I. ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО И
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

(ЭКОНОМИКА)

Часть III

Макроэкономика

Учебно-практическое пособие

для студентов всех специальностей

И всех форм обучения

 

 

www.msta.ru

Москва – 2007

 

 

Экономическая теория (Экономика). Ч. III. Макроэкономика. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. / Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Ответственный за выпуск - доц. Кравченко Н.А. М., МГУТУ, 2007г. 101 с.

 

В пособии рассматриваются экономические отношения, которые в своей совокупности определяют производство в масштабах общества в целом, в рамках государства, то есть на уровне макроэкономики. Основное внимание уделено таким понятиям, как богатство и доход нации, равновесие в экономике, макроэкономическая нестабильность, фискальная и кредитно-денежная политика, темпы и факторы экономического роста, структура и пропорции общественного производства.

 

Рецензент: доктор экономических наук, профессор Щербаков В.Н.

 

Ó Московский государственный университет технологий и управления,

кафедра гуманитарных и социально-экономических наук, 2007

109004, Москва, Земляной вал, 73.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Стр.
Введение
I. Общественное воспроизводство и основные макроэкономические показатели
II. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция
III. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель АД-АS)
IV. Потребление, сбережения и инвестиции в национальной экономике. Теория мультипликатора
V. Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег, равновесие на денежном рынке
VI. Банковская система. Кредитно-денежная политика
VII. Рынок ценных бумаг и его регулирование
VIII. Бюджет, налоги и фискальная политика
IX. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства
X. Теории экономического роста и экономического цикла
XI. Международные экономические отношения

 

ВВЕДЕНИЕ

«Макроэкономика» - это раздел экономической теории, который призван выяснить, как функционирует экономическая система в целом. Приставка «макро-», означающая «большой», показывает, что уровень макроэкономического анализа относится либо к экономике как целому, либо к таким составляющим ее основным подразделениям (агрегатам), как правительственный, частный сектор и т.д. Агрегат – это совокупность специфических экономических единиц, которые рассматриваются так, как если бы они составляли одну единицу. Изучая агрегаты, макроэкономика стремится нарисовать общую картину (общую схему) структуры экономики и связей между крупномасштабными ее подразделениями. Как защитить экономику от вредных влияний общего роста цен (инфляции), как обеспечить пути улучшения условий жизни, как проводить правительству эффективную политику в области налогов, расходов, бюджетных дефицитов, финансовой системы – это все важнейшие проблемы макроэкономики.

Каждая тема курса включает в себя изложение теоретических положений, вопросы для самоконтроля и задания, контрольные тесты, которые позволяют установить, в какой мере достигнуты учебные цели.

 


I. ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО И

ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Расчёт ВНП по расходам.

Чтобы измерить ВНП по расходам, необходимо суммировать все расходы на создание конечного продукта или услуги, и ознакомиться с терминами и их значениями, которые используются для расчёта национального дохода (НД).

Личные потребительские расходы (ЛПР) включают расходы домашних хозяйств на предметы потребления длительного пользования (автомобили, холодильники и пр.), на товары текущего потребления (хлеб, рубашки, зубная паста и пр.), а также на услуги (врачей, юристов, парикмахеров и др.)

Валовые частные внутренние инвестиции (ВЧВИ) включают:

Ø все конечные покупки машин и оборудования предпринимателями;

Ø всё строительство;

Ø изменение запасов (является «непотреблённым продуктом»).

Государственные закупки товаров и услуг (ГЗТУ) включают все государственные расходы, в том числе федеральные и местных органов власти, на конечную продукцию предприятий и на все прямые покупки ресурсов, в особенности рабочей силы. Однако, из данной статьи расходов исключаются все государственные трансфертные платежи, поскольку они не отражают увеличения текущего производства, являясь простой передачей государственных доходов.

Чистый экспорт (ЧЭ) представляет собой величину, на которую зарубежные расходы на отечественные товары и услуги превышают национальные затраты на иностранные товары и услуги.

Четыре категории вышеизложенных расходов включают все возможные типы расходов. С их помощью измеряется рыночная стоимость годового производства.

ВНП = ЛПР + ГЗТИ + ВЧВИ + ЧЭ.

Расчёт ВНП по доходам.

Существует два вида распределения средств, не связанных с выплатой доходов: отчисления на потребление капитала (амортизация) и косвенные налоги на бизнес.

