Программа курса предусматривает выполнение студентам курсового проекта, а студенты заочной и очно-заочной формы обучения, кроме того, выполняют контрольную работу. Целью выполнения курсового проекта и контрольной работы является: приобретение студентами навыков самостоятельной работы со статистическими материалами и научной литературой; научиться аргументировано, доказательно высказывать свою точку зрения по экономическим проблемам, критически осмысливать прочитанное. На основании выполненных работ, решения практических задач преподаватель следит за усвоением студентами программного материала.
Выбор темы курсового проекта студент осуществляет самостоятельно, на основании предложенной кафедрой тематики. Выбор темы контрольной работы студент-заочник осуществляет на основе номера зачетной книжки – последний номер зачетной книжки студента должен совпадать с номером раздела тем курса, а номер темы по разделу курса студент выбирает самостоятельно, согласно предложенной тематике раздела.
При выполнении курсового проекта и контрольной работы студент должен, используя литературу, раскрыть содержание избранной темы и ответить на вопросы индивидуального задания данной темы. Контрольная работа выполняется не только на основе изучения рекомендуемой настоящими методическими указаниями литературы, но и с учетом указаний преподавателя, а также при самостоятельном подборе статей в периодической печати публикуемых в журналах: "Вопросы экономики", "Экономический журнал", "Общество и экономика", "Российский экономический журнал", "Экономист", "Эксперт", "США – экономика, политика, идеология", "Экономическое развитие России" и других печатных изданий.
При чтении литературы рекомендуется делать выписки по рассматриваемым в работе вопросам, не забывая при этом делать записи для ссылок на использованную литературу.
Следующим этапом выполнения курсового проекта и контрольной работы должно стать составление её плана. Составление плана – важный этап подготовки студентом его работы. От того, как построен план, в значительной мере зависит качество выполнения работы. Необходимо внимательно ознакомится с предложенной литературой, определить круг проблем подлежащих освещению в работе и раскрывающих выбранную тему. Важную ориентацию в определении плана работы дает, предложенная методическими указаниями, литература.
Изложение содержания работы должно осуществляться логически последовательно, в соответствии с установленным планом. В тексте обязательно должны быть выделены все пункты (вопросы, параграфы) плана.
При выполнении курсового проекта и контрольной работы необходимо увязывать рассмотрение теоретических вопросов с практикой, проблемами и статистикой развития Российской экономики. Теоретические выводы и практические предложения курсового проекта должны, для обоснованности, подкрепляться: расчетами; анализом различных источников информации; схемами; графиками; таблицами; диаграммами.
Если в ходе изложения вопросов появляется потребность процитировать что-то из прочитанной литературы, то данный материал берется в кавычки и делается сноска. Цитировать следует самое необходимое для подтверждения тех или иных положений контрольной работы, точки зрения различных авторов по данной проблеме. Сноски должны иметь также статистические данные, таблицы, графики взятые студентом из литературы.
Большое значение имеет правильное оформление работы. Она должна быть написана четким, разборчивым подчерком (или отпечатана) без грамматических ошибок, помарок и сокращений слов. Контрольная работа может быть выполнена на ученической тетради, на каждой странице текста отводятся поля для возможных замечаний рецензента. Объем контрольной работы должен составлять 12-18 страниц ученической тетради. Курсовой проект выполняется на машинописной бумаге формата А-4 (210 ´ 297мм) объемом не более 30 страниц.
На титульном листе указываются: наименование вуза, кафедры, вид работы (курсовая работа (проект) или контрольная работа), дисциплина, название темы работы, фамилия и инициалы студента, курс, группа, для контрольной работы – домашний адрес студента. На курсовом проекте указывается руководитель.
В целом работа должна включать:
· план работы;
· краткое введение, в котором обосновывается актуальность избранной темы, возможные ограничения объекта исследования;
· содержательную часть работы, в которой излагается содержание работы в соответствии с выбранным планом;
· заключение, в котором делаются выводы по работе;
· список использованной литературы, в котором следует указать все источники, изученные и использованные при подготовке работы.
