Рынок и механизм его функционирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вместе с развитием товарного хозяйства развивался рынок.

В обыденной жизни под рынком понимается место, где происходит обмен товаров, их купля-продажа. Однако, рынок сложное и многогранное понятие.

В наиболее общей трактовке он представляет тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, основанный на конкурентных началах, при котором обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.

Экономика, где рыночные отношения являются всеохватывающими и господствующими, называется рыночной.

Основные свойства экономики рыночного типа:

распространение рыночных отношений во все сферы хозяйственной деятельности;

охват рынком всех регионов страны.

Субъекты (участники) рынка:

домохозяйства — собственники средств производства, потребители благ, получатели дохода;

фирмы (предприятия) используют факторы производства, производят блага, получают доход;

государство имеет политическую и юридическую власть, осуществляет контроль над хозяйствующими субъектами и рынком.

Объекты рынка — товары и деньги.

Товары становятся все разнообразнее по видам и потребительским свойствам.

Характер субъектов и объектов рынка, их сочетание определяют конкретно-историческое содержание и особенности рынка.

Важнейшими сущностными характеристиками рынка являются:

свобода хозяйственной деятельности;

свобода ценообразования;

личный экономический интерес;

высокая мобильность факторов производства;

полная ответственность за результаты деятельности;

ограниченная роль государства в хозяйственной жизни общества.

Рынок выполняет многообразные функции. В них раскрывается его содержание и роль в экономической системе.

Информационная функция рынка дает продавцам и покупателям информацию о движении цен, количестве и качестве товаров и услуг, соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях рыночной деятельности.

Посредническая функция сводит продавцов и покупателей, позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности.

Ценообразующая функция. На рынок поступают товары с различными потребительскими свойствами и затраченным на них трудом. Здесь происходит согласование цены, т.е. производитель согласен продать товар по цене, которая покрывает затраты и обеспечивает прибыль, а потребитель согласен по данной цене купить товар, если он соответствует его потребности.

Регулирующая функция. Через спрос и предложение, колебания цен, конкуренцию рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, способствует установлению равновесия в экономике.

Стимулирующая функция. Он побуждает ускорять научно-технический прогресс, снижать затраты и повышать качество товаров и услуг.

Санирующая функция. Малоэффективные, устаревшие предприятия разоряются, терпят банкротство.

Современный рынок характеризуется сложной структурой и развитой инфраструктурой.

Под структурой рынка понимается внутреннее строение, расположение, порядок его отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме. Отдельные рынки, выделенные на основе различных признаков, образуют рыночную систему.

Рынок можно классифицировать:

по объектам рыночного обмена — товарный (потребительских товаров, услуг, средств производства, рабочей силы, информации) и денежный (денег, ценных бумаг, валюты);

по организации рыночного обмена — оптовый, розничный;

по формам собственности — частный, кооперативный, государственный;

по отраслям — текстильный, автомобильный, сельскохозяйственный и другие;

по видам конкуренции — рынок совершенной и несовершенной конкуренции;

по правовому положению — легальный, «теневой», криминальный;

по географическому положению — местный, региональный, национальный, мировой.

Для нормального функционирования рынка необходимы организационно-экономические условия, то есть инфраструктура. Она представляет собой комплекс организаций, учреждений, правил, положений, действующих в пределах особых рынков и обеспечивающих нормальный режим их функционирования.

К инфраструктуре рынков относятся биржи, торговые дома, магазины, склады, ярмарки, аукционы, банки, страховые компании, фонды, консалтинговые фирмы, торгово-промышленные палаты, службы занятости, информационные центры, аудиторские фирмы, рекламные агентства и т.д.

Какие рычаги приводят рыночный механизм в действие?

Основными элементами рынка являются спрос, предложение, конкуренция, свободное ценообразование.

Они приводят рыночный механизм в действие, осуществляют координацию деятельности между производителями и потребителями

Достоинство рынка в том, что это саморегулирующаяся система. Его отличает гибкость, способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Через него реализуется принцип свободы предпринимательской деятельности. Рыночный механизм позволяет выявлять и удовлетворять разнообразные потребности людей, повышать качество товаров и услуг, эффективно использовать ресурсы и достижения научно-технического прогресса.

Рынок решает многие проблемы, но не все. Рыночный механизм саморегулирования не исключает стихийности экономических процессов, кризисов.

Рынок не решает социальных проблем, не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного пользования, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, развитию фундаментальных научных исследований. Поэтому в современной экономике механизм рыночного саморегулирования дополняется корпоративным, государственным и межгосударственным регулированием.

Сегодня рыночная экономика существует практически во всех странах мира. Но при этом имеется множество ее национальных моделей. Это связано с особенностями исторического развития, размерами территории и географическим положением страны, численностью населения и его национальной психологией, традициями народов, достигнутым уровнем развития экономики, социально-политической сферы, культуры и т.д.

Среди национальных моделей наиболее типичными являются американская, шведская, немецкая, китайская, японская.

России предстоит разработать свою модель, ориентируясь на мировой опыт и национальные особенности развития.

 

Раздел II. Микроэкономика

Микроэкономика — особый раздел экономической теории, в котором изучаются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, функционирование отдельных рынков и взаимодействие между ними. Микроэкономика объясняет, какие экономические процессы происходят на низовом уровне, как и почему принимаются решения отдельными участниками рынка.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 166.