Огромное количество предприятий предпринимательского сектора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Несовершенная конкуренция

Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками несовершенной конкуренции являются:

· демпинговые цены

· ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

· замалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной конкуренции:

· неоправданный рост цен

· увеличение издержек производства и обращения

· замедление научно-технического прогресса

· снижение конкурентоспособности на мировых рынках

· падение эффективности экономики

32.

Предприятие (производственное) – специализированная единица, основанием которой является профессионально-организованный трудовой коллектив, с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителю продукцию (выполнить работы, оказывать услуги) соответствующего профиля, элемента.

Существуют различные факторы, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации:
- используемые ресурсы,
- отраслевая принадлежность.
- местоположение,
- размер предприятия,
- форма собственности,
- организационно-правовая форма,
В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:
- использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие),
- интенсивно использующие средства производства (фондоемкие),
- интенсивно использующие материалы (материалоемкие).
Для трудоемких предприятий характерна высокая доля затрат на оплату труда в совокупных издержках производства. Эти предприятия, как правило, имеют высокую степень разделения труда. Разделение труда имеет позитивные и негативные последствия:
Преимущества:
- Использование способностей сотрудников
- Рост производительности труда
- Увеличение дохода

Недостатки:
- Монотонная деятельность
- Отчужденность и потеря смысла
- Заболевания из-за односторонней загрузки
- Невысокая гибкость из-за узкой специализации
- Отсутствие интереса к результатам совместной деятельности

33. Предпринимательские способности (предпринимательство) можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.

В свою очередь, к предпринимателям относятся прежде всего владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих

Предприниматели создают в рыночной экономике сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли является безусловно определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.

В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимизация валовой выручки (продаж) при обеспечении удовлетворительного объема чистой выручки (прибыли); максимизация темпов роста валовой выручки (продаж); выход на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.

Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия.

Цикл жизни предприятия (фирмы) — это определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями (выход на рынок, рост, зрелость, упадок), каждая из которых характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли

Огромное количество предприятий предпринимательского сектора

Национального хозяйства для целей экономического анализа группируется по

Ряду признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам

Собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности,

Независимые фирмы, либо в виде объединений и их составных частей. К частным

Относятся и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала.

Производства (продаж).

Примеры постоянных затрат

  • Проценты по обязательствам во время нормальной деятельности предприятия и сохранения объёма заёмных средств за их использование должна уплачиваться определённая сумма вне зависимости от объёмов производства
  • Налоги на имущество предприятия, так как его величина достаточно стабильна, также являются в основном постоянными расходами
  • Амортизационные отчисления при линейном способе их начисления (равномерно на весь срок использования имущества) согласно выбраной учётной политике, которую, однако, можно менять

Переме́нные затраты (англ. variable costs) — виды расходов, величина которых изменяется пропорционально изменению объемов продукции

Примерами переменных затрат первой группы являются:

  • Расходы на сырьё и основные материалы;
  • Затраты на энергию, топливо;
  • Заработная плата рабочих, осуществляющих производство продукции, с начислениями на неё.

О́бщиеили валовые издержки — экономическая категория, являющая собой необходимые издержки для производства продукции, оказания услуг, выполнения работ, состоящая из суммы переменных затрат и постоянных затрат, необходимых для определенного объема выпуска продукции.

Обычно общие издержки возрастают по мере увеличения объема выпуска продукции (работ, услуг).

Другими словами,

Переменные затраты

  • Затраты на сырье и основные материалы;
  • Затраты на электроэнергию, топливо;

Постоянные затраты

  • Обязательства предприятий (проценты по займам и др.);
  • Налоги;
  • Амортизационные отчисления;

36. !! Состав (классификация) затрат предприятий и организаций на рабочую силу

 

Статистика затрат на рабочую силу является новым разделом отечественной статистики труда. Согласно международной стандартной классификации в составе затрат на рабочую силу выделяют 10 групп:

- первые четыре группы охватывают расходы на оплату труда, входящие в состав фонда заработной платы: оплату за отработанное время, оплату за неотработанное время, единовременные поощрительные выплаты, регулярные выплаты в натуральной форме (на питание, жилье, топливо);

- в 5-ю группу включаются расходы предприятия по содержанию жилья, принадлежащего предприятиям и организациям, стоимость жилья, переданного в собственность работникам, суммы, предоставляемые работникам для первоначального взноса либо погашения кредита на жилищное строительство и др.;

- в 6-ю группу включаются расходы на социальную защиту работников: обязательные отчисления в государственные социальные фонды; взносы в негосударственные пенсионные фонды; расходы, являющиеся частью выплат с оциального характера; расходы на с одержание медпунктов, профилакториев и др.;- в 7-ю групп входят расходы на профессиональное обучение: затраты на содержание и аренду учебных помещений, стипендии за счет средств организации работникам, направленным на

