МЧС России
Главное управление МЧС России по г. Москве
ЦУКС МЧС России по г. Москве
УГЗ г. Москвы
СПРАВОЧНИК
РУКОВОДИТЕЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА
гарнизона пожарной охраны города Москвы
«ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ – СПАСЕНИЕ – ПОМОЩЬ»
Москва 2010 год
ПЯТНАДЦАТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ПОЖАРНОГО
1. Все бросай – людей спасай!
2. Только прибыл – думай о воде!
3. Пожарного нельзя послать в огонь, его можно повести за собой!
4. Ток сними, внутрь иди!
5. Без воды в квартиру не иди!
6. Туши по огню, а не по дыму!
7. Не можешь ствол подать внутри – подай его снаружи!
8. Ствол подавай с той стороны, куда идет огонь!
9. Упустил огонь в квартире – лови на чердаке и в подвале!
10. Чтобы пожар потушить, нужно его окружить!
11. Дым выпускай – про огонь не забывай!
12. На пожаре все команды выполняются бегом!
13. Задачу получил – повтори, выполнил – доложи!
14. Не допусти ущерба от тушения – больше чем ущерба от пожара!
15. Без воды домой не возвращайся!
Содержание.
№ п/п | Наименование раздела | Страница | |
Характеристика гарнизона пожарной охраны города Москвы. Вступление | - | ||
1.1. | Характеристика г. Москвы | - | |
1.2. | Нормативные документы создания гарнизона пожарной охраны города Москвы и его функционирование | - | |
1.3. | Силы и средства гарнизона пожарной охраны города Москвы | - | |
2. | Обязанности и права руководителя тушения пожара (РТП) | - | |
3. | Пожарно-техническое вооружение и аварийно-спасательное оборудование | - | |
Средства защиты органов дыхания и зрения, средства обеспечения работы газодымозащитной службы | - | ||
Пожарная техника | - | ||
6. | Типы и тактико-технические характеристики пожарных насосов и мотопомп | - | |
7. | Некоторые методические рекомендации РТП при тушении пожаров | - | |
8. | Основные выдержки некоторых нормативных документов в области организации пожаротушения | - | |
9. | Нормативно-правовая документация в области организации и управлении деятельностью подразделений ГПС МЧС России. | - | |
10. | Основные нормативы по ПСП. | - | |
Основные термины и определения, встречающиеся в области пожарной безопасности (понятийный аппарат) | - |
ХАРАКТЕРИСТИКА ГАРНИЗОНА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ГОРОДА МОСКВЫ. ВСТУПЛЕНИЕ.
Свидетельства очевидцев, труды историков рассказывают о многих опустошительных пожарах в Москве. Город сгорел полностью в 1238 году, когда на Руси свирепствовали Орды хана Батыя.
В Москве, пожары были настолько привычным явлением, что жители относились к ним спокойно. Вплоть до XV века пожар считался большим, если огнем уничтожалось несколько тысяч дворов. Если сгорало 100-200 домов, то о таком пожаре не говорили. Пожар 1356 года за два часа уничтожил практически всю Москву, включая Кремль и посады.
Низкий уровень общественной организации и технической культуры оказывали негативное влияние на катастрофические последствия возникающих пожаров.
В начале XVI века по указу Ивана III в Москве создается пожарно-сторожевая охрана. По концам городских улиц устанавливаются особые заставы – «решетки-рогатки», которые на ночь запирали. На заставах было установлено круглосуточное дежурство. Службу здесь возглавляли решеточные приказчики.
Основная техника для борьбы с огнем - ведра, топоры, ломы, бердыши, рогатины, багры, заступы, крючья, лестницы. Важнейшей заботой каждого города было водоснабжение. Поэтому не случайно, что подавляющее большинство городов воздвигалось на берегах рек. Большое количество воды, необходимое для целей пожаротушения, заставляло людей искать способы ее доставки от источника в городские кварталы.
