Пояснительная записка.
В современном динамично развивающемся мире особая роль принадлежит экономическому образованию. Оно является важнейшим элементом социально-экономического образования, одной из составных частей общего мировоззрения. Экономические знания формируют навыки поведения личности в условиях рыночной экономики. Специалисты должны профессионально обладать способностью выбора в условиях ограниченности ресурсов, уметь реально оценивать закономерности экономического развития.
Одной из форм овладения экономическими знаниями являются семинарские занятия. В прилагаемые ниже планы семинарских занятий по курсу «Экономическая теория» включены наиболее важные вопросы об экономической жизни общества, формах и методах, которыми регулируется система производственных отношений. Для более глубокого понимания обсуждаемых вопросов и рационального использования аудиторного времени в планах семинарских занятий изложены краткие методические указания.
Изучение сформулированных вопросов с учётом методических рекомендаций направлено на усвоение студентами не только абстрактных теоретических истин, но и на получение ими багажа экономических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение экономическими понятиями, категориями и законами, отражающими объективные экономические процессы, на формирование навыков выбора эффективных управленческих решений, в процессе формирования белорусской модели рыночной экономики и проводимой государством внутренней и внешней политики
Перечень вопросов и тем рефератов для подготовки и обсуждения на семинарских занятиях составлен в соответствии с типовой и учебной программами по экономической теории для неэкономических специальностей.
При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется использовать указанную литературу, информацию лекций, а также материалы статистических сборников, экономических журналов и периодической печати.
ПЛАН №1
семинарского занятия по теме «ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕ –
СКОЙ ТЕОРИИ» (2 часа)
1.Материальное производство как основа жизни общества. Факторы производства и их взаимосвязь.
2.Содержание предмета экономической теории. Функции и методы предмета. Экономические категории и законы.
3.Этапы формирования экономической теории. Особенности современного этапа экономической теории.
4.Экономическая теория и экономическая политика, их сущность и взаимосвязь.
РЕФЕРАТ: «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ И
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО РЕГУЛИРУЕМЫХ
РЫНОЧНЫХ ЭКОНОМИК»
В методическом плане необходимо:
1. Обосновать экономическую теорию как базисную науку экономического блока учебных дисциплин.
2. Раскрыть особенности общих и специфических экономических категорий и законов. Уяснить их сущность и различия в реальной жизни общества.
3. Охарактеризовать методологическую и практическую функции экономической теории в плане идеологии и политики государства по формированию в Республике Беларусь социально регулируемой рыночной экономики.
Литература.
1.По списку
2.Лекционная информация.
ПЛАН №2
Семинарского занятия по теме «ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ.
ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА В ЭКО-
МИКЕ» (2 часа)
1.Производство, его содержание и основные цели. Потребности
и экономические интересы.
2.Ресурсы как факторы производства и их классификация. Товар, его свойства и цена.
3.Кругооборот и оборот ресурсов ( фондов) и дохода.
4.Простое и расширенное воспроизводство. Износ основных фондов. Норма амортизации.
5.Проблема выбора в экономике.Производственные возможности общества
Ихграницы. Альтернативные (вмененные) издержки
6.Эффективность производства и её показатели.
РЕФЕРАТЫ:
Характеристика факторов, воздействующих на показатели эффективности производства.
ПЛАН №3
Семинарского занятия по теме «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБ-
ЩЕСТВА. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ» (2ЧАСА)
1.Характеристика экономической системы и её типы.
2.Производительные силы и производственные отношения.
3.Собственность в экономической системе.
4.Формы собственности и способы координации хозяйственной жизни.
5.Разгосударствление и приватизация как основа перехода к рыночной экономической системе.
5.Понятие рынка. Функции рынка. Модели рыночной экономики.
6.Структура и инфраструктура рыночной экономики.
РЕФЕРАТЫ:
Разгосударствление собственности и формирование социально регулируемой рыночной экономики в Республике Беларусь.
П Л А Н №4
Семинарского занятия по теме « РЫНОК И ЕГО СТРУКТУРА. СПРОС,
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖЕ-
СПОСОБНОГО СПРОСА»
В методическом плане необходимо:
1.Обосновать исторический процесс формирования рыночных отношений.
