Предметом экономической теории является система объективных экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Экономическая теория изучает производственные отношения в неразрывной связи с определяющими их производительными силами. Экономическая теория — наука историческая. Она в определенном отношении отражает естественный ход развития человеческого общества. Предметом экономической теории в широком смысле являются производственные отношения в неразрывной связи с определяющими их производительными силами, а также система экономических отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Вопрос о включении производительных сил в предмет экономической теории продолжает оставаться дискуссионным. В экономической литературе имеются на этот счет различные мнения: 1) категорическое исключение производительных сил из сферы теоретического экономического анализа; 2) полное или частичное включение производительных сил в предмет экономической теории.
Экономическая теория раскрывает характерные явления, поскольку экономические закономерности нельзя выводить из случайных, частных фактов. Изучая свой предмет, экономическая теория выявляет экономические категории и экономические законы. Тем самым она формирует экономический категориально-понятийный аппарат. Экономическая теория изучает, прежде всего, производственные отношения, свойственные данному, исторически определенному способу производства, или специфические производственные отношения. Вместе с тем она исследует и общие производственные отношения, присущие всем способам производства, а также процесс смены одной системы производственных отношений другой. Экономическая теория изучает производственные отношения в единстве и взаимосвязи с развитием производительных сил. Экономическая теория изучает производственные отношения как единую, целостную систему. В этом проявляется особенность научного теоретико-экономического анализа. Этой системе свойственна определенная структура и классификация, взаимосвязь и субординация отношений. Прежде всего, производственные отношения систематизируются как отношения производства, распределения, обмена и потребления. Они взаимосвязаны, субординированы и испытывают на себе обратное влияние. Анализ прямых и обратных связей является необходимым условием исследования производственных отношений как системы. Современная экономическая теория глубоко изучает мировое хозяйство: во-первых, потому что углубилось международное разделение труда; во-вторых, потому что расширились экономические отношения между всеми странами мира (развитыми, развивающимися и отсталыми); в-третьих, потому что необходимо дать характеристику структуры мирового хозяйства, его противоречий и тенденций развития; в-четвертых, потому что необходимо раскрыть модификацию экономических отношений и экономических законов в мировом хозяйстве.
Познание производственных отношений и их воспроизведение в системе законов и категорий обеспечивается применением научного метода экономической теории. Метод экономической теории — это совокупность способов, приемов познания производственных отношений и воспроизведение их в системе экономических категорий и законов. Метод экономической теории — материалистическая диалектика, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления.
Метод — это способ исследования, способ изучения, это орудие для открытия истины. Метод не может быть произвольным. Он определяется предметом исследования. Методология научного познания в широком смысле включает следующие методы: 1) метод исследования, 2) учение о методе исследования (диалектическая логика), 3) теория познания.
В экономической теории различают: метод исследования; метод изложения полученных результатов. Метод исследования определяет, что изучение начинается с анализа и обобщения конкретного эмпирического материала Метод изложения не должен повторять этот путь. Он берет в качестве исходного открытые категории. Они отражают наиболее общую характеристику данной формации.
Метод абстракции включает две единые ступени познания. Познание начинается с исследования конкретного, с анализа и обобщения эмпирического материала. На этой ступени выделяются и исследуются наиболее общие абстрактные понятия науки. Затем, на второй ступени, на основе наиболее общих понятий происходит объяснение всего богатства и многообразия конкретных явлений. Этот путь восхождения от абстрактного к конкретному.
Метод научной абстракции требует исследования явлений в их наиболее развитом, зрелом виде. Научная абстракция является общенаучным методом познания. Ее значение возрастает в тех случаях, когда исключается возможность экспериментальной проверки выводов экономической теории.
