Рассмотрите вопрос о формировании и развитии теории гражданского общества, гражданском обществе как сфере реализации частных интересов. Обратите внимание на относительную независимость гражданского общества от государства. Особого внимания заслуживает проблема философского основания теории гражданского общества (И. Кант, Г. Гегель).
Вторым вопросом темы изучите понятие и структуру гражданского общества, проанализировав основные элементы гражданского общества: экономическую систему; политическую систему; социальную систему; духовно-культурную систему.
Особого внимания заслуживает вопрос о признаках гражданского общества: свободе личности; открытости общества; плюрализме общества; правовых основах жизнедеятельности.
В завершение темы необходимо рассмотреть проблемы взаимосвязи правового государства и гражданского общества, а также формирования гражданского общества в России.
ТЕМА 10. Понятие, принципы и функции права
В начале изучения данной темы необходимо рассмотреть вопрос о сущности права как выраженной в законе или иных источниках государственной воле общества, выдели в ней общесоциальную и узкосоциальную (классовую) стороны. При рассмотрении социального азначения права – упорядочение общественных отношений.
Затем следует проанализировать понятие и признаки права: нормативность; общеобязательность; формальная определённость; системность; связь с государством; волевой характер; регулятивность; обеспеченность государственным принуждением.
Отдельным вопросом темы следует рассмотреть принципы права: их понятие и признаки, обратив внимание на взаимосвязь принципов права и его сущности. объективный характер принципов права, их стабильность и взаимосвязь с нормами права. Кроме того, необходимо усвоить содержание текстуального и смыслового способов закрепления принципов права в законодательстве.
Отдельно должен быть рассмотрен вопрос о классификации принципов права. Вам необходимо рассмотреть общеправовые принципы (социальной свободы; социальной справедливости; демократизма; гуманизма; равноправия; единства субъективных прав и юридических обязанностей; законности), межотраслевые и отраслевые принципы, а также принципы правовых институтов.
Затем целесообразно обратиться к вопросу о функциях права, их понятии и основных признаках. Виды принципов права целесообразно представить в традиционной их классификации: общесоциальные функции права (экономическая; политическая; социальная; культурно-воспитательная) и специально-юридические функции права (регулятивная и охранительная).
Среди форм осуществления функций права необходимо составить чёткое представление о следующих: информационное воздействие; ориентационное воздействие; правовое регулирование.
В завершение рассмотрения данной темы должен быть рассмотрен вопрос о методах осуществления функций права, соотношении убеждения и принуждения в праве.
ТЕМА 11. Взаимосвязь права с государством, экономикой и политикой.
Изучение данной темы начните с анализа проблемы соотношения и взаимосвязи государства и права. Рассмотрите основные подходы к пониманию соотношения государства и права (этатистский; либеральный; прагматический). А также связанные с этим вопросы воздействия государства на право и права на государство.
Взаимосвязь права и экономики целесообразно рассматривать через призму влияния экономики на право и обратного влияния права на экономику. Обратите внимание на сущностные признаки различных моделей государственно-правового воздействия на экономику (либеральной, командно-административной, смешанной).
Аналогичным образом следует изучить проблему взаимосвязи права и политики: влияние политики на право и обратное влияние права на политику. При этом целесообразно исследовать право как основу политики и важнейшее средство её осуществления.
ТЕМА 12. Право в системе нормативного регулирования
В начале данной темы следует рассмотреть понятие регулирования общественных отношений и его виды: нормативное и индивидуальное регулирование. Система нормативного регулирования общественных отношений включает его виды (подсистемы), такие как: обычно-традиционное, религиозное, корпоративно- групповое, политическое, моральное, правовое и др.
Затем целесообразно усвоить материал, касающийся понятия и признаков социальных норм. Виды социальных норм рассмотрите следующим образом: моральные, корпоративные, обычные, правовые, религиозные и др. Выявите общее и особенное в сферах действия и способах воздействия различных видов социальных норм, взаимодействие правовых норм с другими видами социальных норм. Соотношение норм права и норм морали следует рассмотреть в следующей логической последовательности: общие черты, отличия, противоречия и взаимосвязь. Отличия норм права и норм морали необходимо представить по различным основаниям: по происхождению; по способам формирования; по порядку вступления в действие; по сфере действия; по форме выражения; по степени детализации; по критериям оценки поведения; по способам обеспечения.
