Раздел 1. Общая экономическая теория
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономическая теория ч.1

Направление подготовки

МЕНЕДЖМЕНТ»

Профиль подготовки

«Управление человеческими ресурсами»

«Финансовый менеджмент»

«Маркетинг»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения очная

 

Кемерово


1.Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины Экономическая теория являются развитие личностных качеств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций на основе гармоничного сочетания научной, фундаментальной и профессиональной подготовки кадров, с использованием лучшего отечественного и мирового опыта в образовании и инноваций во всех сферах деятельности, позволяющие на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность в области менеджмента.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс экономической теории (часть 1) изучается в базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла, как дисциплина по выбору (Б1. ДВ1).

Данный курс является методологической основой для изучения конкретных экономических дисциплин «Экономика труда», «Финансовый менеджмент», «Управление человеческими ресурсами», «Маркетинг». Экономическая теория занимает особое место в профессиональной подготовке студента, т.к. она изучается на первом курсе, относится к дисциплинам, которые формируют общую научную базу студентов.

Особенностями изучения данной дисциплины является необходимость работы с теоретическими источниками; с работами экономистов, как прошлых столетий, так и современности. Объектом изучения данной дисциплины является и переходная экономика России, поэтому студенты должны знакомиться с периодическими изданиями. Микроэкономика занимает особое место в профессиональной подготовке студента т.к. она изучается на начальных курсах, относится к дисциплинам, которые формируют общую научную базу студентов. Студенты первого года обучения для успешного освоения микроэкономикой должны знать математику на уровне графического и функционального моделирования, а также знать основные закономерности развития общества и экономики из курса обществознания, основ экономики и истории.

Особенности изучения учебной дисциплины заключаются в том, что учебный процесс предполагает (на входе) знание основ обществознания, математики, полученных в школе, студент должен быть информирован в плане экономических событий, которые происходят в нашей стране и за рубежом, должен обладать аналитическим мышлением и развивать его. Изучение данной дисциплины должно быть систематическим и последовательным. Одновременно курс создает предпосылки для более глубокого освоения мировой экономики, экономики труда, менеджмента, корпоративной ответственности, социальной ответственности, теории организаций, управления человеческими ресурсами, стратегического менеджмента и других специальных экономических дисциплин

В результате изучения курса экономической теории (на выходе) студент должен знать:

• закономерности и этапы экономического развития;

• основные понятия и модели неоклассической микроэкономической теории;

• экономические методы анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства;

• экономический инструментарий для анализа экономических явлений и процессов на микроуровне.

 

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

Процессизучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.

Общекультурные компетенции:

(ОК-8): Способность находить организационно - управленческие решения и готовность нести за них ответственность.

Данная компетенция в рамках дисциплины «Экономическая теория» формируется лишь отчасти

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· Содержание понятий «производство», «факторы производства», «издержки», «фирма».

Уметь:

· Анализировать факторы, влияющие на производственный выбор фирмы;

· Использовать экономический инструментарий для анализа деятельности фирмы.

Владеть

· Экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства

· Научной экономической базой для принятия практических экономических решений.

 

(ОК-10): Стремление к личностному и профессиональномусаморазвитию.

Данная компетенция в рамках дисциплины «Экономическая теория» формируется лишь отчасти.

Знать:

· Теоретические подходы к изучению механизмов рынка, концептуальную базу процессов, происходящих на микро и макроуровне.

Уметь:

· Применять методы и средства познания для повышения профессиональной компетентности;

· Уметь работать с теоретическими источниками, с периодическими изданиями для получения экономической информации.

Владеть

· Экономическими знаниями для обеспечения своей конкурентоспособности;

· Навыками поиска, сбора, анализа данных для решения поставленных экономических задач.

(ОК-12): Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

Данная компетенция в рамках дисциплины «Экономическая теория» формируется лишь отчасти.

Знать:

· Особенности будущей профессии

Уметь:

· Применять экономические знания в процессе решения задач в профессиональной деятельности.

Владеть

· Понятийно-категориальным аппаратом, основными законами курса в профессиональной деятельности.

 

(ОК-13): Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.

Знать:

· Происходящие в обществе социально-экономические проблемы и процессы.

Уметь:

· Анализировать процессы и явления, происходящие в обществе.

