В настоящее время разработано несколько десятков методов оценки рыночной стоимости интеллектуального капитала (ИК) на уровне предприятия. Большое количество конкурирующих подходов к оценке ИК — следствие факта значительной сложности и ограниченной возможности использования традиционных методов для оценки, нематериальных активы. Специфический характер отдельных элементов ИК осложняет разработку единого, универсального метода оценки. В то же время разнообразие методических подходов отражает различные представления их авторов о сущности ИК, его основных структурных компонентах, а также целях проведения оценки стоимости ИК.
В связи с большим количеством методик, разработанных для решения различных управленческих задач и применимых для оценки ИК, встает задача типологизации и выделения общих признаков различных методических подходов. В литературе, посвященной анализу ИК предложена следующая типология методов оценки ИК.
1. Покомпонентный подход (component-by-component), который использует разные единицы измерения для каждой из компонентов ИК. Этого подхода придерживаются все нефинансовые модели.
2. Стоимостный подход. Агрегированная оценка стоимости ИК, без оценки стоимости отдельных компонентов.
В дальнейшем было предложено разделить методы оценки ИК на четыре группы.
1. Непосредственные методы (Direct Intellectual Capital methods - DIC), которые основываются на денежной оценке различных составляющих ИК, после чего возможен подсчёт интегральной оценки. Недостаток данных методов исходит из эмерджентности (качество системы, при котором свойства, присущие ее элементам в отдельности, возникают благодаря объединению этих элементов в единую, целостную систему) интеллектуальных активов.
2. Методы рыночной капитализации (Market Capitalization Methods - MCM), оценивающие разницу между рыночной стоимостью и балансовой стоимостью активов организации. При всем своем удобстве данный подход показывает не собственную стоимость интеллектуальных ресурсов организации, а то, во сколько их оценивают потенциальные инвесторы.
3. Методы рентабельности активов (Return On Assets methods - ROA), согласно которым разница между среднеотраслевой рентабельностью активов и рентабельностью активов предприятия есть дополнительная эффективность, которую генерирует ИК;
4. Индикаторные методы (ScoreCard Methods - SC), оценивающие различные индексы и индикаторы, которые, как предполагается, влияют на величину ИК. При этом оценка в денежной форме не осуществляется.
Данная классификация достаточно понятна и позволяет анализировать практически все разработанные модели оценки ИК. По этим причинам такая типология получила широкую распространенность и используется повсеместно для анализа и сравнения различных методологических подходов.
Известный шведский теоретик и практик оценки и управления ИК Карл-Эрик Свейби приводит обзор методов, которые можно использоваться для оценки ИК с использованием предложенной типологии (таблица 10).
Таблица 10 - Характеристика методов оценки интеллектуального капитала
| Название | Автор | Категория | Описание |
| Непосредственные методы | |||
| Аудит ИК (Technology Broker) | Brooking (1996) | DIC | Стоимость ИК оценивается на основе диагностики ответов на 20 вопросов, которые характеризуют четыре основных компонента ИК. |
| Показатель цитируемости патентов (Citation-Weighted Patents) | Bontis (1996) | DIC | ИК и его эффективность оцениваются на основе влияния НИОКР на ряд индикаторов, таких как число патентов и отношение стоимости патентов к обороту и т.п. |
| The Value Explorer™ | Andriessen & Tiessen (2000) | DIC | Методология учета, предложенная KPMG для вычисления и распределения стоимости ИК между пятью видами активов: активами, навыками и неявными знаниями, коллективными ценностями и нормами, технологиями и явными знаниями, основными и управленческими процессами. |
| Intellectual Asset Valuation | Sullivan (2000) | DIC | Методология для оценки стоимости интеллектуальной собственности. |
| Total Value Creation, TVC™ | Anderson & McLean (2000) | DIC | TVC использует дисконтированные денежные потоки для того, чтобы подвергнуть переоценке те события, которые влияют на запланированную деятельность. |
| Accounting for the Future (AFTF) | Nash H. (1998) | DIC | Система прогнозных денежных потоков. Разница между AFTF на начало и конец периода есть стоимость, добавленная за период. |
| Методы рыночной капитализации | |||
| Коэффициент Тобина (Tobin's Q) | Stewart (1997) | MCM | Отношение рыночной стоимости фирмы к стоимости замещения ее активов. |
| Метод соотношения рыночной и балансовой стоимостей предприятия (Market-to-Book Value) | Stewart (1997) Luthy (1998) | MCM | Стоимость ИК предприятия оценивается как разница между рыночной и балансовой стоимостями. |
| Методы рентабельности активов | |||
| Economic Value Added (EVA™) | Stewart (1997) | ROA | Рассчитывается путем пересчета объявленной прибыли с учетом издержек, связанных с ИК. Изменения в EVA показывают, насколько производителен ИК фирмы |
| Calculated Intangible Value | Stewart (1997) | ROA | Рассчитывает дополнительную прибыль на материальные активы. Затем эта оценка используется как основа расчета величины ИК. |
| Knowledge Capital Earnings | Lev (1999) | ROA | Рассчитывается как доля нормированной прибыли, которая превышает ожидаемые доходы, связанные с балансовыми активами. |
| Value Added Intellectual Coefficient (VAIC™) | Pulic (1997) | ROA | Рассчитывает, насколько эффективен ИК и задействованный капитал на основе связей трех основных компонентов: задействованного капитала, человеческого капитала и структурного капитала. |
| Индикаторные методы | |||
| Навигатор Skandia (Skandia Navigator) | Edvinsson and Malone (1997) | SC | ИК оценивается через анализ и агрегирование порядка 164 индикаторов (91 — для ИК, 73 — традиционные показатели), которые используются для охвата пяти основных компонентов: финансов, клиентов, процессов, обновления и развития, людей. |
| Метод цепочки стоимости (Value Chain Scoreboard) | Lev B. (2002) | SC | Матрица нефинансовых индикаторов собирается в три категории согласно циклу развития: открытие/ обучение, внедрение, коммерциализация. |
| Индекс интеллектуального капитала (IC-Index) | Roos, Roos, Dragonetti and Edvinsson (1997) | SC | Собирает все отдельные индикаторы, которые репрезентируют ИК в единый индекс. Изменения в индексе связаны с изменением рыночной стоимости предприятия. |
| Монитор нематериальных активов Свейби (Intangible Asset Monitor) | Sveiby (1997) | SC | Менеджмент выбирает индикаторы на основе стратегических целей фирмы для того, чтобы оценить четыре аспекта создания новой стоимости с помощью ИК: рост, обновление, эффективность, сокращение риска (стабильность). |
| Система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard) | Kaplan and Norton (1992) | SC | Деятельность компании оценивается с помощью индикаторов, которые покрывают четыре основных направления: финансовое, клиентское, процессное, обучение. Индикаторы строятся на основе стратегических целей фирмы. |
Рассмотрим подробнее сущность основных перечисленных подходов к оценке ИК, а также их достоинства и недостатки.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 262.