В завершение рассмотрения данного вопроса обратите внимание на проблему разграничения социальных и технических норм, их соотношение. Выучите определение технико-юридических норм.
ТЕМА 13. Нормы права
Приступая к изучению данной темы, вам необходимо хорошо усвоить понятие нормы права, выявить её признаки, такие как: нормативность; общеобязательность; формальная определённость; системность; связь с государством; волевой характер; регулятивность; обеспеченность государственным принуждением.
Затем разберитесь с существующей в науке классификацией правовых норм, обратив внимание на её научную и практическую значимость. Виды норм права необходимо рассмотреть следующим образом: по роли в механизме правового регулирования; по функциям права; по характеру; по отраслевой принадлежности; по способу правового регулирования; по методу правового регулирования; по кругу лиц; по сроку действия; по территории действия; по сфере действия; по объёму регулируемых общественных отношений; по юридической силе.
Наиболее сложным для понимания является вопрос о логической и фактической структуре правовой нормы. Поэтому обратите на него самое серьёзное внимание. Затем необходимо рассмотреть отдельные элементы нормы права: гипотеза (её понятие и виды), диспозицию (понятие и виды), санкцию (понятие и виды).
Завершающей частью темы является вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного правового акта. Здесь же рассмотрите способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов (прямой, отсылочный, бланкетный).
ТЕМА 14. Формы (источники) права
Изучение данной темы целесообразно начать с выявления соотношения понятий «источник права» и «форма права». Понятие «источник права» в юридической науке понимается в трёх основных значениях: в материальном, идеологическом, и формально-юридическом смысле.
После этого рассмотрите вопрос о видах источников права: правовом обычае, правовом прецеденте, нормативном правовом акте, нормативном договоре, религиозных текстах, правовой доктрине, правосознании.
Вторым вопросом темы следует изучить понятие нормативного правового акта, обратив особое внимание на его признаки. Виды нормативных правовых актов следует рассмотреть по следующим основаниям классификации: по субъектам правотворчества; по отраслевой принадлежности; по сфере действия; по территории действия; по сроку действия; по объёму и характеру действия; по юридической силе.
Затем необходимо рассмотреть понятие закона и усвоить его признаки. При изучении классификации законов рассмотрите следующие его виды: по субъектам законотворчества; по принципу федерализма; по юридической силе. Особо заострите внимание на отличиях федеральных конституционных законов и федеральных законов: по предмету правового регулирования; по порядку принятия; по праву вето Президента РФ; по юридической силе. Стадии законодательного процесса целесообразно рассмотреть в общетеоретическом плане. А при необходимости – конкретизировать на примере Федерального Собрания РФ.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о понятие подзаконного нормативного правового акта, его признаках и видах в Российской Федерации.
В завершающей части темы детальному рассмотрению подлежит вопрос о пределах действия нормативных правовых актов, поскольку он имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Изучите действие нормативных правовых актов во времени. а именно: порядок вступления в силу нормативных правовых актов, вопросы об обратной силе нормативных правовых актов, «переживании» нормативного правового акта, приостановлении действия нормативного правового акта, прекращении действия нормативного правового акта. Затем следует усвоить вопрос о действии нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.
ТЕМА 15. Правотворчество, юридическая техника и систематизация законодательства
В начале рассмотрения данной темы изучите вопрос о соотношении понятий «правообразование» и «правотворчество». Затем рассмотрите этапы правообразования. Более детально надо усвоить вопрос о понятии, сущности и содержании правотворчества. Изучите формы правотворчества: принятие нормативных правовых актов; заключение нормативных договоров; создание правовых прецедентов; санкционирование обычаев и других источников права. Виды правотворчества рассмотрите по следующим основаниям: по субъектам правотворчества; по принципу федерализма; по юридической силе нормативных правовых актов.
Особое внимание следует уделить проблеме стадий правотворческого процесса: правотворческой инициативы; обсуждения проектов нормативных правовых актов; принятия и опубликования нормативных правовых актов. Отдельно рассмотрите стадии законотворческого процесса.