Владеть:

· Навыками целостного подхода к анализу проблем общества

 

Профессиональные компетенции:

(ПК-26): Способностьк экономическому образу мышления.

Знать:

· Особенности современного экономического развития России

Уметь:

· Анализировать процессы и явления, происходящие в экономике

Владеть:

· Навыками и методами анализа и прогнозирования

 

(ПК-27): Способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления.

Данная компетенция в рамках дисциплины «Экономическая теория» формируется лишь отчасти.

Знать:

· Закономерности функционирования современной экономики на макроуровне

· Концептуальную базу процессов, происходящих на макроуровне: налогово-бюджетную политику, регулирование рынка труда государством, антимонопольную политику, политику доходов, антициклическую политику.

Уметь:

· Определять последствия воздействия макроэкономической среды на функционирование хозяйствующих субъектов

Владеть:

· Методологией построения экономических моделей и методами их проецирования на экономическую действительность

 

(ПК29): способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса.

Знать:

· Факторы, влияющие на поведение хозяйствующих субъектов, продавцов и покупателей на различных рынках;

Уметь:

· Строить модели поведения хозяйствующих субъектов;

· Оценивать последствия изменения спроса и предложения

Владеть:

· Методологией экономического исследования, построения графиков .о

 

(ПК46): понимание роли финансовых рынков и институтов, способность к анализу различных финансовых инструментов.

Данная компетенция в рамках дисциплины «Экономическая теория» формируется лишь отчасти.

Знать:

· Источники финансирования, институты и инструменты финансового рынка

Уметь:

· Оценивать, принимать финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний

Владеть:

· Навыками и методами анализа информации на финансовых рынках.

· Оценивать последствия действия инструментов фискальной политики на макроуровне

 

 

В результате освоения дисциплины, обучающийся должен

знать:

- Содержание понятий «производство», «факторы производства», «издержки», «фирма».

- Теоретические подходы к изучению механизмов рынка, концептуальную базу процессов, происходящих на микро и макроуровне.

- Особенности будущей профессии

- Происходящие в обществе социально-экономические проблемы и процессы.

- Факторы, влияющие на поведение хозяйствующих субъектов, продавцов и покупателей на различных рынках;

- Источники финансирования, институты и инструменты финансового рынка

Уметь:

- Анализировать факторы, влияющие на производственный выбор фирмы;

- Использовать экономический инструментарий для анализа деятельности фирмы.

- Применять методы и средства познания для повышения профессиональной компетентности;

- Уметь работать с теоретическими источниками, с периодическими изданиями для получения экономической информации.

- Применять экономические знания в процессе решения задач в профессиональной деятельности.

- Анализировать процессы и явления, происходящие в обществе.

- России

- Анализировать процессы и явления, происходящие в экономике

- Строить модели поведения хозяйствующих субъектов;

- Оценивать последствия изменения спроса и предложения

- Оценивать, принимать финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний

Владеть:

- Экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства

- Научной экономической базой для принятия практических экономических решений.

- Экономическими знаниями для обеспечения своей конкурентоспособности;

- Навыками поиска, сбора, анализа данных для решения поставленных экономических задач.

- Понятийно-категориальным аппаратом, основными законами курса в профессиональной деятельности.

 

- Навыками целостного подхода к анализу проблем общества

- Навыками и методами анализа и прогнозирования

- Методологией построения экономических моделей и методами их проецирования на экономическую действительность

- Методологией экономического исследования, построения графиков.

 

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Дисциплина изучается на первом курсе в 1 семестре.

 

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

4.1.1. Объем и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом (очная форма)

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:  
Лекции
Семинары
Самостоятельная работа
В том числе:  
Творческая работа (доклады и эссе)
Другие виды самостоятельной работы: решение задач; выполнение домашней работы; подготовка к семинарам (изучение лекционного материала, основной и дополнительной литературы), подготовка к текущему контролю  
Виды текущего контроля Устные и письменные тестовые задания, работа по карточкам, эссе, доклады
Вид итогового контроля Зачет
КСР

 

 

Объем и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом (заочная форма)

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:  
Лекции
Семинары  
Самостоятельная работа
В том числе:  
решение задач; изучение лекционного материала, основной и дополнительной литературы, решение тестов    
Виды текущего контроля письменные тестовые задания
Вид итогового контроля Зачет
КСР

 


4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах), очная форма

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Общая трудоёмкость (часах) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  
Учебная работа В.т.ч. активных форм Самостоятельная работа  
      всего лекции практ.  
 
