Фонд оценочных средств для текущего И ПРОМЕЖУТОЧНОГО контроля успеваемости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

5.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины

№ п/п Контролируемые разделы дисциплины Код контролируемой компетенций Наименование оценочного средства
1. Введение в экономическую теорию ОК-3 Дискуссия
2. Основы функционирования рыночной экономики ОК-3 Тестирование
3. Экономическое поведение производителя ОК-3 Решение задач
4. Показатели эффективности функционирования экономики на макроуровне ОК-3 Исследовательская работа
5. Экономическая политика государства ОК-3 Аналитический отчет
6. Особенности функционирования национальной экономики ОК-3 Презентация

 

5.2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности

В процессе изучения курса проводится рейтинговый контроль знаний студентов в соответствии с Положением РГГУ о его проведении. Он предполагает учет результатов написания контрольных работ на семинарских занятиях, результатов самостоятельной работы по выполнению аналитических заданий, а также степени участия студентов в обсуждении вопросов и выполнения практических заданий на семинарских занятиях. Рейтинг-контроль проводится в процессе изучения дисциплины с целью закрепления лекционного материала в три этапа согласно графику текущей и итоговой аттестации студентов. Согласно учебному плану проводится итоговая аттестация – зачет (с оценкой).

Студент проходит аттестацию по результатам работы на семинарских занятиях при соблюдении следующих условий: при выполнении всех домашних заданий, которые преподаватель дает к каждому семинарскому занятию и положительную оценку за контрольную работу.

Общая оценка успеваемости студента по предмету выставляется за полученный совокупный результат:

1. Тестирование – 10 баллов.

2. Решение задач – 5 баллов

3. Исследовательская работа – 25 баллов

4. Презентация доклада –10 баллов

5. Презентация аналитического отчета – 15 баллов

Итоговая контрольная работа (аттестация)предполагает ответы на 2 вопроса, предложенных в перечне контрольных вопросов (максимальное количество баллов – 35).

Для получения зачета по дисциплине студенту необходимо набрать не менее 60 баллов.

Критерии промежуточного контроля для зачета:

Баллы Традиционная ECTS
95-100 отлично зачтено А
83-94 В
68-82 хорошо С
56-67 удовлетворительно D
50-55 Е
20-49 неудовлетворительно не зачтено FX
0-19 F

 

5.3. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

Текущий контроль

1. Тестирование – 10 баллов (15 вопросов)

Критерии формирование оценки:

· Тесты с одним правильным ответом: за каждый правильный ответ по 0,5 балла (10 вопросов) – 0-5 баллов;

· Тесты с несколькими правильными ответами: за все правильно отмеченные ответы – 1 балл, за один – 0,5 балла (5 вопросов) .

 

2. Решение задач – 5 баллов:

· Решение двух задач (2,5 балла за каждую).

3. Исследовательская работа: с источниками и анализ полученных результатов – 25 баллов.

Критерии формирования оценки:

· Полнота оценки рынка по заданным критериям (0-8 баллов);

· Актуальность статистических данных (0-7 баллов);

· Обоснованность содержания и выводов работы (0-10 баллов).

4. Презентация аналитического отчета – 15 баллов

Критерия формирования оценки:

· Полнота оценки рынка по заданным критериям (0-3 баллов);

· Обзор теоретических подходов к рассматриваемой проблеме (0-3 балла);

· Актуальность статистических данных (0-3 балла);

· Элементы творчества и оригинальность замысла (0-2 балла);

· Структура представления информации (0-2 балла).

· Обоснованность содержания и выводов работы (0-2 балла).

5. Презентация доклада – 10 баллов

· Обзор теоретических подходов к рассматриваемой проблеме (0-2 балла);

· Актуальность статистических данных (0-2 балла);

· Элементы творчества и оригинальность замысла (0-2 балла);

· Структура представления информации (0-2 балла).

· Обоснованность содержания и выводов работы (0-2 балла).

Промежуточная аттестация (зачет)

При проведении промежуточной аттестации студент итоговую контрольную работу на семинарском занятии. При проведении промежуточной аттестации студент должен ответить на 2 вопроса.

Максимальное количество баллов – 35.

Критерии формирования оценки:

· Содержание дисциплины не освоено, знание материала носит фрагментарный характер, наличие грубых ошибок в ответе (0-9 баллов);

· Содержание дисциплины освоено частично, допущено не более двух-трех недочетов (10-18 баллов);

· Содержание дисциплины освоено почти полностью, допущено не более одного-двух недочетов, но обучающийся смог бы их исправить самостоятельно (19-28 баллов);

· Содержание дисциплины освоено полностью, ответ построен по собственному плану (29-35 баллов).

