в топ-50 мирового рейтинга, он соглашается с тем, что еще 49 человек окажутся выше него. Но почему? Что у них получается лучше? Раз уж вы готовы попасть в национальную сборную по лыжному кроссу, почему бы не попробовать стать олимпийским чемпионом? Какая разница между исполнительным директором компании со штатом 50 человек или 50 000?
Многие норвежские спортсмены стремятся стать чемпионами мира. В этой среде принято ставить перед собой большие и дерзкие цели, а психологические тренинги оказались частью спорта задолго до того, как их начали применять в бизнесе. Возможно, поэтому лишь редкие менеджеры признаются, что хотели бы стать самыми известными руководителями в мире, и лишь некоторые компании стремятся к позициям лидеров на мировом рынке.
Но даже лучшие спортсмены могут развить способность к целеполаганию. Большинство медалистов чемпионата мира 2011 года в Хольменколлене наверняка заранее поставили перед собой цель оказаться на пьедестале. Спортивный менеджер Аге Скинстад, напротив, произнес в интервью журналистам норвежского канала NRK нечто совсем другое после того, как мужская сборная страны провалилась в зимнем сезоне 2011–2012 годов: «Само по себе членство в национальной сборной — уже сильный мотиватор. Для многих это становится главной целью (…) И это немного нервирует».
Самое главное — набраться смелости, чтобы мыслить масштабно. Можно по-разному относиться к Дональду Трампу, но в 80-х годах я прочитал его книгу «Искусство заключать сделки»7 и был совершенно поражен концепцией масштабного мышления. «Вы должны думать в любом случае, так почему же не мыслить масштабно?» — говорит Трамп. Масштабное мышление влияет на ваши действия, на повседневную жизнь. Еще раз посмотрите на свою цель со стороны. Если кто-то достигал ее до меня, то и у меня должно получиться! Один из самых уважаемых бизнес-менеджеров в Норвегии однажды сказал, что на мелкие решения порой уходит столько же времени и ресурсов, сколько и на масштабные. Большие проекты, генерирующие значительную прибыль и повышающие престиж компании, порой требуют меньшего внимания, чем мелкие задачи.
В школе десантников нас учили, что возможно все. Если вы слышите это выражение каждый день, начинаете совершенно иначе смотреть на препятствия и трудности. Хорошая цель имеет тот же самый эффект. Если вы осмеливаетесь ставить перед собой большие и дерзкие цели, они меняют ваше отношение к трудностям.
Я редко встречаю людей, сформулировавших свои цели на бумаге. Спортсменам составление таких списков обычно дается легко:
стать чемпионом мира / олимпийским чемпионом;
добиться определенного времени/высоты/длины/веса;
выйти в финал чемпионата;
стать членом национальной сборной;
идеально пробежать дистанцию.
Представителям бизнеса, по их же словам, целеполагание дается куда труднее, чем спортсменам. Я с этим не согласен. Да, цели бизнеса могут быть сложнее, но они относятся к компаниям с десятками, а то и тысячами сотрудников. Успешные компании всегда имеют четко поставленные цели. Когда мы с клиентами-менеджерами работаем над целеполаганием, часто оказывается, что их промежуточные цели связаны с долгосрочными целями их компаний. То есть менеджеры хотят направлять компанию туда, куда указывают ее руководители и правление. Но, помимо этого, они также должны иметь более глобальную цель, устанавливающую, как далеко они готовы вести компанию по указанному пути.
Помню несколько целей, которые мы сформулировали вместе.
Я хочу быть одним из самых уважаемых руководителей в мире.
Я хочу создать империю.
Я хочу в любое время направлять все усилия, чтобы достичь общей цели — сделать нашу компанию лучшим работодателем в Норвегии.
Я хочу стать бизнесменом, который направляет своих сотрудников и подогревает в них энтузиазм.
Я хочу развиваться как лидер и постоянно улучшать свои профессиональные навыки.
Я хочу стать самым противоречивым лидером во всей Норвегии. Люди будут любить меня и ненавидеть, но зато моя компания будет показывать наилучшие результаты.
Некоторым достаточно одной или двух краткосрочных целей. Другие предпочитают планировать свою жизнь на 10, 20, 30 лет вперед. Наилучший вариант — иметь и главные цели, и более мелкие задачи; и большую мечту, и этапы, на которые ее можно разделить.
