Государство и рынок в современных условиях хозяйствования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задача формирования современной концепции социально-экономического развития России многогранна и подразумевает массу аспектов. Оценить современную ситуацию в российской экономике, определить систему целей и приоритетов ее будущего развития невозможно без учета общемировых социально-экономических тенденций и процессов, без учета специфики страны, ее положения в мировом экономическом сообществе.

Особенность современной экономики России связана с процессом становления новых условий хозяйствования, переходом к рынку. Необходимость перехода к рынку была продиктована теми негативными процессами и явлениями, которые были характерны для административно-командной экономической системы.

Командная экономика — это такая экономическая система, где большинство предприятий находится в государственной собственности, они осуществляют свою деятельность на основе государственного директивного (обязательного) планирования, то есть все вопросы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг контролируются государством.

В России дореформенного периода на долю государственной собственности приходилось примерно 90% основных производственных фондов, 80% занятых.

В годовых планах, которые спускались из Госплана в министерства, а затем на предприятия в качестве обязательных к выполнению, содержалось очень большое число показателей: объем производства продукции, фонд заработной платы, численность работников и т.д. (в начале 80-х годов число плановых показателей оценивалось в огромную величину — 2,7 — 3,6 млрд).

Кроме того, государством определялось, кому, в каком количестве, по каким ценам продавать произведенную предприятиями продукцию.

Монополизм и бюрократизация государственной собственности, государственное регулирование цен снижали экономические стимулы к труду, тормозили технический прогресс, порождали дефицит товаров. Эти факторы серьезно осложняли экономическое развитие страны. В 60-е годы начались серьезные сбои по выполнению государственных планов, в 70-е годы практически не наблюдалось роста производительности труда.

Одновременно с этим происходило падение жизненного уровня населения страны. В условиях дефицита товаров в 1977 году была введена распределительная система на некоторые виды продуктов питания, а также внутренняя распродажа товаров на предприятиях.

Вместе с тем, под влиянием внешнеэкономических факторов в экономике страны наблюдался значительный перевес отраслей, работающих на оборонный комплекс, что приводило к перераспределению ресурсов не в интересах повышения благосостояния населения.

Обострение экономических противоречий к началу 90-х годов свидетельствовало о необходимости экономических реформ. В сложившихся условиях встал вопрос о преобразовании государственной собственности путем приватизации в частную.

Цели приватизации — формирование широкого слоя частных собственников, повышение эффективности деятельности предприятий, демонополизация хозяйства, создание конкурентной среды и др.

Также были поставлены задачи обеспечения свободы ценообразования, взаимодействия спроса и предложения, устранения диспропорций в производстве.

К настоящему времени, в результате проведенных реформ, произошли важные изменения:

· преодолено тотальное огосударствление экономики и монопольное положение государства в организации экономической жизни общества;

· начали складываться конкурентные отношения между предприятиями в борьбе за рынок, за доступ к ресурсам;

· развивается инфраструктура рынка.

Однако реформы 90-х гг. сопровождались целым рядом негативных последствий:

· рост безработицы;

· разрушительные масштабы инфляции;

· резкое сокращение объемов производства во многих отраслях промышленности;

· дифференциация доходов населения, рост бедности;

· криминализация экономики.

Поиск направлений дальнейшего развития российской экономики требует серьезного переосмысления тех задач, которые были выдвинуты в качестве определяющих на начальном этапе переходных процессов.

Необходимо выработать национальную модель социально-ориентируемой экономики, которая создала бы действенные стимулы для экономического роста, обеспечила повышение уровня жизни населения, позволила занять нашей стране достойное место в мировом экономическом сообществе.

Финансовая стабилизация

 

Преобразование финансовой системы является важнейшим направлением экономических реформ в России.

В плановой экономике финансовыми ресурсами всех субъектов управляло государство, которое являлось их собственником. В процессе рыночных преобразований основная масса финансовых ресурсов перешла под контроль негосударственных структур.

В результате доля финансовых ресурсов, мобилизуемых и расходуемых государством, в ВВП резко уменьшилась. Сократились расходы государства на развитие отраслей народного хозяйства, а также государственные капитальные вложения и кредиты на техническое перевооружение этих отраслей.

