Последствия изменения совокупного предложения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Все три описанные выше ситуации исходят из предпосылки, что совокупный спрос растет. Но что же будет, если он сократится?

На горизонтальном отрезке это приведет к сокращению реального ВНП при неизменном уровне цен. На вертикальном и промежуточном отрезках снижение объема ВНП должно сопровождаться снижением цен. Это означает, что должны снизиться издержки на производство продукции, т.е. понизиться плата за ресурсы. В реальной жизни мы столкнемся с тем, что цены на товары и ресурсы, которые легко «ползли» вверх, неохотно опускаются вниз (по крайней мере, в течение короткого промежутка времени). Экономисты называют это явление эффектом храповика (храповик – это механизм, который позволяет колесу крутиться только в одну сторону и стопориться в обратном направлении).

Такая ситуация объясняется прежде всего негибкостью заработной платы. Трудовые соглашения, профсоюзы и вложенные в обучения персонала деньги не позволяют фирмам легко снижать оплату работникам. Если же понизить отпускную цену продукции, не снижая при этом заработной платы, то производство может оказаться нерентабельным.

Графически эффект храповика представлен на рис.3.10.

Первоначальный совокупный спрос обозначен AD1. Он смещается к AD2. Вместо равновесия в точке A, должно возникнуть равновесие в точке Б. Этого не происходит из-за негибкости цен в сторону снижения. Цены останутся на прежнем уровне. В стране при уровне цен Р1 товаров выпускается больше, чем общество готово купить. Возникает ситуация затоваривания: Q1 > Q3. Предприятия вынуждены сократить объем выпускаемой продукции до уровня Q3. Это выражается смещением кривой AS вверх. Новое равновесие устанавливается в точке B.

Рассмотрим, к чему может привести смещение кривой совокупного предложения (рис.3.11).

Если кривая совокупного предложения будет смещаться от AS1 до AS2, то это приведет к сокращению производства в стране от Q1 к Q2. Уровень цен будет расти от Р1 до Р2, возникнет, так называемая, инфляция издержек.

Если же совокупное предложение увеличится от AS1 до AS3, то новое макроэкономическое равновесие будет достигнуто при более высоком объеме реального ВНП (Q3) и более низком уровне цен (Р3).

 

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Что такое экономическое равновесие?  
2. Какие виды равновесия принято различать?  
3. Что такое совокупный спрос?  
4. Как объяснить траекторию кривой AD?  
5. Что такое детерминанты, и как они воздействуют на кривую AD?  
6. Что такое совокупное предложение?  
7. Из каких участков состоит кривая AS?  
8. Как детерминанты воздействуют на кривую AS?  
9. В чем отличие классического и кейнсианского равновесия?  
10. В чем заключается эффект храповика?  

 

Задания. Тесты. Ответы.
1. Какие из перечисленных факторов совокупного спроса являются ценовыми: а) изменение благосостояния потребителей; б) изменение уровня налогообложения; в) изменение издержек производства; г) эффект импортных закупок; д) ожидания потребителей.  
2. Какие факторы смещают кривую AD влево: а) увеличение избыточных мощностей; б) повышение уровня цен в стране; в) снижение налогов на бизнес; г) увеличение расходов государства; д) снижение уровня задолженности потребителей.  
3. Какие факторы сдвинут кривую AS вправо: а) снижение государственных субсидий; б) повышение производительности; в) повышение цен на импортные ресурсы; г) повышение процентных ставок.  
4. На каких принципах базируется классическая модель макроэкономического равновесия: а) эффект храповика; б) достижение равновесия на любом участке кривой AS; в) государственное регулирования на макроуровне; г) абсолютная эластичность заработной платы и цен; д) парадокс бережливости.  

 


IV. ПОТРЕБЛЕНИЕ, СБЕРЕЖЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИИ

В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

ТЕОРИЯ МУЛЬТИПЛИКАТОРА.

Согласно кейсианской теории, количество произведенных товаров и услуг и соответственно уровень занятости в современной экономике находятся в прямой зависимости от уровня общих, или совокупных, расходов. Понятие «совокупные расходы» отражает взаимосвязь реального объема производства и дохода. Это в корне отличается от макромодели, рассмотренной в предыдущей теме: в ней совокупный спрос отражал взаимосвязь реального объема производства и уровня цен. В последующих темах мы приведем в соответствие эти модели. Из четырех компонентов совокупных расходов в данной теме будут рассмотрены два – потребление и инвестиции.

