Рыночный спрос на ресурс. Изменения в спросе на ресурс Эластичность спроса на ресурс.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На рынке ресурсов производители как покупатели могут встретиться с различными моделями. Поэтому для начала проанализируем ситуацию, когда производитель покупает ресурсы и продает продукт на конкурентном рынке.

Ресурсы удовлетворяют потребности производителя не непосредственно, а опосредствованно: производителю нет никакого смысла покупать труд или капитал, если они не могут быть использованные ним продуктивно. Поэтому спрос на любой ресурс будет зависеть от: а) спроса и цены на товар производителя на рынке конечных продуктов; б) производительности ресурса при создании товара. Если ресурс является высокопроизводительным при производстве товара, пользующегося широким спросом на рынке и имеющего достаточно высокую цену, то спрос на такой ресурс будет значительным. Вместе с тем, если ресурс имеет даже феноменальную производительность, а товар, производимый с его помощью, не имеет необходимого сбыта, то маловероятно, чтобы какой-то производитель захотел приобрести этот ресурс. Уникальность и высокая производительность ресурса не является гарантией спроса и высокой цены на него. Все, в конечном счете, зависит от спроса и цены на конечный продукт. Известное высказывание одного из приверженцев теории предельной полезности гласит: “Не поэтому дорогие токайские вина, что дорогие токайские виноградники, а наоборот: токайские виноградники дорогие потому, что дорогое токайское вино”.

Таким образом, спрос на ресурсы является производным спросом, то есть таким, что зависит от спроса на товары, производимые с их помощью.

Как было выяснено в предыдущих темах, в краткосрочном периоде изменяется только один фактор, тогда как другие остаются неизменными. При этих условий действует закон убывающей предельной производительности переменного фактора, то есть, начиная с определенного момента, каждая новая дополнительная единица переменного фактора приводит к меньшему приросту продукта, чем предыдущая.

Мы уже вспоминали, что кривая спроса на ресурс может передвигаться на графике вправо, что будет означать возрастание спроса, или влево, что будет отвечать его уменьшению. Рассмотрим сейчас несколько подробнее факторы, вызывающие такие изменения.
1. Изменения в спросе на продукт. При прочих равных условиях изменения в спросе на продукт фирмы, производимый ею с помощью определенных ресурсов, приведут к смещению кривой спроса на эти ресурсы в том же направлении. Так, финансовый кризис в Украине, России и ряде иных стран привел к банкротству банков, снижению спроса на их услуги. А это, в свою очередь, вызвало возрастание безработицы среди банковских работников.
2. Изменения производительности ресурса. Повышение производительности ресурса передвигает кривую спроса на него вправо, уменьшение производительности - влево. Факторами изменений производительности ресурса могут быть, прежде всего, изменения его собственных качественных характеристик (квалификация работников, надежность машин и тому подобное). Кроме того, неизменные ресурсы могут обеспечивать большую производительность за счет изменения качества других ресурсов, в соединении с которыми они используются. Так, повышение уровня квалификации работника ведет к возрастанию производительности и труда, и неизменного капитала.
3. Изменения цен на другие ресурсы. Как известно, ресурсам присущи субституциональность и комплементарность. Изменения цен на ресурсы-субституты и ресурсы-комплементы по-разному влияют на спрос.

Так, при изменении цен на ресурсы-заменители синхронно срабатывает два противоположных эффекта: эффект замещения и эффект объема. Если, например, снизилась заработная плата, то труд стал дешевле относительно капитала, для производителя целесообразнее будет увеличивать объемы привлечения труда и уменьшать объемы капитала (эффект замещения). Поэтому спрос на капитал уменьшится. С другой же стороны, удешевление труда приведет к уменьшению издержек производителя вообще и возрастанию объемов производства, что должно сопровождаться возрастанием спроса на ресурсы в целом (эффект объема). Фактическое изменение спроса на ресурс будет зависеть от соотношения сил, с которыми действуют эти эффекты. Если эффект замещения превышает эффект объема продукции, то изменения цен и спроса будут иметь одинаковую направленность; если с большей силой действует эффект объема - противоположную.

Если изменяются цены на комплементарные ресурсы, то срабатывает лишь эффект объема продукции. В этом случае изменения цен на одни ресурсы и спрос на другие имеют различную направленность.
Обобщая вышесказанное, можно сформулировать вывод, что кривая спроса на ресурс сместится вправо (увеличение спроса) под влиянием таких факторов:

а) увеличение спроса на продукт, производимый с помощью этого ресурса;
б) увеличение производительности ресурса;
в) снижение цены на ресурсы-субституты, когда эффект объема продукции действует сильнее, чем эффект замещения;
г) увеличение цен на ресурсы-субституты, когда эффект замещения действует сильнее, чем эффект объемов продукции;
д) снижение цен на ресурсы-комплементы.
Чувствительность спроса на ресурсы на изменение его ценовых и неценовых факторов определяется показателями эластичности. Ценовая эластичность спроса на ресурсы зависит, в частности, от таких факторов:

1. Темпы уменьшения предельного продукта. Если предельный продукт труда снижается медленно при увеличении количества труда, прибавляемого к неизменному капиталу, то и кривая спроса на ресурс будет иметь меньший наклон и тенденцию к большей эластичности. Наоборот, при быстром падении предельного продукта кривая спроса будет слабоэластичной.
2. Легкость ресурсозамещения. Здесь зависимость пряма: чем больше существует близких ресурсов-субститутов, тем выше эластичность спроса на определенный продукт.
3. Эластичность спроса на продукт производителя. Поскольку кривая предельного продукта в денежном выражении зависит от цены на продукт, эластичность спроса на ресурсы будет прямо зависеть от эластичности спроса на продукт.
4. Часть затрат на ресурс в общих издержках. Чем больше общих издержек приходится на какой-то ресурс, тем выше эластичность спроса на него.













Дата: 2016-10-02, просмотров: 196.