Амортизация – ежегодные отчисления, которые показывают объём капитала, потреблённого в ходе производства в отдельные годы. Она отражается в бухгалтерской записи, предназначенной для точного отчёта о прибыли и, следовательно, о валовом доходе компании в каждом году. Разница между валовыми и чистыми инвестициями равна амортизационным отчислениям.

Для точного расчёта величины прибыли и валового дохода в экономике необходимо учесть в валовых доходах предпринимательского сектора гигантские амортизационные отчисления. Они представляют собой отчисления на покупку инвестиционных товаров, потреблённых в процессе производства ВНП данного года. Т.о. часть доходов предпринимательского сектора не может использоваться для расчётов с поставщиками ресурсов. Часть этих расходов – а именно часть стоимости производства – представляет собой издержки производства, снижающие прибыль компаний. Амортизация не является прибавкой к чьему-либо доходу. Отчисления на восстановление потреблённого капитала – это часть ВНП данного года, которая должна быть отложена для замещения в будущем машин и оборудования, потреблённых в процессе производства.

Косвенные налоги на бизнес – другой вид издержек, не связанный с выплатой дохода. Они возникают в связи с взиманием государством налогов (акцизы, налоги на имущество, лицензионные платежи и пр.) Косвенные налоги перекладываются на потребителей через цены на товары и отражаются в части стоимости годового производства. Эта часть стоимости национального производства не выступает в виде заработной платы, арендной платы, процента, либо прибыли.

При расчёте национального дохода необходима более детальная классификация вознаграждения за труд и прибыли, чем вышеизложенная.

Вознаграждение за труд наёмных работников – самая крупная категория дохода. Она также включает множество дополнений к заработной плате: взносы предпринимателей на социальное страхование и в разнообразные фонды (пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и помощи в случае безработицы и пр.). Они представляют собой часть издержек предпринимателей, связанных с наймом рабочей силы и рассматриваются как компонент общих затрат компании на выплату заработной платы.

Рентные платежи представляют собой доходы, получаемые домовладельцами, которые обеспечивают экономику ресурсами собственности.

Процент относится к выплатам денежного дохода частного бизнеса поставщикам денежного капитала.

Доходы от собственности распадается на два вида счетов.

Ø Прибыли корпораций используются тремя способами. Во-первых, определённую часть получает правительство в виде налогов на прибыль корпораций.Во-вторых, часть оставшихся прибылей корпораций выплачивается акционерам в виде дивидендов.Подобные платежи направляются в руки семей и отдельных индивидов, которые, в конечном счёте, являются собственниками всех корпораций. В-третьих, то, что остаётся после уплаты подоходных налогов и дивидендов, называется нераспределёнными прибылями корпораций,которые наряду с отчислениями на восстановление потреблённого капитала инвестируются либо сразу, либо в будущем на создание новых заводов и покупку оборудования. Тем самым увеличиваются реальные активы инвестирующего бизнеса.

Ø Доход некорпоративного предпринимательского сектора представляет собой чистый доход предприятий, находящихся в индивидуальной собственности, а также партнёров и кооперативов.

Национальный доход (НД).

Для определения показателя общего объёма заработной платы, рентных платежей, процента и прибылей, полученных в ходе производства объёма ВНП данного года, необходимо вычесть из ЧНП косвенные налоги на бизнес. Полученный таким образом показатель называется НД. С точки зрения поставщиков ресурсов, он является измерителем доходов, которые они получили от участия в текущем производстве. С точки зрения компаний, НД является измерителем цен факторов производства или ресурсов: НД отражает рыночные цены экономических ресурсов, которые пошли на создание объёма производства данного года.

Личный доход (ЛД).

ЛД (полученный доход) и НД (заработанный доход) отличаются друг от друга. Часть заработанного трудом дохода – взносы на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций и нераспределённые прибыли корпораций – фактически не попадает в домохозяйство. Напротив, часть дохода домохозяйств, например, трансфертные платежи – не являются результатом труда.

  – взносы на – налоги – нераспределённые + трансфертные платежи
ЛД = НД социальное на прибыль прибыли
  страхование корпораций корпораций

Личный располагаемый доход (ЛРД).

Доход, находящийся в личном распоряжении, представляет собой личный доход за вычетом индивидуальных налогов. Индивиды и семьи направляют находящиеся в их распоряжении доходы на потребление и сбережения.

