Система національних рахунків: валовий внутрішній продукт, чистий національний продукт, національних дохід.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система национальных счетов — система взаимосвязанных показателей и классификаций, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов страны с рыночной экономикой.

Основными пока-ми выступают 3 показа совокупного продукта:

ВВП— рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

ВНП — в отличие от ВВП, отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами.

ВНП = ВВП + чистый факторный доход разность между прибылью и доходами резидентов за рубежом и нерезидентов в данной стране, обычно в развитых странах около 1% от ВВП.

ЧНП — общий объем производства товаров и услуг, за определенный промежуток времени, которые страна произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства.

Если из ЧНП вычесть сумму косвенных налогов, можно получить значение национального дохода.

НД - это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. Это чистый заработный доход общества, этим объясняется важность и широкое применение НД в сопоставительном анализе. В практике различают производственный и использованный НД. Использованный НД - это производственный НД за минусом потерь (от стихийных бедствий, ущерба при хранении т.д.) и внешнего сальдо.

Формула для расчета ЧНП: ЧНП = ВНП - А , где А - амортизация.

Национальный доход — важнейший макроэкономический показатель совокупных доходов всего населения данной страны за определенный период времени(обычно за год);вновь созданная стоимость.

.34.

35. Безработица: суть, виды, и следствия.

Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица – временная незанятость экономически активного населения. Безработица – «независящее от воли работника приостановление трудовой деятельности на длительный срок по причине невозможности трудоустройства, как правило, в следствии расторжения трудового соглашения между лицом наемного труда и нанимателем». И, следовательно, безработица выступает как явление, содержание которого состоит в том, что для определенной части экономически активного населения сложилась ситуация полного отсутствия работы в определенный момент времени.

Причины безработицы разнообразны.

Чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки.

Экономические издержки безработицы, выражены в отстаивании объёма ВНП, -это товары и услуги, которые общество теряет, когда его ресурсы находятся в вынужденном простое. Один процент прироста.

Виды безработицы:

Фрикционная – связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. Причина данной формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, поэтому требует определенное время для «взаимного поиска».

Структурная - связана с изменениями в технологиях, а так же с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не использующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит либо к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.

Сезонная – связана с неодинаковыми объёмами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно, снижается безработица), в другие – уменьшается (а безработица возрастает). К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объёмов пр-ва(а значит – и занятости)относятся прежде всего сельское хоз-во и строительство.

Циклическая- связана с недостаточным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.

Скрытая суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени(неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

36.Міжнародна торгівля: роль, структура, особливості в умовах вступу України в СОТ.

Международная торговля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.

Структура международной торговли обычно рассматривается с точки зрения ее географического распределения (географическая структура) и товарного наполнения (товарная структура). Географическая структура международной торговли представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.

Наиболее эффективной организацией с позиции регулирования конкуренции в мире является Всемирная Торговая Организация, в состав которой входят 145 государств, на чью долю выпадает более 98% всей мировой торговли.

Вступление в ВТО, безусловно, отразилось и отразится на экономике Украины, на методы управления внешнеэкономическими связями и характер взаимодействия с мировым сообществом. Следует ожидать, что скоро будут созданы качественно новые системы таможенных сборов, таможенного оформления багажа, лицензирования экспорта и импорта, сертификации и стандартов, определения производства товаров и т.п.

Прогнозы, касательно последствий вступления Украины в ВТО, оправдались - и рост объемов конкурирующего импорта, продовольствия и сельскохозяйственного сырья, увеличение экспорта украинского подсолнечника и зерна действительно имеет место быть.

Успехи Украины, касающиеся членства в ВТО, - это «фундамент» для интеграции в Европу, возможность дальнейшего ускорения глобализационных процессов. Такие процессы и определяют стратегию Украины относительно экономического развития на ближайшее время. Более того, вступление Украины в ВТО оказывает позитивное воздействие на развитие основных отраслей народного хозяйства, продукция которых пользуется повышенным спросом, то есть промышленности и сельского хозяйства, а также сферы услуг.

37.Денежная система: сущность и основные элементы.

Денежная система – это организации денежного обращения в стране, закрепленная национальным законодательством.

Основной функцией денежной системы является: регулирование и обращение денежной единицы. Остальные функции такие же как и функции денег:

1. мера стоимости(можно измерить стоимость разных товаров)

2. средство обращения(посредник в обмене: обслуживает систему товарно-денежного обращения, акты купли-продажи).

3. средство накопления.

4. средство платежа- т.е когда есть разрыв во времени (выплата з/пл, стипендии, деньги в качестве безналичных расчетов. При этом к деньгам относятся не сами кредитные деньги(пример: чеки), а любые вклады(депозиты)).

5. мировые деньги(когда товарно-денежные отношения выходят за границы национальных рынков).

Основные элементы денежной системы:

1.национальная денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для выражения цен всех товаров.

2.масштаб цен – это фиксированный вес металла, принятый за денежную единицу.

3.Эмиссия денег – это выпуск в обращение наличных денег в виде бумажных денег и разменной монетой.

