Лекция по девятой теме проводится в форме лекции-беседы. На семинаре используется технология группового совещания.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
В процессе подготовке к семинару студентам необходимо прочитать лекцию, учебный материал, ознакомиться с рекомендуемой дополнительной литературой, ответить на предлагаемые вопросы.
Примерные вопросы для самопроверки
Вопросы для самопроверки к теме 1
1. С какой целью в вопросе о спросе рассматриваются эффекты дохода и замещения?
2. В чем отличие эффекта дохода от эффекта замещения?
3. Как доказать революционный характер маршаллианской концепции формирования цены?
4. Как отреагирует рынок в случае изменения рыночного равновесия: а) под влиянием неценового фактора спроса или предложения; б) в случае изменения спроса или предложения в результате действия ценового фактора?
5. Как теоретически доказать местонахождение на графике цены «пола» или «потолка»?
Вопросы для самопроверки к теме 2
1. Какую ценовую политику проводить предпринимателям на рынках с эластичным и неэластичным спросом, чтобы увеличить доходы?
2. Что означает отрицательная и положительная эластичность, и как она реализуется по отношению к предметам роскоши и предметам первой необходимости?
3. Как доказательно определить место единичной эластичности на типичной кривой спроса?
Вопросы для самопроверки к теме 3
1. На какой из концепций основана современная теория потребительского поведения?
2. Что означает «предельная» полезность вещи, кто ввел этот термин и какую роль она играет в случае последней единицы потребления в ряду данного блага?
3. Что означает состояние равновесия потребителя (показать на графике)?
Вопросы для самопроверки к теме 4
1. Проанализируйте графическую форму изокванты.
2. Проанализируйте графическую форму изокосты.
3. Почему MRTS отрицательная величина? Почему по мере замещения труда капиталом она убывает?
4. Что происходит с величиной MRTS при движении по изокванте снизу вверх? Почему?
5. В чем разница ресурса и отдачи от масштаба?
6. Как Вы считаете, повышение спроса на продукцию фирмы препятствует замене дорогого ресурса на дешевый или наоборот?
Вопросы для самопроверки к теме 5
1. Имеет ли общество в целом затраты в результате организации производства фирмой?
2. Приводят ли изменения в постоянных издержках к сдвигу кривой AVC (средних переменных) издержек? Поясните свой ответ аналитически и графически.
3. Сокращается или увеличивается AFC (средние постоянные) при росте объема производства? Поясните свой ответ аналитически и графически.
4. Предположим, что в текущем году ставка налога (Т) снизилась по сравнению с прошлым годом. В краткосрочном периоде это отразится на величинах каких издержек? Аргументируйте свой ответ, используя выводы о влиянии различных видов налогов.
5. Как Вы думаете, в чем может быть разница между VCsr и VClk одной фирмы, исчисляемые чрез цену используемого ресурса труд (L)?
6. Есть ли у фирмы такие издержки, которые имеют черты как постоянных (FC), так и переменных (VC)?
Вопросы для самопроверки к теме 6
1. Что означает такой тип поведения фирмы, как «минимизация убытков», и когда этот вариант выбирается?
2. В чем отличие состояния фирмы в долгосрочном и краткосрочном периодах?
3. Как доказывается графически, что фирмы в условиях олигополии не тяготеют к ценовой конкуренции?
Вопросы для самопроверки к теме 7
1. Что означает термин «факторный доход»?
2. Есть ли отличия в действии закона убывающей производительности по отношению к различным факторам производства?
3. Действует ли механизм установления равновесной цены труда в случае наличия государственного регулирования или активной деятельности профсоюзов?
4. Что общего и в чем различия в понимании термина «капитал» у Д. Кларка и С. Фишера?
Вопросы для самопроверки к теме 9
1. Что означает факторное распределение доходов?
2. Каковы причины дифференциации доходов?
3. Приведите аргументы «за» и «против» неравенства.
Вопросы для самопроверки к теме 10
1. Как решается проблема внешних эффектов?
2. В чем значение теоремы Р. Коуза?