о бу ч е н и е , и д р у г и е р а с х од ы п о п од гот о в к е и переподготовке кадров;

- в 8-ю группу включаются расходы на культурно-бытовое обслуживание: расходы предприятия на проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий, экскурсий, выставок; расходы по содержанию столовых, библиотек, клубов, спортивных сооружений, дошкольных учреждений

и др.;

- в 9-ю группу входят прочие затраты, не отнесенные к

в ы ш е п е р еч и с л е н н ы м г р у п п а м , н о с в я з а н н ы е с использованием наемного труда: оплата проезда к месту работы или отдыха, стоимость выданной бесплатно форменной одежды и др.;

- в 10-ю группу включаются налоги, связанные с

и с п ол ь зо ва н и е м р а б оч е й с и л ы : н а л о г с с ум м ы превышения фактических расходов на оплату труда работников по сравнению с их нормируемой величиной, плата за привлечение иностранной силы и др.

Не включаются в затраты организаций на рабочую силу

 

37.

Амортизация основных фондов

Амортизация - процесс постепенного перенесения стоимости основных фондов по мере износа на производимую продукцию, превращения ее в денежную форму и накопления финансовых.

Амортизационный фонд - особый денежный резерв, предназначенный для воспроизводства основных фондов. Он является финансовым ресурсом для капитальных вложений. Амортизационный фонд предназначен для простого воспроизводства основных фондов, для замены изношенных средств новыми экземплярами, равными по стоимости.

Норма амортизации

Норма амортизации представляет собой отношение годовой суммы амортизации к первоначальной стоимости средства труда, выраженное в процентах. Расчет нормы амортизации (Н) производится по следующей формуле:

где Ф - первоначальная стоимость данного вида основных средств, руб.; Л- ликвидационная стоимость данного вида основных средств, руб.; Т- нормативный срок службы (амортизационный период), устанавливаемый государством, лет.

38.

Общественные блага - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

Чистое общественное благо - благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет.

Чистое частное благо - благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.

чистое частное благо приносит полезность только покупателю.

Чистые общественные блага имеют две основные особенности.

  1. Чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.
  2. Потребление чистых общественных благ не обладают исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления

«Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.

Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый - цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.

На рис. 49.1 и 49.2 изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.

Для чистого частного блага совокупный объем спроса при каждой возможной цене равен сумме индивидуальных объемов спроса:

Qd = Сум (qi)

где i = 1,..., N.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. Каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага.

Корректирующие субсидии

Корректирующие субсидии - это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такие субсидии предназначены для интернализации внешнего эффекта посредством оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его производства до эффективного уровня.

Если корректирующий налог увеличивает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к повышению цены, то корректирующая ссуда, увеличивая предельную индивидуальную полезность до уровня предельной общественной полезности, приводит к понижению цены.

Корректирующие налоги и субсидии могут быть использованы для достижения эффективности производства. И чтобы ввести эти налоги, требуется установить внешний эффект и определить предельные издержки третьих лиц, связанные с данным эффектом.

Потребительская экстерналия

— это внешний эффект, возникающий на основе необособляемых друг от друга прямой функциональной зависимости полезности от количества потребляемого блага для одного человека и обратной (прямой) функциональной зависимости для другого человека. Примером потребительской экстерналии является шумовое загрязнение, возникающее, при взлете и посадке самолетов

Технологическая экстерналия

— это внешний эффект, возникающий на основе существования технологической зависимости выпуска одного экономического агента от объема производимых товаров или услуг другого экономического агента. В качестве примера отрицательного технологического внешнего эффекта можно привести классическую ситуацию взаимодействия скотовода и фермера, в которой возникают потери обусловливаемые потравой скотом посевов.

Денежная экстерналия

— внешний эффект, возникающий вследствие влияния на величину дохода или издержек одного экономического агента объемов производства, ценовой политики, рекламы и других приемов конкуренции другого экономического агента. Образцом такого типа внешнего эффекта является ситуация, возникающая на рынке монополистической конкуренции, когда поведение одной фирмы негативно влияет на уровень среднего дохода и соответственно экономической прибыли другой фирмы.

41.

Капитал — это определенная сумма благ в виде материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в качестве ресурса в дальнейшем производстве. Поэтому капитал есть сумма так называемых капитальных благ, т.е. благ по производству других благ.

