РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Методические указания для подготовки

К семинарским занятиям

для студентов ОДО экономического факультета

по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» (квалификация (степень) бакалавр)

 

Иваново

Издательство «Ивановский государственный университет»

Составитель кандидат экономических наук Е.Е. Николаева

 

В методических указаниях представлены рабочий план, темы семинарских занятий, их содержание и литература к ним, задания и тесты к каждой теме, вопросы к экзамену. Содержание методических указаний дает студенту представление об учебном курсе и федеральном стандарте дисциплины «Экономическая теория» для бакалавров, ориентирует в учебном материале, оставляя при этом место для проявления самостоятельности в подборе литературы и выполнении заданий.

 

Печатается по решению

кафедры экономической теории

Ивановского государственного университета

 

 

Р е ц е н з е н т

Доктор экономических наук Е. Е. Иродова (ИвГУ)

 

© Николаева Е.Е., составление, 2007

Федеральный компонент дисциплины «Экономическая теория»

(ГСЭ Ф.11)

 

Общая экономическая теория. Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели с и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика, конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификация, полные и частичные, взаимодополняемость и взаимозамещение благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины; кругооборот благ и доходов: затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: границы производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом, экономические риски и неопределенность; внешние эффекты (экстерналии); краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики, показатели эластичности.

Микроэкономика. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; излишки потребителя и производителя (предприятия); монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравнительное преимущество; производственная функция, факторы производства, рабочая сила, физический капитал; инфляция и безработица: рынки факторов производства, рента, заработная плата; бюджетное ограничение, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения. Понятие предприятия, классификация, внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство; валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.

Макроэкономика. Общественное производство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство), распределение и потребление) личный располагаемый доход, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые); национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс; теневая экономика; равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD – AS), мультипликатор автономных расходов; адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис; денежное обращение (М. Фридман), сеньораж, количественная теория денег, классическая дихотомия; государственный бюджет, его дефицит и профицит, пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги; закрытая и открытая экономика, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности; макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS – LM): сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства ; стабилизационная политика; технологические уклады и «длинные волны», теории экономического роста и экономического цикла; «золотое правило накопления».

Переходная экономика: либерализация цен, приватизация собственности, инфраструктура хозяйствования, структурная перестройка экономики, влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики.

 

 

Основные рекомендации по подготовке к занятиям

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Экономическая теория» включают рабочий план, планы семинарских занятий, литературу к ним, задания и тесты к каждой теме, вопросы к экзамену. При этом предполагается, что часть вопросов, выносимых на обсуждение на семинар, не излагается на лекциях, а изучается студентом самостоятельно на основе рекомендованной преподавателем или подобранной самим студентом литературы. Это могут быть книжные издания, журнальные статьи, Интернет-материалы.

Работа на семинарском занятии оценивается и учитывается в итоговой оценке за семестр. При этом студент может выступать с развернутым ответом на вопрос, с дополнениями, уточнениями, новой информацией. Чем выше активность на занятии, тем выше итоговая оценка за работу на семинарах.

При подготовке к занятию необходимо ознакомится с вопросами и заданиями в методических указаниях. Выписать все определения основных понятий темы. Без знания определений сложно усвоить экономические законы, закономерности, функциональные зависимости и другие вопросы. Целесообразно иметь у себя какой-либо экономический словарь. После уяснения сути ключевых понятий необходимо повторить те вопросы, которые были изложены преподавателем на лекции. При работе с лекциями полезно делать дополнительные записи, выделение наиболее значимых вопросов. Для этого рекомендуется оставлять широкие поля на тетрадных страницах, место между строками.

После изучения материалов лекций следует обратиться к рекомендованной литературе для ответа на вопросы, выносимые на самостоятельное изучение, сделать необходимые выписки. Старайтесь сразу же приводить собственные примеры, связывать материал с известными сведениями, практикой, личным опытом. После этого можно переходить к выполнению заданий и тестов. Целесообразно делать себе поясняющие пометки, так как на занятиях преподаватель может попросить пояснить ваш выбор варианта ответа в тесте или ход решения задачи.

