Теория международной торговли, в частности, теория сравнительных преимуществ, основы которой были заложены А.Смитом и Д.Рикардо утверждает, что в результате развития внешнеторговых отношений все участвующие в них страны получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния.
Абсолютным преимуществом обладает страна, где есть такой товар, который она может производить на единицу затрат в большем количестве, чем другие страны. Преимущества могут порождаться особыми климатическими условиями или наличием природных ресурсов, а также развитием технологии, квалификацией работников, совершенствованием организации производства и пр.
Различие в относительных ценах на одни и те же товары в разных странах является следствием различий в обеспеченности факторами производства. Это различие и порождает сравнительные преимущества. Если разница в относительных ценах выше затрат на транспортировку товаров из страны в страну, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли. Торговля взаимовыгодна, если цена товара на внешнем рынке выше, чем внутренняя цена равновесия на тот же товар в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере.
Разработка теория сравнительных преимуществ была продолжена в теореме Хекшера-Олина о «выравнивании цен на факторы производства». Ее суть в том, что национальные производственные различия определяются, с одной стороны, разной наделенностью факторами производства, а с другой, разной внутренней потребностью в тех или иных товарах.
П.Самуэльсон и В.Столпер расширили теорему Хекшера-Олина своей формулировкой. В случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами.
В концепции Смита-Рикардо с дополнениями Хекшера-Олина и Самуэльсона-Столпера торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, с помощью которого можно сократить разрыв в уровне развития между странами.
Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в работах В.Леонтьева, который показал в соответствии с теоремой Хекшера-Олина, что в послевоенный период американский экспорт по сравнению с импортом более трудоемкий и менее капиталоемкий. Этот вывод получил название «парадокс Леонтьева», т.к. противоречил общему мнению об экономике США, которая всегда характеризовалась избытком капитала. Леонтьев дал объяснение этому противоречию, выдвинув гипотезу о том, что в любой комбинации с данным количеством капитала один человеко-год американского труда равен трем человеко-годам иностранного труда.
В итоге теория сравнительных преимуществ стала включать такие понятия как технический прогресс и неравномерности его распределения, внутрифирменная экономия средств, межстрановая разница в зарплате и др.
Инструменты торговой политики.
Государство должно учитывать тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей. Поэтому внешнеторговая политика по-прежнему остается одним из основных направлений государственного регулирования экономики.
Инструменты, используемые государством для регулирования международной торговли, можно разделить на тарифные и нетарифные.
Тариф (таможенная пошлина) на импорт – это государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.
Таможенный тариф на импорт вводится в интересах отечественных производителей товаров, конкурирующих с импортом. С одной стороны, они могут расширить продажи, т.к. подорожание импортных товаров смещает спрос потребителей в сторону отечественной продукции. С другой – отечественные производители могут также повысить цены и получить дополнительный выигрыш.
Нетарифные ограничения внешней торговли представляются квотами, лицензиями, субсидиями, товарным демпингом и пр.
Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем лицензирования импорта или экспорта ограниченного объема продукции и одновременно запрещения нелицензированной торговли.
Товарный демпинг – это вывоз продукции за границу по ценам, значительно более низким, чем цены внутри данной страны или на мировом рынке, для устранения конкурентов и захвата внешних рынков.
Внешнеторговая политика.
Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли.
Протекционизм – это тип внешнеторговой политики, направленной на защиту отечественного производства, способного заменить импортные товары.
Она проводится путем ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, количественно регламентируется импорт, используются дискриминационные качественные стандарты и другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местным производством.
Оборотная сторона протекционизма проявляется в завышенном уровне цен на товары, защищенные высокими пошлинами; ослаблении стимулов к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции; усилении нелегального ввоза товаров. Ответные меры иностранных торговых партнеров отрицательно сказываются на возможностях экспорта и могут нанести национальному хозяйству ущерб.
Свобода торговли – внешнеторговая политика, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают количественных или иных ограничений на внешнеторговый оборот.
Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. Отечественные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на всемирный рынок.
Гибкая внешнеторговая политика избирательно использует методы протекционизма и свободной торговли. Это обеспечивает благоприятные условия в экономических связях с другими странами, когда заключаются торговые сделки со взаимными обязательствами в области внешнеторговой политики.
Агрессивная внешнеторговая политика проводится сильными в экономическом отношении государствами. Часто она преследует не только экономические цели, но используется для вмешательства во внутренние дела других государств как орудие давления для достижения политических и военно-стратегических целей. При этом вводятся различные меры торговой дискриминации, односторонних запретов, ограничительных условий в области, как импорта, так и экспорта, транспортных перевозок, внешнеторгового кредита.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 212.