Биологические факторы развития ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет и задачи соц-пед

Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни. Определить место и роль социального воспитания в жизни человека можно лишь соотнеся его с такими процессами, как развитие и социализация. Социальная педагогика – наука, изучающая закономерности влияния социальной среды на формирование личности.

Социально-педагогическая виктимология решает определенный круг задач:

исследуя развитие людей разного возраста с физическими, психическими, социальными отклонениями, разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации, коррекции этих отклонений;

изучая опасности процесса социализации, определяет возможности общества, государства в их устранении, минимизации влияния на человека;

выявляя типы виктимных людей, сензитивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социальные и психолого-педагогические рекомендации по профилактике превращения таких людей в жертв социализации;

изучая самоотношение человека, выявляет причины восприятия им себя жертвой социализации, определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самоотношения.

Методы соц-пед иследования

общенаучные методы Исследования, так и методы наук, очень близких ей по предмету исследования, прежде всего педагогические, психологические и социологические.

в педагогике и социологии методы, как наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, изучение творческих работ детей, изучение их личных дел и др.

Наблюдение в социально-педагогическом исследовании – метод познания социально-педагогических явлений на основе восприятия органами чувств с одновременной первичной обработкой и анализом получаемой информации. Научное наблюдение отличается от обыденного рядом признаков: целенаправленностью, аналитическим характером, комплексностью, систематичностью.

Опросные методы. К ним традиционно относятся устный (беседа и интервью) и письменный (анкетирование) опрос.

Метод анкетирования заимствован из социологии, поэтому к нему предъявляются такие же требования, что и в социологических исследованиях.

методы исследования, применяемые в психологии при изучении личности ребенка, его характера, темперамента, социальной группы, социума, окружающего ребенка, и др.

3. соц-пед инфраструктура

Социально-педагогическая инфраструктура учебного заведения представляет собой поле педагогической деятельности, где осуществляется специальная деятельность различных систем по развитию личности.

4.Норма и отклонение: понятия и характеристики

Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» – очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка. Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.

Типы отклонений

Физические: • болезнь; • нарушения зрения; • нарушения слуха; • нарушения опорно-двигательного аппарата.

Психические: • задержка психического развития; • умственная отсталость; • нарушения речи; • нарушения эмоционально-волевой сферы; • одаренность.

Педагогические: • отклонения в получении общего образования; • отклонения в получении профессионального образования.

Социальные: • сиротство; • отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность.

Теории отклонений

отклонения в поведении детей, имеющих ограниченные возможности, рассматривались вначале в русле медицинской модели, которая определяла подходы к их воспитанию и обучению. Согласно этой теории, отклонения в социальной жизнедеятельности таких детей, подобно отклонениям в телесных процессах, являются отражением и проявлением внутренних болезненных процессов. Иными словами, несоответствие социальной норме в поведении ребенка рассматривается как патология здоровья.

На рубеже XIX-XX вв. в рамках медицинской модели сформировалась теория социальной полезности людей с ограниченными возможностями, которая получила широкое распространение во многих развитых странах. Суть ее заключается в следующем. В обществе имеются люди, физические и психические возможности которых ограниченны, но это не мешает им осуществлять хотя бы элементарную социально полезную деятельность, например, обслуживать себя или выполнять какую-либо простую работу. Это значит, что при необходимом профессиональном обучении такие люди могут материально сами себя обеспечивать, а не становиться обузой и бременем для государства, которое их должно содержать. Кроме того, они могут быть источником дешевой рабочей силы, что также выгодно государству. Таким образом, в этой теории очевиден приоритет государства над личностью. Следует отметить, что в нашей стране эта теория определяла позицию государства в отношении людей, в том числе и детей, имеющих ограниченные возможности, на протяжении многих десятилетий и, к сожалению, практически не утратила своего значения до сегодняшнего дня.

7.Понятие социализации

Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Факторы социализации

Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

мезофакторы (мезо - "средний, промежуточный") - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

микрофакторы - к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др.

9.Психологические механизмы социализации

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Социальное воспитание

Социальное воспитание осуществляется обществом и государством в организациях, создаваемых для этой цели или занимающихся им наряду со своими основными функциями (общественные организации, предприятия, армия, партии и др.) и предполагает взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленных позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

11.Социальная адаптация

Социальная адаптация – процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни.

Понятие о развитии ребенка

Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс — означает превращение его как биологического индивида в социальное существо — личность. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.

Проблема алкоголизма

Алкогольная зависимость - это сложная болезнь, в большинстве случаев трудноизлечимая. Алкогольная зависимость формируется благодаря регулярному и продолжительному употреблению спиртных напитков и проявляется особым патологическим состоянием организма: болезненным пристрастием к приему алкогольных напитков, ухудшением уровня устойчивости к алкоголю, заболеваниями внутренних органов и разрушением личности с уменьшением памяти и интеллектуальной деятельности. Для больного алкоголизмом опьянение представляется оптимальным психическим состоянием.

