Четыре модели современного рынка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· Чистая конкуренция воплощает модель идеальной конкуренции — несбыточную мечту большинства производителей и почти всех потребителей. Ей присущи следующие черты:

• на рынке взаимодействуют множество продавцов и покупателей, объектами купли-продажи являются однородные товары;

• большее число продавцов и покупателей означает, что ни один из них не может диктовать цену товара;

• возникновение равновесной цены на товар как результат свободного взаимодействия свободного спроса и свободного предложения;

• отсутствие препятствий перед продавцами и покупателями для появления на рынке или ухода из него;

• все участники располагают полной информацией о конъюнктуре рынка, так как одинаковость качества и незначительные колебания в цене сводят рыночную информацию к минимуму.

· Олигопольная конкуренция является преобладающей формой современной рыночной экономики и характеризует рынок, на котором существует несколько фирм, контролирующих значительную часть рынка.

Основные черты олигопольной конкуренции:

• наличие конкуренции нескольких крупных фирм (три—пять);

• предложение однородной (руда, нефть, сталь, цемент) и дифференцированной (автомобили и другие потребительские товары) продукции;

• использование ценовой и неценовой конкуренции (высокие качество и надежность изделий, современные методы рбыта, проведение рекламных кампаний и т.д.), а именно: «жесткость» цен, даже когда при изменении цен или спроса определенная фирма не склонна к изменению цены; лидерство в ценах, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером (скрытый сговор); соглашение о специализации и кооперации производства;

• вступление других фирм в олигопольный рынок затруднено.

· Монополистической конкуренции присущи следующие черты:

• относительно большое число производителей;

• наличие на рынке похожей, но не идентичной (с точки зрения покупателей) продукции.

Каждая фирма продает особый товар, который отличается качеством, оформлением, престижностью, в результате чего у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Товар может быть дифференцирован по условиям послепродажного обслуживания, по близости к покупателям и интенсивности рекламы;

• удельный вес каждой фирмы — относительно небольшой, но больше, чем при совершенной конкуренции;

• контроль над ценами ограничен возможностью замены товара;

• вступление в монопольный рынок — свободное; для этого необходимо наличие начального капитала, несколько большего, чем при совершенной конкуренции, так как требуются средства для разработки новой продукции и рекламы.

Примерами монопольного рынка могут служить: сеть ресторанов, станций технического обслуживания, предприятия розничной торговли и т, д.

 

· Монополии, которая является антиподом совершенной конкуренции (чистая монополия),присущиследующие основные черты:

• наличие одного продавца;

• производство товаров, не имеющих заменителей;

• полный контроль объема предложений товара и цен;

• наличие непреодолимых барьеров (авторское право, лицензии, патенты) для потенциальных участников рынка.

ПОНЯТИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЧИСТОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

 

Сосредоточим свое внимание на чистой конкуренции, начав с выработки определения.

Очень большое число

Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранной валюты.

Стандартизированная продукция

Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г и Д и так далее рассматривается покупателем как точные аналоги продукции фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различия в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

Соглашающийся с ценой»

На чисто конкурентном рынке отдельные рынки осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предшествующих двух.

В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общественное предложение, или, следовательно, цену продукта. Для иллюстрации допустим, что имеется 10 тысяч конкурирующих фирм, каждая из которых в настоящее время выпускает по 100 тысяч единиц продукции. Общий объем предложения, таким образом, 1 миллион единиц. Теперь предположим, что одна из этих 10 тысяч фирм сокращает свое производство до 50 единиц. Скажется ли это на цене? Нет. И причина ясна: сокращение выпуска одной фирмой оказывает почти незаметное влияние на общее предложение, а точнее общее предложенное количество уменьшается с 1 миллиона до 999 950 единиц. Это, очевидно, недостаточное изменение в объеме предложения для того, чтобы заметно повлиять на цену продукции. Короче говоря, отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может приспосабливаться к ней.

Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукта есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства.

Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Покупатель не купит ничего у фирмы А по цене 2,05$, если ее 9999 конкурентов продают идентичный продукт, или, следовательно, точный заменитель, по 2$ за штуку. Наоборот, вследствие того, что фирма А может продавать столько, сколько она считает необходимым, по 2$ за штуку, нет причины для нее назначать какую – нибудь более низкую цену, например, 1,95$.

В самом деле, поступи она так, и это вызвало бы уменьшение ее прибыли.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 160.