Важным Макроэкономическим показателем является процентная ставка (ПС). ПС - это плата за деньги, полученные в кредит. Нередко этот показатель называют ссудный процент (СП). Свободные деньги (или деньги для накопления средств) находятся в банках, и собственные деньги банков выделяют тем, кому они нужны (для пополнения оборотных средств, на реконструкцию, строительство и т. д., то есть они берутся в заем). За это, естественно, надо платить определенный процент (в США, к примеру, 10-11 %, в Украине в переходный период к рынку он составлял 100,200,500,1000 и более процентов). Уровень процентных ставок характеризует издержки использования денежных средств предпринимателями и вознаграждение за неиспользование денег потребительским сектором. Размеры процента устанавливаются: в зависимости от срока кредитования; от размера кредита; от того, на какие цели берется кредит (учитывается степень риска банкиров); ставка увеличивается, если кредит выдается малоизвестному заемщику. В реальной практике существует и такое положение: если предложение денег уменьшается, то процентная ставка возрастает. Имеется два вида процентной ставки - номинальная ПС и реальная ПС. Реальная процентная ставка определяется с учетом уровня инфляции. Она равняется номинальной ставке, которая устанавливается под воздействием спроса и предложения за вычетом уровня инфляции: rр = rн — i, rн - номинальная ставка, где: r - реальная процентная ставка; i - уровень инфляции; Например: банк предоставляет кредит под 15 %, а уровень инфляции равняется 10%, тогда реальная процентная ставка равняется: ПС = 5% (15% - 10%).
Наиболее распространенные в США процентные ставки:1)прайм-рейт (СП взимается за краткосрочный кредит привилегированным клиентам, то есть процент устанавливается в зависимости от спроса и предложения);2)учетная ставка устанавливается правительством административным путем (это общая ПС, которая регулируется государством);3)ставка федеральных фондов, когда банки выдают взаймы свои резервы. Обычно взаймы средства предоставляет Федеральный банк (он может давать кредиты другим обычным банкам).
7.Прибуток як економічна категорія та її роль в організації підприємницької діяльності.
Прибыль - это разница между выручкой от реализации продукции и общими (валовыми) издержками на производство и реализацию продукции, в денежном выражении является излишком над издержками фирмы.
Прибыль выполняет функции:
распределительную - это создание фондов денежных средств, обеспечивающих эффективную работу фирм, отраслей и сфер;
стимулирующую. Прибыль является генератором, или двигателем рыночной экономики. Она способствует снижению издержек производства. Увеличение прибыли является сигналом к развитию производства;
формирующую. За счет прибыли формируются доходы бюджетов различных уровней. Чем больше прибыль, тем весомее бюджеты субъектов и госбюджет страны.
Различают следующие виды прибыли:
1) общая (валовая) прибыль (ОП) - это разница между выручкой и общими (валовыми) издержками;
2) нормальная прибыль - это прибыль предпринимателя, позволяющая остаться ему в данном деле. Она должна обеспечить простое воспроизводство;
3) бухгалтерская прибыль - прибыль, получаемая как разница между выручкой фирмы и бухгалтерскими издержками (явными), т. е. себестоимостью продукции. На практике все руководители и специалисты сталкиваются с этим понятием прибыли;
4) экономическая прибыль - прибыль, получаемая как разница между выручкой и экономическими (явными и неявными) издержками, включая прибыль предпринимателя;
5) балансовая прибыль - прибыль, получаемая как разница между общей выручкой и общими издержками, включая прибыль от различных услуг, от продажи материальных ценностей, от долевого участия в СП, от аренды, дивиденды по ценным бумагам и т. д.;
6) чистая (располагаемая) прибыль - часть балансовой прибыли фирмы, остающаяся после уплаты различных налогов, платежей в бюджеты. За счет нее фирма решает социально-экономические и другие текущие задачи.
8.Равновесие спроса и предложения на товары и услуги, условия равновесия. Равновесная цена.
На отдельных рынках спрос и предложение подвергаются постоянным изменениям (колебаниям) в одну и в другую сторону (повышению, снижению). Однако рано или поздно равновесие между спросом и предложением должно наступить. Речь идет о совокупном спросе и совокупном предложении.