Раздел 1. Общая экономическая теория  
  Тема 1 Предмет, функции экономической теории   6,5 0,5 0,5 Устный опрос, тест, заслушивание эссе  
  Тема 2. Производство: уровни, факторы, эффективность.   6,5 0,5 0,5 Устный опрос, тест  
  Тема 3. Экономические системы, модели хозяйствования и собственность.   6,5 0,5 0,5 Устный опрос, тест  
  Тема 4. Рыночная система и рынок   6,5 0,5 0,5 Устный опрос, тест  
 
Раздел 2.Микроэкономика  
  Тема 1. Спрос и предложение. Рыночное равновесие на микроуровне   Устный опрос, контрольная работа
  Тема 2. Эластичность спроса и предложения.   Устный опрос, тест
  Тема 3. Теория потребительско-го выбора.   Устный опрос, тест
  Тема 4. Основы производства: технология и производствен-ный выбор   Устный опрос, тест
  Тема 5. Издержки фирмы   Устный опрос, работа по карточкам, тест.
  Тема 6. Типы рыночных структур   Устный опрос, работа по карточкам, тест
  Тема 7. Рынки факторов производства   Контрольная работа, опрос.
  Тема 8. Доходы и уровень жизни   Устный опрос, работа по карточкам, тест,эссе
  Тема 9. Государство как микроэкономиче-ский агент в микроэкономике   Устный опрос, работа по карточкам, тест
  КСР            
  Итого по разделу микроэкономика   зачет
                     

Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах), заочная форма

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Общая трудоёмкость (часах) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  
Учебная работа В.т.ч. активных форм Самостоятельная работа  
      всего лекции практ.  
 
Раздел 1. Общая экономическая теория  
  Тема 1 Предмет, функции экономической теории   7.5 0.5 - 0.5 Проверка теста  
  Тема 2. Производство: уровни, факторы, эффективность.   - Проверка теста  
  Тема 3. Экономические системы, модели хозяйствования и собственность.   7.5 0.5 -   Проверка теста  
  Тема 4. Рыночная система и рынок   - 0.5 Проверка теста  
Раздел 2.Микроэкономика  
  Тема 1. Спрос и предложение. Рыночное равновесие на микроуровне   - Проверка теста
  Тема 2. Эластичность спроса и предложения.   - Проверка теста
  Тема 3. Теория потребительско-го выбора.   - -   Проверка теста
  Тема 4. Основы производства: технология и производствен-ный выбор   - Проверка теста
  Тема 5. Издержки фирмы   - Проверка теста
  Тема 6. Типы рыночных структур   - -   Проверка теста
  Тема 7. Рынки факторов производства   - Проверка теста
  Тема 8. Доходы и уровень жизни   - Проверка теста
  Тема 9. Государство как микроэкономиче-ский агент в микроэкономике   - Проверка теста
  КСР            
  Итого по разделу микроэкономика     зачет
                     

 