Если какие вопросы или задания остались непонятыми после ознакомления со всей литературой, то на занятии следует попросить преподавателя или студентов пояснить их еще раз. По ходу занятия целесообразно делать пометки в тетради, содержащие дополнительный материал, факты, статистические данные. Они помогут при подготовке к экзамену.

 

Тематический план и распределение учебных часов

По темам и видам занятий

№ п/п Наименование разделов и тем Аудиторные занятия
Лекции Семинары
  Раздел I. Введение в экономическую теорию    
1. Направления развития экономической мысли. Предмет, методы, функции, законы экономической теории        
2. Общественное производство как экономическая система: ключевые понятия.    
3. Отношения собственности в современной экономике. Экономические интересы    
  Раздел II. Микроэкономика (общие основы рыночной экономики)    
4. Типы экономических систем по форме координации хозяйственной деятельности. Формы общественного хозяйства (натуральное хозяйство, товарное хозяйство). Экономическая теория товара и денег    
5. Рыночная экономическая система: сущность, функции, структура, инфраструктура, конкуренция, механизм функционирования. Теории поведения потребителей в рыночной экономике    
6. Преимущества и недостатки рыночной экономики. Экономическая роль государства
7. Особенности рынков факторов производства. Рынок земли и земельная рента. Рынок труда и заработная плата    
8. Рынок капитала и процент. Дифференциация доходов населения
9. Предприятие (фирма) и предпринимательская деятельность в рыночной экономике    
  Раздел III. Макроэкономика    
10. Национальная экономика как целостная система. Общественное воспроизводство. Макроэкономические показатели в системе национальных счетов. Национальное богатство    
11. Экономический рост: содержание, типы, показатели, факторы, ограничители, модели. Цикличность экономического роста как нарушение макроэкономического равновесия    
12. Макроэкономическое равновесие (модель AD-AS)
13. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия (модели потребления, сбережения, инвестиций).        
14. Денежно-кредитная система национальной экономики. Инфляция как нарушение макроэкономического равновесия        
15. Финансовая система общества. Госбюджет. Налоги. Модель IS-LM    
16. Мировая экономика как система мирохозяйственных связей. Валютные отношения    
  Раздел 4. Переходная экономика    
17. Переходная экономика России. Выбор стратегии национальной экономики в условиях глобализации    
  Всего

Планы семинарских занятий

Тесты к теме 1

1. Термин «политическая экономия» впервые ввел в научный оборот: а) Аристотель; б) Ф. Кенэ; в) А. Смит; г) А. Монкретьен.

 

2. Видным представителем неоклассической школы в экономической науке был:

а) Ф. Кенэ; б) А. Маршалл; в) А. Монкретьен; г) А. Смит.

 

3. Какие из перечисленных положений принадлежат сторонникам кейнсианской школы:

а) рынок не способен обеспечить автоматическое саморегулирование хозяйства;

б) необходимо вмешательство государства в развитие рыночной экономики;

в) для преодоления экономических кризисов и обеспечения экономического роста необходимо расширить эффективный спрос;

г) превышение темпов роста доходов над ростом инвестиций является положительным фактором;

д) правильны все положения?

 

4. По мнению сторонников институционализма, экономический анализ должен включать проблемы:

а) социальные; б) политические; в) этические;

г) правовые; д) все вышеназванное.

 

5. Выберите наиболее полное определение предмета экономической теории:

а) экономика изучает деятельность по производству и обмену товарами;

б) экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т.д.);

в) экономика изучает отношения между людьми по поводу производства товаров в условиях ограниченных ресурсов в целях наиболее полного удовлетворения потребностей членов общества;

г) экономика изучает деньги, банковскую систему, инвестиционные процессы.