Андре Агасси говорил, что, просыпаясь, он никогда не думает о Большом шлеме или серьезных соревнованиях. Вместо этого говорит себе: «Когда я вечером лягу в постель, буду гордиться собой». Он помнит об этой установке весь день, и в результате к вечеру ему действительно есть чем гордиться. В книге Ханса Олава Бреннера «О написании» (On Writing) Ларс Соби Кристенсен рассказывает, как пишет свои романы. Он говорит, что, когда работает над большим и сложным сюжетом, не пытается охватить его сразу целиком.
Это невозможно ни физически, ни эмоционально. Вот почему я всегда ставлю перед собой небольшие цели. Я не говорю себе, что сейчас нужно усесться за стол на три года и написать четыре сотни страниц. Это бы меня парализовало. Нет, вместо этого я говорю: «Сейчас главный герой просыпается, и я должен помочь ему выбрать одежду на день. Потом он спустится по лестнице и выйдет на улицу. Может быть, там он кого-нибудь встретит».
Главная цель Кристенсена — завершить роман, но на пути к этому он должен устанавливать для себя более мелкие цели и принимать небольшие, но важные решения, которые, в конце концов, повлияют на результат.
Хороший пример долгосрочной цели — стремление Бьорна Дэли стать лучшим в мире лыжником в кроссе по пересеченной местности. Подобные вещи не происходят быстро. Дэли составил себе план с некоторыми промежуточными целями, но внутренняя мотивация, которую дает главная цель, помогает придерживаться графика тренировок и концентрироваться на деталях.
Основатель Microsoft Билл Гейтс наверняка испытывал нечто похожее, произнося знаменитую фразу: «Если бы я знал, где находится финишная черта, думаете, не пересек бы ее много лет назад?»
Некоторые клиенты спрашивают меня: «Что я буду делать, когда достигну своей цели?»
«Поставите еще одну», — отвечаю я.
Лишь немногие люди сумели достичь больше целей, чем бессменный менеджер «Манчестер Юнайтед» сэр Алекс Фергюсон. Перед тем как поднять над головой девятый кубок Премьер-лиги, завоеванный его командой в 2007 году, он сказал: «Я очень жду следующего сезона. Нельзя останавливаться. Я мечтаю победить в Европе и снова побороться за титул в Лиге».
Вы можете спросить — есть ли какие-то минусы в постановке конкретных целей? Все зависит от того, кого вы спросите. Но если придете с этим вопросом ко мне, я отвечу «нет». А что насчет тяжелой работы? Разве выходить из своей зоны комфорта не очень болезненно? Разумеется, однако все зависит от вашего отношения. Когда я чувствую себя некомфортно, то понимаю, что все делаю правильно. Я бросаю себе вызов: сначала неудобство, потом боль. На каком-то этапе большинство людей сдаются, а я продолжаю идти вперед.
Хорошая цель заставляет чем-то жертвовать, сжигать мосты. Вы должны уметь принимать последствия своих действий. Если хотите стать лучшим юристом в стране, значит, должны выделить достаточно времени на профессиональное развитие. Это время нужно откуда-то взять — значит, придется отказаться от каких-то других занятий.
Когда ко мне приходят клиенты, желающие улучшить свои результаты, мы вместе начинаем искать «утечки энергии». Руководитель компании, постоянно чувствующий себя виноватым из-за того, что не проводит время со своими детьми, должен научиться либо принимать угрызения совести, либо распределять свое время.
Многих менеджеров мотивирует мысль, что однажды они получат должность, которая станет для них новым необычным опытом. Другие находят мотивацию в большой зарплате или смене работы, например в переводе на место руководителя международной компании. Чтобы поддерживать в жизни баланс, очень важно иметь несколько целей. Но те, кто умеют ставить перед собой цель на долгие годы вперед, должны быть готовы к жертвам. Честно признаюсь, меня восхищают люди, способные жертвовать чем-то ради своей цели. Помните, что цель не всегда означает радикальные изменения. Вы можете поставить себе цель стать лучше в той работе, которой сейчас занимаетесь.
Однажды я видел по телевизору интервью с успешным британским жокеем, который только что ушел из спорта. Ведущий спросил, в чем он видит плюсы завершения карьеры, и жокей ответил: «Наконец-то я смогу есть столько, сколько захочу». Он объяснил, что в скачках вес жокея — важнейший фактор, поэтому все годы профессиональной карьеры он практически голодал, не имея возможности есть то, что хочется. Это стало реальным только сейчас, много лет спустя.
