ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ И
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пояснительная записка.

 

В современном динамично развивающемся мире особая роль принадлежит экономическому образованию. Оно является важнейшим элементом социально-экономического образования, одной из составных частей общего мировоззрения. Экономические знания формируют навыки поведения личности в условиях рыночной экономики. Специалисты должны профессионально обладать способностью выбора в условиях ограниченности ресурсов, уметь реально оценивать закономерности экономического развития.

Одной из форм овладения экономическими знаниями являются семинарские занятия. В прилагаемые ниже планы семинарских занятий по курсу «Экономическая теория» включены наиболее важные вопросы об экономической жизни общества, формах и методах, которыми регулируется система производственных отношений. Для более глубокого понимания обсуждаемых вопросов и рационального использования аудиторного времени в планах семинарских занятий изложены краткие методические указания.

Изучение сформулированных вопросов с учётом методических рекомендаций направлено на усвоение студентами не только абстрактных теоретических истин, но и на получение ими багажа экономических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение экономическими понятиями, категориями и законами, отражающими объективные экономические процессы, на формирование навыков выбора эффективных управленческих решений, в процессе формирования белорусской модели рыночной экономики и проводимой государством внутренней и внешней политики

Перечень вопросов и тем рефератов для подготовки и обсуждения на семинарских занятиях составлен в соответствии с типовой и учебной программами по экономической теории для неэкономических специальностей.

При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется использовать указанную литературу, информацию лекций, а также материалы статистических сборников, экономических журналов и периодической печати.

 

 

ПЛАН №1

семинарского занятия по теме «ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕ –

СКОЙ ТЕОРИИ» (2 часа)

1.Материальное производство как основа жизни общества. Факторы производства и их взаимосвязь.

2.Содержание предмета экономической теории. Функции и методы предмета. Экономические категории и законы.

3.Этапы формирования экономической теории. Особенности современного этапа экономической теории.

4.Экономическая теория и экономическая политика, их сущность и взаимосвязь.

 

РЕФЕРАТ: «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ И

ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО РЕГУЛИРУЕМЫХ

РЫНОЧНЫХ ЭКОНОМИК»

В методическом плане необходимо:

1. Обосновать экономическую теорию как базисную науку экономического блока учебных дисциплин.

2. Раскрыть особенности общих и специфических экономических категорий и законов. Уяснить их сущность и различия в реальной жизни общества.

3. Охарактеризовать методологическую и практическую функции экономической теории в плане идеологии и политики государства по формированию в Республике Беларусь социально регулируемой рыночной экономики.

 

 

Литература.

 

1.По списку

2.Лекционная информация.

 

ПЛАН №2

Семинарского занятия по теме «ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ.

ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА В ЭКО-

МИКЕ» (2 часа)

1.Производство, его содержание и основные цели. Потребности

и экономические интересы.

2.Ресурсы как факторы производства и их классификация. Товар, его свойства и цена.

3.Кругооборот и оборот ресурсов ( фондов) и дохода.

4.Простое и расширенное воспроизводство. Износ основных фондов. Норма амортизации.

5.Проблема выбора в экономике.Производственные возможности общества

Ихграницы. Альтернативные (вмененные) издержки

6.Эффективность производства и её показатели.

РЕФЕРАТЫ:

Характеристика факторов, воздействующих на показатели эффективности производства.

ПЛАН №3

Семинарского занятия по теме «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБ-

ЩЕСТВА. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА

ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ» (2ЧАСА)

1.Характеристика экономической системы и её типы.

2.Производительные силы и производственные отношения.

3.Собственность в экономической системе.

4.Формы собственности и способы координации хозяйственной жизни.

5.Разгосударствление и приватизация как основа перехода к рыночной экономической системе.

5.Понятие рынка. Функции рынка. Модели рыночной экономики.

6.Структура и инфраструктура рыночной экономики.

 

РЕФЕРАТЫ:

Разгосударствление собственности и формирование социально регулируемой рыночной экономики в Республике Беларусь.

П Л А Н №4

Семинарского занятия по теме « РЫНОК И ЕГО СТРУКТУРА. СПРОС,

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖЕ-

СПОСОБНОГО СПРОСА»

В методическом плане необходимо:

1.Обосновать исторический процесс формирования рыночных отношений.

