СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | |
Информация для застрахованных пассажиров железнодорожного транспорта | |
Инструкция по оформлению полисов пассажирам дальнего сообщения через систему «Экспресс» | |
Технология работы по заключению договоров добровольного страхования от несчастных случаев пассажиров железнодорожного транспорта. | |
Инструкция внештатному страховому агенту о порядке заключения договоров добровольного страхования от несчастных случаев пассажировжелезнодорожного транспорта | |
Технология возврата страховых полисов по добровольному страхованию от несчастных случаев пассажиров железнодорожного транспорта | |
Технология учета расходования бланков страховых полисов, сдачи выручки и предоставления отчетности по проданным полисам добровольного страхования от несчастных случаев пассажиров железнодорожного транспорта на пунктах продажи | |
Приложения |
Пояснительная записка
Железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности, поэтому при перевозках возможна смерть или причинение вреда здоровью пассажиров, работников поездной бригады, третьих лиц в результате несчастного случая в пути. В связи с этим в зависимости от важности интересов, находящихся в сфере риска, различают обязательное и добровольное страхование. Если в сфере риска оказываются интересы государства (жизнь, здоровье депутатов, судей и т.д.), всего населения или его значительной части (пассажиры, работающее население), вводится обязательное страхование, предусматривающее, как правило, минимум защиты. В связи с этим различается обязательное страхование от несчастных случаев пассажиров дальнего следования на железнодорожном транспорте; обязательное страхование работников поездных бригад, железнодорожников, ведомственной охраны. Обязательное страхование вводится без согласия страхователя в силу предписания Закона. Поэтому критериями обязательного страхования существенно ограничена. Инициатором обязательного страхования является государство, которое в соответствующих законах предписывает обязанность организаций и граждан страховать определенные имущественные интересы. При этом согласия страхователей не требуется.
Рассмотрим некоторые виды обязательного страхования, действующие на железнодорожном транспорте. Обязательное страхование пассажиров введено Указом Президента РФ «О государственном обязательном страховании пассажиров» №750 от 7 июля 1992 года, а так же Указом Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» №667 от 6 апреля1994 года. На железнодорожном транспорте обязательное страхование распространяется лишь на пассажиров дальнего следования. Объектом страхования являются имущественные интересы пассажиров, связанные с их жизнью и здоровьем. Страховщиком может быть любая страховая компания, имеющая лицензию на данный вид страхования. Особенность обязательного страхования заключается в том, что страховщик не в праве отказываться от принятия риска к страхованию. Страхователем является перевозчик, который заключает со страховщиком договор. В обязательном страховании страхователь не в праве самостоятельно выбирать страховую организацию, размеры страховой суммы, страховых платежей, страховых выплат. Страховая сумма на одного пассажира составляет 120 МРОТ, установленного на дату приобретения билета. Страховая премия включается в стоимость билета, взимается с пассажира при его продаже. Тарифы утверждаются органом страхового надзора и согласуются с Министерством транспорта и связи. Основную часть тарифа составляют отчисления в фонд предупредительных мероприятий, средства которого направляются на цели безопасности железнодорожных перевозок что составляет 82% от собираемой страховой премии в обязательном страховании пассажиров. Если пассажир следует по бесплатному билету (железнодорожники, дети до пяти лет), то страховая премия страховщику не поступает. Пассажирами считаются граждане, имеющие билет или проездные документы, дающие право на бесплатный проезд. В пользу пассажиров страхователем заключается договор со страховщиком, то есть, то есть пассажиры имеют статус застрахованных лиц в договоре страхования. Парадокс состоит в том, что на пассажиров (застрахованных лиц), являющимися третьими лицами в договоре страхования, возложена обязанность по уплате страховых премий. Таким образом, страхователь (перевозчик) перенес свою обязанность на самих пассажиров. Срок страхования исчисляется с момента объявления посадки в поезд и до момента оставления вокзала (станции) на весь период ожидания посадки в поезд. Страхование транзитных пассажиров автоматически прекращается в случае оставления ими на территории вокзала (станции) и возобновляется при возвращении обратно.
Договор страхования заключается в устной форме, когда пассажир делает заявление о намерении совершить поездку поездом. Заключение договора подтверждается приобретением билета. Договор прекращается при отказе пассажира от поездки, страховая премия возвращается. Страховыми случаями признаются травма и смерть пассажиров в результате несчастного случая на железнодорожном транспорте. Чаще всего это травмы, связанные с падением вещей с верхних полок на пассажиров, ожоги горячим чаем, учитываются отравления, простуда. Не являются страховыми случаями события, связанные с совершением пассажиром умышленного преступления; нахождением в состоянии опьянения и действиями, связанными с этим фактором; самоубийством, за исключением случаев, когда пассажир был доведен до такого состояния противоправными действиями третьих лиц; умышленным причинением пассажиром себе телесных повреждений; нарушением инструкций, определяющих порядок пользования железнодорожным транспортом. При этом не считается страховым случаем естественная смерть пассажира, в том числе от обострения хронических заболеваний в пути. Страховая выплата в случае смерти пассажира составляет 120 МРОТ, при повреждении здоровья – часть страховой суммы (от 120 МРОТ), соответствующая степени тяжести полученной травмы. При наступлении страхового случая страхователь (перевозчик) обязан составить страховой акт и вручить его пассажиру либо переслать в страховую организацию в случае смерти пассажира. Обязательное страхование пассажиров гарантирует минимум защиты от опасностей, угрожающих им в пути.