Экономическая теория как методологическая наука выполняет три взаимосвязанные функции: познавательную, методологическую, практическую. Экономическая теория тем успешнее выполняет свою познавательную функцию, чем глубже она проникает в сущность производственных отношений и экономических законов, чем полнее раскрывает их систему. Экономическая теория выступает как фундаментальная научная основа сознательного регулирования и управления процессом воспроизводства. Роль познавательной функции по мере развития экономики и экономической теории возрастает. Важные познавательные задачи перед экономической теорией стоят при обобщении международного опыта экономического развития. Таким образом, познавательная функция экономической теории предстает как важнейшее теоретические оружие господствующего социального слоя населения. Экономическая теория выполняет важную методологическую функцию. Экономическая теория исследует общее в экономических процессах. В то время как конкретные экономические науки изучают частное в экономических явлениях. При этом они опираются на экономические законы, раскрытые теорией, как на исходные методологические посылки исследования. Экономическая теория разрабатывает методы, средства, научный инструментарий, необходимые для: проведения исследований всем экономическим наукам Практическая функция экономической теории как науки связана с конкретизацией ее теоретических выводов, с проверкой их истинности на практике. В условиях перехода к рынку практическая функция экономической теории существенно усилилась. Сегодня поставлена задача преодоления отрыва экономической теории от практики хозяйствования. Радикальная реформа механизма, хозяйствования выдвинула перед экономической теорией новые задачи. Она должна дать ответы на вопросы, поставленные самой жизнью, с учетом особенностей современного этапа экономического развития.
74.Гос. регулирование (управление) эк-кой в условиях рыночных отношений.
Государственное регулирование экономики - целенаправленное воздействие государственных органов на экономику с целью обеспечения нормального ее функционирования, то есть в нормальном режиме с помощью как системы норм и мер воздействия (законов, указов, инструкций, постановлений), так и через систему экономических методов управления (цены, налоги, санкции, кредит и др.).
Расскажем подробнее о первом тезисе - о применении законов, указов, постановлений. В каждой стране действует система правового обеспечения жизнедеятельности общества. Они складывались в течение десятилетий и даже столетий. Система экономических методов государственного управления включает в себя следующие меры воздействия на жизнедеятельность общества: 1.Определение целей и приоритетов развития макроэкономики на каждом этапе хозяйствования (1 год, 5, 10, 15 лет). Государство формирует стратегические цели (развитие отраслей, сфер жизни, социальные ориентиры) с учетом наличия ресурсов, политической ситуации, состояния экономики. 2.Контроль за реализацией конкретных социальных задач: решения об уровне минимальной заработной платы, выполнение законов о равном праве на труд и социальное обеспечение, установление предела (максимума) цен на ряд товаров, нормы социального обеспечения и др. 3.Защита конкуренции как основного регулирующего механизма рыночной экономики (издание антимонопольных законов, указов, распоряжение и др.). 4.Перераспределение доходов (условное выравнивание социального положения населения): а)программы оказания отдельным слоям населения помощи - пособий, доплат и др.; б)налоговая система (распределение доходов через дифференцированную систему налогов по отношению к разным отраслям производства, видам ресурсов, формам собственности, слоям населения); в)регулирование цен на разные виды товаров и услуг. 5.Финансирование общественных благ и услуг (благоус тройство городов и поселков, строительство дорог, плотин, музеев, библиотек, содержание обороны, охраны общественного порядка и др.). 6.Регулирование внешнеторговых отношений и валютного рынка (вывоз и ввоз товаров и капитала, международные займы, гуманитарная помощь, пожертвования). 7.Меры по стабилизации экономики (обеспечение занятос ти населения - создание спецслужб, установление стабильных цен, совершенствование кредитной системы, борьбы с инфляцией и др.). Все перечисленные меры системы экономических методов государственного управления осущ-ся с помощью индикативного планирования (программирования), бюджетно-налоговой и денежно-финансовой систем, цен на товары и заработной платы работающих. В основе государственного регулирования экономики находятся: Конституция страны; система правового обеспечения; общие цели социально-экономического развития страны; здравый смысл в развитии общества. Надо иметь в виду также, что, кроме указанной основы, в отдельных странах в разные периоды главенствующее положение может занимать и субъективный фактор (приход, например, к власти национал-фашистов, военных диктаторов, или колониальное порабощение отдельных народов сильными государствами). Существует несколько видов государственной политики. Назовем ее виды: 1.Фискальная политика - это политика правительства, связанная с правительственными расходами и налогами. 2.Денежная политика, то есть все, что касается денег: выпуск денежных знаков, процент, кредит, инвестиции и др. 3.Социальная политика (обеспечение прожиточного минимума населения, индекс доходов, доплата, медицина, образование и др.). 4.Внешнеэкономическая политика (торговля, валютный курс, иностранные инвестиции и др.). 5.Региональная политика (политика по развитию областей, регионов на основе разграничения функций управления между региональными и правительственными органами управления).
Дата: 2016-10-02, просмотров: 184.