Для борьбы с пожарами по-прежнему используется и население. Указами 1719 и 1722 гг. определялось, что с каждого двора к месту пожара должно собираться определенное количество жителей с конкретными инструментами. Такое же правило действовало в Москве и провинциях. Жители вносились в особый реестр, за который отвечали сотские, пятидесятские и десятские. Общий контроль возлагался на полицию.
За нарушение правил пожарной безопасности в Москве и Санкт-Петербурге с 1722 года устанавливались штрафы: «Со знатных людей 16 алтын и 4 деньги», с незнатных - в два раза меньше.
В Москве процесс создания пожарных команд происходил так: в 1784 году город делят на 20 частей, в каждой из которых образована пожарная часть. Для тушения пожаров привлекалось население в количестве 2824 человек от всех домовладельцев. Содержание и одежду они получали от хозяев. В ведении команд насчитывалось 464 лошади.
В последнем десятилетии XVIII века вновь идет реорганизация. Принятый «Устав города Москвы» предусматривал образование при обер-полицмейстере пожарной экспедиции во главе с брандмайором. В штате экспедиции числилось 20 брандмейстеров, 61 мастеровой. К пожарным частям по месту жительства было приписано 1500 человек. В них устанавливалось трехсменное дежурство, по 25 человек в смену. При возникновении в районе части пожара выезжала первая смена, затем к ней присоединялась вторая. Третья смена прибывала на съезжий двор для дежурства.
Как правило, на большие пожары выезжали брандмайор и все брандмейстеры. Вместе с ними прибывали и по две смены пожарных с инструментами. Таким образом, на пожаре сосредоточивалось: тысяча пожарных, свыше 20 насосов, 60 бочек с водой, 330 лошадей. А при возникновении угрозы разрастания пожара сюда дополнительно прибывала и третья смена со всех частей.
Мая 1804 года в Москве создается профессиональная пожарная команда.К началу 1812 года общая численность пожарной охраны в Москве составляла немногим более 1500 человек, располагавшими 96 большими и малыми насосами.
В 1907 году в Москве произошло событие, которое долго потом обсуждалось горожанами. По Мясницкой улице промчался необычный автомобиль. На сиденье рядом с шофером важно сидел брандмейстер, сзади блестели каски пожарных-служителей, один из них бил в медный колокол. Это был первый автомобиль пожарной команды. В этом же году в Китай–городе впервые была установлена пожарная сигнализация.
Нумерация пожаров в Москве перед первой мировой войной была следующая: № 1 – пожар малый, на него выезжала одна местная часть; № 2 – выезжало 3 части; № 3 - выезжало 6 частей, а на каланчах поднимались сигналы; № 4 - выезжало 8 частей; и, наконец, знаменитый № 5, на который выезжало 10 частей, а сигналы усиливались следующие: днем – красным флагом, ночью – добавочным красным фонарем.
После революции декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», изданный 17 апреля 1918 года явился в истории России первым законодательным актом, в котором задаче борьбы с пожарами придавалось общегосударственное значение. Декрет предусматривал осуществление комплекса противопожарных мер, от разработки правил пожарной безопасности, подготовки специалистов пожарного дела, производства пожарной техники, улучшения условий быта пожарных, издания литературы по пожарному делу и до рационального устройства пожарной охраны в стране.
За успехи в деле тушения пожаров в 1923 году пожарная охрана Москвы была награждена орденом Трудового Красного знамени.
С начала Великой Отечественной войны пожарные столицы, выполняя свой долг, внесли достойный вклад в оборону города. Как не старался враг зажечь Москву с воздуха, ему это не удавалось. Воины-пожарные, при активной поддержке москвичей-добровольцев, свели на нет усилия противника. Основная тяжесть в ликвидации последствий налетов фашистской авиации на Москву легла на плечи пожарных. И они с честью выдержали это испытание. В 1947 году, когда страна отмечала 800-летие Москвы, за успехи в противопожарной обороне столицы Московская ордена Трудового Красного Знамени пожарная охрана была награждена орденом Ленина.