Распространены и более узкие определения. Согласно бухгалтерскому определению капиталом называются все активы (средства) фирмы. По экономическому определению капитал разделяется на реальный (физический, производственный), т.е. в форме средств производства, и денежный, т.е. в финансовой форме, а иногда выделяют еще и товарный капитал, т.е. капитал в форме товаров.

Реальный капитал делится на основной и оборотный капитал). К основному капиталу обычно относят имущество, служащее больше одного года. В России основной капитал называют основными фондами.

К реальному оборотному капиталу следует относить только материальные оборотные средства, т.е. производственные запасы, незавершенное производство, запасы готовой продукции и товары для перепродажи. Это экономическое определение оборотного капитала.

 


 

Рис. 17.1. Структура реального капитала

Нередко капитал делят по сферам его применения: производственный (промышленный), торговый, финансовый (ссудный) и т.д. Владельцы капитала получают доход от его использования. В случае со ссудным капиталом доход приобретает форму процента. В остальных случаях (это другие виды денежного капитала или же весь реальный капитал) доход приобретает форму прибыли. Она может быть в разных вариантах: прибыль фирмы, дивиденды владельца акций, роялти владельца интеллектуального капитала (например, собственника патента) и др.

42. !! Деньги – товар, который функционирует в качестве средства обращения, счетной единицы и средства сохранения стоимости. Деньги являются важнейшей макроэкономической категорией, позволяющей анализировать инфляционные процессы, циклические колебания, механизм достижения равновесия в экономике, согласованность товарного и денежного рынков и т.д.

Наиболее характерная черта денег – их высокая ликвидность. Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты:
М0 – наличные деньги;
М1 – М0 + расчетные, текущие и прочие счета, вклады в коммерческих банках, депозиты до востребования;
М2М1 + срочные вклады;
– М3М2 + депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

В настоящее время наиболее популярна количественная теория денег, возникшая в конце XVII – начале XVIII вв. Ее важнейшие положения сводятся к обоснованию зависимости количества денег в обращении от уровня цен на товары и услуги. На базе количественной теории денег возник монетаризм, Заимствовав у количественной теории ее центральную идею, монетаристы придали ей динамизм, применили для ее обоснования новейшие методы статистического анализа и преобразовали уравнение обмена

MV = PY,

где М – количество денег в обращении;
V – скорость обращения денег;
Р – уровень цен;
Y – реальный объем выпуска.

Функция спроса на деньги имеет вид

MD = f(y, r, h),

где у – номинальный доход от активов;
r – ожидаемая реальная ставка процента;
h – ожидаемый темп инфляции.

Предложение денег (MS)– это фактический объем денежной массы, обращающейся на рынке. Для обеспечения экономической стабильности важен постоянный контроль за количеством денег, пущенных в обращение.

В случае денежной эмиссии, например, при монетизации бюджетного дефицита, нередко возникает сеньораж – доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

Теория предпочтения ликвидности – кейнсианская теория спроса на деньги – выделяет 3 мотива, побуждающих людей хранить часть денег в виде наличности:
трансакционный мотив – потребность в наличности для текущих сделок;
мотив предосторожности – хранение наличности на случай непредвиденных расходов;
спекулятивный мотив – хранение наличности для получений будущих выгод.

Факторы спроса на деньги (LD):
– уровень дохода;
– скорость обращения денег;
– ставка процента.

В функции спроса на деньги используется номинальная ставка процента. Это ставка, назначаемая банками по кредитным операциям. Реальная ставкаотражает реальную покупательную способность дохода, полученного в виде процента.

Предложение денег (LS) включает в себя наличность (С) вне банковской системы и депозиты (D), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок.

Рис. 32.1. Краткосрочное равновесие на денежном рынке

Предложение денег контролируется Центральным банком и фиксировано на уровне . Уровень цен также стабилен. Тогда реальное предложение денег будет фиксировано на уровне / (рис.32.1).

Спрос на деньги рассматривается как убывающая функция ставки процента для заданного уровня дохода. В точке равновесия спрос на деньги равен их предложению. Подвижная процентная ставка удерживает денежный рынок в равновесии.

 

43.

1!!Происхождение слова

По самой распространённой версии, русское слово «деньги» (ед. ч., уст. «деньга») произошло от тюркского «теңге», или «деңге». В настоящее время тенге — денежная единица в Казахстане, а также разменная монета в Туркмении.

В "Хожении за три моря

" Афанасия Никитина (XV век) индийские и китайские деньги называются тенка, тенки, например, «а родится дитя бѣло, ино гостю пошлины 300 тенекъ», «Почка алмаза новой копи по пять кени, черного — по четыре—шесть кени, а белого алмаза — одна тенка». Российские деньги в том же источнике называются рублями.

