Классификация методов оценки интеллектуального капитала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время разработано несколько десятков методов оценки рыночной стоимости интеллектуального капитала (ИК) на уровне предприятия. Большое количество конкурирующих подходов к оценке ИК — следствие факта значительной сложности и ограниченной возможности использования традиционных методов для оценки, нематериальных активы. Специфический характер отдельных элементов ИК осложняет разработку единого, универсального метода оценки. В то же время разнообразие методических подходов отражает различные представления их авторов о сущности ИК, его основных структурных компонентах, а также целях проведения оценки стоимости ИК.

В связи с большим количеством методик, разработанных для решения различных управленческих задач и применимых для оценки ИК, встает задача типологизации и выделения общих признаков различных методических подходов. В литературе, посвященной анализу ИК предложена следующая типология методов оценки ИК.

1. Покомпонентный подход (component-by-component), который использует разные единицы измерения для каждой из компонентов ИК. Этого подхода придерживаются все нефинансовые модели.

2. Стоимостный подход. Агрегированная оценка стоимости ИК, без оценки стоимости отдельных компонентов.

В дальнейшем было предложено разделить методы оценки ИК на четыре группы.

1. Непосредственные методы (Direct Intellectual Capital methods - DIC), которые основываются на денежной оценке различных составляющих ИК, после чего возможен подсчёт интегральной оценки. Недостаток данных методов исходит из эмерджентности (качество системы, при котором свойства, присущие ее элементам в отдельности, возникают благодаря объединению этих элементов в единую, целостную систему) интеллектуальных активов.

2. Методы рыночной капитализации (Market Capitalization Methods - MCM), оценивающие разницу между рыночной стоимостью и балансовой стоимостью активов организации. При всем своем удобстве данный подход показывает не собственную стоимость интеллектуальных ресурсов организации, а то, во сколько их оценивают потенциальные инвесторы.

3. Методы рентабельности активов (Return On Assets methods - ROA), согласно которым разница между среднеотраслевой рентабельностью активов и рентабельностью активов предприятия есть дополнительная эффективность, которую генерирует ИК;

4. Индикаторные методы (ScoreCard Methods - SC), оценивающие различные индексы и индикаторы, которые, как предполагается, влияют на величину ИК. При этом оценка в денежной форме не осуществляется.

Данная классификация достаточно понятна и позволяет анализировать практически все разработанные модели оценки ИК. По этим причинам такая типология получила широкую распространенность и используется повсеместно для анализа и сравнения различных методологических подходов.

Известный шведский теоретик и практик оценки и управления ИК Карл-Эрик Свейби приводит обзор методов, которые можно использоваться для оценки ИК с использованием предложенной типологии (таблица 10).

 

Таблица 10 - Характеристика методов оценки интеллектуального капитала

Название Автор Категория Описание
Непосредственные методы
Аудит ИК (Technology Broker) Brooking (1996) DIC Стоимость ИК оценивается на основе диагностики ответов на 20 вопросов, которые характеризуют четыре основных компонента ИК.
Показатель цитируемости патентов (Citation-Weighted Patents) Bontis (1996) DIC ИК и его эффективность оцениваются на основе влияния НИОКР на ряд индикаторов, таких как число патентов и отношение стоимости патентов к обороту и т.п.
The Value Explorer™ Andriessen & Tiessen (2000) DIC Методология учета, предложенная KPMG для вычисления и распределения стоимости ИК между пятью видами активов: активами, навыками и неявными знаниями, коллективными ценностями и нормами, технологиями и явными знаниями, основными и управленческими процессами.
Intellectual Asset Valuation Sullivan (2000) DIC Методология для оценки стоимости интеллектуальной собственности.
Total Value Creation, TVC™ Anderson & McLean (2000) DIC TVC использует дисконтированные денежные потоки для того, чтобы подвергнуть переоценке те события, которые влияют на запланированную деятельность.
Accounting for the Future (AFTF) Nash H. (1998) DIC Система прогнозных денежных потоков. Разница между AFTF на начало и конец периода есть стоимость, добавленная за период.
Методы рыночной капитализации
Коэффициент Тобина (Tobin's Q) Stewart (1997) MCM Отношение рыночной стоимости фирмы к стоимости замещения ее активов.
Метод соотношения рыночной и балансовой стоимостей предприятия (Market-to-Book Value) Stewart (1997) Luthy (1998) MCM Стоимость ИК предприятия оценивается как разница между рыночной и балансовой стоимостями.
Методы рентабельности активов
Economic Value Added (EVA™) Stewart (1997) ROA Рассчитывается путем пересчета объявленной прибыли с учетом издержек, связанных с ИК. Изменения в EVA показывают, насколько производителен ИК фирмы
Calculated Intangible Value Stewart (1997) ROA Рассчитывает дополнительную прибыль на материальные активы. Затем эта оценка используется как основа расчета величины ИК.
Knowledge Capital Earnings Lev (1999) ROA Рассчитывается как доля нормированной прибыли, которая превышает ожидаемые доходы, связанные с балансовыми активами.
Value Added Intellectual Coefficient (VAIC™) Pulic (1997) ROA Рассчитывает, насколько эффективен ИК и задействованный капитал на основе связей трех основных компонентов: задействованного капитала, человеческого капитала и структурного капитала.
Индикаторные методы
Навигатор Skandia (Skandia Navigator) Edvinsson and Malone (1997) SC ИК оценивается через анализ и агрегирование порядка 164 индикаторов (91 — для ИК, 73 — традиционные показатели), которые используются для охвата пяти основных компонентов: финансов, клиентов, процессов, обновления и развития, людей.
Метод цепочки стоимости (Value Chain Scoreboard) Lev B. (2002) SC Матрица нефинансовых индикаторов собирается в три категории согласно циклу развития: открытие/ обучение, внедрение, коммерциализация.
Индекс интеллектуального капитала (IC-Index) Roos, Roos, Dragonetti and Edvinsson (1997) SC Собирает все отдельные индикаторы, которые репрезентируют ИК в единый индекс. Изменения в индексе связаны с изменением рыночной стоимости предприятия.
Монитор нематериальных активов Свейби (Intangible Asset Monitor) Sveiby (1997) SC Менеджмент выбирает индикаторы на основе стратегических целей фирмы для того, чтобы оценить четыре аспекта создания новой стоимости с помощью ИК: рост, обновление, эффективность, сокращение риска (стабильность).
Система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard) Kaplan and Norton (1992) SC Деятельность компании оценивается с помощью индикаторов, которые покрывают четыре основных направления: финансовое, клиентское, процессное, обучение. Индикаторы строятся на основе стратегических целей фирмы.

 

Рассмотрим подробнее сущность основных перечисленных подходов к оценке ИК, а также их достоинства и недостатки.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 200.