3) Ликвидность КБ зависит от наличия ликвидных активов, которые в любое время и без потерь стоимости можно превратить в нал. деньги. Прибыльность КБ – она хар-ся через систему относительных фин. показателей и указывает на способность размещенных инвестиционных ресурсов банка приносить прибыль. Прибыль = % получаемая - % выплачиваемая.
4) Пассивные операции КБ служат для мобилизации ден. средств. В результате банк и получают ден. средства, необходимые для финансирования активных операций. Результаты эти операций отражаются в пассиве баланса банка. Выделяют 4 формы:
а) вклады и депозиты юрид. и физ. лиц
б) кредиты, полученные от других банков
в) эмиссия ценных бумаг
г) отчисления от прибыли банков на формирование и увеличение фондов
Депозиты делятся на:
- срочные депозиты
- депозиты до востребования
- сберегательные вклады населения
Активные операции КБ представлены кредитными (учетно-ссудными) операциями и операциями с ценными бумагами. Они осуществляются с целью получения прибыли при одновременном поддержании ликвидности банка.
Выделяют 4 формы:
а) предоставление кредитов юрид. и физ. лицам
б) операции с ценными бумагами
в) операции РЕПО (соглашение об обратном выкупе)
г) валютные и дилинговые операции
Тема 3.1
Финансы возникают по мере развития товарно-денежных отношений и система гос-ти. В период средневековья постепенно натуральные повинности и сборы утрачивают своё значение и на сумму им приходят налоги взимаемые с денежных доходов. В этот период происходит отделение гос. казны от собственности монархов и возникает понятие бюджеты и финансы. Объективной необходимостью возникновения финансов является формирование общегосударственных фондов денежных средств, предназначенных для финансирования доходов, выполнения гос. своих функции. Главным источником формирования общегосударственного фонда денежных средств является нац. доход. Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных гос-вом, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для решения экономических, социальных, политических задач.
2) Три основные ф-ии:
а) распределительную – она означает первичное распределение и вторичное перераспределение нац. дохода между участниками воспроизводственного процесса.
б) контрольную – предусматривает установление посредством финансов за расходованием материальных, трудовых и денежных ресурсов. Эта ф-я осуществляется финансовыми органами страны (Минфин, департамент казначейства, налоговая служба)
в) стимулирующая – с помощью определенного набора методов и рычагов гос-во активно влияет на экономику и социальную сферу. Главными инструментами гос-ного стимулирования является бюджет, ценовая тарифная политика, налоги, экспортные и импортные пошлины.
3) Фин. рынок – это часть рыночного пространства, где осуществляется купля-продажа денежных средств и формируется экономические денежные отношения. Функционирование этого рынка сопровождается ведением финн. бизнеса. Структурно фин. рынок делится на 2 части:
а) рынок капиталов, на котором осуществляются долгосрочные инвестиции.
б) рынок ценных бумаг (фондовый рынок), на котором обращаются ценные бумаги.
Фин. рынок создает условия для быстрого перелива капиталов из одной отрасли в другую для перехода капиталов из одних рук в другие с целью последующего инвестирования в реальный сектор экономики.
4) Фин. система как экономическая категория представляет собой сов-ть фин. отношений между субъектами. Она в себя включает след. основные элементы:
а) Финансовые предприятия
б) Бюджет
в) Кредит и банки
г) Страхование
д) Рынок ценных бумаг
Е) личные финансы
Тема 3.2.2
1) Важнейшим звеном финансовой системы страны является внебюджетные фонды. Эти фонды возникли раньше гос. бюджета. В настоящее время они существуют во всех странах практически. Осуществляется за счет внебюджетных фондов. Гос. внебюджетные фонды – это формы образования и расходования средств, образуемых вне едиными для решения централизованных государственных задач на уровне гос. муниципалитетов и отрасли экономики. Важнейшим принципом формирования внебюджетных фондов является их независимость от размеров и состояния гос. бюджетов. Кроме того, в отличие от него, формирование и расходование внебюджетных фондов изначально носит строго целевой хар-р. В зависимости от предназначения внебюджетные фонды подразделяются на социальные (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования), экономические (дорожный фонд, фонд ликвидации ветхого жилья) и отраслевые (фонд поддержания малого предпринимательства, фонды НЕОКР).