Изучите и хорошо усвойте следующие принципы правотворчества: демократизм; законность; научность; профессионализм; гласность; своевременность; исполнимость; плановость.
Во втором вопросе темы изучите понятие юридической техники и её виды: правотворческую, правореализационную, правоинтерпретационную, правосистематизационную. Особое внимание следует уделить правилам правотворческой техники, требованиям к содержанию нормативных правовых актов и к их оформлению.
Завершающим вопросом темы является систематизация нормативных правовых актов. Изучите её понятие и виды: а) учёт (журнальный; картотечный; автоматизированный); б) инкорпорация (понятие, признаки и виды – официальная и неофициальная; хронологическая и систематическая); в) консолидация (понятие, признаки и виды: всеобщая, отраслевая, внутриотраслевая, межотраслевая). Отдельно рассмотрите виды кодификационных актов и их существенные черты.
ТЕМА 16. Система права и система законодательства
В начале изучения данной темы рассмотрите вопрос о понятии системы права и её признаках. Выявите и запомните основные элементы системы права: нормы права, институты права, отрасли права. Затем необходимо хорошо усвоить понятие отрасли права и классификацию отраслей права по предметному единству, по функциям права, по характеру, а также представлять общую характеристику отраслей права. После этого рассмотрите понятие и виды институтов права по отраслевой принадлежности норм права; по функциям права; по характеру.
Затем целесообразно рассмотреть вопрос о предмете и методе правового регулирования как основаниях подразделения права на отрасли. Изучите понятие предмета правового регулирования, понятие метода правового регулирования. Рассмотрите способы правового регулирования(дозволение, обязывание, запрещение), методы правового регулирования (императивный и диспозитивный), типы правового регулирования (общедозволительный и разрешительный). Усвойте содержание понятия «правовой режим».
В завершающей части темы необходимо рассмотреть вопрос о понятии системы законодательства, обратив особое внимание на проблему соотношения системы законодательства и системы источников права. Выявите и усвойте отличия системы права и системы законодательства. Затем ознакомьтесь с видами отраслей законодательства и характеристикой состояния современного российского законодательства. Обратите внимание на федеративную структуру законодательства. Посмотрите Общеправовой классификатор отраслей законодательства РФ.
ТЕМА 17. Правовые отношения
Изучение данной темы начните с исследования понятия и признаков правоотношения. Проанализируйте юридические предпосылки возникновения правоотношений: норма права; правосубъектность; юридический факт. Затем рассмотрите вопрос о видах правоотношений: по отраслевой принадлежности; по правовой природе; по характеру; по функциям права; по составу участников; по продолжительности существования; по степени определённости участников.
Особенно вдумчиво и внимательно следует изучить состав правоотношения: его понятие и элементы. Рассмотрите субъект правоотношения: его понятие и виды (индивидуальные субъекты: граждане; иностранные граждане; лица без гражданства; лица с двойным гражданством; коллективные субъекты: государство, субъекты федерации, муниципальные образования; организации, общности и группы людей). Усвойте понятия «правоспособность», «дееспособность» и «деликтоспособность».
Затем обратите внимание на соотношение понятий «состав правоотношения» и «содержание правоотношения». Второе понятие включает в себя субъективное право и юридическую обязанность. Рассмотрите субъективное право (его понятие, признаки и структуру), а затем юридическую обязанность (её понятие, признаки и структуру). Выявите, в чём состоит единство субъективного права и юридической обязанности.
Рассмотрите монистическую и плюралистическую теории объекта правоотношения. Усвойте понятие объекта правоотношения и его виды.
В завершение рассмотрения данной темы необходимо рассмотреть вопрос о юридическом факте как основании возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Исследуйте понятие и признаки юридического факта, рассмотрите виды юридических фактов: по волевому признаку; по правовым последствиям; по наличию или отсутствию обстоятельств. Выясните, что такое фактический (юридический) состав, каковы его виды.
Особого внимания заслуживает вопрос о юридических презумпциях, (их понятии и вид) и юридических фикциях(их понятии и видах).
