Цель занятия:
Выявить общие черты и особенности международного и внутригосударственного права, механизмы их взаимодействия.
Усвоить понятие правовой системы общества, раскрыть ее элементы, выяснить критерии типологии правовых систем.
Проанализировать особенности романо-германской, англосаксонской правовых семей, семьи религиозного и семьи обычного права.
План занятия:
1. Международное и внутригосударственное право: соотношение и взаимосвязь.
2. Правовая система: понятие, элементы, типология.
3. Основные правовые семьи:
а) романо-германская правовая семья;
б) англосаксонская правовая семья;
в) семья религиозного права;
г) семья обычного права.
Литература:
Антипенко В. Ф. Особенности соотношения международного и национального права в сфере борьбы с терроризмом // Гос-во и право. 2005. № 1. С. 104-108.
Артемов В.Ю. Источники и доктринальные школы мусульманского права // Журнал российского права. 2007. № 3. С. 128.
Бобылев А. И., Минниахметов Р. Г. Актуальные теоретические проблемы правовой системы общества // Гос-во и право. 2004. № 7. С. 108-113.
Гаврилов В. В. Теории согласования международных и внутригосударственных правовых норм /// Гос-во и право. 2005. № 12. С. 61-70.
Кокорев Р. С. Понятие и характерные черты государства как субъекта международного права // Гос-во и право. 2005. № 12. С. 71-79.
Матвеева Т. В. К вопросу о «мягком праве» в регулировании международных частноправовых отношений // Гос-во и право. 2005. № 3. С. 62-71.
Моисеев А. А. Надгосударственность в международном праве // Гос-во и право. 2007. №8. С. 67-73.
Моисеев А.А. Надгосударственность в международном праве // Гос-во и право. 2007. № 8. С. 67-73.
Нерсесянц В. С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире // Гос-во и право. 2005. № 5. С. 38-47.
Осакве Кр. Типология современного российского права на фоне правовой карты мира // Гос-во и право. 2001. № 4. С. 12-22.
Плигин В.Н. Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции: теория и практика / Отв. ред. С.В. Поленина // Гос-во и право. 2007. № 7. С. 122-123.
Ралько В.В. Трансформация правовых систем: основные научные подходы, перспективы процесса // Гос-во и право. 2010. № 1. С. 111-115.
Храбсков В.Г. Международное частное право в правовой системе // Гос-во и право. 2006. № 3. С. 45-51.
Семинар 25. Правопонимание: история и современность
Цель занятия:
Уяснить понятие, содержание правопонимания, его объект и субъект, а также значение для теории и практики.
Рассмотреть основные теории правопонимания: исторические эпохи, в которые они получили развитие, основные положения, достоинства и недостатки каждой из них.
Проследить развитие представлений о праве в отечественной юридической науке.
План занятия:
1. Правопонимание: понятие, содержание, объект, субъект, значение.
2. Основные теории правопонимания.
3. Развитие представлений о праве в отечественной юридической науке.
Литература:
Воротилин Е.А. Естественное право и формирование юридического позитивизма // Гос-во и право. 2008. № 9. С. 67-72.
Голоскоков Л. В. О переходе к сетевой парадигме права // Гос-во и право. 2005. № 10. С. 113-120.
Графский В. Г. Общая теория права П. А. Сорокина: на пути к интегральному (синтезированному) правопониманию // Гос-во и право. 2000. № 1. С. 111-120.
Исаев М. А. О понятии права и государства в скандинавской доктрине права // Гос-во и право 2004. № 3. С. 64-70.
Козлихин И. Ю. Позитивизм и естественное право // Гос-во и право. 2000. № 3. С. 5-11.
Мартышин О. В. Метафизические концепции права // Гос-во и право 2006. № 2. С. 64-71.
Мартышин О. В. Совместимы ли основные типы понимания права? // Гос-во и право 2003. № 6. С. 13-21.
Муравский В. А. Актуально-правовой аспект правопонимания // Гос-во и право. 2005. № 2. С. 13-18.
Нерсесян В.С. Правовой закон как порождение понятийной теории // Журнал российского права. 2008. № 10. С. 64.
Осипян Б. А. Трансформация права в закон: духовные, научные и практические аспекты // Гос-во и право. 2006. № 10. С. 43-50.
Радько Т. Н., Медведева Н. Т. Позитивизм как научное наследие и перспектива развития права России // Гос-во и право. 2005. № 3. С. 5-12.
Толстик В. А. От плюрализма правопонимания к борьбе за содержание права // Гос-во и право. 2005. № 9. С. 13-21.
