Тема 5. Рыночная экономическая система: сущность, функции, структура, механизм функционирования.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теории потребительского поведения

1. Условия возникновения рыночной экономики. Сущность, функции структура и инфраструктура рынка.

2. Конкуренция и её виды: а) свободный рынок и его характерные черты; б) монополия и монопсония как отрицание конкуренции (естественная и административная монополия); в) несовершенная конкуренция (олигополия, рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта).

3. Механизм функционирования рыночной экономики :

а) спрос и факторы, его определяющие, закон спроса, эффект дохода и эффект замещения, эластичность спроса по цене и по доходу;

б) предложение и факторы, его определяющие, закон предложения, эластичность предложения и его особенности в краткосрочном и долгосрочном периодах.

в) взаимодействие спроса, предложения и цены, равновесие на рынке, равновесная цена.

4. Потребительские предпочтения (кривые безразличия). Предельная полезность. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Экономика (экономическая теория) / Под ред. Б. Д. Бабаева. 2002. С. 153–178, 172–174, 178–180.

2. Экономика (экономическая теория) : учеб. пособие / под рук. и ред. проф. Б. Д. Бабаева. 5-е изд., испр. и доп. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2008. С. 52–55, 71–74, 151–158, 203–205, 209–232, 225–227, 233–238, 289–290, 429–438.

3. Маленьков Б. И. Экономическая теория : курс лекций / Б. И. Маленьков. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2008. Лекция 6, § 1, 2, 4, лекция 7.

4. Курс экономической теории /Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой, 2004. Гл. 5, § 1, 5–9, гл. 6, 7.

5. Экономическая теория / Под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М., 2007. Гл. 3–5, 10–11.

6. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. М., 2002. Гл. 5, § 1–4, гл. 6, 9, § 1–2, гл. 12.

Дополнительная литература

 

1. Берендеева А. Б., Николаева Е. Е., Дубровская Т. А. Экономика : учеб. пособие / под общ. ред. проф. Б. Д. Бабаева. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2009. С. 96–109, 111–114, 149–154, 156–157, 166–175.

2. Максимов В. Л., Николаева Е. Е. Экономика (экономическая теория). Иваново; Кострома, 2008. Тема IV, § 2–4, тема V, § 1, 3.

3. Гордеев В. Две тенденции в эволюции конкуренции // МЭиМО. 2007. № 1.

4. Бузгалин А., Колганов А.Человек, рынок и капитал в экономике XXI века // Вопр. экономики. 2006. № 3.

5. Нуреев Р. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство // Вопр. экономики. 1995. № 12 (олигополия, монопсония).

6. Балацкий Е. Недостатки антимонопольного регулирования // Экономист. 2003. № 5.

7. Покрытан П. О регулировании монопольных тарифов // Экономист. 2006. № 2.

8. Гордеев В. Влияние интеграции на конкуренцию // Экономист. 2006. № 10.

9. Лукьянов С., Кисляк Н. Отраслевые барьеры входа как важнейший инструмент политики ограничения конкуренции // Вопр. экономики. 2007. № 2.

10. Тикин В. Как связаны друг с другом равновесие и конкуренция // Экономист. 2007. № 3.

 

Тесты к теме 5

1. К функциям рынка не относится:

а) стимулирующая; б) социальная;

в) посредническая; г) ценообразующая.

 

2. Из перечисленных ниже элементов инфраструктуры обозначьте те, которые относятся: 1) к инфраструктуре товарного рынка; 2) к инфраструктуре финансового рынка.

а) фондовая биржа; е) страховые компании;

б) государственный банк; ж) ярмарки;

в) аукцион; з) предприятия оптовой торговли;

г) товарная биржа; и) транспорт;

д) торговые дома; к) коммерческие банки.

 

3. К рыночной инфраструктуре относится все перечисленное ниже, кроме: а) товарных бирж и биржи труда; б) фондовой биржи;

в) бюджета государства; г) банков и кредитных организаций.

 

4. Формирование рыночных цен происходит за счет _______________конкуренции:

а) межотраслевой; б) неценовой;

в) внутриотраслевой; г) монополистической.

 

5. При совершенной конкуренции цены на продукцию:

а) определяет предприятие-монополист;

б) определяют несколько ведущих фирм в данной отрасли;

в) устанавливает продавец товара;

г) формируются под воздействием спроса и предложения.

 

6. Понятие «совершенная конкуренция» характеризуется:

а) множеством продавцов, каждый из которых может повлиять на товарное обращение на данном рынке;

б) множеством продавцов, продающих дифференцированный продукт;

в) свободным входом на данный рынок;

г) отсутствием полной информации о состоянии рынка.