Нередко люди говорят о своих мечтах или целях, но лишь некоторые из них готовы принимать последствия. Чем больше жертв вы приносите, тем сильнее подталкиваете себя вперед на пути к цели.
Если хотите стать успешным в сфере недвижимости, высшее образование не требуется. Но если установите для себя такую цель, бросите школу в 16 лет и пойдете в помощники риелтора, многие посчитают, что вы сжигаете большой и важный мост — возможность поступить в университет. С другой стороны, шансы когда-нибудь стать блестящим специалистом по недвижимости возрастают.
Предположим, вы работаете в компании валютным брокером. Вы мастер своего дела, и поэтому через какое-то время вам предлагают должность руководителя. Вы отказываетесь. Возможно, в будущем подобная возможность представится не скоро, но зато появляется больше шансов стать самым успешным брокером в своей компании. Или, предположим, вы спортсмен, который не хочет поступать в университет. Теперь вы находитесь в полной финансовой зависимости от спорта, а значит, чтобы добиться успеха, будете уделять ему больше внимания.
Любитель приключений может никогда не иметь жены или детей. Это жертва, на которую он идет, чтобы достичь своих целей.
Или все может происходить совершенно иначе. Предположим, вы на пике своей карьеры, занимаете хорошую должность в компании, но вдруг решаете все бросить и заняться искусством. Творчество становится новой целью, а работа и компания — мостом, который нужно сжечь, даже если вы понимаете, что после этого дороги назад не будет.
Люди, имеющие достаточно смелости, чтобы выбрать цель и полностью ей отдаться, значительно повышают свои шансы на успех. Хочу завершить эту главу примером, прекрасно иллюстрирующим это утверждение.
73-летний Элвин Рэй Стрейт из Айовы стал известным в 1994 году после того, как проехал почти 550 километров на газонокосилке, чтобы навестить в Висконсине своего брата, у которого случился инсульт. У Элвина было плохое зрение, поэтому незадолго до этого он лишился водительских прав. Единственным транспортным средством, которое ему разрешалось водить, была газонокосилка, двигавшаяся со скоростью 8 километров в час. Режиссер Дэвид Линч снял про Элвина фильм под названием «Простая история». По сюжету Элвин и его брат (в фильме его зовут Лайл) враждуют и много лет не разговаривают. Но, узнав, что Лайл болен и почти умирает, Элвин решается на путешествие на газонокосилке. Когда дочь ругает его за этот абсурдный план, Элвин просто отвечает:
— Я должен увидеть Лайла.
У Элвина Стрейта была цель, а единственным средством ее достичь была газонокосилка. И он принимает решение.
На своем пути герой встречает женщину, которая спрашивает:
— Элвин, вы не боитесь ехать в одиночку в другой штат на такой маленькой газонокосилке?
И Стрейт отвечает:
— Мэм, я пережил окопы Второй мировой. Чего мне бояться на кукурузном поле в Айове?
Самое необычное в Эрике то, что он заставляет клиентов полностью менять свое поведение, причем они даже не воспринимают это как жертву. Большинству людей изменения в поведении кажутся чем-то очень сложным, но Эрик заставляет их выглядеть позитивно. Ты не жертвуешь своей жизнью, чтобы стать кем-то другим. Ты просто прикладываешь чуть больше усилий, чувствуешь, что достиг успеха, и это тебя мотивирует.
Мне нравится, что у Эрика есть степень магистра бизнеса. Он понимает, как живут компании, и с ним можно обсуждать коммерческие, деловые вопросы. Кроме того, у него есть опыт работы с военными и спортсменами. Я бы скептически отнесся к коучу, который знаком только с одной из этих областей, но такое сочетание кажется мне уникальным.
В нашей работе важно уметь сделать над собой усилие. Большинство консультантов на этом этапе похожи друг на друга — у них сходный опыт и примерно одинаковое образование. Иногда разницу определяют лишь незаметные детали. Коуч вроде Эрика позволяет вам оставаться лучше подготовленным, поддерживать в себе более высокий уровень энергетики и тщательно продумывать действия.
Кроме того, важен и язык тела, и другие детали, которые в мире бизнеса считаются незначительными. Они составляют всего 5–10% от общего впечатления, но и эта доля порой важна. В моей работе нужно постоянно быть на высоте и выкладываться по полной. Мне кажется, что у нашего взаимодействия с Эриком есть неплохие перспективы.