Качество работы оценивается по тому, насколько самостоятельно и правильно студент раскрывает содержание вопросов темы. Изложение вопросов темы не должно быть механическим переписыванием текста с первоисточников, или сплошным их цитированием.
Работа выполняется в межсессионный период, в сроки установленные учебным планом. Выполненные, в соответствии с методическими указаниями курсовой проект и контрольная работа, представляются заочное отделение факультета, а затем для проверки передаются преподавателю.
На основании проверки качественно выполненная работа, не имеющая серьёзных замечаний, допускается к защите. Работа не допускается к защите в тех случаях, если она выполнена не самостоятельно, основные вопросы темы не раскрыты, текст написан небрежно. На титульном листе такой работы проверяющим делается пометка: "Не зачтено", указываются замечания, которые необходимо устранить студенту при её доработке, работа возвращается студенту через заочное отделение факультета.
Защита курсовых проектов, и контрольных работ производится по плану. Студенты, не защитившие курсовые проекты (а студенты-заочники, кроме того, и контрольные работы), не допускаются до экзамена по данному предмету. При защите работы нужно показать хорошее понимание вопросов по рассматриваемой теме, последовательность решения задач и экономических расчетов, уметь раскрыть содержание экономических категорий и законов, ответить по существу замечаний высказанных преподавателем, а также на поставленные им вопросы в ходе защиты.
Этапы выполнения курсового проекта
№ этапа | Составление плана курсовой работы | Содержание этапа | Объем работы в часах | Срок выполнения* | Форма контроля |
1. | Составление плана курсового проекта | Формулировка цели, определение задач, составление плана. | 01.09 –15.09 | Консультация | |
2. | Написание теоретической части | Подбор, изучение и анализ содержания литературных источников. | 15.09–30.10 | Собеседова-ние | |
3. | Написание практической части | Сбор и обобщение материалов, проведение исследований | 30.10–15.11 | Консультация | |
4. | Формирование выводов и предложений | Анализ результатов практической части работы. Формулирование выводов и предложений. Оформление работы | 15.11–15.12 | Консультация | |
Итого часов на курсовой проект |
* Примечание: сроки выполнения курсовой работы могут быть определены отдельным графиком.
ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Развитие идей либерализма и государственного вмешательства в истории экономической мысли и хозяйственной практике.
2. Основные направления развития русской экономической мысли.
3. Основные направления развития классической и неоклассической экономической теории.
4. Особенности экономической теории как науки.
5. Методы экономической теории.
6. Национальные модели рыночной экономики (на примере различных страи).
7. Собственность в системе производственных отношений.
8. Теория прав собственности Р. Коуза. Пучок прав собственности и его роль в становлении рыночных отношений в современной России.
9. Экономическое учение А. Маршалла – родоначальника «экономикса».
10. Вклад российских экономистов в развитие экономической теории.
11. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.
12. Особенности переходных экономик нового типа, от административно-командной системы управления к рыночной.
13. Экономическая система общества: сущность, критерии, типы. Национальные модели организации рыночного хозяйства.
14. Цивилизационный и формационный подходы к анализу общественно-экономических систем.
15. Рынок: сущность, функции, преимущества и недостатки. Основные проблемы становления рыночных отношений в России.
16. Рыночная экономика: сущность, черты, роль государства, преимущества и недостатки.
17. Деньги: происхождение, сущность, функции. Виды денег.
18. Деньги: сущность и значение в хозяйственной жизни общества.
19. Современные функции денег и особенности их проявления в переходной экономике России (на примере отдельных функций).
20. Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил.
21. Проблема стабильности рыночного равновесия и ее проявление в России.
22. Проблемы государственного вмешательства в рыночное ценообразование: цели и последствия.
23. Эластичность спроса и предложения и ее значение для предпринимательской практики.
24. Эластичность спроса и предложения как инструменты анализа рынка.
25. Традиционная и паутинообразная модели рыночного равновесия, механизм их функционирования.
26. Ценовая политика фирмы: сущность, виды и её роль в конкурентной борьбе экономики России.
27. Сравнительный анализ теорий стоимости и цены.
28. Теория потребительского поведения: кардиналистская и ординалистская теории.
29. Трудовая теория стоимости: сущность и основные этапы ее развития.