5.4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности

Примерная тематика докладов

 

1. Экономическая мысль античного мира.
2. Экономическая мысль Средневековья: причины и последствия.
3. Меркантилизм – первая теоретическая концепция рыночных экономических отношений.
4. Экономическое учение А.Смита (по выбору студентов).
5. Экономическая концепция К. Маркса.
6. Субъективизм - направление экономической мысли, его особенности и последствия.

7. «Модель человека» в экономической теории.

8. Классическая модель «экономического человека»?

9. Бентамовская модель «рационального гедониста».

10. Институционализм как направление экономической мысли.
11. Экономическое учение Т. Веблена.
12. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.
13. Неоклассицизм – одно из направлений мировой экономической мысли.
14. Учение Дж. Б. Кларка о статике и динамике.
15. Лозаннская школа. Экономические взгляды Л.Вальраса и В.Парето.
16. Революция в теории ценности.
17. Экономическое учение Дж.М. Кейнса.
18. Чикагская школа неолиберализма (М. Фридмен).

19. Вклад русских экономистов 20 века в развитие мировой экономической мысли.

20. Формационный и цивилизационный подход к пониманию развития человеческого общества.

21. Потребности, их взаимосвязь и роль в развитии производства и общества. Иерархия потребностей по А. Маслоу.

22. Экономическая система. Элементы экономической системы и их характеристика.

23. Характеристика традиционного общества.

24. Основные направления современной историко-экономической мысли
25. Концепция «неоклассического синтеза» П. Самуэльсона.
26. Экономические концепции марксизма в России (конец XIX – начало XX в.)
27.Формирование концепции командно-административной системы.
28. Вклад российских экономистов в развитие экономической теории (Чаянов А.В., Кондратьев Н.Д.).

Примерные варианты тестов

1. График спроса показывает:

А. Зависимость между ценой и количеством товара

Б. Количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте

В. Зависимость между количеством товара, которое хотят и могут купить потребители, и ценой на этот товар

Г. Зависимость между количеством товара, которое хотят и могут продать производители, и ценой на этот товар

2. Закон предложения гласит:

А. Изменение величины предложения на товар находится в прямой зависимости от количества этого товара

Б. При прочих равных условиях изменение спроса на товар находится в прямой зависимости от цены на этот товар

В. При прочих равных условиях изменение величины предложения товара находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара

Г. При прочих равных условиях изменение величины предложения на товар находится в обратной зависимости от цены на этот товар

 

3. Ценовая эластичность спроса – это:

А. Мера реакции величины спроса на данный товар, вызванная изменением цены этого товара, выраженная в процентах

Б. Мера реакции кривой спроса на товар, вызванной изменением цены этого товара на 1%

В. Мера реакции величины спроса на товар, вызванной изменением величины дохода покупателя

Г. Мера реакции величины предложения на данный товар, вызванная изменением цены этого товара, выраженная в процентах

4. Что произойдет с величиной спроса на лекарства от простуды, если их цена уменьшилась на 20%:

А. Увеличится на 20%

Б. Уменьшится на 20%

В. Останется неизменной

Г. Увеличится на 40%

5. Фирма – это:

А. Некоммерческая организация, нацеленная на благотворительность

Б. Коммерческая организация, представленная исключительно акционерными обществами

В. Коммерческая организация, затрачивающая факторы производства, создающая товары или услуги, с целью их продажи для получения прибыли

Г. Некоммерческая организация, затрачивающая факторы производства, производящая товары или услуги, с целью их продажи для получения прибыли

 

6. Затраты, связанные с процессом обмена – это:

А. Амортизация

Б. Трансакционные издержки

В. Экономические издержки

Г. Ценовые издержки

7. Амортизацияэто:

А. Сумма переменных и постоянных издержек фирмы

Б. Стоимость оборотного капитала, вошедшего в производственный продукт

В. Стоимость основного капитала, перенесенная на произведенный продукт

Г. Доход, который можно было бы получить при наиболее выгодном использовании ресурсов, имеющихся в наличии

 

8. Целью деятельности фирмы в современных условиях является:

А. Наиболее полное удовлетворение потребностей всех людей

Б. Получение максимально возможной прибыли в каждый данный момент времени

В. Обеспечение устойчивого положения на рынке в долгосрочном периоде

Г. Монополизация рынка и установление максимальных цен

 

9. Действие закона убывающей эффективности означает, что:

А. С увеличением переменного фактора происходит существенный рост объемов производства

Б. С увеличением переменного фактора происходит сначала рост объема производства, а с определенного момента его снижение

В. С увеличением постоянного фактора происходит динамичное снижение объемовпроизводства

Г. С увеличением объемов производства в два раза эффективность производства увеличивается в два раза

Примерные варианты задач

1. Общие затраты конкурентной фирмы на 101 единицу продукции равны 2030 руб., а средние затраты на 100 единиц продукции составляют 20 руб. Цена единицы продукции равна 30 руб. Чему будут равны МС, и при каком Qприбыль фирмы максимальна.