ТЕМА 18. Реализация права
Приступая к данной теме, изучите понятие реализации права, выявите и усвойте формы реализации права. При изучении непосредственных форм реализации права (использования, соблюдения и исполнения), обратите внимание на взаимосвязь видов правовых норм и форм реализации права. Рассмотрите применение права как особую форму его реализации: понятие, признаки, необходимость и виды (позитивное и юрисдикционное). Особо следует рассмотреть стадии правоприменительной деятельности: основные (установление фактических обстоятельств дела; установление юридической основы дела: выбор и анализ правовых норм/правовая квалификация; принятие решения и оформление правоприменительного акта) и факультативные (пересмотр решения; исполнение решения; контроль исполнения).
Изучите принципы правоприменительной деятельности: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость, своевременность, экономичность, эффективность.
При рассмотрении вопроса об актах применения права изучите их понятие и существенные признаки. Обратите внимание на проблему соотношения нормативных правовых и правоприменительных актов: (их общие черты и отличия). Необходимо хорошо усвоить классификацию правоприменительных актов: по субъектам принятия; по наименованию; по функциям права; по юридической природе; по правовым последствиям; по порядку принятия. Структура правоприменительного акта представлена следующим образом: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части.
В процессе реализации права нередко приходится иметь дело с пробелами и коллизиями в праве. Изучите понятие пробела в праве, его признаки, причины появления. Рассмотрите виды пробелов в праве: по причинам появления; по времени появления; по объёму. Усвойте способы устранения и преодоления пробелов в праве. Изучите вопросы применения права по аналогии. Необходимо чётко разграничивать аналогию закона и аналогию права и знать требования к применению права по аналогии.
Изучите понятие коллизий в праве и причины их появления. Ознакомьтесь со способами устранения коллизий. Рассмотрите виды коллизий в праве: между актами разной юридической силы; между актами равной юридической силы; между общим и специальным актами; между кодифицированным и некодифицированным актами; между федеральным актом и актом субъекта федерации; между международным договором и внутригосударственным актом; между конституцией государства и международным договором. Необходимо усвоить правила разрешения коллизий.
ТЕМА 19. Толкование норм права
Начиная изучение данной темы, усвойте понятие толкования норм права, необходимость и значение толкования правовых норм. Обратите внимание на то, что является объектом толкования. Выявите цель толкования. Рассмотрите этапы толкования: уяснение и разъяснение содержания правовых норм. Затем рассмотрите отдельные способы толкования норм права: языковой; логический; систематический; историко-политический; телеологический; специально-юридический.
Виды толкования норм права целесообразно рассмотреть по следующим основаниям: по объему (буквальное, распространительное и ограничительное); по субъектам (официальное и неофициальное толкование). Затем рассмотрите виды официального толкования (нормативное и казуальное, аутентичное и легальное); и виды неофициального толкования (обыденное, профессиональное, научное).
Второй вопрос темы посвящён изучению актов толкования норм права: их понятия и признаков. Необходимо рассмотреть виды актов толкования: по субъектам толкования; по отраслевой принадлежности толкуемой нормы права; по структурным элементам толкуемой нормы права; по объёму толкования; по территории действия; по сроку действия; по юридической силе толкуемой нормы права. В завершение изучения этого вопроса обратите внимание на требования, предъявляемые к актом толкования. Дискуссионным является вопрос о юридической природе актов толкования высших судебных органов.
ТЕМА 20. Правомерное поведение и правонарушение
Изучение данной темы целесообразно начать с рассмотрения вопроса о понятие и признаках правомерного поведения: социальная значимость; осознанность и добровольность; соответствие праву; обеспеченность государством. Затем перейдите к рассмотрению классификации правомерного поведения: по мотивам; по внешнему выражению; по социальной значимости; по формам реализации права; по правовым последствиям; по субъектам; по сферам общественной жизни; по сферам действия права.
Рассмотрите понятие правонарушения, усвойте его признаки: общественная вредность; противоправность; виновность; наказуемость. Затем необходимо хорошо разобраться в вопросе о видах правонарушений. Следует чётко разграничивать понятия «преступление» и «проступок». Дайте краткую характеристику видов проступков. Изучите вопрос о причинах правонарушений.. путях и средствах их предупреждения и устранения.