2.Охарактеризовать организационную структуру рыночных отношений, субъекты и объекты этих отношений.

3.Раскрыть многообразие рыночных отношений и признаки классификации функционирующих рынков.

4.Охарактеризовать и взаимосвязь рыночных отношений и регулирующей роли государства.

5.Раскрыть сущность и виды конкуренции как позитивный фактор рыночных отношений. Обосновать методы добросовестной и недобросовестной конкуренции с учётом государственного регулирования.

6.Обосновать уровень спроса: эластичный, неэластичный и единичный. Раскрыть противоречия закона спроса на конкретных рыночных ситуациях, когда

· цена растёт и спрос растёт;

· цена падает и спрос падает;

· цена растёт, а спрос остаётся стабильным на многие виды товаров и услуг.

7.Обосновать факторы и механизм формирования равновесной рыночной цены.

8.Охарактеризовать мотивы потребительского поведения и факторы, которыми они определяются.

9.Обосновать развитую инфраструктуру рыночной экономики как подлинное богатство любого общества и раскрыть факторы, воздействующие на её формирование в Республике Беларусь

Литература

1.По списку №№

2.Лекционная информация

П Л А Н № 5

Семинарского занятия по теме « ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) В СО-

ВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКО-

НОМИКЕ» (2 часа)

1.Предприятие (фирма) в системе производственных отношений. Цели и функции предприятия. Виды предприятий.

2.Факторы производства. Закон убывыающей производительности факторов производства. Производственная функция. Производство в краткосрочном и долгосрочном периоде.

3.Издержки производства и их классификация.

4.Анализ дохода, прибыли и рентабельности производства.

РЕФЕРАТЫ:

ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

В методическом плане необходимо:

1.Охарактеризовать роль предприятия (фирмы) в системе производственных отношений и обосновать функции, которые оно выполняет в этой системе.

2.Обосновать механизм использования факторов производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

3.Уяснить понятия и структуру издержек производства и обращения, а также структуру постоянных, переменных предельных и безвозвратных издержек.

4.Охарактеризовать экономическое содержание прибыли. Уяснить понятия расчётной прибыли, чистой прибыли и рентабельности производства предприятия (фирмы), рентабельности конкретного вида продукции.

 

 

Литература

 

1.По списку №№

2.Лекционная информация.

П Л А Н № 6

Литература

1.По списку №№

2.Лекционная информация

 

П Л А Н № 7

И ЕЁ СТРУКТУРА. ОСНОВНЫЕ

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКА-

ЗАТЕЛИ»(4 часа)

1.Национальная экономика и её структура.

2.Цели национальной экономики.

3.Система макроэкономических пропорций и их виды.

4.Характеристика общеэкономических и межотраслевых пропорций в национальной экономике Республики Беларусь.

5.Макроэкономические показатели. Система национальных счетов.

6.Валовой внутренний продукт, его структура и способы измерения.

7.Национальное богатство и его структура.

8.Экономические функции государства в в смешанной экономике и инструменты их реализации.

9.Экономический рост и его типы. Модели экономического роста.

 

РЕФЕРАТЫ:

Литература

1.По списку №№

2.Лекционная информация.

П Л А Н № 8

БИЛЬНОСТЬ И ФОРМЫ ЕЁ ПРОЯВ-

ЛЕНИЯ» (2 часа)

1.Циклические колебания в экономике. Экономический цикл и его фазы.

2.Занятость и безработица. Формы безработицы. Проблемы занятости в Республике Беларусь.

3.Инфляция, её причины и сущность. Типы инфляции.

4.Антиинфляционная политика государства.

 

РЕФЕРАТЫ:

Литература

1.По списку №№

2.Лекционная информация

 

П Л А Н № 9

ВЕСИЕ. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И

СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»(2ч)

1.Совокупный спрос и факторы его определяющие.

2.Совокупное предложение и факторы его определяющие.

3.Общее макроэкономическое равновесие.

4.Совокупное потребление и совокупное сбережение.

5.Инвестиции и инвестиционная деятельность. Виды инвестиций и их роль в национальной экономике.