2.Охарактеризовать организационную структуру рыночных отношений, субъекты и объекты этих отношений.
3.Раскрыть многообразие рыночных отношений и признаки классификации функционирующих рынков.
4.Охарактеризовать и взаимосвязь рыночных отношений и регулирующей роли государства.
5.Раскрыть сущность и виды конкуренции как позитивный фактор рыночных отношений. Обосновать методы добросовестной и недобросовестной конкуренции с учётом государственного регулирования.
6.Обосновать уровень спроса: эластичный, неэластичный и единичный. Раскрыть противоречия закона спроса на конкретных рыночных ситуациях, когда
· цена растёт и спрос растёт;
· цена падает и спрос падает;
· цена растёт, а спрос остаётся стабильным на многие виды товаров и услуг.
7.Обосновать факторы и механизм формирования равновесной рыночной цены.
8.Охарактеризовать мотивы потребительского поведения и факторы, которыми они определяются.
9.Обосновать развитую инфраструктуру рыночной экономики как подлинное богатство любого общества и раскрыть факторы, воздействующие на её формирование в Республике Беларусь
Литература
1.По списку №№
2.Лекционная информация
П Л А Н № 5
Семинарского занятия по теме « ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) В СО-
ВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКО-
НОМИКЕ» (2 часа)
1.Предприятие (фирма) в системе производственных отношений. Цели и функции предприятия. Виды предприятий.
2.Факторы производства. Закон убывыающей производительности факторов производства. Производственная функция. Производство в краткосрочном и долгосрочном периоде.
3.Издержки производства и их классификация.
4.Анализ дохода, прибыли и рентабельности производства.
РЕФЕРАТЫ:
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
В методическом плане необходимо:
1.Охарактеризовать роль предприятия (фирмы) в системе производственных отношений и обосновать функции, которые оно выполняет в этой системе.
2.Обосновать механизм использования факторов производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
3.Уяснить понятия и структуру издержек производства и обращения, а также структуру постоянных, переменных предельных и безвозвратных издержек.
4.Охарактеризовать экономическое содержание прибыли. Уяснить понятия расчётной прибыли, чистой прибыли и рентабельности производства предприятия (фирмы), рентабельности конкретного вида продукции.
Литература
1.По списку №№
2.Лекционная информация.
П Л А Н № 6
Литература
1.По списку №№
2.Лекционная информация
П Л А Н № 7
И ЕЁ СТРУКТУРА. ОСНОВНЫЕ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКА-
ЗАТЕЛИ»(4 часа)
1.Национальная экономика и её структура.
2.Цели национальной экономики.
3.Система макроэкономических пропорций и их виды.
4.Характеристика общеэкономических и межотраслевых пропорций в национальной экономике Республики Беларусь.
5.Макроэкономические показатели. Система национальных счетов.
6.Валовой внутренний продукт, его структура и способы измерения.
7.Национальное богатство и его структура.
8.Экономические функции государства в в смешанной экономике и инструменты их реализации.
9.Экономический рост и его типы. Модели экономического роста.
РЕФЕРАТЫ:
Литература
1.По списку №№
2.Лекционная информация.
П Л А Н № 8
БИЛЬНОСТЬ И ФОРМЫ ЕЁ ПРОЯВ-
ЛЕНИЯ» (2 часа)
1.Циклические колебания в экономике. Экономический цикл и его фазы.
2.Занятость и безработица. Формы безработицы. Проблемы занятости в Республике Беларусь.
3.Инфляция, её причины и сущность. Типы инфляции.
4.Антиинфляционная политика государства.
РЕФЕРАТЫ:
Литература
1.По списку №№
2.Лекционная информация
П Л А Н № 9
ВЕСИЕ. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И
СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»(2ч)
1.Совокупный спрос и факторы его определяющие.
2.Совокупное предложение и факторы его определяющие.
3.Общее макроэкономическое равновесие.
4.Совокупное потребление и совокупное сбережение.
5.Инвестиции и инвестиционная деятельность. Виды инвестиций и их роль в национальной экономике.