В 1999 году в ознаменование 350-летия Наказа царя Алексея Михайловича принято решение о переносе даты ежегодного праздника "День пожарной охраны" на 30 апреля (в апреле 1649 года царь Алексей Михайлович издал "Наказ о градском благочинии", который по существу заложил организационные основы профессиональной пожарной охраны в Москве).
Пожары в Большом театре 1853 года, в гостинице «Россия» 1977 года, в Останкинской телебашне 2000 года, в здании Манежа 2004 года – это напоминание и о грандиозности московских пожаров, и о мужестве тех, кто с ними боролся.
Создание гарнизона определено приказом начальника Главного управления МЧС России по г. Москве от 20.11.2008 № 426, а приказом от 20.11.2008 № 427 - определен порядок создания и функционирования нештатных служб гарнизона пожарной охраны города Москвы.
В целях совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории города Москвы, координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в городе Москве, при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера приказом начальника Главного управления МЧС России по г. Москве от 01.12.2009 № 606введено Расписание выездов подразделений гарнизона пожарной охраны города Москвы для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утвержденное Мэром Москвы Ю.М. Лужковым.
Пожарных стволов.
Пожарные стволы (ручные и лафетные) – предназначены для формирования и направления огнетушащих веществ (ОТВ).
Стволы | ||||
Водяные | Пенные | Порошковые | ||
«А» | РС-70, РСП-70, РСКЗ-70 | Низкой кратн. | СВПМ-4 | |
«Б» | РСК-50, РСКП-50, РСП-50, РС-50 (в ПК), ОРТ-50, ОРТ-50КП (с пенным картриджем) | |||
Средней кратн. | ГПС-200 ГПС-600 ГПС-2000 Пурга-2 Пурга-7 Пурга-30 | |||
лафетные | ПЛС-П20 |
Водяные стволы
Средние показатели
Тактико-технические данные | «А» | «Б» | Лафетный |
Условный проход, мм | |||
Диаметр насадка, мм | |||
Рабочее давление, атм. | |||
Расход воды при рабочем давлении, л/с | 3,5 | ||
Площадь тушения, кв. метров | |||
Дальность полета струи, м | 32/15 (комп./расп.) | 28/12 (комп./расп.) | 65/50 (вода/пена) |
Штурмовая лестница.
Требования безопасности: занятия по подъему в этажи учебной башни с помощью штурмовой и выдвижной лестниц проводятся только после того, как руководитель занятий лично проверит состояние страхующего приспособления, предохранительной подушки учебной башни, проинструктирует людей, выделенных для страховки на этажах. Все виды работ выполняются в боевой одежде и в касках.
Во время работ с ручными пожарными лестницами на занятиях, учениях или пожаре необходимо:
- не допускать подъем и спуск более одного человека на одно колено выдвижной лестницы, а также штурмовую лестницу и лестницу-палку; удерживать выдвижную лестницу во время подъема или спуска по ней людей. При работе на лестнице со стволом или инструментом работающий со стволом или инструментом должен закрепляться за ступени лестницы с помощью поясного карабина пожарного;
- при подъеме по выдвижной лестнице с инструментом принять меры, исключающие его падение.
Порядок испытания: подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка
Лестница-палка.
Порядок испытания: При испытании устанавливается на твердом грунте, прислоняется под углом 75 град. к горизонтали и нагружается посредине грузом 120 кг на 2 минуты. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.
Для испытания ручных пожарных лестниц вместо подвешивания груза может применяться динамометр.
Спасательные веревки.
Требования безопасности: Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны соответствовать требованиям НПБ, иметь коуши, храниться в чехлах, смотанные в клубок. Один из концов спасательной веревки у обвязки петли обшивается белой тесьмой (2 - 5 см ширины), на котором указываются инвентарный номер и дата последнего испытания. Нанесениеинвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки производится путем кернения или гравировки. Нанесение инвентарного номера на металлические кольцакрепления концов веревки стирающимися, выцветающими средствами (краска, маркер, фломастер) запрещается. На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарного номера спасательной веревки.
Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней с занесением результатов осмотра в журнал испытаний ПТВ, а начальниками караулов - перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре. Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм длины веревки.
Перед проведением занятий и после каждого использования спасательной веревки под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (допускается через блок) спасательной веревке подтягиваются и зависают на 1 - 2 секунды три человека. Если после снятия нагрузки удлинение спасательной веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.
Срок испытания: на прочность один раз в 6 месяцев.
Порядок испытания: Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.
Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.
Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.
Рукавные задержки.
Сроки испытания: испытания рукавных задержек на прочность производятся один раз в год.
Порядок испытания: Для испытания задержка подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застегнутую петлю ее подвешивается груз в 200 кг на 5 мин. После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации, а тесьма - разрывов и других повреждений.
Электрозащитные средства.
Сроки испытания: - перчатки резиновые диэлектрические - один раз в 6 месяцев;
- галоши резиновые диэлектрические - один раз в 3 года;
- боты резиновые диэлектрические - один раз в 3 года;
- ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками - один раз в год.
Отбраковка ковриков резиновых диэлектрических при внешних осмотрах не реже 1 раза в год.
Рукавные мостки
Рукавные мостки предназначены для защиты пожарных рукавов и коммуникаций аварийно-спасательного оборудования (пневмошланги, электрокабали и т.п.) при их прокладке через проезжую часть дороги. Рукавные мостки изготавливаются из резино-пластикового материала SBR/NR 65 ShA и выдерживают без деформации нагрузку от автотранспорта из расчета 10 тон на ось автомобиля. Конструкция мостка позволяет одновременно защищать 2 пожарных рукава диаметром 89 мм. Мостки предназначены для использования в диапазоне температур от плюс 120 до минус 30 градусов по Цельсию
Габаритные размеры мостка:
длина (по движению автомобиля) - 860 мм;
ширина - 300 мм; высота - 105 мм.
Вес - 14 кг.
Таблица
Примерный расчет сил и средств в зависимости от времени свободного горения и площади пожара.
Условия: Возможности 1-го отделения основного пожарного автомобиля
– подача 1(2) ствола «Б» (или 1 «А») одним звеном ГДЗС;
- обеспечение бесперебойной подачи воды для работы основного автомобиля (ОБПВ) или по одному автомобилю на подъемный механизм (ОБПВ ПМ)
Время свободного горения (обнаружения, следования, боевого развертывания) | Площадь пожара | Количество сил и средств по задачам | Количество привлекаемой техники |
10-30 мин | 30 м2 | 1 «Б» - на туш. 1 «Б» - на защ. 2 звена ГДЗС ОБПВ + ОБПВ ПМ | 4 АЦ + АЛ (КП) |
30-60 мин | 60 м2 | 2 «Б» - на туш. 2 «Б» - на защ. 4 звена ГДЗС 2 ОБПВ + ОБПВ 2 ПМ | 8 АЦ + 2 АЛ (КП) |
60-90 мин | 90 м2 | 4 «Б» - на туш. 4 «Б» - на защ. 8 звеньев ГДЗС 2 ОБПВ + ОБПВ 4 ПМ | 14 АЦ + 4 АЛ (КП) |
Линемет «ФИЛИН - 2»
Предназначено для метания линя и может использоваться в качестве средства для подачи спасательного конца.