Фролова Е.А. Методологические основы разграничения концепций правопонимания // Государство и право. 2009. 4. С.63-73.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе изучения учебной дисциплины «Теория государства и права» используются следующие образовательные технологии:
· Лекции – презентация PowerPoint по всем темам учебной дисциплины.
· Семинары – диалоги, диспуты, конференции, презентации, деловые игры, разбор конкретных ситуаций, решение юридических задач, анализ ситуаций из правоприменительной практики и др.
· Формы внеаудиторной работы: участие в «круглых столах», студенческих научных конференциях, олимпиадах, работа в научных кружках, индивидуальные консультации, проработка материалов лекций, подготовка к семинарском занятиям, самостоятельное изучение дополнительной литературы, выполнение курсовых работ, подготовка к защите курсовых работ, изучение законов по ряду тем, подготовка к итоговой конференции, подготовка к контрольным работам., подготовка к экзамену.
№ | Разделы (темы) учебной дисциплины | Образовательные технологии, используемые при реализации каждого вида учебной работы | ||
Лекции | Семинары | Практические занятия | ||
1. | Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. | Лекция-презентация | Семинар-диспут | |
2. | Тема 2. Происхождение государства и права. | Лекция-презентация | Семинар-диспут | |
Тема 3. Понятие им типология государства. | Лекция-презентация | Семинар-диспут | ||
Тема 4. Форма государства. | Лекция-презентация | Семинар-диспут | ||
Тема 5. Функции государства. | Лекция-презентация | Семинар-диспут | ||
Тема 6. Механизм государства. | Лекция-презентация | Семинар-диспут | ||
Тема 7. Государство в политической системе общества. | Лекция-презентация | Семинар-диспут | ||
Тема 8. Правовое государство. | Лекция-презентация | Круглый стол | ||
Тема 9. Государство и гражданское общество. | Лекция-презентация | Семинар-диспут | ||
Тема 10. Понятие, принципы и функции права. | Лекция-презентация | Семинар-диспут | ||
Тема 11. Взаимосвязь права с государством, экономикой и политикой. | Лекция-презентация | Семинар-диспут | ||
Тема 12. Право в системе нормативного регулирования. | Лекция-презентация | Круглый стол | ||
Тема 13. Нормы права. | Лекция-презентация | Семинар-диспут, решение задач | ||
Тема 14. Формы (источники) права. | Лекция-презентация | Семинар-диспут | ||
Тема 15. Правотворчество, юридическая техника и систематизация законодательства. | Лекция-презентация | Семинар-диспут | ||
Тема 16. Система права и система законодательства. | Лекция-презентация | Семинар-диспут | ||
Тема 17. Правовые отношения. | Лекция-презентация | Семинар-диспут | ||
Тема 18. Реализация права. | Лекция-презентация | Семинар-диспут | ||
Тема 19. Толкование норм права. | Лекция-презентация | Семинар-диспут, работа с нормами права | ||
Тема 20. Правомерное поведение и правонарушение. | Лекция-презентация | Семинар-диспут, решение задач | ||
Тема 21. Государственное принуждение и юридическая ответственность. | Лекция-презентация | Семинар-диспут, решение задач | ||
Тема 22. Правовое регулирование, законность и правопорядок. | Лекция-презентация | Семинар-диспут | ||
Тема 23. Право и личность. | Лекция-презентация | Круглый стол | ||
Тема 24. Международное право и правовые системы стран мира. | Лекция-презентация | Семинар-диспут | ||
Тема 25. Правопонимание: история и современность. | Лекция-презентация | Семинар-диспут |
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В качестве оценочных средств контроля успеваемости по итогам освоения учебной дисциплины используются тесты, доклады, экзаменационные вопросы, курсовые работы.
Контрольно-обучающие тесты по основам теории государства и права предназначены для самопроверки глубины усвоения учебного материала. Они могут быть использованы как после изучения отдельных тем, так и на завершающем этапе обучения. Каждый вопрос содержит одинаковое три варианта ответов, один из которых является правильным.
Примеры тестовых заданий:
1. Материальным выражением государственной власти является:
а) государственный суверенитет;
б) государственная территория;
в) государственный аппарат.
2. Что первично: функции государственного органа или функции государства?
а) функции государства;
б) функции государственного органа;
в) в зависимости от ситуации.
3. Органы государства:
а) не входят в аппарат государства;
б) входят в аппарат государства;
в) в большинстве случаев входят в аппарат государства.