6. К предмету экономической теории не относится:

а) редкость ресурсов;

б) неограниченность ресурсов;

в) эффективное использование ресурсов;

г) максимальная полезность.

 

7. Экономические законы отличаются от законов природы тем, что: а) действуют независимо от воли и сознания людей;

б) создаются людьми и используются ими в практической деятельности;

в) реализуются через практическую деятельность людей;

г) устанавливаются государством для регулирования экономики

 

8. Экономические категории представляют собой:

а) взаимосвязи между понятиями;

б) научные абстракции, выражающие экономические отношения;

в) доказательства о наличии или отсутствии тех ли иных явлений;

г) единичные случаи проявления тех или иных событий.

Тесты к теме 2

1. Под производством понимается:

а) процесс взаимодействия человека и средств производства;

б) процесс взаимодействия человека с природой;

в) процесс создания материальных и нематериальных благ;

г) процесс расходования рабочей силы.

 

2. Производство предполагает соединение:

а) людей и орудий труда; б) средств труда и рабочей силы;

в) средств производства и рабочей силы;

г) предметов труда и средств труда.

 

3. Производительные силы – это:

а) средства производства;

б) рабочая сила и средства производства;

в) средства труда; г) технология.

 

4. Предметом труда является:

а) средство, с помощью которого производится продукт;

б) то, на что направлен труд и из чего в результате получается продукт труда;

в) совокупность материальных ресурсов;

г) продукт процесса производства.

 

5. К средствам труда относится все то:

а) из чего получается продукт труда;

б) на что направлен труд человека;

в) с помощью чего человек воздействует на предмет труда;

г) чем обладает человек.

 

6. Средства производства включают:

а) рабочую силу и предметы труда;

б) рабочую силу и средства труда;

в) предметы труда и продукты труда;

г) предметы труда и средства труда.

 

7. Главная производительная сила общества:

а) средства производства; б) человек и средства труда;

в) человек; г) предметы и средства труда.

8. Какое из приведенных ниже определений является правильным для понятия «разделение труда»:

а) закрепление людей, участвующих в производстве, за определенными видами деятельности;

б) деление народного хозяйства на отрасли;

в) распределение людей по профессиям?

 

9. Каковы экономические последствия углубления общественного разделения труда:

а) рост производительности труда;

б) повышение материальной обеспеченности различных слоев населения;

в) развитие отношений обмена.

 

10. В составе материальных потребностей учитывается потребность: а) в коммуникациях; б) в досуге;

в) в образовании; г) в общении.

 

11. Чисто общественным благом не является:

а) высшее образование; б) национальная оборона;

в) эпидемиологическая служба;

г) охрана общественного порядка.

 

12. Не относятся к понятию экономические ресурсы:

а) земля и сырьевые ресурсы; б) продукты питания;

в) инвестиционные товары;

г) потребительские товары длительного пользования;

д) труд и предпринимательские способности;

 

13. Выделите, чем отличаются экономические ресурсы от факторов производства (выбрать один вариант ответа):

а) экономические ресурсы то же самое, что и факторы производства;

б) в факторы производства не входят трудовые ресурсы;

в) в экономические ресурсы не включаются предпринимательские способности;

г) факторы производства – это вовлеченные в процесс производства экономические ресурсы.

 

14. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы: а) инвестиции; б) производство;

в) потребление; г) ограниченность ресурсов.

 

15. Кривая производственных возможностей показывает (выбрать один ответ):

а) точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить;

б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;

в) альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов;

г) время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства.

 

16. На основании данных модели производственных возможностей экономики определите альтернативные издержки производства единицы товара А.

А

 

С

10 D

9

 

5 8 В

Варианты ответов:

а) 3 единицы товара В; б) 5 единиц товара В;

в) 8 единиц товара В; г) 1/3 единицы товара В.