6.Факторы, определяющие инвестиции. Спрос на инвестиции.

7.Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Классическая и кейнсианская модели.

 

РЕФЕРАТЫ:

Литература

1.По списку №№

2.Лекционная информация

П Л А Н № 10

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

ГОСУДАРСТВА» (2 часа)

1.Финансы и финансовая систем: сущность, принципы, структура.

2.Сущность и принципы налогообложения. Эффект Лаффера.

3.Госбюджет и его структура. Основные статьи дохода и расходы бюджета. Дефицит бюджета и государственный долг.

4.Сущность и задачи фискальной политики.

5.Особенности фискальной политики в Республике Беларусь.

 

РЕФЕРАТЫ:

Литература

1.По списку №№

2.Лекционная информация.

 

П Л А Н № 11

ТЕР»

В методическом плане необходимо:

 

 

1.Охарактеризовать исторический процесс возникновения денег и их роль как всеобщего эквивалента стоимости товаров

2.Уяснить сущность закона денежного обращения и охарактеризовать позитивные и негативные факторы, воздействующие на скорость оборота одноименной денежной единицы.

3.Охарактеризовать сущность и структуру кредитной системы государства, функции и формы кредита.

4.Охарактеризовать банковскую систему с учётом двух уровней её функционирования: центрального (национального) банка и всех видов коммерческих банков. Уяснить сущность уставного капитала коммерческих банков и виды совершаемых ими операций.

 

 

Литература

1.По списку №№

2.Лекционная информация.

 

 

П Л А Н № 12

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

В методическом плане необходимо:

1.Охарактеризовать социальную политику как важную задачу государственного регулирования доходов населения в условиях либерализации цен и формирования социально регулируемой рыночной экономики в Республике Беларусь.

2.Уяснить цели социальной политики и совокупность мер, проводимых правительством республики, по их достижению.

3.Уяснить понятие «уровень жизни» людей и показатели, характеризующие его рост.

4.Охарактеризовать понятия «минимальная потребительская корзина» (бюджет прожиточного минимума) и «рациональная потребительская корзина» (минимум прожиточного бюджета или физиологический минимум потребления).

5.Раскрыть понятие «социальные или фонды общественного потребления» на примере конкретных сфер и субъектов использования этих фондов населением нашей республики.

6.Охарактеризовать социальную политику, проводимую правительством Республики Беларусь, с учётом особенностей белорусской модели рыночной экономики.

 

Литература

1.По списку №№

2.Лекционная информация.

 

П Л А Н № 13

Литература

1.По списку №№

2.Лекционная информация.

 

П Л А Н № 14

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕ-

НИЙ. ПЛАТЁЖНЫЙ БАЛАНС

СТРАНЫ» (2 часа)

1.Международная торговля товарами и услугами.

2.Международный обмен научно-техническими знаниями ( продажа технологий, патентов, лицензий и др.)

3.Международные валютно-кредитные отношения.

4.Международная миграция рабочей силы.

5.Международная валютная система. Торговый и платёжный баланс страны.

6.Цели, этапы и тенденции развития международной экономической интеграции. Участие Республики Беларусь в этой системе.

7.Современные тенденции мирового хозяйства: постиндустриализация, глобализация, региональная экономическая интеграция.

 

РЕФЕРАТЫ:

Литература

 

 

1.По списку №№

2.Лекционная информация.

 

 

Вопросы

для подготовки к экзамену по курсу «Экономическая теория» для студентов неэкономических специальностей

1.Содержание предмета экономической теории. Функции и методы экономической теории. Экономические категории и законы.

2.Этапы формирования экономической теории. Особенности современного этапа экономической теории.

3.Экономическая теория и экономическая политика, их сущность и взаимосвязь.

4.Производство, его содержание и основные цели. Потребности и экономические интересы.

5.Ресурсы как факторы производства и их классификация. Товар, его свойства. Стоимость и цена товара.

6.Простое и расширенное воспроизводство. Износ основных производственных фондов. Амортизация. Норма амортизации.

7.Показатели, характеризующие эффективность использования производственных фондов.

8.Характеристика экономической системы и её типов.

9.Производительные силы и производственные отношения. Диалектика их развития.