4. Министерство экономического развития РФ является органом:
а) общей компетенции;
б) исключительной компетенции;
в) специальной компетенции.
5. Городская Дума Нижнего Новгорода является:
а) законодательным органом;
б) органом местного самоуправления;
в) органом исполнительной власти.
6. К признакам права не относится:
а) бессрочность;
б) нормативность;
в) системность.
7. По юридической силе нормы права подразделяются на:
а) общие и специальные;
б) абсолютные и относительные;
в) законодательные и подзаконные.
8. Элементом нормы права является:
а) дистрибуция;
б) диспозиция;
в) преюдиция.
9. Способом изложения нормы права является:
а) буквальный;
б) типичный;
в) бланкетный.
10. К какому источнику права относится следующее определение: «Это правовые позиции субъектов правоприменительной деятельности, которые кладутся в основу решений по конкретным делам»:
а) правосознание;
б) правовая доктрина;
в) правовое мышление?
11. Юридическая сила Указа Президента РФ в сравнении с юридической силы федерального закона:
а) выше, так как Президент РФ является главой государства;
б) меньше, так как Указ Президента РФ является подзаконным нормативным правовым актом;
в) равна, так как Президент РФ подписывает федеральные законы.
12. Социальное назначение права состоит:
а) в упорядочении общественных отношений в целях обеспечения существования и развития общества;
б) в закреплении политического господства экономически господствующего класса;
в) в реализации свободы индивидов.
13. По методу правового регулирования нормы права подразделяются на:
а) общие и специальные;
б) отраслевые и комплексные;
в) императивные и диспозитивные.
14. Какой элемент нормы права содержит указание на конкретные жизненные обстоятельства, необходимые для реализации нормы:
а) гипотеза;
б) преюдиция;
в) диспозиция?
15. В России правовой обычай:
а) не является источником права;
б) является источником права
в) может быть источником права по специальному указанию Конституционного суда РФ.
16. К какому понятию относится определение: «Это предусмотренная нормами права способность лица своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности»:
а) дееспособность;
б) деликтоспособность;
в) правоспособность?
17. К какому понятию относится определение: «Это конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения»:
а) юридический факт;
б) юридический состав;
в) юридический акт?
18. Обязывающие нормы права реализуются в форме:
а) исполнения;
б) соблюдения;
в) использования.
19. Акт применения права:
а) не может быть юридическим фактом;
б) является юридическим фактом;
в) является юридическим составом.
20. К способам толкования норм права не относится:
а) грамматическое толкование;
б) логическое толкование;
в) официальное толкование.
21. Толкование, даваемое органом, не принимавшим толкуемую норму права, но которому предоставлено право давать официальное толкование, называется:
а) казуальным;
б) аутентичным;
в) легальным.
22. Одним из признаков правонарушения является:
а) наличие умысла;
б) наказуемость;
в) аморальный характер.
23. Понятие вины относится к:
а) объективной стороне правонарушения;
б) субъективной стороне правонарушения;
в) признакам юридической ответственности.
24. Возлагаемая в установленных законом процессуальных формах обязанность лица или организации претерпевать определенные лишения личного имущественного и организационного характера за совершенное правонарушение – это:
а) субъективная сторона правонарушения;
б) объективная сторона правонарушения;
в) юридическая ответственность.
25. Общественный порядок формируется на основе и в результате реализации:
а) всех социальных норм;
б) норм права и морали;
в) норм права.
Темы докладов и сообщений:
Примерные вопросы к экзамену
(1 часть, 1 семестр)
1. Понятие, предмет и функции науки теории государства и права.
2. Методология теории государства и права.
3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.
4. Первобытное общество: общественный строй, власть и социальные нормы.
5. Основные теории происхождения государства.
6. Происхождение государства: причины, закономерности, особенности образования восточных и западных государств.
7. Происхождение права: причины, закономерности, особенности образования права в восточных и западных государствах. Отличия права от первобытных обычаев.
8. Понятие, признаки, сущность и социальное назначение государства.
9. Типология государства: понятие, формационный и цивилизационный подходы.
10. Форма государства: понятие, элементы, причины многообразия.
11. Монархия: понятие, признаки, виды.
12. Республика: понятие, признаки, виды.
13. Унитарное государство: понятие, признаки, виды.
14. Федеративное государство: понятие, признаки, виды.
15. Конфедерация: понятие, признаки, политико-правовая природа.
16. Политический (государственный) режим: понятие, виды.
17. Функции государства: понятие, признаки, виды
18. Формы и методы осуществления функций государства.