 

17. Смещение кривой производственных возможностей означает, что общество: а) перешло от неполной занятости к полной;

б) перешло от неполного использования земли к полному;

в) перешло от неполного использования капитала к полному;

г) внедрило новые технологии в производство товаров и услуг.

 

18. Закон убывающей предельной производительности гласит, что: а) увеличение затрат одного ресурса при неизменности других ресурсов и технологии приносит меньший предельный продукт;

б) при увеличении одного фактора производства и неизменном другом достигается определенный объем выпуска, свыше которого величина предельного продукта начинает снижаться;

в) продавцы предлагают больше товаров при высоких ценах и меньше при низких;

г) при прочих равных условиях по низкой цене удается продать больше товаров, чем по высокой цене.

 

19. Закон убывающей предельной производительности факторов производства был теоретически доказан впервые:

а) К. Марксом; б) Дж. М. Кейнсом;

в) А. Смитом;

г) не доказан теоретически до настоящего времени.

 

20. Сумма объема произведенной продукции, выраженная в физических единицах:

а) предельный продукт; б) промежуточный продукт;

в) общий продукт; г) средний продукт.

 

21. Материалоемкость продукции определяется отношением:

а) стоимости продукции к стоимости используемых на ее производство сырья и материалов;

б) стоимости основного капитала, использованного при производстве продукции, к стоимости самого продукта;

в) стоимости использованного сырья и материалов на производство продукции к стоимости самой продукции.

 

Задание к теме 2.К материальному или нематериальному производству относятся следующие предприятия и организации: химчистка, парикмахерская, машиностроительный завод, университет, санитарно-эпидемиологическая станция, текстильная фабрика, театр, грузовой транспорт, сельское хозяйство? Обоснуйте свой ответ, опираясь на признаки материального и нематериального производства.

 

Экономические интересы

1. Система производственных отношений.

2. Отношения собственности как экономическая категория и правовой институт. Собственность и хозяйствование. «Теория прав собственности». Собственность на средства производства и собственность на продукт труда. Отношения собственности и мотивация.

3. Формы собственности и их политэкономическая оценка. Организационно-экономические формы предприятий.

4. Отношения собственности и мотивация. Экономические интересы.

Список рекомендуемой литературы

1. Экономика (экономическая теория) / Под ред. Б. Д. Бабаева. 2002. С. 26–29, 52, 110–115, 302–307.

2. Экономика (экономическая теория) : учеб. пособие / под рук. и ред. проф. Б. Д. Бабаева. 5-е изд., испр. и доп. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2008. С. 27–32, 141–154, 377–382.

3. Маленьков Б. И. Экономическая теория : курс лекций / Б. И. Маленьков. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2008. Лекция 4.

4. Курс экономической теории /Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой, 2004. Гл. 4, § 2.

5. Экономическая теория / Под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М., 2007. Гл. 8, § 2–4.

6. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. М., 2002. Гл. 3, § 1, 2.

Дополнительная литература

1. Берендеева А. Б., Николаева Е. Е., Дубровская Т. А. Экономика : учеб. пособие / под общ. ред. проф. Б. Д. Бабаева. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2009. С. 67–74.

2. Максимов В. Л., Николаева Е. Е. Экономика (экономическая теория). Иваново; Кострома, 2008. Тема III.

3. Шишкин А. Ф. Экономическая теория: Учеб. М., 1996. Кн. 1. Гл. 3 § 2, гл. 4.

4. Мусин М. Проблема согласования интересов // Экономист. 2005. № 5. С. 54—55.

5. Смирнов В. Эффективность различных форм собственности в промышленности России // Общество и экономика. 2000. № 7.

6. Цветков В., Джумов А. Государственная собственность и эффективность экономики // Экономист. 2007. № 4.

7. Макаров А. Собственность: два подхода // Экономист. 2006. № 7.

Тесты к теме 3

1. Социально-экономические отношения характеризуют:

а) отношения собственности; б) отношения потребления;

в) разделение труда; г) отношения производства.