10.Собственность в системе производственных отношений как экономическая категория. Типы и формы собственности.

11.Разгосударствление и приватизация как основа перехода к рыночной экономике.

12.Понятие рынок. Функции рынка. Позитивные и негативные стороны рынка.

13.Структура рынка и инфраструктура рыночной экономики.

14.Виды рынков и виды конкуренции.

15.Понятие спроса и факторы его определяющие. Закон спроса. Эластичность спроса.

16.Понятие предложения и факторы, влияющие на его изменение. Закон предложения. Эластичность предложения.

17.рыночное равновесие спроса и предложения.

18.Предприятие в системе производственных отношений. Фонды предприятий.

19.Производство и его факторы. Человек как главный фактор общественного производства. Издержки производства и их классификация.

20.Доходы предприятия, прибыль и рентабельность производства.

21.Рынок факторов производства. Цена факторов производства.

22.Рынок труда и особенности его функционирования. Характеристика рынка труда в Республике Беларусь.

23.Заработная плата, её формы и системы. Номинальная и реальная заработная плата.

24.Рынок капитала и его структура. Ссудный процент.

25.Рынок земли. Земельная рента. Цена земли.

26.Национальная экономика, её структура и цели.

27.Система макроэкономических пропорций и их виды.

28.Макроэкономические показатели. Система национальных счетов.

29.Валовой внутренний продукт, его структура и способы измерения.

30.Национальное богатство и его структура. Потенциал национального богатства Республики Беларусь.

31.Экономический рост и его типы. Модели экономического роста.

32.Экономические функции государства в смешанной экономике и инструменты их реализации.

33.Циклические колебания в экономике. Экономический цикл и его фазы. Характеристика экономического цикла Республики Беларусь 1991-2000 гг. и совокупности мер по его преодолению.

34.Занятость и безработица. Формы безработицы. Проблемы занятости в Республике Беларусь.

35.Инфляция, её причины и сущность. Типы инфляции. Антиинфляционная политика, проводимая правительством Республики Беларусь.

36.Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, определяющие макроэкономическое равновесие.

37.Инвестиции и инвестиционная деятельность. Виды инвестиций и их роль в национальной экономике.

38.Финансы и финансовая система: сущность, принципы, структура.

39.Сущность и принципы налогообложения.

40.Гсбюджет и его структура. Основные статьи дохода и расхода бюджета. Бюджет Республики Беларусь.

41.сущность и задачи фискальной политики.

42.Возникновение и сущность денег. Функции денег. Закон денежного обращения.

43.Денежнвй рынок. Предложение денег и спрос на них.

44.Денежно-кредитная система государства, его сущность и структура.

45.Кредит, его функции и формы. Кредитная политика, проводимая правительством Республики Беларусь.

46.Банковская система, её основные характеристики и национальные особенности функционирования.

47.Социальная политика государства и её функции. Социальная политика, проводимая правительством Республики Беларусь.

48.Доходы и их виды. Дифференциация доходов и проблемы их распределения в рыночной экономике

49.Номинальные и реальные доходы населения. Государственное регулирование доходов и социальной защиты населения.

50.Международное разделение труда как основа международных экономических отношений.

51.Сущность основных форм международной экономической интеграции.

52.Цели и тенденции международной интеграции. Участие Республики Беларусь в этой системе.

53.Современные тенденции мирового хозяйства: постиндустриализация, глобализация, региональная экономическая интеграция.

Литература

 

1.Конституция Республики Беларусь 1994 г.( с изменениями и дополнениями). Принята на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Минск, 1997

2.Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Минск, 2011

3.Лемешевский И.М. Экономическая теория. Основы. Вводный курс./ И.М.Лемешевский – 3-е изд.- Минск: ФУ Аинформ, 2010- 496с.

4.Базылев Н.И. Экономическая теория: учебное пособие. /Н.И.Базылев, М.Н.Базылева. – Минск: Современная школа, 2009 – 640 с.

5.Экономическая теория /Под ред. А.Г.Грязновой, В.М.Соколинского. 4-е изд.-Москва: Кнорус, 2008.-464 с.