Совокупный спрос (на рис. 5 представлен линией ДД) - это потребность (желание) иметь определенный товар (благо), представленная на рынке в денежной форме со стороны населения, предприятий и государства. Факторы, определяющие ДД, включают уровень цен, доходы населения, его намерения на будущее, а также налоги, правительственные закупки, объемы инвестиций предприятий и т. д.
В условиях рынка действует экономический закон спроса, согласно которому, при прочих равных условиях, по низким ценам товаров купят больше, чем по высоким ценам. Это происходит по трем следующим причинам:
- низкая цена доступна большему числу покупателей; "дешевый" товар "перетягивает" покупателей дорогого товара;
- снижение цены вызывает "эффект понижения предельной полезности товара" (полезность товара может быть больше, равна или меньше его цены; их равенство и есть "предельная полезность товара", поскольку дальнейшее увеличение его количества убыточно -расходы превзойдут отдачу; понижение цены снижает расходы на товар и тем самым делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара).
Совокупное предложение (на рис. 5 представлено линией 88) определяется количеством материальных благ и услуг, которое предприниматели предлагают на рынке.
При этом предприниматели стремятся достичь оптимального объема производства, поскольку любая экономическая система стремится к такой цели. Но это определяется размером производственных затрат, среди которых важное место принадлежит труду и капиталу, а также производительностью, которую эти затраты приносят.
Экономический закон предложения гласит: при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких ценах. Закон спроса и закон предложения представлены на графиках 5,а и 5,б. Как видно на графике (рис. 5), на горизонтальной оси отложен общий объем производства, представленный ВНП, на вертикальной оси отложен общий уровень цен (Р). Точка пересечения (Е) кривых спроса и предложения показывает реальную цену купли-продажи, называемую "равновесная цена", поскольку при этой цене величины спроса и предложения совпадают.
Условием формирования равновесной цены является совершенная конкуренция - особое состояние рынка, при котором: -действует множество равноправных покупателей и продавцов, что исключает установление монопольных цен; -предлагаемый товар одинаков по качеству у всех продавцов; -продавцам и покупателям,
примерно, известны все рыночные цены. Отклонение от равновесной цены, то есть цены, устанавливаемой в результате свободного взаимодействия опросов предложения, имеет негативные последствия: "пиррова победа" покупателей или "пиррова победа" продавцов.
1. "Пиррова победа" покупателей (см. рис. 6).
Предположим, что покупатели настояли на более низкой цене, чем равновесная. Итак, цена принудительно занижена (с ОМ до ОТ).
По такой цене приобрести товар может больше покупателей: если по равновесной цене их число составляло ОЕ, то теперь оно увеличилось на ЕК. Но поскольку не все производители могут уложиться в эту цену, то число продавцов сокращается от ЕО до ОВ.
Получается, что на уменьшившийся объем предложения (ОВ) низкая цена приглашает большее число покупателей (ОК): искусственно созданный дефицит равен отрезку ВК. Таким образом, административное занижение цены, кроме дефицита, порождающего "черный рынок", и конкуренции покупателей, порождающей очереди, ничего не дает; более того - "черный рынок" и конкуренция вновь поднимут цену до равновесного уровня.
2. "Пиррова победа" продавца. Плачевен результат преднамеренного завышения цены продавцом. Из графика (рис. 6) видно, что в этой ситуации число производителей значительно возрастет (к ОЕ добавятся ЕК), зато многим покупателям цена станет недоступной, и их число сократится (с ОЕ до ОВ). Получается, что на возрастающий объем предложения предъявится меньший спрос: искусственное "перепроизводство", спровоцированное умышленным повышением цены, равно отрезку ВК. Превышение же предложения над спросом вызывает конкуренцию между продавцами, что рано или поздно снизит цену до равновесного уровня.
Таким образом, обе ситуации имеют результат, прямо противоположный тому, к чему стремились их инициаторы: искусственное занижение цены оборачивается для покупателя дефицитом, очередями и ростом цены, а искусственное завышение цены оборачивается для продавца перепроизводством, затовариванием и снижением цены.
Необоснованное понижение цены ведет к избыточному спросу, а необоснованное завышение цены - к избыточному предложению. В первом случае становится незачем зарабатывать деньги (ибо не удастся купить), во втором - незачем производить (ибо не удастся продать). Обе ситуации разрушительны для рыночной экономики.