 

2. Собственность в экономическом смысле – это:

а) обладание человеком материальными и духовными благами;

б) закрепленное право владеть, распоряжаться, использовать принадлежащие людям материальные и духовные блага;

в) отношения между людьми по поводу присвоения материальных и духовных благ;

г) комплекс прав владельца благ («пучок прав»).

 

3. Собственность на средства производства определяет:

а) мотивации поведения человека в обществе;

б) мотивации поведения человека в экономике;

в) мотивации трудовой деятельности человека.

4. К индивидуальной частной собственности относится:

а) предприятие, на котором трудится хозяин и члены его семьи;

б) предприятие, созданное на долевой основе и все его учредители работают на нем;

в) предприятие, капитал которого представлен пакетом акций.

 

5. Государственная власть осуществляет присвоение части прибыли государственных предприятий на основе отношений:

а) владения; б) распоряжения;

в) пользования; г) отчуждения.

 

 

РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА

(ОБЩИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ)

Тесты к теме 4

1. Какие утверждения характеризуют натуральное хозяйство:

а) в замкнутой экономической единице ведется производство продукта и его потребление;

б) трудовой процесс базируется на традициях, обычаях, принудительно устанавливаемых хозяйственных связях в рамках отдельной общности людей;

в) производство основано как на индивидуальном труде собственника средств производства, так и на наемном труде;

г) процесс производства ведется с применением малопроизводительной техники, не позволяющей произвести дополнительного продукта, сверх необходимого для потребления самих производителей;

д) изготовленная продукция принадлежит собственнику средств производства и предназначена для продажи на рынке;

е) экономическая эволюция происходит очень медленно, отдельные усовершенствования могут происходить столетиями;

ж) быстрый экономический прогресс общества является следствием высоких темпов роста производительности труда и внедрения достижения НТП.

 

2. Одной из решающих предпосылок товарного производства и меновых отношений является:

а) разделение труда; б) появление денег;

в) стремление к обогащению;

г) стремление к расширению удовлетворения своих потребностей.

 

3. Стихийный способ координации хозяйственной деятельности экономических агентов характерен для:

а) рыночной экономики; б) плановой экономики;

в) традиционной экономики; г) всех перечисленных систем.

 

4. Основополагающим принципом возникновения и функционирования плановой экономики является:

а) высокий уровень обобществления производства и наличие единого центра;

б) директивное прогнозирование производства;

в) разделение труда и специализация производства;

г) составление и применение макроэкономических пропорций.

 

5. Какая из названных характеристик не относится к административно-командной экономике:

а) централизованное планирование;

б) свобода частного предпринимательства;

в) установление государством цен на подавляющее большинство товаров?

 

6. К преимуществам командно-административной экономики относятся: а) мобилизация людских и материальных ресурсов на приоритетных направлениях;

б) слабо выраженная социальная дифференциация;

в) устойчивый дефицит потребительских товаров и услуг;

г) запрет или ограничение частного предпринимательства.

 

7. Переход от командно-административной экономики к смешанной сопровождается:

а) стремлением сохранить систему государственного регулирования экономики без изменений;

б) полным отказом от прямых методов регулирования;

в) большим применением прямых методов регулирования;

г) большим применением косвенных методов регулирования.

 

8. Из приведенных ниже признаков выберите те, которые не характеризуют простое товарное производство:

а) общественное разделение труда;

б) частная собственность на средства производства;

в) всеобщий характер товарных отношений;

г) экономические отношения носят опосредованный и овеществленный характер;

д) личный труд собственника в производстве;

е) наличие наемного труда;

ж) ограниченный уровень дохода;

з) мелкотоварный характер производства.

 

9. Стоимость олицетворяет собой:

а) частный труд; б) общественный труд;

в) труд отдельного коллектива;

г) ни одно из вышеперечисленного.