3. Каков критерий производства общественных благ?
При написании эссе должны быть отражены теоретические подходы к решаемой проблеме, сформулирована актуальность, представлена собственная точка зрения. Объем эссе 5-7 страниц.
Примерные темы эссе
1. Роль монополии в современном обществе
2. Поведение потребителей в рыночной экономике
3. Современная оценка меркантилизма
4. Наука и рынок факторов производства
5. Новые сегменты рынка
6. Особенности классификации систем в теории У. Ростоу
7. Новая роль малого бизнеса
8. Направления деятельности фирмы
9. Закон возвышения потребностей
10. Ценовая политика государства
6.2.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
На семинарских занятиях по теме 3. «Экономические системы, модели хозяйствования и собственность» и теме 4 «Рыночная система и рынок» предусмотрено проведение презентаций студентами.
Контрольные работы проводятся по темам «Производство: уровни, факторы, эффективность» и «Производственная деятельность фирмы». На контрольную работу студентам выделяется 1 академический час. Контрольная работа включает в себятестовые задания, решение задач и построение графиков.
Вопросы для подготовки к зачету по экономической теории (раздел микроэкономика)
1. Спрос. Закон спроса. Факторы, определяющие спрос.
2. Нормальные и низшие товары. Эффект Гиффена. Взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары.
3. Предложение. Закон предложения. Факторы, определяющие предложение.
4. Модель частичного рыночного равновесия.
5. Механизм установления рыночного равновесия. Два типа неравновесия: излишек и дефицит.
6. Устойчивое и неустойчивое равновесие. Условия устойчивости рыночного равновесия.
7. Основные принципы поведения потребителя в рыночной системе.
8. Полезность, ценность, предельная полезность.
9. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности.
10. Кривые безразличия. Карта безразличия.
11. Бюджетная линия и потребительское равновесие.
12. Функциональный и нефункциональный потребительский спрос.
13. Технологически эффективный способ производства.
14. Производственный выбор в краткосрочном периоде.
15. Равновесие производства.
16. Издержки и прибыль.
17. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах.
18. Совершенная конкуренция. Принятие фирмой решения об объемах выпуска в условиях совершенной конкуренции.
19. Формирование предложения в отрасли с совершенной конкуренцией.
20. Проблемы эффективности в условиях совершенной конкуренции.
21. Модель чистой монополии. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции.
22. Экономические последствия монополии.
23. Стратегия ценообразования в условиях монополии.
24. Монополистическая конкуренция как рыночная структура. Неценовая конкуренция, её основные модели.
25. Олигополия. Модели олигополии.
26. Проблемы оценки монополистической власти. Основные принципы антимонопольной политики.
27. Особенности ценообразования на рынках экономических ресурсов.
28. Спрос на экономические ресурсы как производный спрос. Факторы, определяющие спрос на экономические ресурсы.
29. Рынок труда. Факторы, определяющие уровень заработной платы. Профсоюзы на рынке труда.
30. Капитал как фактор производства. Формирование спроса на капитал.
31. Рынок ссудного капитала и рынок земли.
32. Особенности ценообразования на рынках экономических ресурсов.
33. Спрос на экономические ресурсы как производный спрос. Факторы, определяющие спрос на экономические ресурсы.
34. Рынок труда. Факторы, определяющие уровень заработной платы. Профсоюзы на рынке труда.
35. Капитал как фактор производства. Формирование спроса на капитал.
36. Рынок ссудного капитала и рынок земли.
37. Доходы, их распределение. Дифференциация доходов.
38. Проблемы бедности.
39. Внешние эффекты.
40. Общественные блага.
Промежуточный контроль по итогам освоения дисциплины (первый раздел - микроэкономика) проводится в форме теста. Тестовые вопросы сформулированы в закрытой форме, допускается один правильный ответ в тесте. Тест представлен на бумаге. Оценка за тест выставляется в зависимости от количества правильных ответов. Зачет выставляется в том случае, если студент набрал 60% правильных ответов и выше.