 

2. На предприятии было установлено 50 станков стоимостью по 200 тыс. руб. каждый. Срок их службы —10 лет, но через восемь лет они морально устарели. Стоимость новых станков подобного назначения осталась прежней, а производительность повысилась в два раза. Определите потери морального износа станков.

 

3. Швейный цех при годовом объеме выпуска 2 тыс. единиц несет издержки за аренду помещения в размере 15 тыс. руб. и в виде выплаты процентов 11 тыс. руб. в год. Кроме того, затраты на оплату труда при выпуске единицы изделия составляют 20 руб., а за

траты на сырье и материалы 12 руб. Рассчитайте общие, постоянные и переменные издержки производства, а также средние общие из

держки. В чем заключается отличие совокупных издержек от

средних?

 

4. Из-за того, что 30% рабочих предприятия приняли участие в забастовке, производительность труда снизилась на 20%. На сколько процентов в результатеизменились средние постоянные издержки фирмы?

Контрольные вопросы

1. Эволюция экономической мысли. Характеристика основных направлений экономической теории.

2. Предмет, метод, функции экономической теории. Экономическая теория в системе наук.

3. Экономическая теория и хозяйственная практика. Сущность, цели и функции экономической политики.

4. Сущность, цели и формы организации хозяйственной деятельности.

5. Измерение результатов хозяйственной деятельности. Номинальные и реальные, общие, средние и предельные величины в экономическом анализе.

6. Производственные факторы и факторные доходы.

7. Особенности капитала как фактора производства. Фактор времени и дисконтирование.

8. Модель кругооборота продуктов и доходов.

9. Общественное воспроизводство и его стадии. Экстенсивный и интенсивный типы воспроизводства.

10. Проблема относительной ограниченности ресурсов и компромиссный выбор. Альтернативные издержки.

11. Собственность как экономическая категория. Многообразие форм собственности в современной экономике.

12. Понятие экономической системы. Критерии классификации и типы экономических систем.

13. Понятие, функции и структура рынка. Внешние эффекты. Фиаско рынка.

14. Понятие спроса. Закон, детерминанты и эффекты спроса. Функциональный и нефункциональный спрос.

15. Понятие предложения. Закон и детерминанты предложения.

16. Эластичность спроса и предложения. Практическое применение коэффициента эластичности.

17. Рыночное равновесие и его виды.

18. Инструменты и последствия государственного регулирования в области ценообразования.

19. Экономические стратегии хозяйствующих субъектов в условиях неопределённости и риска.

20. Полезность как экономическая категория. Сущность законов Госсена.

21. Фирма как субъект экономических отношений. Организационно-правовые формы хозяйствования.

22. Издержки как отражение затрат экономических ресурсов. Постоянные и переменные издержки. Совокупные, средние и предельные издержки фирмы.

23. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе.

24. Понятие прибыли. Бухгалтерский и экономический подходы к определению прибыли фирмы.

25. Рынок капитала. Фактор времени и дисконтирование.

26. Рынок природных ресурсов. Особенности российского рынка возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов.

27. Рынок труда, его субъекты и институты. Особенности российского рынка труда.

28. Понятие конкуренции. Ценовая и неценовая конкуренция. Недобросовестная конкуренция.

29. Условия совершенной конкуренции. Эффективность экономики в условиях совершенной конкуренции.

30. Несовершенная конкуренция. Основные типы рыночных структур.

31. Принципы антимонопольной политики. Особенности антимонопольной политики в России.

32. Экономическая динамика: экономический рост и его типы. Факторы экономического роста. Экономический рост и экономическое развитие.

33. Количественные и качественные характеристики экономического роста.

34. Циклический характер экономического развития. Фазы, классификация и периодичность кризисов. Антикризисное регулирование.

35. Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности. Виды и инструменты антиинфляционного регулирования.

36. Безработица, её измерение, социальные и экономические последствия. Государственная политика в области занятости.

37. Денежная система и её элементы. Денежные агрегаты.

38. Сущность и природа кредита. Структура банковской системы. Основные операции коммерческих банков.

39. Функции Центрального банка в банковской системе.

40. Цели, задачи и инструменты денежно-кредитного регулирования.

41. Сущность и функции финансов. Структура финансовой системы.

42. Бюджетная система государства, её структура. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Методы финансирования бюджетного дефицита.

43. Государственный долг. Способы размещения и погашения государственных займов. Международные организации-кредиторы.

44. Сущность, функции и классификация налогов. Основные принципы налоговой политики.

45. Сущность, виды и инструменты фискальной политики.