Равновесие в условиях свободной конкуренции на отдельном рынке означает, что предельные издержки на производство какого-то вида продукта будут равны для общества предельной полезности. Но если общество меняет вкусы (с картофеля, например, переходит на потребление мяса), тогда ресурсы общества будут вслед за вкусами перебрасываться от производства картофеля к производству мяса. Следовательно, равновесие на рынке картофеля будет изменяться.
9.Рента, ее природа и роль в организации предпринимательской деятельности
Рента – доход, получаемый с имущества, земли, когда они сдаются во временное пользование, доход по облигациям государственного займа, ежегодно выплачиваемая сумма по страхованию застрахованных лиц. Нас интересует рента в виде дохода на собственность, платы собственнику за разрешение применить капитал к земле. Ее размер определен в договоре об аренде. Она уплачивается за все время, на которое собственник сдал по договору землю в аренду. В количественном отношении рента – это избыток прибыли над средней прибылью. Природа зем.ренты обусловлена особенностями земли как экон.ресурса и отношениями землепользования. Причина существования ренты – монополия на землю в 2-х видах: 1. монополия частной собственности на землю порождает абсолютную ренту. 2. монополия на землю как объект хоз-ния порождает дифференцированную ренту.
Виды ренты: 1)Дифференцированная рента 1-го рода (по плодородию и месторасположению к рынкам сбыта). Ст-ть продукции опред-ся общественно необходимыми затратами труда на наихудших землях и пред-т собой средневзвешенную величину из индивидуальных затрат живого и овеществленного труда только на наихудших по плодородию и месторасп-ю землях. Т.о., на лучших землях возникает дополнительный доход, кот-й принадлежит собственнику земли. Диф-я рента 2-го рода (по допол-му вложению капитала) возникает как результат различия в «экон-м плодородии земли» в следствие отдачи новых равновеликих инвестиций в пр-во на одинаковых площадях. 2)Абсолютная рента возникает в следствие того, что продукция с/х и добывающей пром-ти продается не по ценам пр-ва (капитальные издержки плюс средняя прибыль), а по стоимости (кап-е издержки плюс прибавочная стоимость). Условие ее образования более низкое строение капитала в с/х. (промышл-ть:80с+20v+20m=120; с/х: 60с+40v+ 40m=140; 140-120=абсолютная рента). 3)Монопольная рента – на участок, где можно производить редкие виды и сорта продукции. спрос на кот-е больше предложения, вследствие чего цена на них выше их стоимости. Равна разнице между завышенными ценами реализации и ценами пр-ва. 4)Эконом-я – разница между платой за услуги ресурса по сравнению с альтернативной стоимостью предложения ресурса, предложение которого неэластично. 5)Рента в добывающей пром-ти. 6) Рента на строительные участки.
10.Экон-й цикл: содержание и модификация в современных условиях.
Циклы характеризуют периодические взлеты и падения рыночной конъюнктуры, которые проявляются в различных формах несоответствия спроса и предложения. Под циклом также понимают непрерывные колебания различных показателей экономической активности (темп роста ВНП, общий объем реализации продукции, общий уровень цен, уровень безработицы, загрузка производственных мощностей и др.). Основным свойством цикла является колебание темпа роста ВНП (основного показателя состояния экономики) во времени, когда экономическая система проходит четыре последовательные фазы: оживление, подъем, бум, спад (изображены на рис. ). Многие западные экономисты считают, что среди важнейших причин цикличности в экономике являются колебания соотношения между потреблением и инвестициями. В связи с постоянными кризисами и их цикличностью в западной литературе введены термины: рецессия, депрессия, экспансия, сжатие и др. Рецессия - спад объема национального производства, продолжающийся 6 месяцев и дольше. Депрессия - спад объема национального производства, сопровождающийся высокой безработицей и продолжающийся в течение нескольких лет. Представляют большой интерес разные точки зрения ученых на причины циклов экономических кризисов в странах Запада. Абсолютное большинство советских ученых-экономистов считает, что главной причиной циклов и кризисов вообще является не что иное, как противоречие, присущее капитализму: противоречие между общественной формой производства и частной формой присвоения результатов труда.
Антикризисная политика направлена на регулирование колебаний экономической активности в обществе в периоды предкризисных состояний и предотвращение развития экономических кризисов. Основными периодами цикла, которые находятся под особым контролем государства, являются депрессии и бумы. Характерные черты депрессий: сокращение производственных инвестиций, рост запасов, уменьшение спроса на рабочую силу, резкое падение нормы чистой прибыли, падение объема продаж, числа новых заказов и спроса на кредитные ресурсы. Характерные черты экономического бума: значительный рост производственных инвестиций, ликвидация заказов, резкое повышение спроса на раб.силу, значительный рост общего уровня цен.