Номинальный и реальный ВНП.

Поскольку ВНП представляет собой рыночную (денежную) стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых в течение года, денежные показатели используются в качестве наиболее распространённых при сведении к единому основанию разнородных компонентов общего объёма производства. Стоимость объёмов производства разных лет (ВНП) может быть сопоставима только в том случае, если стоимость денежной единицы не изменяется.

Уровень цен выражается в виде индекса цен. Индекс цен измеряется в процентном отношении совокупной цены определённого набора товаров и услуг («рыночной корзины») для данного временного периода и совокупной цены идентичного либо сходного набора товаров и услуг в базовом периоде. Набор индексов цен для различных лет позволяет сравнивать уровни цен в различные годы. Повышение индекса цен в данном году по сравнению с предыдущим годом указывает на инфляцию; уменьшение уровня цен указывает на дефляцию.

Статистическая информация разных лет дает показатели ВНП, выраженные в ценах, существующих на момент времени, когда этот объём был произведён. Нельзя точно сказать, в какой мере увеличение ВНП в каком-либо году вызвано изменениями объёма производства, а в какой мере – колебаниями цен.

Необходимо скорректировать денежный (временной, количественный) показатель так, чтобы он в точности отражал изменения физического объёма, или количества единиц, продукции, а не колебания цен. Для этого сокращают показатель физического объёма ВНП с учётом растущих цен и, наоборот, повышают его, когда цены падают. Указанные корректировки дают представление о ВНП для разных лет при предположении, что цены неизменны.

Номинальный ВНП показывает рыночную стоимость объема продукции каждого года, измеренную в текущих ценах (без учёта уровня цен).

Реальный ВНП показывает рыночную стоимость объёма продукции каждого года, измеренную в постоянных ценах.

Дефлятор ВНП представляет собой индекс цен, связанный с корректировкой денежного или номинального объёма ВНП с учётом изменения цен.

Экономическое благосостояние (ЭБ).

ВНП дает реальное представление о материальном благосостоянии, но он далёк от того, чтобы охарактеризовать благосостояние общества. Существует ряд показателей, которые не включаются в ВНП, а относятся к ЭБ.

Ø Нерыночные операции (работа плотника по ремонту своего дома, учёного, который пишет неоплачиваемую научную статью, работа домохозяйки). Они не находят отражения в отчётах компаний, касающихся прибылей и убытков, а поэтому не учитываются при расчётах НД, что занижает.

Ø Выпуск продукции на душу населения по многим причинам является наиболее обоснованной характеристикой экономического благосостояния. Поскольку ВНП является измерителем объёма совокупного выпуска продукции, при его расчёте могут быть упущены из виду или представлены в искажённой форме сдвиги в уровне жизни семей и отдельных индивидов в экономической системе (например, не учитывается рост населения).

Ø Свободное время (оплачиваемые отпуска и праздничные дни, отпуска без содержания и пр.) Возросший объём свободного времени оказал положительное воздействие на благосостояние.

Ø Улучшенные качественные характеристики продукции. В той мере, в которой за определенный срок повышается качество продукции, в той же мере показатель ВНП недоучитывает рост нашего материального благосостояния.

Ø Состав и распределение совокупного выпуска продукции отражает экономическое благосостояние.

 

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Сущность общественного воспроизводства.  
2. Понятие макроэкономики.  
3. Система национальных счетов.  
4. Индекс потребительских цен.  
5. Национальное богатство.  
6. Промежуточная продукция.  
   
Задания. Тесты. Ответы.
1. Что изучает макроэкономика:  
а) крупное предприятие;  
б) крупную фирму;  
в) национальное хозяйство в целом;  
г) крупный банк.  
2. Личные потребительские расходы – это:  
а) потребительские расходы домашних хозяйств;  
б) расходы домашних хозяйств на предметы длительного пользования, товары текущего потребления, услуги;  
в) расходы на потребление определённого человека.  
3. Чистый экспорт – это:  
а) сумма всего экспорта страны за один год;  
б) сумма всего экспорта страны за один месяц;  
в) разность между иностранными расходами на отечественные товары и услуги и отечественными затратами на иностранные товары и услуги.  
4. Амортизация – это:  
а) отчисления на потребление капитала;  
б) доходы домохозяйств, которые обеспечивают экономику ресурсами собственности;  
в) доходы от собственности.  

II. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ:

Технологические циклы.

Особое место в разработке теории цикличности принадлежит Николаю Дмитриевичу Кондратьеву. Признанием этого факта можно считать то, что длинные волны называют его именем во всем мире. Мировую известность принес ему доклад «Большие циклы конъюнктуры» в 1928г.

Н. Кондратьев рассмотрел и прокомментировал три большие волны, охватившие развитые европейские страны в период с 1789г. по 1920г. В числе показателей конъюнктуры, исследованных им, - индексы цен государственных бумаг, номинальная заработная плата, внешнеторговый оборот, добыча угля, золота, выплавка чугуна и т.д.

Согласно разработанной им концепции длинных волн развитие экономики не сводится только к среднесрочным и краткосрочным циклам. Кондратьев доказал, что существует более продолжительный цикл, который охватывает от 45 до 60 лет. Ученый пришел к выводу о наличии долгосрочного механизма, обуславливающего периодическое обновление хозяйственной системы. При этом обновляется технологическая база, производственный аппарат, перестраивается хозяйственный механизм, изменяется организационная структура.

По мнению Н.Д. Кондратьева большие циклы рождаются вместе с серьезными новшествами в экономической жизни общества (внедрению крупных изобретений, появление на мировом рынке новой группы стран и т.д.) или после них. При этом «подъем» волны обычно сопровождается особенно большим числом войн и всякого рода политических потрясений, включая революции, а период спада больших циклов сопровождается длительными депрессиями сельского хозяйства; кроме того фазы больших циклов влияют существенным образом на глубину и продолжительность среднесрочных торгово-промышленных циклов. Реальной же материальной основой «длинных волн» является то, как меняются в странах технологические уклады. Стимулом для подъема новой волны служат выдающиеся научно-технические открытия, качественно меняющие условия жизни людей, обновления основного капитала.

Виды инфляции.

Существует несколько классификаций инфляции по различным признакам. С точки зрения проявления различают открытую и скрытую инфляцию.

Открытая инфляция присуща странам с рыночной или смешанной экономикой. Такая инфляция выражается открытым ростом цен на различные товары или услуги. Это происходит из-за несоответствия спроса и предложения. Изменения цен служат сигналом для производителей и покупателей, показывающим наиболее выгодные сферы вложения капиталов.

Скрытая или подавленная инфляция характерна для стран с командно-административной экономикой. В таких странах доходы и цены указывает государство. Внешне цены остаются неизменными многие годы, но зачастую качество товаров по неизменным ценам снижается. Но это только одно из проявлений инфляции. Другое проявление лучше рассмотреть на способности приобрести товары на выплачиваемые государством доходы. Эпоха всеобщего дефицита в социалистических странах вынуждала получателей доходов увеличивать долю своих сбережений, т.к. часть доходов просто не на что было тратить. Так или иначе, но покупательная способность денежных знаков снижалась, а это дает нам право говорить о существовании инфляции.

Инфляцию можно классифицировать по темпам роста уровня цен.

Ползучая или умеренная инфляция присуща практически всем экономически развитым странам. Темп роста не превышает 10% в год. Такая инфляция уже стала привычной и не вызывает сильного беспокойства.

Галопирующая инфляция – темп роста до 200-300% в год. При таком росте цен, общество старается материализовать какую - то часть своих накоплений на руках. Договора между партнерами составляются с поправкой на инфляцию. Такой рост цен уже требует вмешательства со стороны государства.

Гиперинфляция – очень высокий рост цен. Он может достигать до 50% каждый месяц достаточно длительный период времени и 500-1000% в год, а иногда и выше. При таком росте цен полностью теряется смысл что-либо производить. Деньги, вернувшиеся на предприятие в виде выручки, успевают обесцениться. Они не только не в состоянии принести какую-то прибыль, но и не способны оправдать издержки на производство проданной продукции. Единственный способ выжить в таких условиях – это перейти к безденежным бартерным сделкам. Такая ситуация разрушит все прежние хозяйственные связи и парализует всю экономическую деятельность в стране. Естественно, в такой ситуации требуется немедленные действия со стороны государства.

Кроме перечисленных видов инфляцию можно поделить на сбалансированную и несбалансированную.