Технические данные: - дальность метания линя – 100 м. - прочность линя на разрыве, не менее, кН – 2,0 - длина – 935 мм, - высота – 192 мм, - ширина – 92 мм, - масса – 3,6 кг, - емкость баллона – 0,77 л., - максимальная сила тачи, кН – 2,0 |
Гидравлический аварийно-спасательный инструмент «Holmatro» («Холматро»), малый комплект:
- комбинированный инструмент СТ 4120; - комплект тяговых принадлежностей СТ 4120; - резак CU 4020 GP; - носимая станция на 2 инструмента PU 30; - ручной насос HTW 700 ABU; - удлинительный шланг BVL 5 SGU 5 метровый оранжевый; - удлинительный шланг BVL 5 SGU 5 метровый зеленый; - стеклорез-пила GLAS MASTER; - комплект адаптеров подключения. |
Гидравлический аварийно-спасательный инструмент «Holmatro» («Холматро»), полный комплект:
- разжим SP 4241;
- комплект тяговых принадлежностей;
- резак CU 4035 NCT П;
- телескопический домкрат TR 4350;
- двойная насосная станция DPU 60 P- CRM 20 – с катушками и шлангами 20 метров;
- насосная станция SPU 35 PF;
- ручной насос HTW 1800 BU;
- удлинительный шланг BVL 5 SOU;
- опора домкрата HRS 22;
- комплект блоков для стабилизации SET A;
- стеклорез-пила GLAS MASTER;
- комплект адаптеров подключения.
Комбинированный разжим-кусачки со встроенным ручным электроаккумулятором «Holmatro» («Холматро»), ВСТ 4120, в комплекте:
- запасной аккумулятор;
- бортовое зарядное устройство;
- силовой электрический кабель;
- переносной ремень с застежками;
- сумка для хранения и переноски.
Бензопила «Stihl» («Штиль») MS 460-R (RHD)
Бензопила STIHL MS 460 RHD предназначена вскрытия стальных конструкций (крыша здания, автомобили). Характеристики бензопилы Stihl MS 460-R (RHD):
Вес | 7.00 кг. | |
Мощность | 6.00 л.с. | |
Мощность | 4.40 кВт | |
Объём топливного бака | 0.80 л. | |
Объём маслобака | 0.33 л. |
DRAGER PA 94 Plus Basic.
Требования к работе с дыхательным аппаратом и безопасности при работе с ним
4. Принципиальная схема работы аппарата Drager
5. Проверки СИЗОД, порядок их проведения и периодичность
6. Расчет параметров работы в СИЗОД
7. Меры безопасности при работе в ДАСВ в условиях низких температур (-10 0С и ниже)
Спинка (ложемент).
Ложемент состоит из подогнанной по фигуре человека пластмассовой плиты из антистатического материала (усиленный стекловолокном антистатический дюропласт), которая имеет отверстия для взятия руками при переноске баллонного респиратора. Широкий, с подкладкой поясной ремень обеспечивает возможность ношения прибора на бёдрах. Вес баллонного респиратора может быть таким образом перемещён с плеч на бёдра. Все ремни сделаны быстросменными и изготовлены из Арамид / Номекс - ткани, которая является негорючей или же самогаснущей.
На нижней части ложемента расположены: крепление для редуктора давления и эластичный элемент защиты от ударов. В верхней части ложемента закреплена опора под баллон со встроенной линией крепления, которая в сочетании со складной скобой, лентой крепления баллонов и натяжной пряжкой даёт возможность крепления различных баллонов со сжатым воздухом.
Каждый дыхательный аппарат имеет индивидуальный номер, который находится на спинке, имеет обозначение из 4-х букв и 4-х цифр (BRVS-0026).
Редуктор давления
Корпус редуктора давления сделан из латуни. Он закреплён на нижней части несущего каркаса. На редукторе давления находятся предохранительный клапан, шланг манометра с манометром, звуковым сигналом и шланг среднего давления. Редуктор давления уменьшает давление из баллона (10-330 атм.) до 6÷9 атм.(бар). Предохранительный клапан отрегулирован таким образом, что он срабатывает при давлении в секции среднего давления 13÷20 бар. Редуктор не требует обслуживания в течение 6 лет, после проведения ТО – еще 5 лет (опломбирован).
