Оценка усталостной долговечности главных балок металлических пролетных строений со сплошными стенками производится, если пояс балки по выносливости в наиболее опасных сечениях не обеспечивает условие пропуска классифицируемого подвижного состава:
Кв £ К0, (47)
где Кв, К0 – классы пролетного строения по выносливости и классифицируемого подвижного состава.
Установлено [3,4], что в пролетном строении со сплошными главными балками усталостные повреждения развиваются в местах обрыва горизонтальных листов, а также в местах опирания мостовых брусьев на верхние пояса. Оценка усталостного ресурса этих пролетных строений производится на основании методики проф. В.О. Осипова [1,3,5].
Условие безотказной работы пролетного строения при введении понятия меры повреждения представляется в виде:
n £ n0П, (48)
где n - расчетное (накопленное) значение меры повреждения поясов за период эксплуатации ;
ОП – допускаемое значение меры повреждения поясов главных балок, принимаемое равным 0.20 – 0.277 при вероятности безотказной работы
= 0.98 – 0.995.
Расчетная мера повреждения за рассматриваемый период вычисляется по формуле
. (49)
Здесь =576 МПа – пороговый предел выносливости при
для сварного, литого железа и Ст. 3; NОП=215 – количество циклов нагружения, соответствующее пороговому пределу выносливости;
- приведенные напряжения по блокам (периодам) нагружения, где
- коэффициент приведения, определяемый при пределах выносливости
=152 МПа,
=135 МПа для сварочного, литого железа и Ст.3;
- максимальные и минимальные напряжения приводимого цикла; m=6.8 – характеристика кривой усталости; ni – суммарное число циклов нагружения с соответствующим значением
; n – количество блоков нагружения, соответствующее условию
, где
=0.5
=76 МПа.
Суммирование по формуле (49) осуществляется для блоков и циклов нагружения при .
Максимальные напряжения по циклам и блокам нагружения определяются их выражения:
, (50)
где =0.5 – доля постоянной и временной нагрузок на одну балку пролетного строения;
- эквивалентная нагрузка от расчетных поездов по блокам, принимаемая по данным [6];
- суммарная нормативная интенсивность постоянных нагрузок на пролетное строение;
- площади линий влияния изгибающего момента для опасного сечения, загружаемые нагрузкой от подвижного состава или постоянной нагрузкой (см. рис.1); W0 – момент сопротивления балки нетто в проверяемом сечении (в местах обрыва горизонтальных листов по первому ряду заклепок);
- динамический коэффициент для блоков нагружения, принимаемый равным: для паровозной тяги -
; для электровозов, тепловозов и вагонов -
.
Минимальные напряжения по блокам загружения определяют из выражения
, (51)
где принятые обозначения рассмотрены выше.
Число циклов загружения для однозначных линий влияния принимается в зависимости от длины при следующих условиях: при
10 м число циклов примерно соответствует числу тележек в поезде; при
10 – 30м число циклов примерно равно числу вагонов в поезде; при
30м оно соответствует числу поездов.
Число грузовых поездов за каждый год эксплуатации берется из статистической отчетности дорог, форма ЦО – 4, раздел М «Показатели использования подвижного состава по поездо – участкам и направлениям». Там же указан процент порожних вагонов от общего, по которому можно определить число порожних поездов. Сведения о числе пассажирских поездов находятся из расписания движения.
Для пролетных строений мостов, расположенных на главных путях Дальневосточной и Забайкальской железных дорог, в расчетах могут быть использованы данные по характеристикам поездных нагрузок, количеству поездов и циклам загружения по отдельным периодам эксплуатации, приведенные в приложении 8 (табл. П 8.1.,П.8.2.).
Остаточный усталостный ресурс пролетных строений со сплошными главными балками определяется следующим образом:
1) определяется остаточная мера повреждения из условия ; при
- усталостный ресурс считается исчерпанным;
2) рассчитывается суммарная годовая мера повреждения от блока перспективных нагрузок, выраженных через базовую нагрузку Тц, Тпр, по формуле:
, (52)
где - приведенные напряжения для базовой нагрузки; Коб, Коi – соответственно классы базовой и других видов поездной нагрузки [6], подразделяемой на пассажирские, порожние, грузовые и специальные поезда; nб, n1…ni – суточное количество расчетных циклов для разновидностей поездной нагрузки, определяемое на перспективу (см. табл. П.8.2.);
3) определяется остаточный ресурс по продолжительности дальнейшей эксплуатации Тост= .
В приближенных расчетах усталостного ресурса пролетных строений со сплошными главными балками может быть использована методика [4], связывающая появление и развитие усталостных трещин – выколов в верхних поясах главных балок в местах опирания мостовых брусьев с увеличением грузонапряженности и ростом осевых нагрузок подвижного состава.
Тогда расчетное значение накопленной меры повреждения верхних поясов главных балок определится из выражения:
. (53)
Здесь - годовая мера повреждения от загружения подвижным составом с различным осевым давлением Рос при грузонапряженности Г=100 млн.т км/км в год, определяемая по приложению 8 (табл. П.8.3.); Ti – периоды обращения подвижного состава с различным осевым давлением; Кгрн=Гi/Г100 – коэффициент грузонапряженности участка за соответствующий период эксплуатации, определяемый по данным приложения 8 (табл. П.8.4.); n – количество периодов суммирования.
Остаточный ресурс Тост, который характеризует остаточный срок эксплуатации до предельного состояния пролетного строения, с учетом перспектив по нагрузке и грузонапряженности определится из условия:
, (54)
где - годовая мера повреждения от перспективной нагрузки; Кгрнп – перспективный коэффициент грузонапряженности участка.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 225.