Сущность бухгалтерского учета, его историческая обусловленность.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сущность бухгалтерского учета, его историческая обусловленность.

Учет возник с появлением человеческой цивилизации тысячи лет назад (6000).

Примерно к концу 15 века сложились способы ведения бухгалтерского учета, основанные на методе двойной записи. С тех пор сохранились и используются в настоящее время многие термины бухгалтерского учета: баланс, калькуляция, дебет, кредит и т.д.

Одной из первых печатных книг по бухгалтерскому учету является «Трактат о счетах и записях» (1494г.), создателем которого является францисканский монах- математик Лука Пачоли. В трактате описана учетная процедура торговых операций с использованием метода двойной записи, смысл учетных записей.

В настоящее время, в условиях рынка, бухгалтерский учет называют языком бизнеса, ему отводят важную роль в управлении предприятием, фирмой, так как с его помощью формируется информация о финансово- хозяйственной деятельности.

Показатели финансовой отчетности используются для анализа результатов деятельности самим предприятием и сторонними пользователями: инвесторами, поставщиками, заказчиками, кредитными организациями, налоговыми службами, общественными и государственными организациями.

Документы бухгалтерского учета предоставляют количественную информацию финансового характера об экономических субъектах, которая необходима в принятии экономических решений и являются средством коммуникаций в бизнес- среде.

Современный бухгалтер- это член управленческой команды, является одновременно менеджером, финансовым аналитиком, экспертом. В сфере его интересов:

-договора;

-финансовые ресурсы предприятия;

-хозяйственные операции (их законность);

-финансовые риски;

-финансовые итоги;

-налоговые платежи и т.д.

В ходе реформирования, начатом с 1991 г., Минфину РФ и Правительству РФ необходимо было решить ряд проблем:

- сформировать национальную концепцию бухгалтерского учета с учетом особенностей культуры, национальных традиций, экономического состояния страны;

- законодательно оформить систему бухгалтерского учета и налогообложения;

- осуществить переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности.

В ходе реформирования были приняты ряд документов нормативно- законодательного регулирования бухгалтерского учета: в 1996г. был принят ФЗ «о бухгалтерском учете»; в 1997г. – «Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике РФ», создан Институт профессиональных бухгалтеров РФ (ИПБ РФ); за период 1999-2012г.г. принято более 24 стандартов бухгалтерского учета.

Система реформирования бухгалтерского учета в РФ продолжается и в настоящее время.

В условиях рынка возникает обобщенный (международный учет), каждая страна в его развитие вносит определенный вклад.

Вклад учетных школ разных стран в развитие международного учета

Учетная школа Вклад в развитие системы международного учета
1. Итальянская школа  
2. Французская школа  
3. Немецкая школа  
4. Англо-американская школа  
5. Российская школа Стремление к правовым аспектам. Русская бухгалтерия служила контрольным целям государства, подчиняясь принципам административного, финансового и гражданского права.

 

Вывод:

Каждая страна вносит свой вклад в общую систему бухгалтерского учета, постепенно складывается (формируется) международный опыт.

2. В условиях рынка происходит сближение национальных моделей учета (конвергенция) на базе требований к отчетности, составляемой на основе международных стандартов (МСФО).

3.Реализация требований МСФО происходит на основе ежегодно проводимых международных конгрессов и ассоциаций бухгалтеров и аудиторов разных стран.

 

Особенности реформирования российской системы бухгалтерского учета.

Показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности используются для анализа результатов деятельности самим предприятием и сторонними пользователями:

- инвесторами;

- поставщиками;

-заказчиками;

-кредитными организациями;

-налоговыми службами;

-статистическими управлениями;

-общественными и государственными организациями;

-аудиторскими фирмами.

Разные пользователи могут получить информацию о предприятии из одного источника- отчетности предприятия.

Главное изменение за прошедшее время в российском учете- ослабление нормативного регулирования и выработка профессионального суждения.