Из редуктора выходит два шланга:
- шланг среднего давления – к шлангу среднего давления крепится легочный автомат Plus-A и панорамная маска Panorama Nova Стандарт P;
- шланг высокого давления – к шлангу высокого давления крепится звуковой сигнал (свисток) и манометр.
Минимальное давление, при котором редуктор обеспечивает бесперебойную работу - 10 атм., - гарантированное минимальное давления завода изготовителя, при котором обеспечивается безопасность человека.
Тройник
Тройник позволяет подсоединение двух 6,8л/300 бар композитных баллонов.
Легочный автомат
Легочный автомат Plus А включается при первом вдохе. Для выключения ЛА необходимо нажать красную клавишу.
Панорамная маска
Панорамная маска Панорама Нова Стандарт P крепится на голове с помощью пяти лучевого оголовья. Маска имеет пластиковые обрамление стекла и переговорную мембрану. Стекло – поликарбонат. В маске имеется клапанная коробка – 2 клапана вдоха (первый – для дыхания, второй – для обеспечения подпора воздуха 0,25-0,35 атм) и 1 клапан выдоха. Давление выдоха из панорамной маски составляет 0,42-0,45 атм.
Баллоны сжатого воздуха
На аппарат устанавливается металлокомпозитные баллоны Laxfer емкостью 6,8 литров с рабочим давлением в баллоне 300 бар (атм.). В зависимости от температуры и влажности окружающего воздуха возможно внешнее обледенение на вентиле баллона, редукторе давления и соединении, но для функционирования прибора это не имеет значения.
Каждый воздушный баллон имеет индивидуальный номер, который имеет обозначение из 2-х букв и 5-ти цифр (LN 21160).
При заступлении на боевое дежурство давление воздуха в баллонах СИЗОД должно быть не менее 250 атм. (п.4.4.2.3. Наставления по ГДЗС, утвержденного приказом МВД №234 от 30.04.96 г.)
При открытии 2-х баллонов, при условии, что в баллонах было разное давление, давление в баллонах выравнивается, общее давление падает, воздух перетекает из одного баллона во второй (слышен характерный шипящий звук), так как они являются сообщающимися сосудами. Время защитного действия, при этом, не уменьшается.
Требования к работе с дыхательным аппаратом и безопасности при работе с ним
1. При работе в СИЗОД необходимо оберегать его от непосредственного соприкосновения с открытым пламенем, ударов и повреждений, не допускать снятия маски или оттягивания ее для протирки стекол, не выключаться даже на короткое время. Выключение из СИЗОД осуществляется по команде командира звена ГДЗС:«Звено ГДЗС, из дыхательных аппаратов - выключись!».
2. Открытие вентиля осуществляется вращением рукоятки против часовой стрелки. Чтобы предотвратить невольное закрытие во время использования, следует открывать вентиля баллонов как минимум двумя оборотами. Не крутить силой до упора.
3. При стыковке баллонов не допускать попадание грязи на резьбовые соединения.
4. При закручивании – откручивании баллонов применяется система «3-х пальцев». Силу не применять.
5. При активизировании легочного автомата в атмосферу (без маски – как резервный вариант), первый вдох осуществлять через 3 сек. после подачи воздуха.
6. Правила по технике безопасности при надевании лицевой маски: борода, усы, очки контактируют с уплотнениями лицевой маски и могут отрицательно сказаться на безопасности пользователя.
7. При креплении воздушных баллонов к спинке аппарата нельзя натягивать ремни крепления с силой до закрытия застежки (система «Тавло»).
8. При обслуживании панорамной маски запрещается мыть ее с помощью органических растворителей (бензин, ацетон, спирт). Для обслуживания использовать пенный раствор детского мыла.
9.Сушка маски осуществляется при температуре не более 60 гр.С.
10. Стекло панорамной маски, во время работы, запрещается протирать перчатками, крагами, грязными тряпками, чтобы не нанести повреждений стеклу.