19. Механизм государства: понятие, структура. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
20. Органы государства: понятие, признаки, виды.
21. Политическая система общества: понятие, структура, функции.
22. Место и роль государства в политической системе общества.
23. Формирование и развитие теории правового государства.
24. Правовое государство: понятие, признаки, пути формирования.
25. Формирование и развитие теории гражданского общества.
26. Гражданское общество: понятие, признаки, структура.
27. Понятие, признаки, сущность и социальное назначение права.
28. Соотношение и взаимосвязь государства и права.
29. Взаимосвязь права с экономикой и политикой.
30. Принципы права: понятие, признаки, виды.
31. Функции права: понятие, признаки, виды, формы и методы осуществления.
32. Социальные нормы: понятие, признаки, виды.
33. Нормы права: понятие, признаки, виды.
34. Структура и способы изложения норм права.
Примерные вопросы к экзамену
(1 и 2 части, 2 семестр)
1. Понятие, предмет и функции науки теории государства и права.
2. Методология теории государства и права.
3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.
4. Первобытное общество: общественный строй, власть и социальные нормы.
5. Основные теории происхождения государства.
6. Происхождение государства: причины, закономерности, особенности образования восточных и западных государств.
7. Происхождение права: причины, закономерности, особенности образования права в восточных и западных государствах. Отличия права от первобытных обычаев.
8. Понятие, признаки, сущность и социальное назначение государства.
9. Типология государства: понятие, формационный и цивилизационный подходы.
10. Форма государства: понятие, элементы, причины многообразия.
11. Монархия: понятие, признаки, виды.
12. Республика: понятие, признаки, виды.
13. Унитарное государство: понятие, признаки, виды.
14. Федеративное государство: понятие, признаки, виды.
15. Конфедерация: понятие, признаки, политико-правовая природа.
16. Политический (государственный) режим: понятие, виды.
17. Функции государства: понятие, признаки, виды, формы и методы осуществления.
18. Механизм государства: понятие, структура, принципы организации и деятельности государственного аппарата.
19. Органы государства: понятие, признаки, виды.
20. Политическая система общества: понятие, структура, функции.
21. Место и роль государства в политической системе общества.
22. Формирование и развитие теории правового государства.
23. Правовое государство: понятие, признаки, пути формирования.
24. Государство и гражданское общество: теория и практика.
25. Понятие, признаки, сущность и социальное назначение права.
26. Соотношение и взаимосвязь государства и права.
27. Взаимосвязь права с экономикой и политикой.
28. Принципы права: понятие, признаки, виды.
29. Функции права: понятие, признаки, виды, формы и методы осуществления.
30. Социальные нормы: понятие, признаки, виды.
31. Нормы права: понятие, признаки, виды.
32. Структура и способы изложения норм права.
33. Форма (источник) права: понятие, виды.
34. Нормативный правовой акт: понятие, признаки, виды.
35. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
36. Правотворчество: понятие, черты, принципы, виды.
37. Юридическая техника: понятие, виды.
38. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, виды.
39. Система права: понятие, признаки, структура.
40. Предмет и метод правового регулирования.
41. Система законодательства: понятие, черты, соотношение с системой права.
42. Внутригосударственное и международное право: соотношение и взаимосвязь
43. Правоотношение: понятие, признаки, предпосылки возникновения, виды.
44. Состав правоотношения: понятие, элементы.
45. Юридический факт: понятие, признаки, виды.
46. Реализация права: понятие, формы.
47. Применение права: понятие, признаки, виды, стадии, принципы.
48. Акты применения права: понятие, признаки, виды, структура, соотношение с нормативными правовыми актами.
49. Пробелы в праве: понятие, признаки, причины, виды, способы устранения и преодоления.
50. Коллизии в праве: понятие, причины, виды, способы разрешения.
51. Толкование норм права: понятие, способы, виды.
52. Акты толкования: понятие, признаки, виды.
53. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды.
54. Правонарушение: понятие, признаки, виды.
55. Состав правонарушения: понятие, элементы.
56. Государственное принуждение: понятие, виды.
57. Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды, цели, функции, принципы.
58. Правовое регулирование: понятие, стадии, механизм.
59. Законность: понятие, принципы, гарантии.
60. Правопорядок: понятие, признаки, соотношение с законностью и общественным порядком.
61. Правовой статус личности: понятие, структура.
62. Правосознание: понятие, виды, функции, структура.
63. Правовая культура: понятие, структура, показатели.
64. Правовое воспитание: понятие, система.
65. Правовая система: понятие, структура, типология.