Сбалансированная инфляция характеризуется тем, что цены на различные группы товаров растут примерно одинаковыми темпами. В этом случае инфляция не очень опасна для бизнеса, т.к. выручка от проданной предприятием подорожавшей продукции оправдывает затраты на подорожавшие ресурсы.

Несбалансированная инфляция приводит к другой ситуации. Цены на товары разных категорий растут неравномерно. Хуже всего для бизнеса, когда цены на сырье растут быстрее, чем на готовые товары – производство не оправдывает себя.

Факторы совокупного спроса.

В макроэкономическом анализе рассматриваются суммированные (агрегированные) величины. Если при изучении индивидуальных рынков мы рассматривали спрос на какой-то конкретный товар, то сейчас изучаем общий спрос на все виды товаров и услуг, производимых национальной экономикой. Ранее мы узнали, что такая совокупная товарная масса называется ВНП и измеряется она не в натуральных единицах, а в стоимостном выражении.

Совокупный спрос (aggregate demand) – это реальный объем национального производства (ВНП), который готовы приобрести внутренние и внешние потребители, фирмы и государство при любом возможном уровне цен в стране. Совокупный спрос графически можно изобразить в виде кривой (рис.3.1).

 

При прочих равных условиях чем выше уровень цен в стране, тем меньше реальный объем ВНП, который будет приобретен покупателями.

Такая закономерность объясняется следующими ценовыми факторами.

Эффект богатства. Если в стране растет уровень цен, т.е. существует инфляция, то финансовые накопления общества с фиксированной денежной стоимостью обесцениваются. Общество становиться относительно беднее и сокращает объем своих покупок. И наоборот если уровень цен в стране снижается, то общество становиться богаче и объем ВНП, приобретаемый покупателями, увеличивается.

Эффект процентной ставки. При повышении уровня цен в стране коммерческие банки поднимают процентные ставки, чтобы оправдать свои ссуды. Высокие процентные ставки снижают интерес потенциальных заемщиков. Предприниматели отказываясь от кредитов снижают спрос на инвестиционные товары. Домохозяйства отказываются от части крупных покупок в данный момент, не желая выплачивать высокий процент за ссуды. И то и другое сокращает величину совокупного спроса.

Эффект импортных закупок. Если уровень цен на отечественные товары увеличивается, покупатели постараются заменить подорожавшие отечественные товары более дешевыми импортными.

Ценовые факторы объясняют нисходящую таректорию кривой совокупного спроса и под их воздействие величина совокупного спроса может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от уровня цен. Графически это выражается смещением точки вдоль кривой (рис.3.2).

Однако кроме ценовых факторов совокупного спроса существуют и неценовые факторы или детерминанты. Под их воздействием совокупный спрос изменится при всех возможных уровнях цен. На графике это будет выглядеть как смещение всей кривой AD вправо либо влево (рис.3.3).

 

 

Детерминанты совокупного спроса.

Изменения потребительских расходов. Потребительские расходы могут меняться в зависимости от благосостояния потребителей, от их ожиданий, от уровня задолженности потребителей и от величины личных налогов.

Изменения инвестиционных расходов. Желание предпринимателей приобретать инвестиционные товары зависит от ожидаемых прибылей от инвестиций, величины налогового бремени на бизнес, от совершенства технологий, от наличия избыточных мощностей на предприятиях и от процентной ставки в банках. На последнем факторе стоит заострить внимание. Здесь имеется в виду не эффект процентной ставки, когда ставки менялись из-за изменения уровня цен в стране (мы рассматривали этот ценовой фактор выше), а изменение процентных ставок в банках, при неизменном уровне цен в стране, допустим, вследствие изменения объема денежной массы.

Изменения государственных расходов. Правительство может изменять объем расходов на приобретение товаров и услуг. Расширение государственных программ увеличит совокупный спрос, а их сокращение уменьшит его.

Изменения расходов на чистый экспорт. Желание иностранцев приобретать наши товары зависит от их дохода и от валютных курсов.

Увеличение любой группы расходов приведет к смещению AD вправо, а сокращение сместит кривую влево.

Изменение в равновесии.

Согласно кейнсианской теории, макроэкономическое равновесие может возникнуть на любом участке кривой совокупного предложения. Точка пересечения кривых АD и AS определяет равновесный уровень цен и равновесный объем реального ВНП.