Примерный зачетный тест
1. Появление названия политическая экономия связано с именем:
а) Д. Рикардо;
б) А. Монкретьена;
в) К. Маркс;
г) Аристотеля.
2. К позитивной экономической теории относятся следующие утверждения:
а) к сентябрю 1993 г. цены на основные продовольственные товары выросли в 6 раз;
б) инфляция существенно снизила уровень жизни и правительственная
политика должна ее сократить;
в) Россия, чтобы предотвратить сползание к гиперинфляции должна удержать
дефицит госбюджета в пределах 1-2% от ВВП;
г) все выше перечисленные утверждения.
3. Микроэкономика изучает все из приведенного списка, кроме:
а) рациональные экономические решения;
б) принципы оптимального размещения ресурсов;
в) инфляцию;
г) формирование цен на отдельный товар.
4. В приведенном ниже перечне найдите материальное благо:
а) прием у врача;
б) научные медицинские исследования;
в) лекарство;
г) репетиторство.
5. Средства труда - это:
а) накопленные ресурсы человеческой деятельности, используемые в процессе
труда;
б) конкретные орудия производства;
в) знания и профессиональные навыки;
г) все перечисленное верно.
6. Выделите черты, характеризующие экстенсивный тип экономического
роста:
а) количественное увеличение факторов производства;
б) неизменность технологической базы;
в) это производство вширь;
г) все перечисленное верно.
7. Экономическая система, основанная на различных формах собственности,
развитие которой регулируется рынком и централизованными решениями -
это:
а) рыночная экономика;
б) смешанная экономика;
в) традиционная экономика;
г) командная экономика.
8. Рынок - это:
а) сфера, где совершается обмен экономических благ;
б) система отношений купли-продажи вещей и услуг;
в) совокупность всех сделок по обмену экономическими благами;
г) верно все выше перечисленное.
9. Деятельности фирмы характерно:
а) экономическая самостоятельность;
б) «мягкие бюджетные ограничения»;
в) самофинансирование;
г) верно а) и в).
10. Преимуществом корпорации по сравнению с товариществом и
единоличным владением является:
а) ограниченная ответственность;
б) более легкий доступ к рынкам капитала;
в) тот факт, что часть собственности может быть продана для увеличения
финансового капитала;
г) все выше перечисленное.
11. Закон спроса выражает:
а) прямую связь между ценой и количеством покупаемого товара;
б) обратную связь между ценой и количеством покупаемого товара;
в) зависимость количества покупаемого товара от уровня доходов потребителей;
г) зависимость количества покупаемого товара от пристрастий и склонностей
потребителей.
12 . Закон убывающей предельной полезности означает, что:
а) отношение предельных полезностей к ценам на предмет роскоши меньше,
чем на товары первой необходимости;
б) полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по
мере увеличения количества приобретаемых товаров.
в) отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров;
г) полезность приобретаемых товаров убывает.
13. Общая полезность растет, когда предельная полезность:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) увеличивается или уменьшается, но является величиной положительной;
г) является величиной отрицательной.
14. Эластичный спрос означает, что:
а) рост цены на 1% приводит к сокращению величины спроса менее, чем на 1 %;
б) рост цены на 1% приводит к сокращению величины спроса более, чем на 1%;
в) любое изменение цены не приводит к изменению общей выручки;
г) рост цены на 1% не влияет на величину спроса.
15. Эластичность предложения зависит главным образом от:
а) числа товаров - заменителей данного продукта;
б) периода времени, в течение которого продавцы могут приспособиться к
изменению цен;
в) того, является ли данный товар предметом первой необходимости, или
роскоши;
г) того, относится ли данный товар к предметам длительного пользования, или
текущего потребления.
16. Производственная функция показывает:
а) взаимосвязь между возможными вариантами сочетания факторов
производства и технологически эффективным выпуском продукции;
б) взаимосвязь между объемом выпуска и величиной средних издержек;
в) взаимосвязь между масштабами бизнеса и величиной долговременных
средних издержек;
г) все перечисленное - верно.