4.2. Содержание дисциплины

4.2.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел дисциплины Содержание раздела дисциплины Формируемые компетенции, Результаты обучения
Общая экономическая теорияи Объект, предмет и методы экономического исследования; структура экономической теории и функции; уровни производства, основные экономические категории; виды экономических систем; собственность и хозяйствование, рыночная система, функции, структура рынка, этапы развития ОК-8 ОК-13, ПК-26, ПК-29 В результате освоения раздела дисциплины обучающийся должен: Знать: • Содержание понятий «производство», «факторы производства», «издержки», «фирма». • Происходящие в обществе социально-экономические проблемы и процессы. • Особенности современного экономического развития России • Факторы, влияющие на поведение хозяйствующих субъектов, продавцов и покупателей на различных рынках;   Уметь: • Анализировать факторы, влияющие на производственный выбор фирмы; • Использовать экономический инструментарий для анализа деятельности фирмы. • Применять методы и средства познания для повышения профессиональной компетентности; • Уметь работать с теоретическими источниками, с периодическими изданиями для получения экономической информации. • Анализировать процессы и явления, происходящие в обществе. • Анализировать процессы и явления, происходящие в экономике Владеть: • Экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства,навыками целостного подхода к анализу проблем общества • Навыками и методами анализа и прогнозирования • Методологией экономического исследования, построения графиков  
Микроэкономика Модели поведения продавца и покупателя, эластичность; производственный выбор, основные модели рынка, механизм функционирования рынков факторов, провалы рынка, распределение доходов ОК-8, ОК-10, ОК-12, ОК-13, ПК-26, ПК-29 В результате освоения раздела дисциплины обучающийся должен: Знать:
  • Содержание понятий «производство», «факторы производства», «издержки», «фирма».
  • Теоретические подходы к изучению механизмов рынка, концептуальную базу процессов, происходящих на микро и макроуровне.
  • Особенности будущей профессии
  • Происходящие в обществе социально-экономические проблемы и процессы.
  • Особенности современного экономического развития России
  • Факторы, влияющие на поведение хозяйствующих субъектов, продавцов и покупателей на различных рынках
Уметь:
  • Анализировать факторы, влияющие на производственный выбор фирмы;
  • Использовать экономический инструментарий для анализа деятельности фирмы.
  • Применять методы и средства познания для повышения профессиональной компетентности;
  • Уметь работать с теоретическими источниками, с периодическими изданиями для получения экономической информации.
  • Применять экономические знания в процессе решения задач в профессиональной деятельности
· Происходящие в обществе социально-экономические проблемы и процессы. · Строить модели поведения хозяйствующих субъектов; · Оценивать последствия изменения спроса и предложения · Анализировать процессы и явления, происходящие в экономике · Строить модели поведения хозяйствующих субъектов; · Оценивать последствия изменения спроса и предложения   Владеть:
  • Экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства,
  • Научной экономической базой для принятия практических экономических решений.
· Экономическими знаниями для обеспечения своей конкурентоспособности; · Навыками поиска, сбора, анализа данных для решения поставленных экономических задач.
  • Понятийно-категориальным аппаратом, основными законами курса в профессиональной деятельности.
  • навыками целостного подхода к анализу проблем общества
  • Навыками и методами анализа и прогнозирования
· Методологией экономического исследования, построения графиков  