46. Понятие мирового хозяйства и современные формы мирохозяйственных связей. Международное разделение труда и проблемы его эффективности.

47. Теории международной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли.

48. Межгосударственные торговые организации, их цели и функции.

49. Понятие платёжного баланса, его структура.

50. Международные валютно-кредитные отношения. Валютный рынок и формирование валютного курса.

51. Теория переходной экономики и особенности российской модели экономического транзита.

52. Основные этапы реформирования экономики России в 1992 – 2009 гг. Процесс приватизации в России и противоречивость результатов.

53. Проблема социально-экономической дифференциации в российской экономике.

54. Научно-технический потенциал России и конкурентоспособность российской экономики.

55. Понятие экономической безопасности, пути совершенствования механизмов её обеспечения.

56. Место России в современной мировой экономике.

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6.1. Список источников и литературы

 

Источники

Основные

Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. – 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2008. - 200 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 496 с.

Дополнительные

Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Кнорус, 2013. - 848 с.

Литература

Основная

Учебная

Микроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 224 с.

Макроэкономика - I: Учебное пособие / А.Ю. Воронин, И.А. Киршин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 110 с

Экономика: Учебник / М.В. Кудина. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2012. - 368 с

Экономика: Учебное пособие / Е.Ф. Борисов. - М.: ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2012. - 256 с.

Дополнительная

Учебная

Экономика: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 375 с.

Экономическая теория: Учебное пособие / Г.П. Журавлева. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 207 с.

Экономическая теория: Новейшие течения Запада: Учеб.пособие / А.Г. Худокормов. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.

Научная

О. Березинская, А. Ведев. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения // Вопросы экономики, № 1, 2015.

В. Мау. Социально-экономическая политика России в 2014 году: выход на новые рубежи? // Вопросы экономики, № 2, 2015.

В. Симонов. Антироссийские санкции и системный кризис мировой экономики // Вопросы экономики, № 2, 2015.

Е. Вакуленко, Е. Гурвич. Взаимосвязь ВВП, безработицы и занятости: углубленный анализ закона Оукена для России // Вопросы экономики, № 3, 2015.

С. Афонцев. Выход из кризиса в условиях санкций: миссия невыполнима?

// Вопросы экономики, № 4, 2015

Е. Горюнов, С. Дробышевский, П. Трунин. Денежно-кредитная политика Банка России: стратегия и тактика // Вопросы экономики, № 4, 2015.

В. Фальцман. Диверсификация российской экономики // Вопросы экономики, № 5, 2015.

С. Смирнов. Экономический рост и экономические кризисы в России: конец 1920-х годов — 2014 год // Вопросы экономики, № 5, 2015.

Н. Акиндинова, Е. Ясин. Новый этап развития экономики в постсоветской России

// Вопросы экономики, № 5, 2015.

А. Могилат. Прямые иностранные инвестиции в реальный сектор российской экономики: взгляд с микроуровня и прогноз до 2017 года // Вопросы экономики, № 6, 2015.

А. Шаститко. Разрешить картели? // Вопросы экономики, № 6, 2015.

А. Аганбегян. Как госбюджет может стать локомотивом социально-экономического развития страны // Вопросы экономики, № 7, 2015.

А. Ахмедуев. Теневая экономика: системный ресурс и фактор торможения социально-экономического развития // Вопросы экономики, № 9, 2015.

К. Криничанский. Финансовые системы и экономическое развитие в российских регионах: сравнительный анализ // Вопросы экономики, № 10, 2015.

 

Справочные и информационные издания

История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник. М.: Кнорус, 2007.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 512 с.

Экономика.Словарь: Учебное пособие / В.М. Пушкарева. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012.

6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимый для освоения дисциплины

Банк России [Электронный ресурс] : информ.-аналит. материалы. – М., cop. 2007–2012. – Электрон.дан. – Режим доступа :http://www.cbr.ru/analytics/

Проект института «Экономическая школа». Конспекты лекций, электронные учебники, биографии и работы известных экономистов. – Режим доступа: http://economicus.ru/.

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window.

Библиотека экономической и деловой литературы. – Режим доступа: http://ek-lit.narod.ru/keynsod.htm.


7.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

7.1. Планы семинарских занятий. Методические указания

по организации и проведению

Цель семинарских занятий: научить ориентироваться в системе показателей результатов хозяйственной деятельности на макро- и микроуровнях, обучить методам экономического анализа социальных явлений.

Схема семинарского занятия (учебная пара длительностью 90 мин.): блиц-опрос на предмет усвоения теоретического материала (10 мин), опрос по выполненному домашнему заданию (60 мин), дискуссия по экономическим проблемам (10 мин), ответы на вопросы студентов (10 мин).

Семинар № 1




















Дата: 2016-10-02, просмотров: 181.