Главные причины алкогольной зависимости

Несомненно, как у любого другого заболевания, у алкоголизма присутствуют общие причины. Формируется алкоголизм с периодических "выпивок" от случая к случаю. Это в последствии приобретает характер привычки и приводит к состоянию, в котором организм уже не способен обойтись без спиртного. Кто-то принимает алкоголь для разнообразия, для кого-то это способ отойти от реальности или избавиться от проблем.

Развитие алкоголизма прямо зависит от частоты и объема потребления спиртных напитков, и конечно от особенностей человека и персональных факторов. Некоторые люди подвержены серьезному риску появления алкогольной зависимости из-за эмоциональной предрасположенности, соответствующего социально-экономического окружения, а также наследственных причин.

К чему ведет алкогольная зависимость

Результат действия спиртных напитков ужасен: снижается продолжительность жизни, распадаются семьи, снижается интеллектуальный уровень общества. Алкогольная зависимость оказывает огромное отрицательное влияние на качество генетического фонда народа. Дети алкоголиков имеют заниженный умственный потенциал, страдают многими болезнями центральной нервной системы, что в конечном итоге тормозит нормальное развитие общества.

Проблема наркомании.

Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.

Лечение и освобождение от наркотической зависимости - это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а положительный исход возможен далеко не всегда.

30. Классификация и типы наркотических веществ.

Типы:

1. Опиаты - наркотики, получаемые из мака снотворного. Являются одними из самых сильных наркотиков.

2. Галлюциногены - (психодислептические вещества) являются наркотиками, которые искажают человеческие мысли, эмоции, ощущения.

3. Стимуляторы - повышают умственную и физическую работоспособность, увеличивают выносливость, повышают скорость реакции, устраняют чувство усталости и сонливости, увеличивают объем внимания, способность к запоминанию и скорость обработки информации.

4 Каннабиоиды - (наркотики, получаемые из конопли - марихуана, гашиш). Что такое "каннабис"? Это латинское название травки, пришедшее из описательной ботаники и используемое в науке. В частности, специфические алкалоиды травки называются "каннабиноидами".

Классификация:

1). По химическому строению

2). По клиническому эффекту

3). Смешанные

Виды жертв.

 

 

Понятие виктимизации.

Виктимиза́ция (лат. victim — жертва) — процесс или конечный результат превращения в жертву преступного посягательства.

Понятие виктимизации используется для понимания особенностей потерпевших от преступлений, качества и свойства личности которых, ненадлежащее поведение или специфические отношения с преступником способствовали причинению им вреда. Однако, его следует отличать от виктимности.

Во многих случаях, особенно при совершении преступлений в острой конфликтной ситуации, между преступником и потерпевшим существует тесное социально-психологическое взаимодействие и последний принимает самое активное участие в возникновении криминогенной ситуации. Такое взаимодействие особенно часто присутствует в насильственных преступлениях в семейно-бытовой сфере, сексуальных преступлениях и в некоторых других.

Понятие виктимности.

Виктимность (от лат. victima — жертва; ко́мплекс же́ртвы, роль жертвы) — склонность субъекта к поведению, повышающему шансы на совершение преступления в отношении него. Виктимность изучает межотраслевая дисциплина виктимология. Выделяют также общественную виктимность.

Также выделяют еще один вид под названием «комплекс жертвы», который заключается в полном самоотречении человека в служении окружающим и одновременном проявлении агрессии к этим людям. Подверженный комплексу жертвы человек не видит иного способа получения любви и внимания окружающих кроме самозабвенной заботы о них (что проистекает из чувства вины), но в то же время склонен винить их в своем "жертвенном" положении.

Свойства каждой человеческой личности позволяют оценить вероятность того, что эта личность может стать жертвой преступления, — чем больше вероятность, тем выше виктимность этого человека. Виктимность зависит от личностных характеристик (в том числе социотипа), социального статуса лица, степени конфликтности ситуации, места и времени развития ситуации.

Религиозные секты.

Секта - это религиозная группа или организация, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или общинам) страны или региона, не являющаяся неотделенной частью ни одной из мировых (христианство [православие, католицизм, протестантизм], ислам, буддизм) и национальных религий (иудаизм, индуизм).

Предмет и задачи соц-пед

Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни. Определить место и роль социального воспитания в жизни человека можно лишь соотнеся его с такими процессами, как развитие и социализация. Социальная педагогика – наука, изучающая закономерности влияния социальной среды на формирование личности.

Социально-педагогическая виктимология решает определенный круг задач:

исследуя развитие людей разного возраста с физическими, психическими, социальными отклонениями, разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации, коррекции этих отклонений;

изучая опасности процесса социализации, определяет возможности общества, государства в их устранении, минимизации влияния на человека;

выявляя типы виктимных людей, сензитивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социальные и психолого-педагогические рекомендации по профилактике превращения таких людей в жертв социализации;

изучая самоотношение человека, выявляет причины восприятия им себя жертвой социализации, определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самоотношения.