Содержание лекций и семинарских занятий

Содержание лекционных занятий Содержание семинарских занятий Результат обучения, формируемые компетенции
Тема 1. Предмет, функции современной экономической теории Экономическая теория как наука. Становление экономической теории. Политическая экономия. (А. Монкретьен, Адам Смит, К. Маркс). Направление и школы в экономической теории. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм, кейнсианство, неоклассическая теория, институционализм. Экономикс, экономическая теория и политическая экономия. Предмет экономической теории (марксистская политическая экономия и Экономикс). Цели и функции экономической теории. Микро- и макроэкономика. Экономические законы и принципы. Гипотезы, теоремы, теории, концепции и модели в экономической теории. Позитивная, нормативная экономика, экономическая стратегия и экономическая политика. Методыэкономической теории. Метод научной абстракции, рационалистический, субъективный, моделирование, графический метод. Метод сравнительной статистики. Номинальные и реальные величины. Тема 2. Производство: уровни, факторы, эффективность Производство и воспроизводство. Общественное производство. Труд индивидуального работника, производство на уровне фирмы (микроуровень), производство на уровне общества (макроуровень). Предмет труда, средства труда, средства производства, рабочая сила. Разделение труда, специализация, производительная сила и обмен. Экономические агенты и их виды. Домашние хозяйство, предприятия, государство. Экономические интересы, цели и средства. Экономические потребности и блага. Структура экономических потребностей. Закон Энгеля. Понятие экономического блага. Классификация благ. Экономические и неэкономические блага. Частные, коллективные, клубные, общественные блага. Материальные и нематериальные блага. Полная и частичная взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ. Услуги. Ресурсы, субституты, комплементы. Редкость благ. Виды экономических ресурсов. Безграничность потребностей и органичность экономических ресурсов. Переплетение, мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов. Ограниченные экономические возможности. Эффективность. Проблема выбора оптимального решения. Кривая производственных возможностей. Граница производственных возможностей. Компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом. Парето – эффективность. Сравнительное преимущество. Тема 3. Экономические системы, модели хозяйствования и собственность Экономические системы. Понятие экономической системы. Формационный подход. Доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная цивилизации. Теории Джона Гелбрейта, Уолта Ростоу, Арнольда Тойнби, П. Самуэльсона. Три основные вопроса экономики. Традиционная, командно-регулируемая, рыночная и смешанная экономики. Основные формы и модели организации хозяйственной жизни в экономических системах. Натуральное и товарное хозяйство. Понятие товара (маржиналистская, марксистская концепции). Понятие денег и их роль в экономике. Индексы Пааше, Ласпейреса и Фишера. Собственность и хозяйствование. Формы собственности. «Пучок прав» собственности Р. Коуза, теорема Коуза. Внешние эффекты, структура прав, передача прав, согласование обязанностей. Экономические интересы, цели и средства. Приватизация российской экономики: причины, пути, итоги. Тема 4. Рыночная система и рынок Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом. Что, сколько и как следует производить. Распределение общего объема продукции. Адаптация к изменениям. Позитивные и негативные моменты рыночной системы. Переход к рыночной системе в российской экономике. Формирование концепции рынка. «Невидимая рука» А. Смита. «Пусть все идет своим чередом». А. Маршалл о рыночном механизме. Понятие рынка. Рынок как система отношений, как набор соглашений, как механизм. Условия рынка: специализация, обособленность, свободный обмен ресурсами, величина трансакционныхаиздержек. Функции, принципы функционирования рынка. Структура рынка. Рынок рабочей силы, рынок товаров, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, информационный рынок, рынок человеческого капитала. Оптовые и розничные рынки. Этапы развития рынка. Социально ориентированное рыночное хозяйство. Семинар 1 (по темам 1-4) 1. Этапы становления экономической теории. Предмет и метод. Функции и структура. 2. Экономические законы и принципы. Методы экономической теории 3. Концептуальные основы производства. 4. Экономические потребности и блага. Их классификация. 5. Факторы производства. Ограниченность экономических ресурсов. Кривая производственных возможностей. 6. Понятие экономической системы. Виды экономических систем. Особенности функционирования рыночной системы.   На семинарском занятии студенты составляют примерную периодизацию развития экономической науки. Проводиться устный опрос, работа по карточкам, тест по теме. Заслушивание эссе. Часть подготовленных эссе преподаватель проверяет во внеаудиторное время.   ОК8; ОК13; ПК26 ПК29;    
Тема 1. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Спрос как модель поведения покупателя. Спрос, закон спроса, функция спроса. Обоснование закона спроса. Эффект дохода и эффект замещения. Кривая спроса. Излишек потребителя. Неценовые факторы, влияющие на спрос. Потребительские вкусы. Число покупателей. Доход. Цены на сопряженные товары. Изменения в спросе. Товары низшей категории, нормальные товары. Эффект Гиффена Взаимозаменяемые товары (субституты). Взаимодополняемые товары (комплементы). Величина спроса и спрос. Предложение как модель поведения продавца. Предложение, закон предложения, функция предложения. Обоснование закона предложения. Кривая предложения. Излишек производителя. Неценовые факторы, влияющие на предложение. Изменение в предложении. Цены на ресурсы. Технологии, налоги и дотации. Цены на другие товары. Ожидание. Число продавцов. Величина предложения и предложение. Простейшая модель рынка. Рыночная конъюнктура. Частичное рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество. Механизм установления равновесия. Установление равновесия по Л. Вальрасу и по А. Маршаллу. «Паутинообразная» модель установления равновесия. Препятствия к установлению рыночного равновесия. Устойчивое и неустойчивое рыночное равновесие. Условия устойчивости рыночного равновесия. Вмешательство государства в функционирование рынка. Анализ последствий налогообложения. Налоговое бремя производителя и потребителя. Чистое налоговое бремя общества. Влияние на рынок введения предельных цен. Дефицит, потери общества от установления предельных цен. Влияние на рынок установления минимальных гарантированных цен. Излишек. Потери общества от введения минимальных гарантированных цен. Семинар 1. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. 1. Спрос, закон спроса, кривая спроса. Неценовые факторы спроса. Товары Гиффена. 2. Предложение, закон предложения, кривая предложения. Неценовые факторы предложения. 3. Рыночное равновесие. Маршаллианская концепция формирования цен. «Крест» Маршалла. 4. Прикладное значение теории спроса и предложения.   На семинаре студенты решают задачи, строят графики, пишут тест. Проводиться опрос ОК13; ПК26; спроса ПК29;  
  Тема 2. Эластичность спроса и предложения   Индивидуальный и рыночный спрос. Факторы, определяющие рыночный спрос. Понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса. Эластичный и неэластичный спрос. Единичная эластичность. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос. Коэффициент эластичности. Метод средней точки (дуговая эластичность). Зависимость общего дохода от изменения цены. Факторы, определяющие ценовую эластичность. Заменяемость. Удельный вес в доходе потребителя. Предметы роскоши и предметы необходимости. Размер запаса. Эластичность в краткосрочном и долговременном периодах. Перекрестная эластичность спроса. Коэффициент перекрестной эластичности. Взаимодополняемые, независимые товары и товары-заменители. Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу для нормальных и низших товаров, для товаров первой необходимости и вторичного потребления. Эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения. Изменение эластичности предложения во времени. Кратчайший рыночный период, короткий и долговременный периоды. Адаптация предложения к изменению цен. Распределение налогового бремени между потребителем и производителем в зависимости от эластичности спроса и предложения.   Семинар 2. Эластичность спроса и предложения.   1. Ценовая эластичность спроса: 2. Перекрестная эластичность спроса и эластичность спроса по доходу: 3. Эластичность предложения: 4. Прикладное значение теории эластичности:   На семинаре студенты решают задачи, строят графики, пишут тест. Проводится опрос ОК-12; ПК-29
  Тема 3. Теория потребительского выбора Понятие ценности, полезности, потребительной стоимости. К. Менгер и Е. Бем-Баверк о субъективной теории полезности. Законы Г. Госсена, Дж. Хикс о теореме рационального потребительского выбора. Потребительские предпочтения. Полезность. Предельная полезность. Закон насыщения потребностей и убывающей предельной полезности. Функция полезности. Правило максимизации полезности. Представление потребительских предпочтений с помощью кривых безразличия. Свойства кривых безразличия. Предельная норма замещения Полная взаимозаменяемость. Полная взаимодополняемость. Карта безразличия. Бюджетная линия. Бюджетное ограничение. Оптимальный выбор потребителя. Условия равновесия потребителя. Факторы, определяющие принятие потребительских решений. Изменение доходов потребителя и его выбор. Изменение цен и потребительский выбор.. Прикладное значение теории потребительского выбора. Кривые «цена-потребление», «доход-потребление». Нормальные и низшие товары. Кривые Энгеля. Эффект дохода и эффект замещения. Соотношение эффекта дохода и замещения для нормальных, низших товаров и товаров Гиффена.   Семинар 3. Теория потребительского поведения   1.Ординалистская и кардиналистская концепция потребительского поведения. 2. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности. 3. Кривые безразличия и бюджетные линии. Равновесие потребителя.   На семинаре студенты решают задачи, строят графики, пишут тест. Проводится опрос ПК26; (ПК29);  
  Тема 4. Основы производства: технология и производственный выбор Понятие производства. Производство, факторы производства. Технология, признаки ее выделения. Решения, принимаемые фирмой по выбору способа производства. Технологически эффективный способ производства. Экономически эффективный способ производства. Производственная функция. Функция Кобба-Дугласа. Свойства производственной функции. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость факторов производства. Изокванта, свойства кривой изокванты. Карта изоквант. Производственный выбор в краткосрочном периоде. Краткосрочный и долговременный производственный период. Переменный и постоянный факторы производства. Совокупный, средний и предельный продукты переменного фактора. Взаимосвязь между кривыми общего, среднего и предельного продукта. Стадии производства. Закон убывающей предельной производительности. Границы действия закона убывающей отдачи фактора. Закон убывающей отдачи и технологический прогресс. Взаимозаменяемость факторов как проблема долговременного производственного периода. Взаимозаменяемость факторов при изменении технологического оснащения производства. Предельная норма технологического замещения. Закономерность снижения предельной нормы технологического замещения. Связь предельной нормы технологического замещения с предельным продуктом. Взаимозаменяемость факторов при изменении технологии. Технологический прогресс. Тема 5. Издержки фирмы Природа издержек. Издержки производства как альтернативные издержки. Проблема измерения издержек. Виды издержек. Явные (денежные, бухгалтерские, внешние) и неявные (внутренние, вмененные) издержки. Безвозвратные издержки. Проблема оп

Дата: 2016-10-02, просмотров: 151.