Изменение равновесного состояния может произойти под воздействием детерминант совокупного спроса или совокупного предложения. Графически это будет выглядеть как смещение кривых АD или AS. Последствия изменений совокупного спроса будут зависеть от того, на каком участке кривой совокупного предложения это произойдет рис. (3.9).

Если смещение кривой АD произойдет на горизонтальном участке AS, то это приведет к изменению объема ВНП от Q1 до Q2 (рис. 3.9-а), но не повлияет на уровень цен в стране. Он останется на уровне Р1.

Если кривая совокупного спроса будет смещаться на промежуточном отрезке (рис. 3.9-б), то будет изменяться как реальный ВНП от Q3 до Q4, так и уровень цен от Р3 до Р4.

Если смещение кривой совокупного спроса произойдет на вертикальном отрезке кривой совокупного предложения (рис. 3.9-в), то будет меняться только уровень цен от Р5 до Р6, а реальный ВНП останется на уровне Q5.

Подчеркнем, что увеличение совокупного спроса на промежуточном и классическом отрезках приведет к инфляции спроса.

Эффект храповика.

В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

ТЕОРИЯ МУЛЬТИПЛИКАТОРА.

Согласно кейсианской теории, количество произведенных товаров и услуг и соответственно уровень занятости в современной экономике находятся в прямой зависимости от уровня общих, или совокупных, расходов. Понятие «совокупные расходы» отражает взаимосвязь реального объема производства и дохода. Это в корне отличается от макромодели, рассмотренной в предыдущей теме: в ней совокупный спрос отражал взаимосвязь реального объема производства и уровня цен. В последующих темах мы приведем в соответствие эти модели. Из четырех компонентов совокупных расходов в данной теме будут рассмотрены два – потребление и инвестиции.

Потребление и сбережения.

Потребление – главный компонент совокупных расходов. Под потреблением (С) понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода. Экономисты определяют личные сбережения (S) как ту часть дохода после уплаты налогов (Y), которая не потребляется.

Y = C + S

При рассмотрении факторов, определяющих потребление, мы одновременно изучаем факторы, определяющие сбережения. Экономическое значение сбережений заключается в их отношении к инвестициям.

Существует много факторов, влияющих на уровень потребительских расходов, но самым важным является доход. А поскольку сбережения – это непотребляемая часть дохода, то доход представляет основной фактор, определяющий и сбережения. Исследованиями установлено, что потребление движется в том же направлении, что и доход. Однако потребление зависит не только от дохода, но и от так называемой, предельной склонностью к потреблению.

Под средней склонностью к потреблению (АРС) понимается «психологический фактор», отражающий желание людей покупать потребительские товары. АРС рассчитывается как доля данного общего дохода в процентах, которая идет на потребление. Та доля общего дохода, которая идет на сбережения, называется средней склонностью к сбережению (АРS). То есть:

;

Доход после уплаты налогов либо потребляется, либо сберегается. Поэтому сумма потребляемой и сберегаемой частей должна поглотить всю величины дохода, т.е. АРС+АРS=1.

То, что домохозяйства потребляют определенную долю общего дохода, еще не гарантирует, что они будут потреблять ту же самую долю при изменении величины дохода. Доля, или часть прироста (сокращения), дохода, которая потребляется, называется предельной склонностью к потреблению (МРС). Другими словами, МРС – это отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в величине дохода, которое привело к изменению потребления:

Аналогично, доля любого прироста (сокращения) дохода, которая идет на сбережения, называется предельной склонностью к сбережению (МРS). МРS – это отношение любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало.

;

Поскольку прирост дохода может идти либо на потребление, либо на сбережения, постольку и потребленная доля (МРС) и сбереженная доля (МРS) должны поглотить весь прирост дохода: МРС+МРS =1.

Как показывают эмпирические данные, на протяжении длительных периодов времени величина МРС домашних хозяйств остается неизменной, и для ряда высокоразвитых стран находится на уровне 0,8 – 0,9.

Взаимосвязь дохода и потребления, дохода и сбережений можно показать графически. На рисунке 4.1 на осях координат отложены величины потребления (по вертикали) и дохода после уплаты налогов (по горизонтали). Прямая, проведенная из начала координат под углом 45°, показывает, что в каждой точке доход после уплаты налогов равен потреблению.

Кривая потребления редко совпадает с биссектрисой. Обычно она проходит под углом менее 45°. В точке ее пересечения с биссектрисой доход равен потреблению. Там, где потребление превышает доход, начинается жизнь в долг.