В каждой стране проводится своя антикризисная политика с учетом состояния экономики в данный момент, наличия ресурсов, нац. особенностей, географ.положения страны и т.д.
11.Структура рынка и механизм его саморегулирования.
Структура рынка определяется, прежде всего, субъектами рыночных отношений (отвечают на вопрос "кто? "). Это: собственники средств производства, государство, коллективы предприятий, фирм. Объекты рыночных отношений (отвечают на вопрос "что?") - это средства труда, продукты труда, услуги, научные идеи, рабочая сила, информация, ценные бумаги, валюта и др. С точки зрения объектов обмена товарами, определяется множество рынков, что и представляет его структуру. Рынки бывают следующие: рынок средств производства; рынок товаров; рынок услуг; рынок капитала (фондов); рынок валютный; рынок ценных бумаг (акции, облигации, векселя и др.); рынок информации; сырьевой рынок; рынок рабочей силы; рынок жилья и т. д. Внутри каждой структуры рынка имеются свои рынки. Например, рынок товаров народного потребления (продовольствие) делится на рынок зерна, рынок мясных продуктов, рынок молочных продуктов, рынок кондитерских изделий и т. д. Рынок в экономической системе общества выполняет такие функции: 1. Технико-экономическая функция. Это обеспечение движения товаров и услуг от производителя к потребителю (эта функция связана с затратами труда, средств производства и финансовых средств). 2. Регулирующая функция состоит в саморегулировании производства: спрос выше - растут объемы и цены, и наоборот. 3. Стимулирующая функция. Рынок стимулирует производство тех товаров, которые пользуются спросом у покупателей. В то же время, на рынке складывается такая цена, которая удовлетворяет и производителя, и покупателя.
Механизм саморегулирования рынка состоит в том, что рынок в условиях рын.эк-ки существует и развивается самостоятельно, подчиняясь эк-м з-нам: з-ну спроса, предложения, стоимости и т.д. А предприниматели как субъекты рынка, действуют по принципу саморегулирования деятельности – самостоятельно регулируют всю систему хозяйствования от начала пр-ва до реализации товара и распределения дохода.
12.Макроэкономика. Ее роль в эконом.теории.
При плановой системе изучались 2 основные дисциплины по эк-ке: политэкономия капитализма и политэкономия социолизма. В условиях рынка в Укр и др. странах СНГ изучается курс «Эконом.теория» (применительно к рын.отношениям) изучается в 4-х частях: макроэк-ка, микроэк-ка, основы бизнеса и МЭО. Глав.задача курса – объяснить основы функциорирования системы рыночного хозяйства. Макроэкономика изучает действие хозяйственной системы страны в целом, а также экономические процессы в совокупном виде. Она изучает также общее влияние частных решений на сферу хозяйствования страны в целом или регионов. Речь идет не об изучении этих категорий вообще, а о выявлении их взаимосвязи, влияния друг на друга в единой хозяйственной системе (комплексе). Основные макроэкономические показатели: национальный объем производства (чаще берется показатель - "Валовый национальный продукт" (ВНП); общий уровень цен (индексы цен); процентная ставка (процент банковского кредита); занятость населения (безработица).
Макроэк-ка изучает многие законы, действующие в стране, но главное, она изучает такие виды политики: фискальная, монетарная (денежная), финансовая, экон-я, социальная, международная, региональная и т.д.
13.Сущность и особенности действия эк-х законов в условиях рыночной эк-ки.