30. Концепция альтернативных издержек производства и предпринимательская практика.
31. Основной капитал и проблема его обновления в современной России.
32. Издержки производства продукции на российских предприятиях: сущность, виды и пути их снижения.
33. Оптимальный размер предприятия: (особенности различных отраслей российской экономики).
34. Совершенная конкуренция в рыночной экономике и её значение.
35. Проблема убыточности предприятий в современной России.
36. Банкротства предприятий в современной России и их влияние на экономику.
37. Конкуренция ее типы и методы конкурентной борьбы. Совершенная и несовершенная конкуренция.
38. Рынок монополистической конкуренции.
39. Дифференциация продукта и адаптация российских предприятий к рыночным условиям монополистической конкуренции.
40. Роль малого бизнеса в экономике России.
41. Конкурентные стратегии малых предприятий.
42. Общеэкономическое значение несовершенной конкуренции и ее особенности в России.
43. Олигополия как проявление несовершенной конкуренции и её роль в экономике России.
44. Картели и их роль в современной экономике.
45. Структура рынка в современной экономике.
46. Эффективность предприятий в Российской Федерации: сущность, показатели и пути роста.
47. Конкурентные стратегии крупных предприятий.
48. Роль крупных предприятий в экономике России.
49. Крупные хозяйственные образования в современной экономике.
50. Акционерная собственность. Корпоративный контроль и управление в современной экономике.
51. Монополии в экономике и их виды. Антимонопольная политика государства.
52. Естественные монополии и их роль в экономике России. Ценообразование в условиях естественной монополии.
53. Антимонопольная политика в России: цели, инструменты и основные направления.
54. Концентрация производства и ее историческая динамика.
55. Проблема монополизации российского рынка.
56. Ценовая дискриминация: сущность виды и условия существования.
57. Спрос и предложение на экономические ресурсы.
58. Рынок труда в условиях рыночной экономики и его особенности функционирования.
59. Рынок труда: проблемы безработицы в Российской Федерации и их решение.
60. Особенности формирования и функционирования рынка труда в России.
61. Безработица: теоретические и практические аспекты.
62. Заработная плата: сущность, виды, дифференциация.
63. Современные системы оплаты труда.
64. Экономическая роль профсоюзов: мировой и российский опыт.
65. Рынка труда и его регyлиpование.
66. Проблема первоначального накопления капитала в российской экономике.
67. Инвестиции: микро и макроэкономические аспекты теории принятия инвестиционных решений.
68. Инвестиции в современной России.
69. Фaктoры спроса и предложения на инвестиционные ресурсы.
70. Природные ресурсы и их роль в экономике.
71. Аграрный сектор экономики и его особенности.
72. Рынок земельных ресурсов и земельная рента. Цена земли.
73. Объективные и субъективные факторы развития сельского хозяйства России.
74. Фирма в рыночной экономике. Теории фирмы.
75. Предприятие в экономической системе общества. Виды предприятий в России.
76. Издержки и прибыль фирмы, их виды и анализ. Условия максимизации прибыли фирмы.
77. Проблемы собственности и управления в акционерных обществах.
78. Собственность как экономическая категория. Приватизация в России.
79. Проблемы эффективного управления на российских предприятиях.
80. Экономическая природа рынка ценных бумаг и его формирование в российской экономике.
81. Фондовая биржа, её роль в современной российской экономике.
82. Финансово-промышлeнные группы, их значение в экономике.
83. Процесс слияния фирм в современной экономике.
84. Система национальных счетов. Проблемы ведения СНС в России.
85. Национальный продукт общества, проблемы его измерения.
86. Совокупный спрос и совокупное предложение. Классическая и Кейнсианская модели развития экономики.
87. Экономическое учение Дж. Кейнса и его значение для целей государственного регулирования экономики.
88. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия.
89. Экономический рост и его регулирование. Проблемы экономического роста в Российской Федерации.
90. Экономическое равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах: сущность и условия.
91. Цикличность экономического развития. Причины цикличности в экономике.
92. Теории экономических циклов и их эволюция.
93. Экономический цикл: теории и меры антикризисного регулирования экономики.