11. Если при проверке №1 и №2 дыхательных аппаратов будут обнаружены неисправности, которые не могут быть устранены владельцем, они выводятся из боевого расчета и направляются на базу ГДЗС для ремонта, а газодымозащитнику выдается резервный аппарат.
4. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА РАБОТЫ АППАРАТА Drager
Баллон
Манометр
13-20 атм. | 50 < 55 < 60 атм. | ||||||||||||
Предохр. клапан | Предупреди-тельный сигнал | ||||||||||||
Запорный вентиль | Редуктор | Легочный автомат | Маска | ||||||||||
Камера высокого давления | Камера среднего давления | ||||||||||||
30 л/мин | |||||||||||||
300-10 атм. | 6-9 атм. (ср. 7,2 атм.) | (30-120 л/мин) | Клапан выдоха | ||||||||||
5. ПРОВЕРКИ СИЗОД, ПОРЯДОК ИХ ПРОВЕДЕНИЯ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ.
Приложение 10 Наставления по газодымозащитной службе ГПС МВД России, утвержденное приказом МВД РФ №234 от 30.04.96 г., определяет правила и порядок проведения проверок противогазов и дыхательных аппаратов.
Боевая проверка - вид технического обслуживания СИЗОД, проводимого в целях оперативной проверки исправности и правильности функционирования (действия) узлов и механизмов непосредственно перед выполнением боевой задачи по тушению пожара. Выполняется владельцем СИЗОД под руководством командира звена перед каждым включением в СИЗОД.
Перед проведением боевой проверки газодымозащитник производит надевание и подгонку его подвесной системы.
Боевая проверка производится по команде командира звена ГДЗС по команде: «Звено ГДЗС, дыхательные аппараты - проверь!».
1.Проверить исправность маски. Внешний осмотр.
Визуально проверить целостность стекла, полуобойм, ремней оголовья и клапанной коробки, а также надёжность подсоединения лёгочного автомата. Если маска полностью укомплектована и отсутствуют повреждения ее элементов, она считается исправной.
2.Проверить герметичность дыхательного аппарата на разряжение.
При закрытом вентиле баллона приложить панорамную маску к лицу, сделать вдох и если при этом возникает большое сопротивление, не снижающееся в течение 2-3 сек., то аппарат герметичен.
3.Проверить герметичность системы высокого и среднего давления.
Открыть вентиль баллона и закрыть его. Определить по манометру изменения давления воздуха в баллоне, если отсутствует падение давления воздуха аппарат считается герметичным.
4.Проверить работу легочного автомата.
4.1. Проверка легочного автомата и клапана выдоха.
Предварительно выключив лёгочный автомат открыть вентиль баллона. Маску приложить к лицу и сделать 2-3 глубоких вдоха/выдоха. При первом вдохе лёгочный автомат должен включится и не должно ощущаться сопротивление дыханию.
4.2. Проверка клапана обеспечения подпоры воздуха.
Под обтюратор вставить палец и убедиться в наличии потока воздуха из маски. Убрать палец и задержать дыхание на 10 сек. Убедиться в отсутствии утечки воздуха.
4.3. Проверка аварийной подачи.
Надавить на кнопку байпаса и убедиться в исправности принудительной подачи воздуха. Выключить лёгочный автомат. Закрыть вентиль баллона.
5.Проверить работу звукового сигнала.
Приложить панорамную маску к лицу и сделать вдох, медленно откачивать воздух до срабатывания звукового сигнала. Звуковой сигнал должен сработать при давлении на выносном манометре 55 +/-5 атм. (бар).
6. Проверить давление воздуха в баллоне.
При выключенном предварительно лёгочном автомате, открыть вентиль баллона и по выносному манометру проверить давление
7. Доклад командиру звена ГДЗС о готовности к включению и давлении воздуха в баллоне: «Газодымозащитник Петров к включению готов, давление -270 атмосфер».