Адам Икдал, глава Boston Consulting Group в Норвегии
Примите решение
Никто не смеет говорить тебе, что ты чего-то не можешь. Даже я. У тебя есть мечта, а мечту нужно защищать. Если люди сами чего-то не могут, они будут говорить тебе, что этого не можешь и ты. Если ты чего-то хочешь — иди и возьми это. Точка.
Крис Гарднер (Уилл Смит) своему сыну Кристоферу (из к/ф «В погоне за счастьем»)
К этому моменту вы уже научились смотреть на вещи со стороны, определили свои ценности и потребности, нашли подходящую цель и правильно ее сформулировали (желательно в письменной форме). Кроме того, вы задали себе вопрос: а что я теряю?
Следующий шаг — принять решение о том, чтобы начать двигаться к этой цели.
Откройте первую часть книги и еще раз перечитайте строки из стихотворения Роберта Фроста. Это очень известное стихотворение. Когда я прочел его впервые, показалось, что его суть в том, как важно выбрать правильный путь, по которому еще никто до тебя не прошел. И поэт действительно выбирает такую узкую дорогу. Однако название «Другая дорога» отсылает нас именно к тому пути, который герой стихотворения не выбирает. Теперь мне кажется, что Фрост призывал нас не выбрать правильную дорогу, а просто решиться на выбор.
Сюжет стихотворения таков. Поэт подходит к развилке двух дорог и принимает решение пойти по одной из них. Когда делаешь выбор, невозможно предсказать, что ждет тебя в конце пути. Эта неуверенность лежит в основе всего процесса принятия решений.
Выбор всегда связан с риском. Если бы кто-то пообещал вам подарить 100 миллионов долларов, чтобы вы открыли свое дело, у вас не было бы выбора. Но когда вы открываете компанию в реальной жизни, вы понимаете, что можете заработать 100 миллионов, а можете остаться ни с чем. Когда я решил пойти на курсы по подготовке десантников, никто не давал гарантий, что меня примут. Моими конкурентами были люди, которым этого хотелось так же сильно, как и мне. Но я понимал, что попытка — это уже неплохо.
После того как вы сделаете выбор, скорее всего, вы останетесь им довольны. По крайней мере, по прошествии нескольких лет жизни вы вряд ли станете о нем сожалеть. Люди устроены таким образом, что жалеют не о принятых решениях, а об упущенных возможностях.
Процесс принятия решения сложно описать, но у него есть несколько характеристик. Например, он начинается медленно, но постепенно набирает скорость.
В самом начале вы колеблетесь, но по мере роста уверенности верное решение становится все более ясным. Оно начинается со смутного ощущения, но затем растет, приобретает четкость и, наконец, завершенность. Любое решение означает перемену в жизни, поэтому оно кажется вам большим, страшным и одновременно освобождающим.
В книге «Прыжок» (Bounce) Мэттью Сида рассказывается история легендарного баскетболиста Шакила О’Нила. В 17 лет он услышал слова, которые, как он потом неоднократно заявлял, изменили его жизнь. В тот год он поехал в национальный лагерь для молодых баскетболистов. В своем городе он был лучшим, но в лагерь съехались отличные игроки со всей страны, и многие из них казались Шакилу более талантливыми. Впервые за все годы карьеры он засомневался, сможет ли выступать в NBA.
Вернувшись домой, Шакил рассказал матери о своих сомнениях. Та посоветовала не бросать спорт и продолжать усиленно тренироваться.
— Не сейчас, — ответил Шакил. — Может быть, позже.
— Позже у тебя может не быть такого шанса, — сказала ему мать.
Эти слова произвели на юного баскетболиста огромное впечатление. Он тут же решил сделать все возможное, чтобы попасть в NBA. И, как мы знаем, его ждал ошеломительный успех!
Как понять, что вы приняли решение? Мой опыт показывает, что решения — это всегда эмоциональные реакции, и чем сильнее ваши эмоции по этому поводу, тем больше вы можете быть уверены, что решение принято. Удивительно, но новые знания обычно никак на нас не влияют. Недостаточно просто осознавать, что лишний вес опасен для здоровья, а курение вызывает рак легких. Об этом знают все, но люди все равно продолжают курить. Можете прочитать в газете, как стать более прилежным студентом, или купить книгу, обучающую правильно руководить организацией, но этих сведений будет недостаточно, чтобы изменить жизнь.
