Предположим, что производственная функция состоит не из одного, а из двух переменных факторов, а объем производства является величиной постоянной.
Изокванта, или кривая постоянного (равного) продукта — кривая, представляющая множество комбинаций факторов производства, обеспечивающих одинаковый выпуск продукции.
Изокванта обладает следующими свойствами:
сама форма изокванты отражает возможности замещения факторов производства, т.е. пределы возможных комбинаций факторов;
изокванта показывает максимальные значения выпуска для каждой отдельной комбинации факторов;
изокванта имеет отрицательный наклон. Это означает, что для увеличения использования одного фактора производства необходимо сократить использование другого фактора;
изокванта выпукла относительно начала координат. Наклон изокванты (угловой коэффициент изокванты) показывает, как происходит техническое замещение одного ресурса (капитала) другим (трудом).
Поэтому абсолютное значение этого коэффициента характеризует предельную норму технического (или технологического) замещения — MRTS.
Совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенных сочетаний ресурсов, называется картой изоквант. Они не пересекаются друг с другом.
Изокванта, лежащая выше и правее другой, представляет собой больший объем выпускаемой продукции.
Изокванты показывают гибкость принимаемых фирмами решений по производству. Фирмы могут добиться определенного объема выпуска, используя различные сочетания производственных факторов. При этом выбираются такие комбинации, которые минимизируют издержки и максимизируют прибыль.
Анализ с помощью изоквант имеет для производителя очевидные недостатки, так как использует только натуральные показатели затрат ресурсов и выпуска продукции.
Максимизировать выпуск при данных издержках позволяет прямая равных издержек, или изокоста. Изокоста описывает все возможные комбинации факторов производства, которые дадут один и тот же уровень издержек.
Поскольку каждая точка изокосты отражает одинаковые по величине издержки, то наклон изокосты будет равен соотношению цен факторов, взятому с обратным знаком «минус»: (-) PL / PK или (-) w/r.
Равновесие производителя. Задача производителя состоит в том, чтобы выбрать такую комбинацию факторов, которая обеспечила бы производство необходимого объема выпуска с наименьшими издержками. Поскольку наклон изокосты показывает соотношение цен факторов производства при данном уровне издержек, а наклон изокванты указывает на соотношение предельных продуктов факторов, минимальные издержки для данного объема производства достигаются при равенстве наклона изокосты и изокванты, т.е. в точке их касания. Касание изокванты с изокостой определяет положение равновесия производителя, поскольку позволяет достичь максимального объема производства при имеющихся ограниченных средствах, которые можно затратить на покупку ресурсов.
Эффект масштаба производства. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность не только комбинировать факторы производства, но и изменять количество применяемых факторов, т.е. изменять масштабы производства. При этом изменение факторов в одной и той же пропорции может привести к различным результатам.
Эффект масштаба — это соотношение между относительным изменением объема выпуска и относительным изменением затрат факторов производства. Карта изоквант может выражать различную отдачу производства от масштаба. Если расстояния между изоквантами уменьшаются, это свидетельствует о том, что существует положительный эффект масштаба, т.е. увеличение выпуска достигается при относительном сокращении использования ресурсов.
Если расстояния между изоквантами увеличиваются, это свидетельствует об отрицательном эффекте масштаба.
В случае, когда увеличение производства требует пропорционального увеличения ресурсов, говорят о нулевом эффекте масштаба — расстояния между изоквантами не меняются.
Законов, регулирующих направленность действия эффекта масштаба, не существует, и определить характер эффекта масштаба можно только путем эмпирических наблюдений.
В этой связи в качестве факторов, способствующих росту отдачи от масштаба, можно выделить следующие: рост производительности из-за более глубокого разделения труда; большие возможности применения новых технологий и техники; более полная загрузка мощностей; использование высококвалифицированной рабочей силы; специализация в управлении.
В качестве факторов, снижающих эффект масштаба, следует выделить такие факторы, как нарастание трудностей управления и координации; рост транспортных расходов и затрат по сбыту; рост административных расходов; большая вероятность возникновения узких мест и аварийности.
Поскольку характер и длительность действия эффекта масштаба обусловлена особенностями технологии, то для каждой отрасли будет характерен свой оптимальный масштаб производства.
В случае возрастающей экономии от масштаба фирме необходимо наращивать объем производства, так как это приводит к относительной экономии имеющихся ресурсов. Убывающая экономия от масштаба свидетельствует о том, что минимально эффективный размер предприятия уже достигнут и дальнейшее наращивание производства нецелесообразно. Тем самым анализ выпуска с помощью изоквант позволяет определить техническую эффективность производства.
9. Издержки производства и доход фирмы
Дата: 2016-10-02, просмотров: 289.