Социальный статус семьи и ее типология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальный статус семьи — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны 4 статуса семьи: социально-экономический статус (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность), социально-психологический статус (благоприятный психологический климат), социокультурный статус (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой статус (отношение к ребенку и его проблемам). Существует комплексная типология семьи, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи- семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях.

18.Роль семьи в социальной адаптации ребенка (типы семейного воспитания).

Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

Выделены следующие параметры типов семейного воспитания: интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям (принятие-непринятие), параметр контроля (разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный), последовательность – непоследовательность в реализации стиля воспитания, аффективная устойчивость – неустойчивость в отношениях с ребенком, тревожность (нетревожность) как личностная черта родителей, проявляющаяся в общении.

В зависимости от различного сочетания указанных выше параметров, выделено шесть типов семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. При этом только два последние типа семейного воспитания обеспечивают возможности оптимального развития гармонической личности.

19.Деятельность социального работника по работе с семьей

Социальная работа в семьях должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие пози-тивных семейных отношений, восстановление внутренних ресур-сов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять сле-дующие функции:

- диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

- охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

- организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

- социально-психолого-педагогическую (психолoго·- педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

- прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

.- координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, со-циальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб)

Социальная работа с семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

20. Формы социально-педагогической помощи семье

Формы социально - педагогической помощи семье. Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Социально - психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

21.Предпосылки девиации

Девиантное поведение- это своеобразный способ решения личностью внутреннего и внешнего конфликта путем отхода от системы общепринятых норм и ценностей и выработку собственных.

Среди биологических предпосылок, которые влияют на негативное поведение человека, Г. Аванесов выделяет следующие:

патология биологических потребностей, которая часто становится причиной сексуальных извращений и преступлений на этой основе;

нервно-психические заболевания (психопатии, пограничного состояния, неврастении), которые повышают возбудительность нервной системы и обусловливают неадекватное поведение и реакцию, затрудняют социальный контроль за действиями;

наследственные заболевания, особенно те, которые сопровождаются злоупотреблением алкоголем;

психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, (внутренне-личностный конфликт), изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, приводит к различным психопатическим, аллергическим, токсическим заболеваниям и служит дополнительным криминальным фактором.

Социальными предпосылками девиантного поведения могут быть следующие:

патология социальных потребностей;

алкоголизм и наркомания в семье;

конфликтные ситуации (межличностный конфликт);

неудовлетворенность запросов людей в сфере потребления;

разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях или услугах и возможностями их реализации;

обнищание населения;пробелы в воспитании и т.д.

22. Типы девиаций

Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материалы выгоду;

распространение и продажа наркотиков.

23.Причины девиантного поведения подростков

Причины девиантного поведения подростков имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.

1.Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию.

2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.

3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта;

4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

5. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов;

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

 

 

Проблема алкоголизма

Алкогольная зависимость - это сложная болезнь, в большинстве случаев трудноизлечимая. Алкогольная зависимость формируется благодаря регулярному и продолжительному употреблению спиртных напитков и проявляется особым патологическим состоянием организма: болезненным пристрастием к приему алкогольных напитков, ухудшением уровня устойчивости к алкоголю, заболеваниями внутренних органов и разрушением личности с уменьшением памяти и интеллектуальной деятельности. Для больного алкоголизмом опьянение представляется оптимальным психическим состоянием.

Главные причины алкогольной зависимости

Несомненно, как у любого другого заболевания, у алкоголизма присутствуют общие причины. Формируется алкоголизм с периодических "выпивок" от случая к случаю. Это в последствии приобретает характер привычки и приводит к состоянию, в котором организм уже не способен обойтись без спиртного. Кто-то принимает алкоголь для разнообразия, для кого-то это способ отойти от реальности или избавиться от проблем.

Развитие алкоголизма прямо зависит от частоты и объема потребления спиртных напитков, и конечно от особенностей человека и персональных факторов. Некоторые люди подвержены серьезному риску появления алкогольной зависимости из-за эмоциональной предрасположенности, соответствующего социально-экономического окружения, а также наследственных причин.

К чему ведет алкогольная зависимость

Результат действия спиртных напитков ужасен: снижается продолжительность жизни, распадаются семьи, снижается интеллектуальный уровень общества. Алкогольная зависимость оказывает огромное отрицательное влияние на качество генетического фонда народа. Дети алкоголиков имеют заниженный умственный потенциал, страдают многими болезнями центральной нервной системы, что в конечном итоге тормозит нормальное развитие общества.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 445.