4.виды денег – это овеществленное в определенном типе всеобщего эквивалента меновая стоимость, имеющая законною платежную силу в наличном обороте(бум. деньги).

Бумажные деньги-это число номинальные знаки, символы стоимости, заменяющие полноценные деньги.

Монета – слиток установленной формы, содержащий определенное кол-во металла по весу и пробе, что удостоверяется государственным штампом.

5.денежная масса – это весь объем выпущенных в обращение бумажных денег и металлической монеты.

6.валютный паритет – это соотношение с другими монетами.

7.институты денежной системы – это государственные и не государственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

38.Кредитно-денежная политика: ее цель, инструменты и эффективность.

Кредитно-Денежная Политика - это важнейшая составная часть макроэкономической политики, нацеленная на достижение ряда общеэкономических задач. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области кредитно-денежной системы. Кредитно-денежная политика осуществляется посредством специфических инструментов и реализует определенные цели.

Выделяют конечные и промежуточные цели.

Конечные цели: а)быстрый рост реального валового внутреннего продукта; б)низкую безработицу; в)стабильные цены; г)устойчивый платежный баланс.

Конечные цели осуществляются кредитно-денежной политикой, которая, наравне с фискальной, валютной, внешнеторговой и другими видами политики, является важным направлением экономической политики государства.

Промежуточные цели: а)денежную массу; б)ставку процента; в)обменный курс.

Цели достигаются посредством определенных инструментов, которые подразделяются на прямые и косвенные. К прямым инструментам относят: а) лимиты кредитования; б) прямое регулирование процентной ставки. К косвенным инструментамотносят: а)операции на открытом рынке; б)изменение нормы обязательных резервов; в)изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).

Операции на открытом рынке— покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций). Посредством операций на открытом рынке Центральный банк регулирует величину денежной массы в народном хозяйстве страны

Изменение норм обязательных резервов— метод воздействия на величину банковских резервов, ключевое понятие в обязательных резервных требованиях.

Изменение учетной ставки - это изменение процентной ставки, по которой коммерческие банки могут брать в долг резервы у Центрального банка; осуществляется в форме повышения или понижения учетной ставки.

Кредитно-денежная политика приводит к различным результатам в коротком и долгом периодах. В коротком периоде в большей мере влияет па реальный выпуск и в меньшей — на цепы. В долгом периоде изменение денежной массы влияет главным образом на уровень цен и в небольшой мере — на реальный объем выпуска.

 

39.Антиинфляционная политика государства.

Негативные последствия инфляции вынуждают правительство разных стран проводить определенную экономическую политику. Различают 2 их части: антиинфляционную стратегию цели и методы долговременного характера, и антиинфляционную тактику.

Составляющие антиинфляционной стратегии:

1.Поггашении антиинфляционных ожиданий. Правительство должно ставить перед собой определенные антиинфляционные задачи, информировать об этом население, и добиваться их выполнения. Здесь срабатывает эффект объявления: производители и потребители убеждают, что правительство способно выполнять свои обещания, и изменяют свое экономическое поведение;

2.долгосрочная денежная политика. Связана с введением жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Она должна сочетаться с разгосударствлением экономики, с развитием рыночной инфраструктуры;

3.сокращение бюджетного дефицита. Это возможно осуществить двумя путями: увеличение налогов или уменьшение расходов государства. Но необходимо иметь в виду, что большие налоги могут подавать стимулы к труду и инвестировано, сократить поступление в бюджет. Кроме того, высокие налоговые ставки сами по себе являются инфляционными факторами.

В мире наблюдается общая тенденция к снижению ставок налога на прибыль. Это дает импульс инвестициям росту производства и занятости , а значит – и доходов, подлежащих налогообложению. Кроме того, нужно пойти на снижение государственных расходов за счет структурной перестройки произ-ва, демилитаризации и конверсии, формирование новых рынков (информации, средств и т.д.). В случае, когда инфляционная обстановка истерпима, используется тактическое антиинфляционное напряжение .

Антиинфляционная тактика должна быть направлена на увеличение предложений товаров без повышения спроса или на снижение спроса без падения предложения. Важную роль может здесь сыграть повышение степени товарности народного хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение п/й, продающих побочные продукты произ-ва, услуги, информацию, формирующие новые рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация гос. собственности, реализация гос. стратегических запасов, материальных ресурсов п/й, массированный потребительский импорт. Регулирование спроса предусматривает повышение норм сбережений, и уменьшения уровня их ликвидности. Для этого значительно повышаются процентные ставки по вкладам, по гос. облигациям, форсируется приватизация. Иногда даже вводится временное замораживание вкладов. Когда полностью исчерпаны все способы противодействия инфляции, может быть проведена денежная реформа конфискационного типа.

