Предложение денег — это количество денег, которое предлагается в данный момент центральным и коммерческими банками на рынке.
Выделяют две основные формы предложения денег.
Первая — предложение собственно денег. В этом случае предложение денег связано с наличными деньгами и вкладами на текущих счетах.
Вторая — предложение почти денег, то есть денежных средств, выполняющих основные функции денег (денежные чеки, краткосрочные сберегательные и срочные вклады, краткосрочные государственные ценные бумаги и сберегательные облигации).
Спрос на деньги — это общее количество денег, которое домашние хозяйства, бизнес и правительство хотели бы иметь в своем распоряжении в данный момент в зависимости от имеющегося уровня доходов и ставки процента по неденежным активам.
В экономической теории сложилось два основных направления при изучении спроса на деньги: монетаристский и кейнсианский.
Монетаристская теория спроса на деньги основывается на неоклассических традициях. За основу спроса обычно принимают уже рассмотренное нами уравнение И. Фишера MV = PQ.
Основателем современного монетаризма считается американский экономист М. Фридмен.
Опираясь в своих рассуждениях на уравнение И. Фишера, М. Фридмен увязывает динамику денежной массы с номинальным ВНП. Он предложил новую интерпретацию количественной теории денег:
MV = PY, где Y — норма реального дохода; PY — фактически номинальный ВНП.
Следовательно:
М = ВНП/V.
Величина V является стабильной в краткосрочном периоде, поэтому фактор денег можно записать с определенным коэффициентом К, тогда:
МК = ВНП.
Для объяснения связи между денежной массой с ВНП М. Фридмен ввел категорию «портфель активов» — то есть совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивид.
Он отмечал, что каждый человек привыкает к определенному соотношению денег и других видов активов в своем «портфеле активов».
Исходя из этого, М. Фридмен предложил денежное правило сбалансированной долгосрочной монетарной политики, то есть поддержания обоснованного прироста денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмена:
, где
— среднегодовой темп прироста денежной массы,
— среднегодовой темп ожидаемой инфляции,
— среднегодовой темп прироста ВНП за длительный период.
Кейнсианская теория внесла новые аспекты в объяснение спроса на деньги.
В ней спрос на деньги — это предпочтение ликвидности. В работе «Общая теория занятости, процента и денег» Дж.М. Кейнс выдвинул три психологических мотива, которые побуждают людей хранить сбережения в денежной форме: трансакционный, предосторожности, спекулятивный.
Трансакционный мотив основан на хранении некоторой части своих активов в форме денег для использования их в качестве средства платежа.
Мотив предосторожности связан с хранением денег для удовлетворения непредвиденных потребностей в будущем в виде незапланированных расходов для приобретения вещей.
Спекулятивный мотив возникает из желания избежать будущих потерь, возникающих в результате неопределенности на финансовом рынке. Спекулятивный спрос, связанный с куплей-продажей ценных бумаг, определяется Кейнсом через норму процента. Это обусловлено тем, что курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален ссудному проценту.
Совокупный спрос на деньги определяется по формуле:
Md = M1 + M2 = L1(Y) + L2(i),
где Md — совокупный спрос на деньги;
M1 — операционный спрос, который учитывает трансакционный мотив и мотив предосторожности;
M2 — спекулятивный спрос;
L1, L2-функции ликвидности;
i — норма процента.
Спрос и предложение денег определяется состоянием денежного рынка. Равенство спроса на деньги и предложения денег свидетельствует о равновесии на денежном рынке. Точка Е на рисунке, находящаяся на пересечении кривых спроса МD и предложения MS денег, определяет цену равновесия на денежном рынке.
Цена равновесия — это равновесная ставка процента или «цена денег». Подвижная ставка процента удерживает в равновесии денежный рынок. Корректировка ситуации с целью достижения равновесия возможна потому, что экономические агенты меняют структуру своих активов в зависимости oт движения процентной ставки.
Уменьшение предложения денег (MS1), создает их временную нехватку на денежном рынке. В этом случае экономические агенты, стремясь увеличить количество денег, выбрасывают на рынок облигации, тем самым, увеличивая их предложение.
Это ведет к снижению цены облигации и увеличению процентной станки. Чем выше процентная ставка (rE ), тем меньше денег люди хотят иметь на руках. Следовательно, количество предложенных и количество требуемых денег будут снова равными (точка Е) при более высокой процентной ставке.
Рост предложения денег (MS2 ) создает временный их избыток, в результате которого увеличивается спрос на облигации и цена на них становится выше. Процентная ставка падает ( ) и на денежном рынке восстанавливается равновесие (точка E2 ).
Дата: 2016-10-02, просмотров: 196.