Экономические законы не могут управлять производством, осуществлять простое или расширенное воспроизводство. Все это делают люди — субъекты соответствующих экономических отношений. Объективная необходимость всегда осуществляется только через сознательную деятельность людей. При этом люди могут открыть широкий простор для действия экономических законов, а могут затормозить и даже приостановить их использование. Реальная проблема состоит в том, что требования объективных экономических законов могут быть осознаны и неосознаны. Поэтому реализация того или иного закона протекает отнюдь не гладко, а нередко и в противодействии, что затрудняет его использование. Действительно, в использовании экономических законов на практике многое зависит от хозяйственной деятельности людей, от их предпочтений, от их экономического мышления, от того, соответствует или нет их хозяйственное поведение требованиям объективной действительности, от их умения, желания и возможностей работать в соответствии с этими требованиями, от деятельности государства по регулированию экономических процессов. Поэтому невозможно найти хотя бы пару стран, где бы действие и использование экономических законов во времени и в пространстве было бы идентичным Для того чтобы использовать со знанием дела экономические законы в хозяйственной практике и открыть широкий простор для их действия в реальной жизни, необходимо, во-первых, изучить экономические законы, понять их значение для экономического развития страны. Непознанные экономические законы не перестают действовать. Но в этом случае они могут действовать только стихийно. Однако одного знания законов недостаточно. Одно дело знать, а другое дело суметь использовать эти законы на практике. Поэтому, необходимо разобраться в механизме действия и использования экономических законов. Механизм действия закона — это объективный элемент его осуществления в хозяйственной практике через экономические интересы людей, участников экономических отношений, сущность которых выражает данный закон. Необходимо направить и организовать коллективные действия значительной массы населения на использование экономических законов в хозяйственной практике. поскольку экономические законы, которые направляют хозяйственную деятельность людей, функционируют только как единое целое, постольку использовать их следует комплексно, системно. Если в практической деятельности люди нарушают требование хотя бы одного экономического закона или нарушают его связь с другими законами, то снижается результативность действия всей совокупности законов. Нужно предвидеть результаты осуществления (и неосуществления) экономических законов в хозяйственной практике и использовать результаты успешного осуществления экономических законов в интересах роста национального богатства страны и повышения качества жизни населения, необходимо принимать юридические законы, нормы и правила, которые бы обеспечили необходимое правовое поле для успешного функционирования тех экономических отношений, сущность которых выражают данные законы, и не противоречили требованиям этих законов, и добиваться их неукоснительного соблюдения
Издержки пр-ва и прибыль.
Прибыль - это разница между выручкой от реализации продукции и общими (валовыми) издержками на производство и реализацию продукции, в денежном выражении является излишком над издержками фирмы. Прибыль выполняет функции: распределительную - это создание фондов денежных средств, обеспечивающих эффективную работу фирм, отраслей и сфер; стимулирующую. Прибыль является генератором, или двигателем рыночной экономики. Она способствует снижению издержек производства. Увеличение прибыли является сигналом к развитию производства; формирующую. За счет прибыли формируются доходы бюджетов различных уровней. Чем больше прибыль, тем весомее бюджеты субъектов и госбюджет страны.
Различают следующие виды прибыли: 1)общая (валовая) прибыль (ОП) - это разница между выручкой и общими (валовыми) издержками; 2)нормальная прибыль - это прибыль предпринимателя, позволяющая остаться ему в данном деле. Она должна обеспечить простое воспроизводство; 3)бухгалтерская прибыль - прибыль, получаемая как разница между выручкой фирмы и бухгалтерскими издержками (явными), т. е. себестоимостью продукции. На практике все руководители и специалисты сталкиваются с этим понятием прибыли; 4)экономическая прибыль - прибыль, получаемая как разница между выручкой и экономическими (явными и неявными) издержками, включая прибыль предпринимателя; 5)балансовая прибыль - прибыль, получаемая как разница между общей выручкой и общими издержками, включая прибыль от различных услуг, от продажи материальных ценностей, от долевого участия в СП, от аренды, дивиденды по ценным бумагам и т. д.; 6)чистая (располагаемая) прибыль - часть балансовой прибыли фирмы, остающаяся после уплаты различных налогов, платежей в бюджеты. За счет нее фирма решает социально-экономические и другие текущие задачи.
«Издержки» — достаточно сложная и исключительно важная категория и теоретической, и практической экономики. Нужно вспомнить, что стоимость любого блага — это стоимость того, от чего мы отказываемся, чтобы получить желаемое. Ибо редкость ресурсов заставляет нас искать альтернативу, т.е. наилучший вариант использования этих ресурсов. Речь идет об Издержках упущенных возможностей, т.е. альтернативных издержках. Но они не исчерпывают категорию издержки. Внешние, они же явные, косвенные или эксплицитные издержки — это денежная стоимость ресурсов, которые предприниматель закупает на стороне. Сюда входят сырье, материалы, топливо, другие ресурсы, а так же заработная плата наемных работников. Внутренние, они же неявные или имплицитные издержки — это стоимость ресурсов, принадлежащих фирме.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 238.