2) Основным фин. источником пополнения внебюджетного фонда являются взносы работодателей и индивидуальных предпринимателей. Фин. механизм базируется на системе косвенном налогообложении. Размер взносов во внебюджетные фонды устанавливается органами гос. власти. В процентном отношении к фонду оплаты труда и тем самым включается в состав издержек (с/с продукции услуги). Таким образом, формирование внебюджетных фондов в той или иной мере участвует все население и чем больше он приобретает тем в больших объемах он участвует в формировании внебюджетных фондов. Ц = (МЗ + З/П) + П
3) В настоящее время к социальным внебюджетным фондам РФ относятся:
а) Фонд обязательного медицинского страхования
б) Фонд социального страхования
в) Пенсионный фонд
а) Обязательного медицинского страхования является составной частью гос. социального страхования и призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. Фин. средства ФОМС находятся в гос. собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Средства фонда обязательного медицинского страхования используются на оплату мед. услуг, предоставляемых гражданам, фин. целевых мед. программ и т.д.
б) Фонд социального страхования призван способствовать материальному обеспечению лиц. Основными задачами ФСС являются: обеспечение гарантированных гос-вом пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении и усыновлении ребенка, на погребение и т.д.
в) Пенсионный фонд – крупнейший из внебюджетных социальных фондов. Основной источник доходов ПФР – страховые взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных КО средств на выплаты работникам за истекший месяц. Основными задачами ПФР как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств Фонда. В доходы бюджета ПФР кроме обязательных взносов поступают также: средства федерального бюджета, средства ФСС, доходы от обслуживания счетов ПФР банками и т.д. Средства ПФР направляются на выплату гос. пенсий , пенсий по инвалидности, военнослужащим, компенсация пенсионерам, материальной помощи престарелым и инвалидам и т.д.
Тема 3.2
1) Гос. финансы – представляют собой обособившуюся часть произведенного ВВП, которая поступает в распоряжении органов законодательной и исполнительной власти и предназначены для решения экономических, социальных и политических задач. По структуре гос. финансы распадаются на:
а) гос. бюджет различных уровней
б) гос. внебюджетные фонды
в) гос. долг, гос. кредит
г) финансы гос. корпораций
2) Бюджетная система представляет собой сумму гос. бюджетов различных уровней. В бюджетную систему РФ входит:
а) Федеральный бюджет (Ф. правление)
б) Территориальный
в) Местные бюджеты
Бюджетная система формируется на основе гос. бюджета. Его экономическое содержание и сущность обусловлены природными ф-ями и ф-ями гос-ва, поскольку частный капитал не заинтересован и не способен решать большинство социальных и экономических проблем. Возникает необходимость формирований гос. бюджета. Гос. бюджет – основной фин. план формирования и использования общегосударственных фондов денежных средств, имеющий силы закона.
3) Консолидированный бюджет РФ представляет собой свод бюджетов различных уровней, который в числовом выражении представляет собой сумму бюджетов всех уровней. В РФ различают Консолидированный бюджет РФ и Консолидированный бюджет субъектов РФ. В состав Консолидированного бюджета РФ входит федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и муниципальный бюджет. К бюд субъектов РФ включается бюджет области (края, республики) и муниципальные бюджеты территорий, входящих в данный субъект федерации.
4) Гос. бюджет формируется за счет различных доходов, которые можно подразделить на 2 группы:
а) Налоговые
б) Не налоговые
Большая часть гос. бюджетов формируется за счет налоговых доходов. К не налоговым – те, которые связаны с гос. собственностью (аренда, продажа), % по гос. кредитам.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 199.