Все большие решения и важные выборы связаны с эмоциями. Если вы решаете изучать какой-то предмет, этот выбор, скорее всего, будет продиктован чувствами. Если решаете сесть на диету, это тоже основывается на эмоциях. Если решаете сфокусироваться на работе с крупными клиентами, то потому, что вы устали много работать за низкую зарплату и хотите реализовать свой потенциал. Если решаете начать усиленные тренировки, вам просто надоело приходить к финишу четвертым или хочется снова ощутить сладкий вкус победы.
В лекциях я часто говорю, как человек может стать лучше и воплотить в жизнь свои мечты. Эмоции — важная часть этого процесса. Когда я встречаюсь с клиентами, мечтающими реализовать потенциал или улучшить результаты, я считаю своим долгом вызвать у них определенные эмоции.
Классический пример — руководители компаний, посещающие курсы менеджмента, чтобы лучше делать свою работу. После курсов они возвращаются в компанию и продолжают вести себя как раньше, потому что лекции никак не повлияли на них в эмоциональном плане. Мы не любим меняться. Изменения болезненны и содержат в себе элемент неуверенности. В нашей природе заложено желание сопротивляться изменениям, избегать их или откладывать. Единственный способ придать человеку нужный импульс, подталкивающий к изменениям, — апеллировать к его эмоциям.
Вам интересно, как я вызываю эмоции у клиентов? Все дело в том, что я сознательно их провоцирую.
И в спорте, и в бизнесе существует множество людей, которые так и не решились полностью посвятить себя своему делу и пойти за мечтой. Они просто надеются когда-нибудь достигнуть цели, а надежда — это самое худшее, что можно придумать в такой ситуации. Гораздо лучше решиться на что-то и сделать это. Если вы решились — значит, должны. Других вариантов нет.
Именно на такие решения я и провоцирую своих клиентов. Если клиент, помимо всего прочего, может сказать, почему стремится к той или иной цели, это значит, что мы добились прогресса. Такие заявления возможны лишь после того, как человек понимает: его жизнь не станет лучше, пока он что-то в ней не изменит.
Спортсмену я скажу: «Если вы продолжите делать то, чем занимаетесь сейчас, ваши результаты годами не сдвинутся с нынешнего уровня. Этого вы хотите? Или пора что-то поменять?»
С клиентом, который хочет сбросить вес, я буду разговаривать так: «Каким вы будете через пять лет, если продолжите есть, как сейчас? Вы наверняка наберете еще десять килограммов. Десять килограммов! Вы будете хуже себя чувствовать, у вас станет меньше энергии, и вы будете еще более несчастны, чем сейчас».
Большинство людей — лентяи. Они никогда не сворачивают с проторенного пути, хотя он может вести вовсе не туда, куда им хочется. В таком случае помогают провоцирующие вопросы. Как в твоей жизни сможет произойти что-то новое, если ты продолжишь жить, как жил? Ты что, хочешь работать менеджером среднего звена до конца своих дней? Это тебе и правда нужно?
Сорокалетним тоже когда-то было двадцать. Толстые люди тоже когда-то были худыми. Лентяи были активными, а отчаявшиеся — полными ожиданий. Но время идет, и вера в свой успех и мечты постепенно гаснет. Почти не замечая этого, вы создаете новое видение мира, в котором нет места некоторым целям и мечтам.
Многие начинают жить более размеренной жизнью после свадьбы, рождения детей или определенного возраста. Неужели о таком стиле жизни вы мечтали в студенчестве? В такое ли будущее вы верили в детстве? Куда девались ваше любопытство, дух приключений?
Какие чувства испытывает человек, понимающий, что предал свои мечты и цели и теперь уже слишком поздно к ним возвращаться? Это чувства горечи, отрешенности, отказа от реальности. Это жизнь, в которой нет ни одного хорошего дня. Горечь — наименее продуктивная из всех человеческих эмоций. Когда я говорю об этом клиентам, меня всегда веселят восклицающие: «Черт побери, я должен что-то срочно с этим делать!» Подобные аргументы вызывают в людях эмоции. Но если вас устраивает положение вещей, достучаться до ваших эмоций будет сложнее. Любые изменения будут ассоциироваться с затратами и жертвами. Однако опыт показывает, что большинство тех, кто решается на изменения, получают от них удовольствие. Спортсмены, полностью отдающиеся профессии, сильнее ощущают успех и придают своим достижениям больше смысла. А именно эти два ощущения,
Дата: 2016-10-02, просмотров: 266.