 

10. Предельная полезность представляет собой:

а) полезность последующей дополнительно приобретаемой единицы блага;

б) максимальное стремление обладать благом;

в) полезность всего запаса блага;

г) цену, определяемую величиной предельных издержек.

 

11. В процессе исторического развития первыми видами денег были: а) товарные; б) металлические;

в) декретные; г) символические.

 

12. Под деньгами понимают:

а) золото; б) золото и серебро;

в) товар, способный обмениваться на другой товар;

г) товар, способный обмениваться на другие товары и выполняющий роль всеобщего эквивалента стоимости.

 

Задание к теме 4

1. Какие функции выполняют деньги при:

а) оплате чека; б) покупке товара за наличные деньги;

в) помещении их в банк; г) установлении цены товара;

д) выплате заработной платы;

е) оплате товара, проданного в кредит;

ж) оплате коммунальных платежей?

 

 

Тесты к теме 5

1. К функциям рынка не относится:

а) стимулирующая; б) социальная;

в) посредническая; г) ценообразующая.

 

2. Из перечисленных ниже элементов инфраструктуры обозначьте те, которые относятся: 1) к инфраструктуре товарного рынка; 2) к инфраструктуре финансового рынка.

а) фондовая биржа; е) страховые компании;

б) государственный банк; ж) ярмарки;

в) аукцион; з) предприятия оптовой торговли;

г) товарная биржа; и) транспорт;

д) торговые дома; к) коммерческие банки.

 

3. К рыночной инфраструктуре относится все перечисленное ниже, кроме: а) товарных бирж и биржи труда; б) фондовой биржи;

в) бюджета государства; г) банков и кредитных организаций.

 

4. Формирование рыночных цен происходит за счет _______________конкуренции:

а) межотраслевой; б) неценовой;

в) внутриотраслевой; г) монополистической.

 

5. При совершенной конкуренции цены на продукцию:

а) определяет предприятие-монополист;

б) определяют несколько ведущих фирм в данной отрасли;

в) устанавливает продавец товара;

г) формируются под воздействием спроса и предложения.

 

6. Понятие «совершенная конкуренция» характеризуется:

а) множеством продавцов, каждый из которых может повлиять на товарное обращение на данном рынке;

б) множеством продавцов, продающих дифференцированный продукт;

в) свободным входом на данный рынок;

г) отсутствием полной информации о состоянии рынка.

 

7. При выделении четырех моделей рынка: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии – главным критерием является: а) степень конкурентности рынков;

б) экономическое назначение объектов рыночных отношений;

в) уровень насыщаемости рынков;

г) территориальный (географический) признак.

 

8. Из приведенных ниже признаков выберите те, которые характеризуют «свободный рынок:

а) неограниченное число участников конкурентных отношений;

б) жесткий отбор предпринимателей при вхождении в рынок;

в) наличие у каждого участника рыночных отношений полной информации о состоянии рынка;

г) установление цен с элементами гос. вмешательства;

д) наличие торговых марок у отдельных товаров;

е) свободное распределение ресурсов;

ж) стихийное формирование цен на основе свободной конкуренции.

9. Чистая монополия – это когда на рынке:

а) господствует несколько крупных фирм-производителей;

б) господствуют предприятия с государственной формой собственности;

в) господствует одна фирма-производитель;

г) относительно большое число производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию.

 

10. Естественные монополии не характеризует то, что:

а) производят продукцию, удовлетворяющую общественные потребности;

б) обеспечивают более оптимальный объем производства, чем в условиях конкуренции;

в) подлежат регулированию только тогда, когда есть уверенность в получении ими монопольной прибыли;

г) дают существенную экономию в производстве и распределении товаров.

 

11. Что может вызвать падение спроса на товар Х:

а) уменьшение доходов потребителей;

б) увеличение цен на товары-заменители товара Х;

в) ожидание роста цен на товар Х;

г) падение предложения товара Х?