Определяющими в финансовой системе являются доходные и расходные операции. С переходом к рыночным отношениям механизмы прямого контроля за формированием доходов и расходов были ликвидированы. В результате, на поступление доходов оказывают влияние такие факторы: инфляционные процессы, изменения валютного курса, взаимные неплатежи, спад производства, укрытие доходов от налогообложения.

В этой связи возникли два взаимоисключающих процесса.

С одной стороны, необходимы дополнительные финансовые средства для оживления производства, создания предпосылок экономического роста.

С другой — сужение налогового поля за счет спада производства не позволяет расширить финансовые возможности для поддержания промышленных предприятий, обновления технического уровня производства, создания новых рабочих мест.

Налоговая нагрузка на промышленные предприятия до последнего времени постоянно увеличивалась, что в сочетании с финансово-кредитным кризисом вело к дальнейшему спаду производства, к уходу предпринимателей в теневую экономику.

Для улучшения ситуации был предложен ряд мер:

· снижение налоговых ставок;

· упорядочение управления государственными финансами, отмена незаконно и необоснованно предоставляемых льгот в процессе предпринимательской деятельности;

· установление строгой ответственности за незаконный вывоз капитала за границу и уклонение от уплаты налогов;

· обеспечение необходимого уровня предложения кредитных ресурсов по доступным для производственной сферы процентным ставкам в целях восстановления оборотного капитала и максимально полного использования имеющегося производственного потенциала;

· устранение условий для перетока денежных средств в сферу краткосрочных финансовых спекуляций, не опосредованных расширением производства, что предполагает прекращение эмиссии государственных ценных бумаг с доходностью свыше среднего уровня рентабельности производственной сферы, пресечение любых финансовых пирамид;

· введение системы целевого регулирования денежных потоков, как косвенными (по отношению к коммерческим банкам), так и прямыми (по отношению к государственным кредитно-банковским учреждениям) методами, стимулирующими переток денежных ресурсов в производственный сектор;

· применение методов «оконного» кредитования по пониженным процентным ставкам отраслей с низким уровнем рентабельности за счет сложившихся ценовых диспропорций (сельское хозяйство и легкая промышленность, в которых низкая рентабельность обусловлена «ножницами цен», возникающими за счет монопольного ценообразования в смежных отраслях; инновационное, транспортное и наукоемкое машиностроение, где низкая рентабельность обусловлена длительным производственным циклом).

Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, прежде всего, рост цен на нефть, позволили увеличить доходную часть государственного бюджета и сводить его с профицитом (начиная с бюджета 2000 г. и включая бюджет на 2004 год).

В условиях острой нехватки финансовых ресурсов необходимо более взвешенно подходить к формированию расходных статей за счет имеющихся финансовых средств, сокращать необоснованные государственные расходы, повышать эффективность их использования.

Процесс финансовой стабилизации находит свое выражение, прежде всего, в преодолении гиперинфляции (1992—1993 гг.) и снижении индекса потребительских цен до 12%.

Обуздание инфляции сопровождалось стабилизацией валютного курса и снижением ставки процента за банковский кредит.

Удешевление кредита дает надежду на то, что промышленные предприятия начнут брать деньги в банках для осуществления производственных инвестиций.

Антиинфляционная политика осуществлялась как за счет сжатия денежной массы, так и за счет привязки рубля к доллару в рамках «валютного коридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 г. закона о Центральном банке России.

Согласно этому закону, ЦБ независим от исполнительной власти (правительству закрыт доступ к «печатному станку»).

Положительные результаты развития экономики и благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура способствовали в 2000—2001 гг. восстановлению структуры финансового рынка. Российский рынок ценных бумаг относится к развивающимся рынкам.

Формирование законодательной базы в части урегулирования проблем фондового рынка (в 1999 г. был принят закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг») способствовало расширению круга финансовых корпоративных инструментов.

Анализ ситуации на российском фондовом рынке позволяет говорить только о фрагментарной конкуренции.

Структура вторичного рынка акций представлена ценными бумагами эмитентов энергетической, топливной и телекоммуникационной отрасли. Практически отсутствуют ценные бумаги обрабатывающей отрасли.

Необходимо отметить, что без стабилизации финансового рынка невозможно вступление России на путь устойчивого экономического роста.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 162.