2!!Деньги — специфический товар (вещь), который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Через деньги выражают стоимость других товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них.[1] Такая денежная оценка делает разнородные товары легко сопоставимыми при обмене. Однако не деньги делают товары соизмеримыми, а наоборот: именно потому, что все товары представляют собой овеществлённый человеческий труд и, следовательно, сами по себе соизмеримы по количеству затраченного труда, стоимость всех товаров измеряется одним и тем же специфическим товаром, превращая этот последний в общую для них меру стоимости, то есть в деньги.[2]

Обычно, деньгами становится товар с высокой ликвидностью, то есть тот товар, который легче всего обменять на другой товар. Помимо меры стоимости для других товаров, деньги являются средством обращения (посредником в процессе обмена). Кроме того, роль денег могут исполнять различные вещи, иные вещные права, обязательства и вещно-обязательственные комплексы.

В современных условиях в роли денег выступают не столько конкретные товары (например, золото или иные драгоценные металлы, из которых делаются инвестиционные монеты), сколько обязательства государства или центрального банка в форме банкнот. Самостоятельной стоимости такие деньги не имеют и являются эквивалентом лишь номинально. Государство обязывает граждан принимать банкноты и монеты в качестве законного средства платежа на данной территории.

 

3!!Основные функции денег

Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:

  • Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.
  • Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.
  • Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.
  • Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.

 

44.

Рисунок 1 - Элементы денежной системы

Как видно из рис. 1, первым основополагающим элементом денежной системы являются принципы организации системы.Под принципами принимаются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему.

По каким же принципам строится современная денежная сис­тема рыночного типа? Рассмотрим их:

§ Принцип централизованного управления денежной системой.Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели эко­номики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран.

§ Принцип прогнозного планирования денежного оборота.Он оз­начает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавлива­ются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как
прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться.

§ Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота.Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой — расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.

§ Принцип кредитного характера денежной эмиссии.6 соответ­ствии с этим принципом появление новых денежных знаков (без­наличных и наличных) в хозяйственном обороте возможно толь­ко в результате проведения банками кредитных операций

§ Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных зна­ков. Вусловиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-матери­альными ценностями, Золотом и другими драгоценными металлами, свободноконвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами.

§ Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны.Он связан с тем, что под­держание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка.

§ Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования.Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что централь­ный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определен­ное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценнос­ти, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации).

§ Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования.Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержа­ния устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достиг­нуть не удается.

§ Принцип надзора и контроля за денежным оборотом.Государ­ство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денеж­ным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потока­ми в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и со­блюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.

§ Принцип функционирования исключительно национальной ва­люты на территории страны.Законодательство страны предусма­тривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте.

 

 

Несовершенная конкуренция

Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками несовершенной конкуренции являются:

· демпинговые цены

· ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

· замалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной конкуренции:

· неоправданный рост цен

· увеличение издержек производства и обращения

· замедление научно-технического прогресса

· снижение конкурентоспособности на мировых рынках

· падение эффективности экономики

32.

Предприятие (производственное) – специализированная единица, основанием которой является профессионально-организованный трудовой коллектив, с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителю продукцию (выполнить работы, оказывать услуги) соответствующего профиля, элемента.

Существуют различные факторы, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации:
- используемые ресурсы,
- отраслевая принадлежность.
- местоположение,
- размер предприятия,
- форма собственности,
- организационно-правовая форма,
В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:
- использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие),
- интенсивно использующие средства производства (фондоемкие),
- интенсивно использующие материалы (материалоемкие).
Для трудоемких предприятий характерна высокая доля затрат на оплату труда в совокупных издержках производства. Эти предприятия, как правило, имеют высокую степень разделения труда. Разделение труда имеет позитивные и негативные последствия:
Преимущества:
- Использование способностей сотрудников
- Рост производительности труда
- Увеличение дохода

Недостатки:
- Монотонная деятельность
- Отчужденность и потеря смысла
- Заболевания из-за односторонней загрузки
- Невысокая гибкость из-за узкой специализации
- Отсутствие интереса к результатам совместной деятельности

33. Предпринимательские способности (предпринимательство) можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.

В свою очередь, к предпринимателям относятся прежде всего владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих

Предприниматели создают в рыночной экономике сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли является безусловно определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.

В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимизация валовой выручки (продаж) при обеспечении удовлетворительного объема чистой выручки (прибыли); максимизация темпов роста валовой выручки (продаж); выход на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.

Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия.

Цикл жизни предприятия (фирмы) — это определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями (выход на рынок, рост, зрелость, упадок), каждая из которых характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли

Огромное количество предприятий предпринимательского сектора

























































Дата: 2016-10-02, просмотров: 173.