6.Факторы, определяющие инвестиции. Спрос на инвестиции.
7.Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Классическая и кейнсианская модели.
РЕФЕРАТЫ:
Литература
1.По списку №№
2.Лекционная информация
П Л А Н № 10
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА» (2 часа)
1.Финансы и финансовая систем: сущность, принципы, структура.
2.Сущность и принципы налогообложения. Эффект Лаффера.
3.Госбюджет и его структура. Основные статьи дохода и расходы бюджета. Дефицит бюджета и государственный долг.
4.Сущность и задачи фискальной политики.
5.Особенности фискальной политики в Республике Беларусь.
РЕФЕРАТЫ:
Литература
1.По списку №№
2.Лекционная информация.
П Л А Н № 11
ТЕР»
В методическом плане необходимо:
1.Охарактеризовать исторический процесс возникновения денег и их роль как всеобщего эквивалента стоимости товаров
2.Уяснить сущность закона денежного обращения и охарактеризовать позитивные и негативные факторы, воздействующие на скорость оборота одноименной денежной единицы.
3.Охарактеризовать сущность и структуру кредитной системы государства, функции и формы кредита.
4.Охарактеризовать банковскую систему с учётом двух уровней её функционирования: центрального (национального) банка и всех видов коммерческих банков. Уяснить сущность уставного капитала коммерческих банков и виды совершаемых ими операций.
Литература
1.По списку №№
2.Лекционная информация.
П Л А Н № 12
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
В методическом плане необходимо:
1.Охарактеризовать социальную политику как важную задачу государственного регулирования доходов населения в условиях либерализации цен и формирования социально регулируемой рыночной экономики в Республике Беларусь.
2.Уяснить цели социальной политики и совокупность мер, проводимых правительством республики, по их достижению.
3.Уяснить понятие «уровень жизни» людей и показатели, характеризующие его рост.
4.Охарактеризовать понятия «минимальная потребительская корзина» (бюджет прожиточного минимума) и «рациональная потребительская корзина» (минимум прожиточного бюджета или физиологический минимум потребления).
5.Раскрыть понятие «социальные или фонды общественного потребления» на примере конкретных сфер и субъектов использования этих фондов населением нашей республики.
6.Охарактеризовать социальную политику, проводимую правительством Республики Беларусь, с учётом особенностей белорусской модели рыночной экономики.
Литература
1.По списку №№
2.Лекционная информация.
П Л А Н № 13
Литература
1.По списку №№
2.Лекционная информация.
П Л А Н № 14
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕ-
НИЙ. ПЛАТЁЖНЫЙ БАЛАНС
СТРАНЫ» (2 часа)
1.Международная торговля товарами и услугами.
2.Международный обмен научно-техническими знаниями ( продажа технологий, патентов, лицензий и др.)
3.Международные валютно-кредитные отношения.
4.Международная миграция рабочей силы.
5.Международная валютная система. Торговый и платёжный баланс страны.
6.Цели, этапы и тенденции развития международной экономической интеграции. Участие Республики Беларусь в этой системе.
7.Современные тенденции мирового хозяйства: постиндустриализация, глобализация, региональная экономическая интеграция.
РЕФЕРАТЫ:
Литература
1.По списку №№
2.Лекционная информация.
Вопросы
для подготовки к экзамену по курсу «Экономическая теория» для студентов неэкономических специальностей
1.Содержание предмета экономической теории. Функции и методы экономической теории. Экономические категории и законы.
2.Этапы формирования экономической теории. Особенности современного этапа экономической теории.
3.Экономическая теория и экономическая политика, их сущность и взаимосвязь.
4.Производство, его содержание и основные цели. Потребности и экономические интересы.
5.Ресурсы как факторы производства и их классификация. Товар, его свойства. Стоимость и цена товара.
6.Простое и расширенное воспроизводство. Износ основных производственных фондов. Амортизация. Норма амортизации.
7.Показатели, характеризующие эффективность использования производственных фондов.
8.Характеристика экономической системы и её типов.
9.Производительные силы и производственные отношения. Диалектика их развития.
10.Собственность в системе производственных отношений как экономическая категория. Типы и формы собственности.