Организацию и ведение учета в РФ в настоящее время регулируют документы четырех уровней:

1 уровень > Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

2 уровень > Положения по бухгалтерскому учете (стандарты МСФО)

3 уровень > План счетов ФХД, инструкции, методические указания

4 уровень > Учетная политика предприятия.

С 1янв. 2013г нормативное регулирование российского бухгалтерского учета будет осуществляться на основе новой редакции ФЗ «О бухгалтерском учете».

В настоящее время Минфином РФ проводится пересмотр федеральных и отраслевых стандартов в соответствии с МСФО, а крупные предприятия РФ и холдинги составляют отчетность по двум правилам : по МСФО и российским стандартам.

 

Классификация балансов.

Существуют несколько видов балансов.

По времени составления различают: текущий, периодический, годовой, вступительный, ликвидационный, разделительный, объединительный.

Вступительный баланс составляется в момент регистрации предприятия, с него начинается ведение бухгалтерского учета. В нем регистрируется уставный капитал, имущественные обязательства учредителей или взносы.

Текущий баланс составляется периодически, раз в месяц.

Промежуточные балансы в РФ составляются по итоговым данным за квартал.

Санируемые балансы составляются по предприятию, находящемуся на пороге банкротства независимыми аудиторскими организациями с целью принятия решения (о банкротстве или отсрочке платежа).

Ликвидационные балансы составляются на этапе ликвидации предприятия, составляются неоднократно: на начало периода ликвидации, в ходе, на конец периода.

Разделительные балансы составляются в момент разделения предприятия.

Объединительные, консолидированные балансы составляются при объединении, при обобщении данных подчиненных подразделений (дочерних структур).

По объему информации различают: единичный баланс, сводный, сводно- консолидированный.

 

Пример.

Счет 91- активно- пассивный (прочие доходы и расходы):

91-1 - прочие доходы,

91-2 - прочие расходы,

91-9 - финансовый итог.

Задание.

Определить финансовый итог по прочим операциям (реализация основного средства), если:

- первоначальная стоимость основного средства -100 тыс. руб.;

- накопленная амортизация-50 тыс. руб.;

-остаточная стоимость основных средств – 50 тыс.руб.,

-оборудование реализовано (1 вар- за 70 тыс. руб., 2 вар- за 40 тыс. руб.).

Результат оформить методом двойной записи…

Форму ведения учета.

2.Рабочий план счетов.

Схему документооборота.

Методы ведения учета.

Без ознакомления с учетной политикой организации нельзя осуществить камеральную проверку, финансовый анализ, аудит предприятия. При проведении налогового и финансового контроля приказ об учетной политике является доказательным элементом.

Технический аспект учетной политики предполагает решение вопросов:

 

Пример приказа «Об учетной политике».

 

 

ПРИКАЗ № 20
Об учетной политике ООО «Альянс»
на 2012 год
     
Дата: 01.01.2012 г.    
     
ПРИКАЗЫВАЮ:    
     
1. Утвердить на 2012 год учетную политику ООО "Альянс" для целей бухгалтерского учета и налогообложения согласно приложению к настоящему приказу.
     
2. Положения учетной политики обязательны для исполнения всеми работниками ООО "Альянс", ответственными за ведение бухгалтерского и налогового учета, подготовку первичных документов.
     
3. Ответственность за организацию исполнения настоящего приказа возложить на главного бухгалтера ООО "Альянс".
     