Особое внимание уделите ключевому вопросу темы – о составе правонарушения: его понятии и элементах. Рассмотрите все элементы состава правонарушения: объект правонарушения (понятие, виды); объективная сторона правонарушения (понятие, элементы); субъект правонарушения (понятие, виды); субъективная сторона правонарушения (понятие, элементы).
ТЕМА 21. Государственное принуждение и юридическая ответственность
Рассмотрение данной темы целесообразно начать с выяснения вопроса о соотношении государственного принуждения и юридической ответственности. Затем рассмотрите понятие и признаки государственного принуждения. Необходимо изучить виды государственного принуждения: меры предупредительного воздействия; меры пресечения; меры защиты; меры процессуального обеспечения; меры юридической ответственности.
Второй вопрос темы посвящён исследованию понятия и признаков юридической ответственности. Проанализируйте основания юридической ответственности: фактические, нормативные и процессуальные. Рассмотрите цели юридической ответственности: охрана правопорядка; восстановление социальной справедливости; воспитание людей в духе уважения к праву и правопорядку. Затем выясните функции юридической ответственности: карательная; правовосстановительная; превентивная. Охарактеризуйте следующие принципы юридической ответственности: законность; справедливость; целесообразность; неотвратимость; своевременность.
Отдельно и достаточно подробно следует изучить классификацию юридической ответственности: конституционно-правовая; административно-правовая; гражданско-правовая; дисциплинарная; материальная; уголовная; международно-правовая. Рассмотрите порядок возложения юридической ответственности.
В завершение темы коснитесь проблем эффективности юридической ответственности. Рассмотрите обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность, а также основания освобождения от юридической ответственности.
ТЕМА 22. Правовое регулирование, законность и правопорядок
Приступая к изучению данной темы, выясните соотношение понятий «правое регулирование» и «правовое воздействие». Затем исследуйте понятие правового регулирования и его стадии: нормативная регламентация общественных отношений; возникновение субъективных прав и юридических обязанностей; реализация субъективных прав и юридических обязанностей; применение права.
Изучите понятие механизма правового регулирования, дайте характеристику его элементов: норм права; правоотношений; актов реализации прав и обязанностей; актов применения права. Выясните вопрос о том, в чём выражается эффективность правового регулирования и каковы формы её обеспечения.
Исследуйте понятие законности, выясните её принципы, такие как: всеобщность; единство; верховенство закона; гарантированность прав и свобод личности; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; связь законности и культуры. Дайте характеристику гарантий законности: экономических; политических; организационных; общественных; идеологических; юридических. Выясните причины нарушений законности.
Изучите понятие правопорядка и выясните его основные черты. Обратите внимание на проблему соотношения законности и правопорядка. Рассмотрите законность как предпосылку формирования правопорядка, а правопорядок как результат реализации требований законности. Соотнесите понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Рассмотрите пути укрепления законности и правопорядка в обществе.
ТЕМА 23. Право и личность
Изучение темы необходимо начать с понятия «правовой статус личности». Выявите и охарактеризуйте структуру правового статуса. Рассмотрите характеристику видов правового статуса личности: по наличию гражданства государства; по отраслевой принадлежности; по объёму. Изучите права и свободы как ядро правового статуса личности, рассмотрите виды прав и свобод личности: по субъекту обладания; по способу возникновения; по времени закрепления в законодательстве; по содержанию; по степени абсолютизации; по форме осуществления.
Во втором вопросе темы рассмотрите понятие правосознания, выявите место и роль правосознания в системе форм общественного сознания, исследуйте проблему взаимосвязи права и правосознания. Изучите вопрос о структуре правосознания, которая включает в себя правовую психологию и правовую идеологию. Исследуйте функции правосознания: познавательную; оценочную; регулятивную. Охарактеризуйте виды правосознания по субъектам (индивидуальное, групповое, массовое); по уровню (обыденное, профессиональное, научное).
Соотнесите понятие «правосознание» с понятием «правовая культура». Изучите структуру правовой культуры, показатели правовой культуры личности и общества. Рассмотрите функции правовой культуры: познавательную; оценочную; регулятивную; коммуникационную; трансляционную; прогностическую. Выясните роль правовой культуры в становлении юриста.