11.Разгосударствление и приватизация как основа перехода к рыночной экономике.
12.Понятие рынок. Функции рынка. Позитивные и негативные стороны рынка.
13.Структура рынка и инфраструктура рыночной экономики.
14.Виды рынков и виды конкуренции.
15.Понятие спроса и факторы его определяющие. Закон спроса. Эластичность спроса.
16.Понятие предложения и факторы, влияющие на его изменение. Закон предложения. Эластичность предложения.
17.рыночное равновесие спроса и предложения.
18.Предприятие в системе производственных отношений. Фонды предприятий.
19.Производство и его факторы. Человек как главный фактор общественного производства. Издержки производства и их классификация.
20.Доходы предприятия, прибыль и рентабельность производства.
21.Рынок факторов производства. Цена факторов производства.
22.Рынок труда и особенности его функционирования. Характеристика рынка труда в Республике Беларусь.
23.Заработная плата, её формы и системы. Номинальная и реальная заработная плата.
24.Рынок капитала и его структура. Ссудный процент.
25.Рынок земли. Земельная рента. Цена земли.
26.Национальная экономика, её структура и цели.
27.Система макроэкономических пропорций и их виды.
28.Макроэкономические показатели. Система национальных счетов.
29.Валовой внутренний продукт, его структура и способы измерения.
30.Национальное богатство и его структура. Потенциал национального богатства Республики Беларусь.
31.Экономический рост и его типы. Модели экономического роста.
32.Экономические функции государства в смешанной экономике и инструменты их реализации.
33.Циклические колебания в экономике. Экономический цикл и его фазы. Характеристика экономического цикла Республики Беларусь 1991-2000 гг. и совокупности мер по его преодолению.
34.Занятость и безработица. Формы безработицы. Проблемы занятости в Республике Беларусь.
35.Инфляция, её причины и сущность. Типы инфляции. Антиинфляционная политика, проводимая правительством Республики Беларусь.
36.Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, определяющие макроэкономическое равновесие.
37.Инвестиции и инвестиционная деятельность. Виды инвестиций и их роль в национальной экономике.
38.Финансы и финансовая система: сущность, принципы, структура.
39.Сущность и принципы налогообложения.
40.Гсбюджет и его структура. Основные статьи дохода и расхода бюджета. Бюджет Республики Беларусь.
41.сущность и задачи фискальной политики.
42.Возникновение и сущность денег. Функции денег. Закон денежного обращения.
43.Денежнвй рынок. Предложение денег и спрос на них.
44.Денежно-кредитная система государства, его сущность и структура.
45.Кредит, его функции и формы. Кредитная политика, проводимая правительством Республики Беларусь.
46.Банковская система, её основные характеристики и национальные особенности функционирования.
47.Социальная политика государства и её функции. Социальная политика, проводимая правительством Республики Беларусь.
48.Доходы и их виды. Дифференциация доходов и проблемы их распределения в рыночной экономике
49.Номинальные и реальные доходы населения. Государственное регулирование доходов и социальной защиты населения.
50.Международное разделение труда как основа международных экономических отношений.
51.Сущность основных форм международной экономической интеграции.
52.Цели и тенденции международной интеграции. Участие Республики Беларусь в этой системе.
53.Современные тенденции мирового хозяйства: постиндустриализация, глобализация, региональная экономическая интеграция.
Литература
1.Конституция Республики Беларусь 1994 г.( с изменениями и дополнениями). Принята на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Минск, 1997
2.Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Минск, 2011
3.Лемешевский И.М. Экономическая теория. Основы. Вводный курс./ И.М.Лемешевский – 3-е изд.- Минск: ФУ Аинформ, 2010- 496с.
4.Базылев Н.И. Экономическая теория: учебное пособие. /Н.И.Базылев, М.Н.Базылева. – Минск: Современная школа, 2009 – 640 с.
5.Экономическая теория /Под ред. А.Г.Грязновой, В.М.Соколинского. 4-е изд.-Москва: Кнорус, 2008.-464 с.