Потребление и сбережения.

Потребление – главный компонент совокупных расходов. Под потреблением (С) понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода. Экономисты определяют личные сбережения (S) как ту часть дохода после уплаты налогов (Y), которая не потребляется.

Y = C + S

При рассмотрении факторов, определяющих потребление, мы одновременно изучаем факторы, определяющие сбережения. Экономическое значение сбережений заключается в их отношении к инвестициям.

Существует много факторов, влияющих на уровень потребительских расходов, но самым важным является доход. А поскольку сбережения – это непотребляемая часть дохода, то доход представляет основной фактор, определяющий и сбережения. Исследованиями установлено, что потребление движется в том же направлении, что и доход. Однако потребление зависит не только от дохода, но и от так называемой, предельной склонностью к потреблению.

Под средней склонностью к потреблению (АРС) понимается «психологический фактор», отражающий желание людей покупать потребительские товары. АРС рассчитывается как доля данного общего дохода в процентах, которая идет на потребление. Та доля общего дохода, которая идет на сбережения, называется средней склонностью к сбережению (АРS). То есть:

;

Доход после уплаты налогов либо потребляется, либо сберегается. Поэтому сумма потребляемой и сберегаемой частей должна поглотить всю величины дохода, т.е. АРС+АРS=1.

То, что домохозяйства потребляют определенную долю общего дохода, еще не гарантирует, что они будут потреблять ту же самую долю при изменении величины дохода. Доля, или часть прироста (сокращения), дохода, которая потребляется, называется предельной склонностью к потреблению (МРС). Другими словами, МРС – это отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в величине дохода, которое привело к изменению потребления:

Аналогично, доля любого прироста (сокращения) дохода, которая идет на сбережения, называется предельной склонностью к сбережению (МРS). МРS – это отношение любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало.

;

Поскольку прирост дохода может идти либо на потребление, либо на сбережения, постольку и потребленная доля (МРС) и сбереженная доля (МРS) должны поглотить весь прирост дохода: МРС+МРS =1.

Как показывают эмпирические данные, на протяжении длительных периодов времени величина МРС домашних хозяйств остается неизменной, и для ряда высокоразвитых стран находится на уровне 0,8 – 0,9.

Взаимосвязь дохода и потребления, дохода и сбережений можно показать графически. На рисунке 4.1 на осях координат отложены величины потребления (по вертикали) и дохода после уплаты налогов (по горизонтали). Прямая, проведенная из начала координат под углом 45°, показывает, что в каждой точке доход после уплаты налогов равен потреблению.

Кривая потребления редко совпадает с биссектрисой. Обычно она проходит под углом менее 45°. В точке ее пересечения с биссектрисой доход равен потреблению. Там, где потребление превышает доход, начинается жизнь в долг.

Если доход превышает уровень потребления, то разница образует величину сбережений. Обычно МРС < 1, а значит, только часть доходов расходуется на потребление. Наклон линии С определяется МРС, например, 0,8. Поэтому график функции потребления должен отклониться от линии 45° вниз.

 
 


Потребление         Доход® Y=C+S Сбережения С
  Равновесный объем дохода
  Долг             Доход
                 

Рис 4.1 График потребления

В реальной экономике, помимо дохода существуют и другие факторы, побуждающие домохозяйства потреблять меньше или больше при каждом возможном уровне. Так, чем больше накопленного богатства домохозяйства, тем больше величина потребления; возрастание уровня цен ведет к смещению графика потребления вниз, а снижение уровня цен – к смещению вверх; ожидания повышения цен и дефицита товаров ведут к повышению текущих расходов населения; если уровень потребительской задолженности высокий, то потребители сокращают текущее потребление и наоборот.

Изменением в графике потребления считается смещение всей прямой С вниз или вверх, что вызывается изменениями одного или нескольких факторов, не связанных с доходом.

Потребление может быть производительным и непроизводительным. От этого будет зависеть характер сбережений. Если предприниматель накапливает часть прибыль в форме денежного капитала, чтобы позднее инвестировать, то экономисты рассматривают это тоже как «сбережение» и не проводят различий между предпринимателем и наемным рабочим, который отложил деньги для покупки какого-то товара. Сбережения выступают основой инвестиций.



Дата: 2016-10-02, просмотров: 178.