Включение личного состава в СИЗОД проводится по команде командира звена ГДЗС:
«Звено ГДЗС, в аппараты - включись!» в следующей последовательности:
· снять каску и зажать ее между коленями;
· открыть вентиль баллона;
· надеть маску;
· надеть каску.
Проверка №1 - Проводится владельцем дыхательного аппарата под руководством начальника караула непосредственно перед заступлением на боевое дежурство, а также перед проведением тренировочных занятий на чистом воздухе и в непригодной для дыхания среде, если использование СИЗОД предусматривается в свободное от несения боевого дежурства время.
Результаты проверки заносятся в журнал регистрации проверок №1.
Проверку резервных СИЗОД осуществляет командир отделения.
1.Проверить исправность маски.
Маска должна быть полностью укомплектована без видимых повреждений.
2.Провести осмотр дыхательного аппарата.
Проверить надежность крепления подвесной системы аппарата, баллонов и манометра, а также убедиться в отсутствии механических повреждений узлов и деталей. Подсоединить маску к легочному автомату.
3.Проверить герметичность дыхательного аппарата на разряжение.
При закрытом вентиле баллонов плотно приложить маску к лицу и попытаться сделать вдох. Если при вдохе создается большое сопротивление, не дающее сделать дальнейший вдох и не снижающееся в течение 2-3 секунд, дыхательный аппарат считается герметичным.
(нажатием кнопки отключить легочный автомат).
4.Проверить герметичность системы высокого и среднего давления.
Открыть и закрыть вентиль баллона, выключив предварительно механизм избыточного давления в подмасочном пространстве. Определить по манометру изменения давления воздуха в баллоне, если в течение 1 минуты падение давления воздуха не превышает 10 бар аппарат считается герметичным.
5.Проверить работу легочного автомата.
5.1. Проверка легочного автомата и клапана выдоха.
Предварительно выключив лёгочный автомат открыть вентиль баллона. Маску приложить к лицу и сделать 2-3 глубоких вдоха/выдоха. При первом вдохе лёгочный автомат должен включится и не должно ощущаться сопротивление дыханию.
5.2. Проверка клапана обеспечения подпоры воздуха.
Под обтюратор вставить палец и убедиться в наличии потока воздуха из маски. Убрать палец и задержать дыхание на 10 сек. Убедиться в отсутствии утечки воздуха.
5.3. Проверка аварийной подачи.
Надавить на кнопку байпаса и убедиться в исправности принудительной подачи воздуха. Выключить лёгочный автомат. Закрыть вентиль баллона.
6.Проверить работу звукового сигнала.
Плавным нажатием кнопки легочного автомата стравить давление до появления звукового сигнала, если звуковой сигнал появился при давлении 55+/- 5 бар, то звуковой сигнал исправен.
7.Проверить показания давления воздуха в баллоне.
Давление в баллоне должно быть не менее 265 бар, для постановки дыхательного аппарата в боевой расчет.
Проверка №2 - вид технического обслуживания, проводимого в процессе эксплуатации СИЗОД после проверки №3, дезинфекции, замены воздушных баллонов, а также не реже одного раза в месяц, если в течение этого времени СИЗОД не пользовались. Проверка проводится в целях постоянного поддержания СИЗОД в исправном состоянии.
Проверка проводится владельцем СИЗОД под руководством начальника караула.
Проверку резервных СИЗОД осуществляет командир отделения. Результаты проверки заносятся в журнал регистрации проверок N2.
Проверка №2 осуществляется с помощью контрольно-измерительных приборов в соответствии с инструкциями по их применению. В случае отсутствия контрольных приборов, проверка №2 проводится в соответствии с проверкой №1
Проверка №3 - вид технического обслуживания, проводимого в установленные календарные сроки, в полном объеме и с заданной периодичностью, но не реже одного раза в год. Проверке подлежат все находящиеся в эксплуат
Дата: 2016-10-02, просмотров: 287.