Методы соц-пед иследования

общенаучные методы Исследования, так и методы наук, очень близких ей по предмету исследования, прежде всего педагогические, психологические и социологические.

в педагогике и социологии методы, как наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, изучение творческих работ детей, изучение их личных дел и др.

Наблюдение в социально-педагогическом исследовании – метод познания социально-педагогических явлений на основе восприятия органами чувств с одновременной первичной обработкой и анализом получаемой информации. Научное наблюдение отличается от обыденного рядом признаков: целенаправленностью, аналитическим характером, комплексностью, систематичностью.

Опросные методы. К ним традиционно относятся устный (беседа и интервью) и письменный (анкетирование) опрос.

Метод анкетирования заимствован из социологии, поэтому к нему предъявляются такие же требования, что и в социологических исследованиях.

методы исследования, применяемые в психологии при изучении личности ребенка, его характера, темперамента, социальной группы, социума, окружающего ребенка, и др.

3. соц-пед инфраструктура

Социально-педагогическая инфраструктура учебного заведения представляет собой поле педагогической деятельности, где осуществляется специальная деятельность различных систем по развитию личности.

4.Норма и отклонение: понятия и характеристики

Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» – очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка. Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.

Типы отклонений

Физические: • болезнь; • нарушения зрения; • нарушения слуха; • нарушения опорно-двигательного аппарата.

Психические: • задержка психического развития; • умственная отсталость; • нарушения речи; • нарушения эмоционально-волевой сферы; • одаренность.

Педагогические: • отклонения в получении общего образования; • отклонения в получении профессионального образования.

Социальные: • сиротство; • отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность.

Теории отклонений

отклонения в поведении детей, имеющих ограниченные возможности, рассматривались вначале в русле медицинской модели, которая определяла подходы к их воспитанию и обучению. Согласно этой теории, отклонения в социальной жизнедеятельности таких детей, подобно отклонениям в телесных процессах, являются отражением и проявлением внутренних болезненных процессов. Иными словами, несоответствие социальной норме в поведении ребенка рассматривается как патология здоровья.

На рубеже XIX-XX вв. в рамках медицинской модели сформировалась теория социальной полезности людей с ограниченными возможностями, которая получила широкое распространение во многих развитых странах. Суть ее заключается в следующем. В обществе имеются люди, физические и психические возможности которых ограниченны, но это не мешает им осуществлять хотя бы элементарную социально полезную деятельность, например, обслуживать себя или выполнять какую-либо простую работу. Это значит, что при необходимом профессиональном обучении такие люди могут материально сами себя обеспечивать, а не становиться обузой и бременем для государства, которое их должно содержать. Кроме того, они могут быть источником дешевой рабочей силы, что также выгодно государству. Таким образом, в этой теории очевиден приоритет государства над личностью. Следует отметить, что в нашей стране эта теория определяла позицию государства в отношении людей, в том числе и детей, имеющих ограниченные возможности, на протяжении многих десятилетий и, к сожалению, практически не утратила своего значения до сегодняшнего дня.

7.Понятие социализации

Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Факторы социализации

Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

мезофакторы (мезо - "средний, промежуточный") - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

микрофакторы - к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др.

9.Психологические механизмы социализации

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Социальное воспитание

Социальное воспитание осуществляется обществом и государством в организациях, создаваемых для этой цели или занимающихся им наряду со своими основными функциями (общественные организации, предприятия, армия, партии и др.) и предполагает взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленных позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

11.Социальная адаптация

Социальная адаптация – процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни.

Понятие о развитии ребенка

Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс — означает превращение его как биологического индивида в социальное существо — личность. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.

Биологические факторы развития ребенка

Представители биологизаторских теорий определяющим фактором развития считают наследственность, развитие способностей, черт характера, с которыми ребенок родился, рекомендуют воспитателям не вмешиваться в естественное развитие малыша. Главное, на их взгляд, используя специальные тестовые задания, распределить детей на группы, помогая каждому получить знания «по его силами». Результатом внедрения этой теории является элитарные дошкольные учебные заведения для детей с повышенными интеллектуальными способностями.

14.Социальные факторы развития ребенка

В социологизаторских теориях отрицались биологические Факторы развития ребенка, сосредоточивалась внимание на роли социальной среды, поскольку, по мнению их представителей, все малыши от рождения имеют одинаковые возможности, а развитие является приобретением ими опыта. Правильно направив развитие ребенка, можно сформировать человека таким, каким хочет его видеть взрослый. Свои утверждения они аргументировали тем, что люди, воспитывались в разных условиях, проявляли различные умственные возможности.

15.Влияние среды на развитие ребенка

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя (домашняя) и дальняя (социальная) среда. Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми.

16.Понятие семьи как социального института общества

Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 167.