 

12. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса: а) вкусов и предпочтений потребителей;

б) цены товара; в) численности или возраста потребителей?

 

13. На рисунке показано изменение спроса на товар при снижении его цены. Коэффициент дуговой эластичности равен:

Р

 

 

5 А

 

В

4

 

 

0 3 4 Q

а) – 1.28; б) – 1,57; в) – 1,66; г) –1.

 

14. Закон спроса предполагает, что:

а) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены;

б) если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров;

в) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;

г) когда цена товара падает, объем покупок растет.

 

15. Эластичность предложения зависит, главным образом, от:

а) числа товаров-заменителей данного продукта;

б) периода времени, в течение которого производители смогут приспособиться к изменениям цен;

в) того, является ли данный товар предметом длительного пользования или текущего потребления;

г) того, относится ли данный товар к предметам первой необходимости или роскоши;

д) доли дохода потребителей, направляемой на покупку данного товара.

 

16. Если рыночная цена ниже равновесной, то:

а) появляются избытки товаров; б) возникает дефицит товаров;

в) формируется рынок покупателя; г) падает цена ресурсов.

 

17. Кардиналистский подход к полезности отличается от ординалистского тем, что:

а) не рассматривает субъективные предпочтения;

б) не использует математических моделей;

в) использует кривые безразличия;

г) допускает количественное измерение полезности.

 

Задания к теме 5

1. Где речь идет о таких видах конкуренции как внутриотраслевая, межотраслевая, совершенная, несовершенная (найдите соответствующую характеристику):

а) никто из соперников не может влиять на рыночную цену;

б) между крупными хозяйствующими объединениями идет борьба, в результате которой капитал стремится перейти из менее доходных производств в более доходные;

в) несколько крупных фирм производят основную массу определенного товара;

г) конкуренция осуществляется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и др. приемов.

2. Какие из характеристик соответствуют известным моделям рынка: 1) монополия; 2) монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта; 3) свободный рынок; 4) монопсония; 5) олигополия.

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;

б) небольшое количество конкурирующих фирм;

в) только одна крупная фирма производитель;

г) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;

д) только один крупный покупатель.

Найдите соответствующие пары.

 

3. В таблице представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли.

 

Цена (денеж. ед.) Спрос (млн. банок в год) Предложение (млн. банок в год)

а) изобразите кривую спроса и предложения по этим данным;

б) какая ситуация на рынке, когда цена равна 8 денежным единицам – излишки или дефицит? Каков их объем?

в) какая ситуация и объем при цене 32 денежные единицы?

г) какова равновесная цена?

 

4. Спрос и предложение на йогурт описываются уравнениями: QD = 85 – 2P; QS = - 15 + 3P. Какова цена равновесия?

 

5. Спрос и предложение на мороженое описываются уравнениями: QD = 24 – 3P; QS = 3P. Какова площадь потребительского излишка?

 

 

Тесты к теме 6

1. Фиаско рынка проявляется в:

а) отсутствии механизмов «вымывания» неконкурентоспособных предприятий;

б) отсутствии стимулов к производству товаров и услуг коллективного пользования;

в) неспособности сигнализировать фирмам об объеме и структуре производства;

г) неспособности уравновешивать экономические интересы продавцов и покупателей.

 

2. ___________сопровождается проявлением положительного внешнего эффекта производства:

а) повышение квалификации работников;

б) производство лекарственных средств;

в) очное высшее образование; г) потребление табака.

 

3. Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлено тем, что: а) рынок не устраняет побочные эффекты от деятельности предприятий;

б) малый бизнес не может существовать без централизованного регулирования;

в) инновации не могут развиваться без помощи государства.

4. При решении проблемы отрицательных внешних эффектов одним из последствий введения «налогов Пигу» будет:

а) снижение цен на благо для потребителей;

б) увеличение числа производителей блага;

в) снижение общего объема производства блага;

г) увеличение

Дата: 2016-10-02, просмотров: 231.