66. Романо-германская правовая семья.
67. Англо-саксонская правовая семья.
68. Семья религиозного права.
69. Семья обычного права.
70. Правопонимание: понятие, объект, субъект, содержание, значение.
71. Основные теории правопонимания.
72. Развитие правопонимания в отечественной юридической науке.
ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для чтения лекций по всем темам учебной дисциплины необходимы аудитории, оборудованные техническими средствами, предназначенными для проведения занятий с использованием мультимедийных презентаций. Проведение семинарских занятий возможно в любой аудитории, а по ряду тем – в аудиториях, оснащённых компьютерами с выходом в Интернет и возможностями использования справочных правовых систем.
· Перечень материально-технических средств:
- для чтения лекций – мультимедийный проектор, ноутбук, экран, компьютерные программы;
- для проведения семинарских занятий – мультимедийный проектор, DVD-проигрыватель, ноутбук, компьютеры.
· Перечень демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий:
- DVD-диски;
- мультимедийные лекции;
- электронная библиотека;
· Перечень материально-технических средств для организации самостоятельной работы студентов:
- книжный фонд учебно-методического научной библиотеки института;
- методические рекомендации по изучению учебной дисциплины;
-Интернет-ресурсы;
- принтер;
- сканер;
- ксерокс.
· Перечень материально-технического оснащения помещения кафедры для хранения оборудования:
- компьютерные столы;
- книжные шкафы;
- кассеты для хранения дисков.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
В ходе самостоятельной работы студенты изучают лекционные материалы, готовятся к семинарам, практическим занятиям, зачетам и экзаменам, прорабатывают рекомендованную литературу.
Самоорганизация – это один из ключевых навыков, который крайне важен для успешной профессиональной деятельности. Студент должен уметь собирать информацию, систематизировать, обрабатывать ее, а также использовать для достижения поставленной цели.
Сбор информации должен быть основан на использовании письменных источников и устной информации. К письменным источникам информации относятся учебники, учебные пособия, курсы лекции, монографии, материалы периодической печати, нормативные правовые акты. Много полезной информации можно найти в сети Интернет.
Студенту важно не только уметь получать необходимую юридическую информацию, но и уметь систематизировать ее. Большинство текстов нормативных правовых актов систематизированы в справочно-правовых системах, наиболее известными из которых являются «Гарант» и «КонсультантПлюс».
После того как вы собрали необходимую вам информацию, важно правильно ее интерпретировать. То, насколько правильно вы сможете это сделать, и является в конечном счете одним из важнейших показателей вашего юридического профессионализма.
Индивидуальная работа студентов под контролем преподавателя предусматривает самостоятельную, углубленную проработку отдельных тем и вопросов, не включенных в лекционный материал.
При самостоятельном изучении тем и вопросов следует пользоваться, прежде всего, теми учебниками, которые были рекомендованы преподавателем.
В случае затруднений в изучении отдельных тем и вопросов, а также при необходимости получить консультацию по написанию курсовой работы можно обратиться к преподавателю, ведущему занятия в соответствующей группе, в часы его консультаций на кафедре.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы при подготовке отдельных тем даны в Приложении 2.
Организация самостоятельной работы студентов
№ | Трудоемкость (всего, часов) | Разделы (темы) учебной дисциплины | Виды организации самостоятельной работы студентов | ||
Лекции | Семинары | Практические занятия | |||
1. | Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина | Проработка лекционного материала | Подготовка к семинарскому занятию | ||
2. | Тема 2. происхождение государства и права. | Проработка лекционного материала | Подготовка к семинарскому занятию | ||
3. | Тема 3. Понятие и типология государства. | Проработка лекционного материала | Подготовка к семинарскому занятию | ||
4. | Тема 4. Форма государства. | Проработка лекционного материала | Подготовка к семинарскому занятию | ||
5. | Тема 5. Функции государства. | Проработка лекционного материала | Подготовка к семинарскому занятию | ||
6. | Тема 6. Механизм государства. | Проработка лекционного материала | Подготовка к семинарскому занятию | ||
7. | Тема 7. Государство в политической системе общества. | Проработка лекционного материала | Подготовка к семинарскому занятию | ||
8. | Тема 8. Правовое государство. | Проработка лекционного материала | Подготовка к семинарскому занятию | ||
9. | Тема 9. Государство и гражданское общество. | Проработка лекционного материала | Подготовка к семинарскому занятию | ||
10. | Тема 10. Понятие, принципы и функции права. | Проработка ле< Дата: 2016-10-02, просмотров: 312. |