17. Бухгалтерские издержки - это:
а) все затраты (явные и неявные), необходимые для того, чтобы привлечь и
удержать ресурсы в пределах данного направления деятельности;
б) только явные затраты предпринимателя по организации производства;
в) только неявные затраты предпринимателя по организации производства;
г) явные затраты вместе с нормальной прибылью.
18. К постоянным издержкам можно отнести:
а) расходы на заработную плату;
б) расходы на приобретение сырья;
в) расходы на содержание оборудования;
г) расходы на электроэнергию.
19. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что:
а) фирмы не могут свободно входить и выходить с рынка;
б) на рынке действует ограниченное число фирм;
в) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную
продукцию;
г) фирмы, действующие на рынке, являются ценополучателями.
20. Контроль за ценой в условиях совершенной конкуренции:
а) отсутствует;
б) значительный;
в) некоторый, но в довольно узких рамках;
г) ограничен взаимной зависимостью.
21. К какой модели рынка относится рынок, характеризуемый следующим
образом: «фирмы конкурируют, продавая дифференцированную продукцию;
проникновение новых фирм на рынок не ограничено»:
а) к совершенной монополии;
б) к монополистической конкуренции;
в) к олигополии;
г) к чистой монополии.
22. Эффективное использование ресурсов достигается на рынках:
а) только совершенной конкуренцией;
б) совершенной и монополистической конкуренции;
в) только при олигополии;
г) только при монополистической конкуренции.
23. Вычислите индекс НШ для рынка, на котором действует два продавца,
каждый из которых обеспечивает половину продаж:
а) 100;
б) 2500;
в) 5000;
г) 10000.
24. К валовым реальным инвестициям не относятся:
а) затраты на обновление изношенного оборудования;
б) затраты на совершенствование и модернизацию производства;
в) затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
(НИОКР);
г) приобретение ценных бумаг.
25. Фирма предполагает взять банковскую ссуду на строительство нового
предприятия. Годовая ставка процента составляет 18%. Ожидаемая норма
прибыли определена в 20%. При этих условиях фирма:
а) не будет строить новое предприятие;
б) будет строить новое предприятие;
в) несмотря на убыток, решится строить новое предприятие;
г) такая ситуация невозможна.
44. Рента:
а) не выполняет никаких экономических функций, связанных с ростом
эффективности производства;
б) является частью издержек производства и таким образом регулирует
эффективность использования земельных ресурсов;
в) способствует перераспределению земельных ресурсов в пользу наиболее
эффективно работающих производителей;
г) верно б) и в)
Для проведения итогового контроля (по разделу макроэкономика) используется рейтинговая система.
Успеваемость определяет суммарный показатель фактической успеваемости студентов.
Максимальное количество баллов, которое может заработать студент за семестр, равно 100 баллам. Это предполагает следующие виды заданий:
1) домашние работы – 12 заданий по 1,56 балла – максимальное количество баллов = 18,8;
2) тестовые задания на семинарских занятиях – 12 заданий по 1,56 балла – максимальное количество баллов = 18,8;
3) контрольные тесты на аттестационной неделе – 2 теста по 50 вопросов по 0,312 балла за вопрос – максимальное количество баллов = 31,2;
4) экзаменационный (зачетный) тест – 1 тест 50 вопросов по 0,624 балла за вопрос = 31,2 баллов.
Итоговая оценка определяется в соответствии со шкалой оценок:
5 (Отлично) – показатель успеваемости более или равен 90%;
4 (Хорошо) – показатель успеваемости менее 90%, но более или равен 70%;
3 (Удовлетворительно) – показатель успеваемости менее 70%, но более или равен 50%;
2 (Неудовлетворительно) / Незачтено – показатель успеваемости менее 50%.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) основная литература:
1. Баликоев В. З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2008.
2. Видяпин В. И., Журавлёва Г. П. Экономическая теория (политэкономия): Учебник. М.: ИНФРА – М, 2009.
3. Курс экономической теории: Уч. пос. / Под. ред. М.Н.Чепурина., Е.А.Киселёвой – М., 2008.