41Эк-е законы и категории и их классификация

Экономические категорииэто теоретическое выражение, мысленные формы реально существующих производственных отношений, экономических явлений и процессов.Они теоретически отражают не только отдельную сторону системы производственных отношений, но и ее связь с соответствующей стороной системы производительных сил. Содержанием последних выступает отношение человека к природе, их взаимодействие. Вещественным содержанием экономической категории является отдельная сторона такого отношения к природе. Поэтому в каждой экономической категории отражается диалектическое взаимодействие социально-экономических связей и отношений между людьми (отношений собственности, общественной формы труда) с технико-экономическими связями и отношениями, с вещественной формой процесса труда, с отношениями человека и природы. Игнорирование производительных сил, процесса труда как такового означало бы, что вне круга вопросов экономической теории остается рассмотрение категорий «содержание труда», «рабочая сила», «потребительная стоимость», «процесс труда» и т. п. Экономические категории более подвижны, более изменчивы, нежели экономические законы. Поскольку экономические категории являются теоретическим выражением отдельных сторон производственных отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, а также некоторых экономических явлений и процессов, то изменение последних, развитие и модификация отношений экономической собственности отражается в движении, смене экономических категорий. Так, с точки зрения объектов собственности и производства экономическая теория изучает производственные отношения, которые возникают между людьми в процессе создания и последующего движения, присвоения не только материальных благ, но и услуг во всех сферах общественного воспроизводства.

В самом общем виде отношения собственности в эк6номическом;:понймании, как уже отмечалось, выражают сущность системы производственных отношений. При этом сущность отношений собственности раскрывается в системе экономическихзаконов. Это сущность более глубокого порядка. Закон и сущность, как известно, понятия однопорядковые. Сущность — это комплекс необходимых, глубинных связей и отношений, которые определяют основные черты, особенности и тенденции развития определенной материальной системы. Сущность, как и закон, раскрывает только глубинные, устойчивые, внутренне необходимые связи. Явление богаче, чем закон, поскольку в нем отражаются также случайные, неустойчивые связи, формы проявления закона. Сущность, а следовательно, и закон и всесторонне могут быть исследованы только через другие категории диалектики — количество и качество, содержание и форму, целое и часть и т. д., прежде всего через категорию противоречия, взаимодействие противоположных сторон последнего. Закон — это внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между противоположными сторонами, свойствами явлений, процессов, элементов материальной системы. Таким образом, каждый закон пронизан внутренним противоречием. В свою очередь, противоречие является сущностным отношением между противоположными сторонами, закономерным отношением.

Система экономических законов включает четыре их типа. Первый тип — общие экономические законы, т. е. законы, свойственные всемобщественным способам производства (закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил, закон роста производительности труда, закон экономии рабочего времени и др.). Общие экономические законы отражают внутренние, необходимые, устойчивые и существенные связи, присущие технологическому способу производства, процессу взаимодействия человека с природой, различных элементов в процессе труда, которые являются одинаковыми для всех общественных форм. Второй тип экономических законов — это законы, действующие в нескольких общественно-экономических формациях: закон стоимости, закон спроса и предложения и др. Такие законы отражают внутренние, необходимые, устойчивые и существенные связи, свойственные нескольким технологическим способам производства в их взаимодействии с некоторыми одинаковыми элементами различных общественных форм в однотипных общественно-экономических формациях. Это особые экономические законы. К третьему типу принадлежат специфические экономические законы, т. е. законы, которые действуют только в пределах одного общественного способа производства. Важнейший из них — основной экономический закон, который выражает наиболее глубинные связи между производительными силами и производственными отношениями, отношениями собственности во взаимодействии с развитием производительных сил, а также основную цель общественного способа производства. Четвертый тип экономических законов — это законы, действующие лишь на одной из стадий (восходящей или нисходящей) общественного способа производства (например, закон порождения монополии концентрацией производства, который действует на высшей стадии развития капитализма) или на одной из ступеней стадии. Так, на высшей государственно-корпоративной ступени нисходящей стадии действуют закон планомерности экономического развития, закон огосударствления капита­листической экономики.

42.Фискательная политика

Государство, выполняя экономические функции, использует различные инструменты регулирования. Важнейшими среди них представители кейнсианского направления считают фискальную политику государства.в развитых странах мира через фискальную систему перераспределяет около 30% ВВП.

Фискальная политика – это выполнение государством функций по сбору налогов(налоговая система) и обеспечение платежей.

Главным вопросом фискальной политики является формирование гос. бюджета, а также его использование по статьям расходов.

Гос. платежи – затраты государства на приобретение новых технологий передовой техники и др. достижений для внедрения в производство. Кроме того некоторая часть бюджета резервируется, а затем используется на затраты в связи с большими катастрофами.

Очень сложной задачей является сбор налогов в силу несовершенства налоговой системы Украины. Налоговая система в Украине удушающая, это с одной стороны загоняет экономику страны в тень (60-70%), а с другой не позволяет широко развиваться малому и среднему предпринимательству. Налоговый кодекс разрабатывается около 5 лет.

Формы фискальной политики:

1. дискреционной (может быть стимулирующей и сдерживающей) – манипулирование налогами и правительственными выплатами с целью изменения объёма национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста (в условиях спада фискальная политика должна быть стимулирующей - увеличение госрасходов на закупку ресурсов, продуктов, и трансферов для расширения спроса; снижение налогов для поощрения частного бизнеса и уменьшения налоговых утечек совокупного спроса).

2. недискреционной – необходимые изменения в отношениях уровня государственных затрат и налогов вводятся автоматически.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 209.