Особого внимания при изучении данной темы заслуживают проблемы правового нигилизма и правового идеализма: их содержание, причины, формы проявления, последствия, а также пути.
В завершение изучения данной темы рассмотрите понятие правового воспитания как средства формирования правосознания и правовой культуры личности и общества. Обратите внимание на соотношение правового воспитания и правовой социализации личности. Рассмотрите элементы системы правового воспитания: объекты воспитания; субъекты воспитания; содержание воспитания; формы воспитания; методы воспитания.
ТЕМА 24. Международное право и правовые системы стран мира
Международное и внутригосударственное право являются самостоятельными системами права. Уясните понятие международного права, выявите общие черты внутригосударственного и международного права. Пристальное внимание следует уделить характеристике отличий внутригосударственного и международного права: по сфере действия; по основным субъектам права; по основным источникам права; по способам создания правовых норм; по способам обеспечения реализации правовых норм. Рассмотрите проблему соотношения внутригосударственного и международного права: монистические и дуалистическая концепции. Охарактеризуйте взаимосвязь внутригосударственного и международного права.
Изучите понятие правовой системы. Выявите и охарактеризуйте элементы правовой системы общества: право; юридическую практику; господствующую правовую идеологию. Рассмотрите классификацию правовых систем и дайте понятие правовой семьи.
Охарактеризуйте становление, развитие и особенности основных правовых семей современности: англосаксонской, романо-германской, семьи религиозного права, семьи обычного права. Рассмотрите проблему формирования и развития национальных правовых систем, их взаимосвязи с международным правом. Охарактеризуйте процессы сближения правовых систем в современную эпоху. Рассмотрите особенности российской правовой системы.
ТЕМА 25. Правопонимание: история и современность
Рассмотрение данной темы целесообразно начать с исследования правопонимания как научной категории. Охарактеризуйте право как объект правопонимания. личность как субъект правопонимания. Рассмотрите знание о праве, его оценку и отношение к нему как содержание правопонимания. Охарактеризуйте значение правопонимания для юридической науки и практики.
Изучите причины многообразия теорий правопонимания. Дайте характеристику следующих теорий правопонимания: теологической теории (Фома Аквинский); теории естественного права (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Вольтер, Ш. Монтескьё, А.Н. Радищев, П.И. Пестель); исторической школы права (Густав Гуго, Фридрих Савиньи, Георг Пухта); позитивистской теории (Дж. Остин, К. Бергбом, А. Эсмен); нормативистской теории (Ганс Кельзен); психологической теории (Л.И. Петражицкий, М.А. Рейснер, А. Росс, Г. Гурвич, В. Лундштедт); теории солидаризма (Леон Дюги); социологической теории (Ф. Жени, Е. Эрлих, Р. Паунд, К Ллевеллин, Г. Канторович, С.А. Муромцев); классовой (историко-материалистической) теории (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).
Рассмотрите развитие правопонимания в отечественной юридической науке. Обратите внимание на методологический плюрализм российской юридической науки конца 19 – начала 20 веков, утверждение классового (историко-материалистического) правопонимания в советский период российской истории. Ознакомьтесь с ходом и результатами первой дискуссии о понятии и сущности права. Внимательно прочитайте материал о Всесоюзном совещании работников науки советского права 1938 г. Обратите внимание на определение права, предложенное А.Я. Вышинским. Ознакомьтесь с материалами, касающимися второй дискуссии о понятии и сущности права конца 50-х г.г. 20 века. Необходимо иметь чёткое представление об «узком» и «широком» понимании права, сформулированных в ходе этой дискуссии.
Охарактеризуйте причины методологического кризиса отечественной теоретико-правой науки конца 20 века, связанные с отказом от монопольного господства классовой (историко-материалистической) теории правопонимания. В чём выразился поиск новых подходов в правопонимании? Охарактеризуйте сущность современного нормативного правопонимания.
[1] В разработке использованы материалы пособия: Современные образовательные технологии: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – С.112-128.
[2] Подробнее см.: Там же, с.115, 125-126.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 217.