Если доход превышает уровень потребления, то разница образует величину сбережений. Обычно МРС < 1, а значит, только часть доходов расходуется на потребление. Наклон линии С определяется МРС, например, 0,8. Поэтому график функции потребления должен отклониться от линии 45° вниз.

 
 


Потребление         Доход® Y=C+S Сбережения С
  Равновесный объем дохода
  Долг             Доход
                 

Рис 4.1 График потребления

В реальной экономике, помимо дохода существуют и другие факторы, побуждающие домохозяйства потреблять меньше или больше при каждом возможном уровне. Так, чем больше накопленного богатства домохозяйства, тем больше величина потребления; возрастание уровня цен ведет к смещению графика потребления вниз, а снижение уровня цен – к смещению вверх; ожидания повышения цен и дефицита товаров ведут к повышению текущих расходов населения; если уровень потребительской задолженности высокий, то потребители сокращают текущее потребление и наоборот.

Изменением в графике потребления считается смещение всей прямой С вниз или вверх, что вызывается изменениями одного или нескольких факторов, не связанных с доходом.

Потребление может быть производительным и непроизводительным. От этого будет зависеть характер сбережений. Если предприниматель накапливает часть прибыль в форме денежного капитала, чтобы позднее инвестировать, то экономисты рассматривают это тоже как «сбережение» и не проводят различий между предпринимателем и наемным рабочим, который отложил деньги для покупки какого-то товара. Сбережения выступают основой инвестиций.

Предложение денег.

Для нормального функционирования рыночной экономики, поддержания стабильных темпов ее роста, уровня и динамики цен, занятости требуется определенная денежная масса. Она представляет собой совокупность платежных средств, обращающихся в стране на данный момент.

Предложение денег – это объем денежной массы в обращении.

Формирование денежной массы происходит за счет наличных денег, эмитированных Центральным банком, и кредитных денег, создаваемых системой коммерческих банков. Для правильного измерения объема денежной массы нужно определить ее структуру. С этой целью вводятся денежные агрегаты, иерархия которых устанавливается по мере укрупнения и способности выполнения деньгами тех или иных функций.

Основные денежные агрегаты М1, М2, М3.

Денежный агрегат Ml охватывает наличные деньги и вклады, средства с которых могут быть перечислены в качестве платежей по чекам и электронным денежным переводам. Это счета до востребования, дорожные чеки и другие счета, с которых можно выписать чек. Деньги здесь выступают в качестве средства обращения и средства платежа. В условиях современной рыночной экономики большинство операций производится с помощью M1.

М1
Банкноты в обращении Монеты в обращении Остатки наличных денег в кассах предприятий и организаций
М2
М1 + средства на расчетных счетах юридических лиц + средства Госстраха + депозиты до востребования в сберкассах + депозиты в коммерческих банках
М3
М2 + срочные депозиты населения в сбербанках
L
М3 + депозитные сертификаты + государственные ценные бумаги

Агрегат М2 более адекватно по сравнению с агрегатом Ml отражает связь денежной массы со скоростью обращения денег, реальным объемом производства и взвешенным уровнем цен. Он включает в себя помимо Ml, такие активы, которые не могут непосредственно переводиться от одного лица к другому, но могут превращаться в средства платежа. Это сберегательные вклады до востребования, срочные вклады, депозитные счета и некоторые другие активы, когда деньги выполняют функцию средства накопления.

Агрегат МЗ включает в себя агрегат М2, а также крупные срочные депозиты, соглашения о покупке ценных бумаг с последующим выкупом по обусловленной цене. В наиболее крупный денежный агрегат L входит МЗ, а также сберегательные облигации, казначейские векселя и другие активы.

Спрос на деньги.

Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйственные агенты, т.е., по существу, это спрос на денежные запасы, или номинальные денежные остатки.

Совокупный, или общий, спрос на деньги (Dm) – это общее количество денег, которое домохозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент. Он распадается на две составляющие: спрос на деньги для сделок и спрос на деньги как средство сохранения богатства.

Спрос на деньги для сделок (Di) – это нужда в деньгах населения, предприятий и правительства для покупки товаров и услуг, включая и денежный резерв для незапланированных покупок.

Для простоты можно представить, что необ

Дата: 2016-10-02, просмотров: 200.