Директор   / /
     
  Приложение к Приказу № 1
   
   
Учетная политика ООО "Альянс" на 2012 год
1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Положение учетной политики Выбранный вариант Основание
Организация ведения бухгалтерского учета Бухгалтерский учет организации ведет бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. п.2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Стоимостной лимит основных средств Не относятся к основным средствам и отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов активы стоимостью не более 40000 руб. п. 18 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. N 26н)
Способ начисления амортизационных отчислений по основным средствам · линейный способ (первоначальная стоимость умножить на норму амортизации). п. 18, 19 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. N 26н) п. 48 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н.)
Переоценка первоначальной стоимости основных средств . производится по решению организации не чаще одного раз в год (на начало отчетного года) путем прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. п. 14, 15 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. N 26н) п. 49 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н.)
Способ начисления амортизационных отчислений по нематериальным активам · линейный способ. п. 56 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н.) п. 29 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (утв. Приказом Минфина № 153н от 27.12.2007)  
Переоценка нематериальных активов · производится по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка этих нематериальных активов. п.17 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (утв. Приказом Минфина № 153н от 27.12.2007)  
Способ отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам · путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете (кроме организационных расходов и деловой репутации) (т. е. с использованием счета 05 "Амортизация нематериальных активов"). п. 21 и п. 31 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" (утв. Приказом Минфина N 91н от 16.10.2000)  
Оценка материально-производственных запасов организациями, осуществляющими торговую деятельность Затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу учитывать в себестоимости товаров. п. 6, 13 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утв. Приказом Минфина РФ от 09.062001 г. N 44н) п. 2.2. "Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки производства и обращения, и финансовых результатах на предприятиях торговли и общественного питания" (утв. Роскомторгом и Минфином 20.04.1995 года N 1-550/32-2)  
Оценка списания материально-производственных запасов (включая товары, кроме учитываемых по продажным ценам) · по средней себестоимости. п. 58, 60 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н.) п. 16 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утв. Приказом Минфина РФ от 09.062001 г. N 44н)  
Синтетический учет заготовления материалов · по фактической себестоимости заготовления. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н)  
Синтетический учет полуфабрикатов собственного производства · без использования счета 21 и отражением полуфабрикатов собственного производства в составе незавершенного производства на счете 20. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (пояснения к счету 21)  
  Списание затрат по ремонту основных средств · учитываются по счету 97 "Расходы будущих периодов" с равномерным отнесением на издержки производства и обращения в течении установленного предприятием срока. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (пояснения к счету 97)
  База распределения общепроизводственных расходов Общепроизводственные расходы распределяются между объектами калькулирования себестоимости пропорционально прямым статьям затрат. Отраслевые методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
  Списание общехозяйственных расходов · общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных ежемесячно списываются Д-т сч. 90 "Продажи". Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (пояснения к счету 26)
             

Методы начисления амортизации

Методы начисления Порядок определения
1. Линейный метод Исходя из первоначальной стоимости основных средств и нормы амортизации. Например: 30 тыс. руб.х 20%= 6 тыс. руб- за год; 6 тыс. руб./12-за месяц.
2.Способ уменьшаемого остатка Исходя из остаточной стоимости основных средств и нормы амортизации. Возможно использование ускоренной амортизации; при этом К =2.
3.По сумме чисел лет срока полезного использования Например: период полезного использования =5 годам. А) сумма чисел лет= 1+2+3+4+5=15; Б)списание стоимости основных средств по годам: 1-ый год-1/15; 2-ой год-2/15; 3-ий год-3/15; 4-ый год-4/15; 5-ый год-5/15. Возможно наоборот: 1-ый год-5/15 и т.д.
4.Пропорционально выполненному объему работ Объем работ данного периода/ Объем предполагаемый Х Первоначальная стоимость оборудования.

 

План счетов ФХД и Инструкция по учету.

Пример.

Получение материальных ценностей от поставщика : Дт10 Кт60,п

Расчет за полученные материальные ценности: Дт60 Кт51,п или

Дт60 Кт 60 «Векселя выданные».

Погашение векселя : Дт60 «Векселя выданные» Кт51, п +%.

 

Пример расчета

Амортизационная группа ОС Суммарная балансовая стоимость ОС, руб. Норма амортизации за месяц (%) Амортизация за месяц, руб.
Амортизационная группа (2) 8,8 15320,8
Амортизационная группа (3) 5,6 2366,0
Амортизационная группа (9) 0,8 19760,0
Итого   37446,8

 

Дт 04 Кт 08.

На счете 05- ведется учет начисленной амортизации по нематериальным активам, например:

Дт20 Кт 05. Дт44 Кт05. Дт26 Кт05.