6.Экономическая теория: в 2-х ч. Ч.1 /Под ред. И.В.Новиковой, Ю.М.Ясинского.- Минск, 2008.-261. ч.11-231с.
7.Авраменко А.И. Экономическая теория: практикум /А.И.Авраменко, Ю.Р. Тихонов. – Минск: ФУ Аинформ, 2008 – 480с
8.Зубко Н.М. Основы экономической теории: учебное пособие /Н.М.Зубко, А.Н. Каллаур – Минск:Выш.школа, 2006.-397с.
9.Экономическая теория: учебное пособие /Под ред.М.И.Плотницкого. Мн: ООО «Современная школа», 2006.-392 с.
10.Экономическая теория: учебное пособие /И.В.Новикова и др.;под ред.И.В.Новиковой.-Минск. 2006. - 543 с.
11.Экономика:учебное пособие /Под ред. В.Л.Клюни, Н.С. Тихонович – Минск, 2006.-398с.
12.Киселёва Л. П., Чепурин М. Н. Курс экономической теории: Учебник для вузов Изд.5 – Киров, 2006 - 832 с.
13.Кураков Л. П., Яковлев Г. Е. Курс экономической теории: Учебное пособие для вузов. Изд.4 – Москва, 2005 - 516 с.
14.Головачёв А.С. Макроэкономика: курс лекций./А.С.Головачёв, И.В. Головачёва. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 327 с.
15.Макроэкономика. Социально ориентированный подход /Э.А.Лутохина – Минск: Мисанта, 2003. – 431с.
16.Курс экономической теории: Учебник /М.И.Плотницкий и др.; под ред М.И. Плотницкого. Минск: Книжный дом Мисанта, 2005 – 496 с.
17.Шимов, В. Н. Национальная экономика Беларуси.: учебник /под общ.ред. В.Н.Шимова – Минск: БГЭУ, 2009. – 751 с.
18.Белькевич, Н.И. Международные экономические отношения: учебное пособие /Н.И.Белькевич, С.Ф.Ушаков; под ред.С.Ф.Ушакова. – Мн.: БиП – С, 2004. – 240 с.
19.Государственная Программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. – Мн., 2004
Пояснительная записка.
В современном динамично развивающемся мире особая роль принадлежит экономическому образованию. Оно является важнейшим элементом социально-экономического образования, одной из составных частей общего мировоззрения. Экономические знания формируют навыки поведения личности в условиях рыночной экономики. Специалисты должны профессионально обладать способностью выбора в условиях ограниченности ресурсов, уметь реально оценивать закономерности экономического развития.
Одной из форм овладения экономическими знаниями являются семинарские занятия. В прилагаемые ниже планы семинарских занятий по курсу «Экономическая теория» включены наиболее важные вопросы об экономической жизни общества, формах и методах, которыми регулируется система производственных отношений. Для более глубокого понимания обсуждаемых вопросов и рационального использования аудиторного времени в планах семинарских занятий изложены краткие методические указания.
Изучение сформулированных вопросов с учётом методических рекомендаций направлено на усвоение студентами не только абстрактных теоретических истин, но и на получение ими багажа экономических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение экономическими понятиями, категориями и законами, отражающими объективные экономические процессы, на формирование навыков выбора эффективных управленческих решений, в процессе формирования белорусской модели рыночной экономики и проводимой государством внутренней и внешней политики
Перечень вопросов и тем рефератов для подготовки и обсуждения на семинарских занятиях составлен в соответствии с типовой и учебной программами по экономической теории для неэкономических специальностей.
При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется использовать указанную литературу, информацию лекций, а также материалы статистических сборников, экономических журналов и периодической печати.
ПЛАН №1
семинарского занятия по теме «ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕ –
СКОЙ ТЕОРИИ» (2 часа)
1.Материальное производство как основа жизни общества. Факторы производства и их взаимосвязь.
2.Содержание предмета экономической теории. Функции и методы предмета. Экономические категории и законы.
3.Этапы формирования экономической теории. Особенности современного этапа экономической теории.
4.Экономическая теория и экономическая политика, их сущность и взаимосвязь.
РЕФЕРАТ: «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ И
Дата: 2016-10-02, просмотров: 166.