4. Микроэкономика: практический подход: учебник. – 2-е изд., испр. / под ред. А. Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2006. – 688 с.
5. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / кол. авт.: под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. Финансовая академия при Правительстве РФ. – 6-е изд. испр. и доп. – М.: КНОРУС. – 2006. – 624 с.
б) дополнительная литература:
Журнал «Эксперт» | http://www.expert.ru |
Журнал «Экономика России: XXIвека» | http://www.ruseconomy.ru |
Журнал «Коммерсант» | http://www.kommersant.ru |
Журнал «Вопросы экономики» | http://www.vopreco.ru |
Журнал «Экономическая наука современной России» http://www.cemi.rssi.ru/ecr |
в) интернет - ресурсы
Госкомстат РФ | http://www.gks.ru | ||
Министерство финансов | http://www.minfin.ru | ||
Russian Economic Trends | http://www.hhs.se/site/ret/ret.htm | ||
Официальная статистика на сервере RBC.ru | http://www.rbc.ru/gks | ||
Статистика Министерства по налогам и сборам | http://www.nalog.ru/stats | ||
Центральный Банк Российской Федерации | http://www.cbr.ru | ||
Статистическая база данных от аналитической лаборатории ВЕДИ http://www.vedi.ru/database.htm | |||
Polit.ru | http://www.polit.ru | ||
Информационный сервер «Ведомости» | http://www.vedomosti.ru | ||
Журнал «Рынок Ценных Бумаг» | http://www.rcb.ru | ||
Газета «Финансовая Россия» | http://www.fr.ru | ||
Институт экономики переходного периода | http://www.iet.ru | ||
Институт «Экономическая школа» | http://www.economicus.ru | ||
Центр макроэкономического анализа | http://www.forecast.ru | ||
Консорциум по экономическим исследованиям http://www.eerc.ru | |||
Институт международных экономических и политических исследований http://www.transecon.ru | |||
Институт национальной модели экономики | http://www.inme.ru | ||
Экономическая Экспертная Группа | http://www.eeg.ru | ||
International Monetary Fund | http://www.imf.org | ||
Фонд информационной поддержки экономических реформ http://www.fiper.ru | |||
Бюро экономического анализа | http://www.beafnd.ru | ||
Всероссийский центр изучения общественного мнения http://www. wciom.ru | |||
Правительство Российской Федерации http://www. government.ru | |||
Леонтьевский центр http://www.leontief.ru/indexru.html | |||
Центр по изучению нелегальной экономической деятельности http://www.corruption.rsuh.ru | |||
Российский фонд федерального имущества | http://www.fpf.ru | ||
Центр стратегических разработок | http://www.csr.ru | ||
Центр фискальной политики | http://www.fpcenter.ru | ||
Российско-европейский центр экономической политики http://www.recep.org | |||
Министерство экономического развития и торговли РФ http://www.economy.gov.ru | |||
Центр развития | http://www.dcenter.ru | ||
Центр экономических и финансовых разработок (ЦЭФИР) http://www.cefir.ru | |||
Счетная палата РФ | http://www.ach.gov.ru | ||
Министерство РФ по налогам и сборам | http://www.nalog.ru | ||
ФОМ | http://www.fom.ru | ||
«Экономика» | http://www.economizdat.ru | ||
Изд-во «Финансы и статистика» | http://www.finstat.ru | ||
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
В качестве материально-технического обеспечения дисциплины используются мультимедийные средства, работа в компьютерном классе. Для чтения лекций целесообразно использлвать микрофон.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО по направлению «Менеджмент»
Авторы: к.э.н., доцент Евдокимова Е.К., к.э.н., доцент Савинцева С.А.
Рецензент: В.А.Шабашев
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры
Протокол № | от « | » | июня | г. |
Зав. кафедрой ЭТ ЭФ _______________ д.э.н., профессор В.А. Шабашев
(подпись)
Одобрено методической комиссией факультета
Протокол № | от « | » | марта | г. |
Председатель ________________ к.э.н., доцент О.Н. Козлова
(подпись)
Дата: 2016-10-02, просмотров: 270.