 

7. При выделении четырех моделей рынка: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии – главным критерием является: а) степень конкурентности рынков;

б) экономическое назначение объектов рыночных отношений;

в) уровень насыщаемости рынков;

г) территориальный (географический) признак.

 

8. Из приведенных ниже признаков выберите те, которые характеризуют «свободный рынок:

а) неограниченное число участников конкурентных отношений;

б) жесткий отбор предпринимателей при вхождении в рынок;

в) наличие у каждого участника рыночных отношений полной информации о состоянии рынка;

г) установление цен с элементами гос. вмешательства;

д) наличие торговых марок у отдельных товаров;

е) свободное распределение ресурсов;

ж) стихийное формирование цен на основе свободной конкуренции.

9. Чистая монополия – это когда на рынке:

а) господствует несколько крупных фирм-производителей;

б) господствуют предприятия с государственной формой собственности;

в) господствует одна фирма-производитель;

г) относительно большое число производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию.

 

10. Естественные монополии не характеризует то, что:

а) производят продукцию, удовлетворяющую общественные потребности;

б) обеспечивают более оптимальный объем производства, чем в условиях конкуренции;

в) подлежат регулированию только тогда, когда есть уверенность в получении ими монопольной прибыли;

г) дают существенную экономию в производстве и распределении товаров.

 

11. Что может вызвать падение спроса на товар Х:

а) уменьшение доходов потребителей;

б) увеличение цен на товары-заменители товара Х;

в) ожидание роста цен на товар Х;

г) падение предложения товара Х?

 

12. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса: а) вкусов и предпочтений потребителей;

б) цены товара; в) численности или возраста потребителей?

 

13. На рисунке показано изменение спроса на товар при снижении его цены. Коэффициент дуговой эластичности равен:

Р

 

 

5 А

 

В

4

 

 

0 3 4 Q

а) – 1.28; б) – 1,57; в) – 1,66; г) –1.

 

14. Закон спроса предполагает, что:

а) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены;

б) если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров;

в) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;

г) когда цена товара падает, объем покупок растет.

 

15. Эластичность предложения зависит, главным образом, от:

а) числа товаров-заменителей данного продукта;

б) периода времени, в течение которого производители смогут приспособиться к изменениям цен;

в) того, является ли данный товар предметом длительного пользования или текущего потребления;

г) того, относится ли данный товар к предметам первой необходимости или роскоши;

д) доли дохода потребителей, направляемой на покупку данного товара.

 

16. Если рыночная цена ниже равновесной, то:

а) появляются избытки товаров; б) возникает дефицит товаров;

в) формируется рынок покупателя; г) падает цена ресурсов.

 

17. Кардиналистский подход к полезности отличается от ординалистского тем, что:

а) не рассматривает субъективные предпочтения;

б) не использует математических моделей;

в) использует кривые безразличия;

г) допускает количественное измерение полезности.

 

Задания к теме 5

1. Где речь идет о таких видах конкуренции как внутриотраслевая, межотраслевая, совершенная, несовершенная (найдите соответствующую характеристику):

а) никто из соперников не может влиять на рыночную цену;

б) между крупными хозяйствующими объединениями идет борьба, в результате которой капитал стремится перейти из менее доходных производств в более доходные;

в) несколько крупных фирм производят основную массу определенного товара;

г) конкуренция осуществляется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и др. приемов.

2. Какие из характеристик соответствуют известным моделям рынка: 1) монополия; 2) монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта; 3) свободный рынок; 4) монопсония; 5) олигополия.

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;

б) небольшое количество конкурирующих фирм;

в) только одна крупная фирма производитель;

г) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;

д) только один крупный покупатель.

Найдите соответствующие пары.

 

3. В таблице представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли.

 

Цена (денеж. ед.) Спрос (млн. банок в год) Предложение (млн. банок в год)

а) изобразите кривую спроса и предложения по этим данным;

б) какая ситуация на рынке, когда цена равна 8 денежным единицам – излишки или дефицит? Каков их объем?

в) какая ситуация и объем при цене 32 денежные единицы?

г) какова равновесная цена?

 

4. Спрос и предложение на йогурт описываются уравнениями: QD = 85 – 2P; QS = - 15 + 3P. Какова цена равновесия?

 

5. Спрос и предложение на мороженое описываются уравнениями: QD = 24 – 3P; QS = 3P. Какова площадь потребительского излишка?

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 222.