94. Кризисы: сущность, причины, виды и пути выхода.
95. Макроэкономические циклы: понятие, виды и способы их регулирования.
96. Большие циклы Н.Д. Кондратьева и их современные интерпретации.
97. Инфляция: сущность, виды. Антиинфляционная политика России в современный период.
98. Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности. Антиинфляционная политика государства.
99. Теории инфляции и их практическое применение.
100. М.Фридман и его экономическое учение.
101. Теории экономического роста, их эволюция.
102. Экономический рост и эффективность экономики.
103. Инвестиции как фактор экономического роста.
104. Экономическая роль государства.
105. Государство как субъект экономики: собственность, экономические интересы.
106. Государственное регулирование экономики.
107. Фискальная политика государства.
108. Кредитно-банковская система государства, проблемы и перспективы ее развития.
109. Становление банковской системы в переходной экономике России.
110. Денежно-кредитная политика государства: формы осуществления и эффективность.
111. Современные неоклассические концепции: монетаризм, экономика предложения.
112. Государственный бюджет и проблемы его формирования в современной России.
113. Государственный бюджет: сущность, структура и основные макроэкономические проблемы.
114. Основные макроэкономические проблемы, связанные с бюджетной политикой государства.
115. Социальная политика и социальные проблемы развития стран. Проблема распределения дохода общества.
116. Финансы и финансовая система государства. Совершенствование финансовой системы Российской Федерации.
117. Финансовая система, её роль в общественном воспроизводстве.
118. Особенности финансового рынка в России.
119. Теоретические проблемы формирования налоговой системы России.
120. Налоги как средство регулирования экономики: микро и макроэкономические аспекты.
121. Социальной политики государства в современной России, направления её совершенствования.
122. Глобализация мировой экономики: факторы и направления.
123. Современное международное разделение труда как основа интеграционного процесса.
124. Валютный рынок, механизм его функционирования.
125. Структура мирового хозяйства и закономерности его развития.
126. Теории международного движения капитала.
127. Интернационализация производства и капитала на современном этапе.
128. Международная экономическая интеграция, направления развития.
129. Теории международной торговли.
130. Основные принципы и перспективы формирования внешнеэкономической политики России.
131. Эволюция содержания капитала в научных концепциях.
132. Интеллектуальный капитал, его формы и развитие.
133. Экономические потребности, их роль в экономической системе общества.
134. Экономические интересы: сущность и тенденция развития.
135. Экономические риски и их влияние на поведение хозяйствующих субъектов.
136. Уровень социально-экономического развития страны и факторы его
определяющие.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы, темы и виды занятий (тематический план)
№ п/п | Наименование разделов дисциплины | Номер темы дисциплины | Количество часов (очная форма обучения) | Часов трудоемкости | |||||
Аудиторная работа | Самостоятельная работа (включая КСР) | ||||||||
Всего | Лекции | Семинарские занятия | Лабораторные работы | Другие виды | |||||
1. | Общая экономическая теория | 54 | 36 | 18 | 40 | 94 | |||
Раздел 1 | - | - | |||||||
Раздел 2 | - | - | |||||||
Раздел 3 | - | - | |||||||
Раздел 4 | |||||||||
Аттестация | |||||||||
2. | Микроэкономика | ||||||||
Раздел 5 | |||||||||
Раздел 6 | |||||||||
Раздел 7 | |||||||||
Аттестация | |||||||||
Раздел 8 | |||||||||
Раздел 9 | |||||||||
Аттестация | |||||||||
3. | Макроэкономика | 36 | 18 | 18 | 50 | 86 | |||
Раздел 10 | |||||||||
Раздел 11 | |||||||||
Раздел 12 | |||||||||
Аттестация | |||||||||
Раздел 13 | |||||||||
Раздел 14 | |||||||||
Раздел 15 | |||||||||
Аттестация | |||||||||
Раздел 16 | |||||||||
Раздел 17 | |||||||||
Раздел 18 | |||||||||
Аттестация | |||||||||
4. | Курсовая работа | 20 | 20 | ||||||
ИТОГО: |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дата: 2016-10-02, просмотров: 190.