Аналитический учет нематериальных активов рекомендуется вести по отдельным объектам, так, чтобы можно было получить представление о движении нематериальных активов (поступление, начисление амортизации, выбытие объекта).

На каждый объект составляется инвентарная карточка, которая содержит сведения: первоначальную стоимость, технико- экономические характеристики, период полезного использования.

Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока полезного использования.

Период полезного использования зависит от срока действия патента, лицензии (максимальный период полезного использования по н/активам -20 лет, но не более срока деятельности организации).

Организация может сама создавать нематериальный актив, например, базу данных, в данном случае первоначальная стоимость объекта определяется как сумма фактических затрат на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы»:

Дт 08 Кт 70, 69, 10, 02, 26, 76, 50 тыс. руб.

На счете 76 – учитываются патентные пошлины (за рассмотрение заявки организация –заявитель должна заплатить пошлину Роспатенту).

В течение срока действия патента, патентообладатель обязан в установленные сроки –один раз/ год, уплачивать патентному ведомству за поддержание патента в силе -пошлину, начиная с третьего года.

Принятие объекта к учету:

Дт04 Кт08, 50 тыс. руб.

Сущность бухгалтерского учета, его историческая обусловленность.

Учет возник с появлением человеческой цивилизации тысячи лет назад (6000).

Примерно к концу 15 века сложились способы ведения бухгалтерского учета, основанные на методе двойной записи. С тех пор сохранились и используются в настоящее время многие термины бухгалтерского учета: баланс, калькуляция, дебет, кредит и т.д.

Одной из первых печатных книг по бухгалтерскому учету является «Трактат о счетах и записях» (1494г.), создателем которого является францисканский монах- математик Лука Пачоли. В трактате описана учетная процедура торговых операций с использованием метода двойной записи, смысл учетных записей.

В настоящее время, в условиях рынка, бухгалтерский учет называют языком бизнеса, ему отводят важную роль в управлении предприятием, фирмой, так как с его помощью формируется информация о финансово- хозяйственной деятельности.

Показатели финансовой отчетности используются для анализа результатов деятельности самим предприятием и сторонними пользователями: инвесторами, поставщиками, заказчиками, кредитными организациями, налоговыми службами, общественными и государственными организациями.

Документы бухгалтерского учета предоставляют количественную информацию финансового характера об экономических субъектах, которая необходима в принятии экономических решений и являются средством коммуникаций в бизнес- среде.

Современный бухгалтер- это член управленческой команды, является одновременно менеджером, финансовым аналитиком, экспертом. В сфере его интересов:

-договора;

-финансовые ресурсы предприятия;

-хозяйственные операции (их законность);

-финансовые риски;

-финансовые итоги;

-налоговые платежи и т.д.

В ходе реформирования, начатом с 1991 г., Минфину РФ и Правительству РФ необходимо было решить ряд проблем:

- сформировать национальную концепцию бухгалтерского учета с учетом особенностей культуры, национальных традиций, экономического состояния страны;

- законодательно оформить систему бухгалтерского учета и налогообложения;

- осуществить переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности.

В ходе реформирования были приняты ряд документов нормативно- законодательного регулирования бухгалтерского учета: в 1996г. был принят ФЗ «о бухгалтерском учете»; в 1997г. – «Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике РФ», создан Институт профессиональных бухгалтеров РФ (ИПБ РФ); за период 1999-2012г.г. принято более 24 стандартов бухгалтерского учета.

Система реформирования бухгалтерского учета в РФ продолжается и в настоящее время.

В условиях рынка возникает обобщенный (международный учет), каждая страна в его развитие вносит определенный вклад.

Вклад учетных школ разных стран в развитие международного учета

Учетная школа Вклад в развитие системы международного учета
1. Итальянская школа  
2. Французская школа  
3. Немецкая школа  
4. Англо-американская школа  
5. Российская школа Стремление к правовым аспектам. Русская бухгалтерия служила контрольным целям государства, подчиняясь принципам административного, финансового и гражданского права.

 

Вывод:

Дата: 2016-09-30, просмотров: 247.