6.Экономическая теория: в 2-х ч. Ч.1 /Под ред. И.В.Новиковой, Ю.М.Ясинского.- Минск, 2008.-261. ч.11-231с.

7.Авраменко А.И. Экономическая теория: практикум /А.И.Авраменко, Ю.Р. Тихонов. – Минск: ФУ Аинформ, 2008 – 480с

8.Зубко Н.М. Основы экономической теории: учебное пособие /Н.М.Зубко, А.Н. Каллаур – Минск:Выш.школа, 2006.-397с.

9.Экономическая теория: учебное пособие /Под ред.М.И.Плотницкого. Мн: ООО «Современная школа», 2006.-392 с.

10.Экономическая теория: учебное пособие /И.В.Новикова и др.;под ред.И.В.Новиковой.-Минск. 2006. - 543 с.

11.Экономика:учебное пособие /Под ред. В.Л.Клюни, Н.С. Тихонович – Минск, 2006.-398с.

12.Киселёва Л. П., Чепурин М. Н. Курс экономической теории: Учебник для вузов Изд.5 – Киров, 2006 - 832 с.

13.Кураков Л. П., Яковлев Г. Е. Курс экономической теории: Учебное пособие для вузов. Изд.4 – Москва, 2005 - 516 с.

14.Головачёв А.С. Макроэкономика: курс лекций./А.С.Головачёв, И.В. Головачёва. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 327 с.

15.Макроэкономика. Социально ориентированный подход /Э.А.Лутохина – Минск: Мисанта, 2003. – 431с.

16.Курс экономической теории: Учебник /М.И.Плотницкий и др.; под ред М.И. Плотницкого. Минск: Книжный дом Мисанта, 2005 – 496 с.

17.Шимов, В. Н. Национальная экономика Беларуси.: учебник /под общ.ред. В.Н.Шимова – Минск: БГЭУ, 2009. – 751 с.

18.Белькевич, Н.И. Международные экономические отношения: учебное пособие /Н.И.Белькевич, С.Ф.Ушаков; под ред.С.Ф.Ушакова. – Мн.: БиП – С, 2004. – 240 с.

19.Государственная Программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. – Мн., 2004

Пояснительная записка.

 

В современном динамично развивающемся мире особая роль принадлежит экономическому образованию. Оно является важнейшим элементом социально-экономического образования, одной из составных частей общего мировоззрения. Экономические знания формируют навыки поведения личности в условиях рыночной экономики. Специалисты должны профессионально обладать способностью выбора в условиях ограниченности ресурсов, уметь реально оценивать закономерности экономического развития.

Одной из форм овладения экономическими знаниями являются семинарские занятия. В прилагаемые ниже планы семинарских занятий по курсу «Экономическая теория» включены наиболее важные вопросы об экономической жизни общества, формах и методах, которыми регулируется система производственных отношений. Для более глубокого понимания обсуждаемых вопросов и рационального использования аудиторного времени в планах семинарских занятий изложены краткие методические указания.

Изучение сформулированных вопросов с учётом методических рекомендаций направлено на усвоение студентами не только абстрактных теоретических истин, но и на получение ими багажа экономических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение экономическими понятиями, категориями и законами, отражающими объективные экономические процессы, на формирование навыков выбора эффективных управленческих решений, в процессе формирования белорусской модели рыночной экономики и проводимой государством внутренней и внешней политики

Перечень вопросов и тем рефератов для подготовки и обсуждения на семинарских занятиях составлен в соответствии с типовой и учебной программами по экономической теории для неэкономических специальностей.

При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется использовать указанную литературу, информацию лекций, а также материалы статистических сборников, экономических журналов и периодической печати.

 

 

ПЛАН №1

семинарского занятия по теме «ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕ –

СКОЙ ТЕОРИИ» (2 часа)

1.Материальное производство как основа жизни общества. Факторы производства и их взаимосвязь.

2.Содержание предмета экономической теории. Функции и методы предмета. Экономические категории и законы.

3.Этапы формирования экономической теории. Особенности современного этапа экономической теории.

4.Экономическая теория и экономическая политика, их сущность и взаимосвязь.

 

РЕФЕРАТ: «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ И

Дата: 2016-10-02, просмотров: 141.