Добровольное страхование позволяет защитить пассажиров от дополнительных рисков, увеличить сумму страхового покрытия и период ответственности страховщика.
В соответствии с правилами добровольного страхования пассажиров железнодорожного транспорта от несчастных случаев страховая сумма устанавливается по соглашению сторон. Страховыми случаями являются: несчастный случай с пассажиром, повлекший за собой повреждение здоровья или смерть; Обращение в медицинское учреждение, начиная с первого дня, повлекшее расходы за оказанное лечение; покупка лекарственных средств, перевязочных материалов, реабилитационно – восстановительное лечение; преждевременные роды, выкидыш вследствие травмы при несчастном случае; транспортировка пассажира в лечебное учреждение или к постоянному месту жительства (без расходов на погребение). При наступлении несчастного случая пассажиру выплачивается 0,3% страховой суммы за каждый день непрерывного лечения с первого дня. За травмы лица, шеи выплачивается 0.5% за каждый день лечения независимо от его срока. При наступлении инвалидности вследствие страхового случая страховщик выплачивает по инвалидности третьей группы – 100% страховой суммы; второй группы – 70% и первой группы – 35% страховой суммы. В случае смерти пассажира от несчастного случая его выгодоприобретателю выплачивается полная страховая сумма. Размер страховой премии зависит от страховой суммы, договор страхования вступает в силу с момента ее уплаты страховщику. Договор заключается в письменной форме.
Обязательное страхование пассажиров в действующей форме вызывает много нареканий. Во-первых, отчисления более 80% страхового тарифа на финансирование расходов перевозчика (страхователя) делает обязательное страхование пассажиров более похожим на дополнительное налогообложение населения. Сравним, в добровольном страховании пассажиров железнодорожного транспорта отчисления составляют 12% от всей собираемой страховой премии.
Обязательное страхование осуществляется за счет бюджета, за исключением страхования пассажиров. В связи с этим отдельные страховщики используют гарантированные источники поступления страховых премий из бюджета в корыстных целях. Часть средств уходит в коммерческие страховые организации. В связи с этим в последнее время обсуждается вопрос о создании в целях обеспечения обязательного страхования государственной страховой организации в форме государственного унитарного предприятия.
До тех пор, пока не принят закон об обязательном страховании в России, страхование проводится не вследствие обязанности страхователей застраховать тот или иной имущественный интерес, а по принадлежности страхователей к той или иной категории граждан.
ИНФОРМАЦИЯ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ СТРАХОВЫХ ПОЛИСОВ
ПАССАЖИРАМ ДАЛЬНЕГО СООБЩЕНИЯ
ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ "ЭКСПРЕСС-3"
Данная инструкция предназначена для организации добровольного страхования в дальнем сообщении через систему "Экспресс 3" с оформлением страхового полиса и квитанции.
ОФОРМЛЕНИЕ СТРАХОВЫХ ПОЛИСОВ И КВИТАНЦИЙ.
Оформление страховых полисов и квитанций через систему "Экспресс 3" производится по запросу:
Вид работы Р 02
Подвид R 310
Дата и время отправления поезда (8 цифр) D 20111145
Номер поезда (3 цифры и буква) N 021П
Вагон (2 цифры) В 12
Серия и номер проездного документа О АП 123455
Дата и время отправления D 25111745
Номер поезда (3 цифры и буква) N 022П
Вагон (2 цифры) В 10
Серия и номер проездного документа О АП 123456
Станция отправления (7 цифр) С 2000006
Станция назначения (7 цифр) С 2100035
Количество человек в группе (3 цифры) G 120
Вид расчета безналичный (пустой ключ) V
Личный номер кассира (4 цифры) Е 1234
Сведения о пассажире F
Признак медицинского страхования М
Признак страхования в скоростные
электропоезда L
При оформлении страховых полисов для пассажиров на два поезда (туда-обратно) в запросе набирается две группы ключей NBDO. Страховой взнос взимается в двойном размере.
За ключом О набирается серия и номер проездного документа, к которому оформляется страховая квитанция.
За ключом F в квадратных скобках, через запятую, набирается информация о пассажире: ФИО (20 символов) ,, место проживания (20 символов). Все ключи, кроме E,G,M,L и \/,являются обязательными.
Пустой ключ V означает, что расчет безналичный, отсутствие ключа V-наличный. Личный номер кассира Е набирается только с первым запросом. Ключ G набирается при оформлении группы.
ПРИМЕР:
Р02 R310 D15021445 М021П В12 С2000006 С2100035 ОЛД111111 Е1234 V
F [ПЕТРОВ И И, МОСКВА] М
При оформлении страхового полиса следующим запросом после оформления
проездных документов по видам работ Р10,Р12,Р15,Р17, ключи D,N,B,C,C,O,F не
набираются. Информация берется из предыдущего запроса.
Запрос в этом случае имеет вид: P02R310K (1 цифра) EVGM(L)
ПРИМЕР:
Р02 R310 КЗ Е1234 V G15 L
За ключом К набирается порядковый номер документа в заказе, к которому
оформляется страховка.
Ключи E,G,M,L и V - необязательные.
Т Е Х Н О Л О Г И Я
Общие положения
1.1. Добровольное страхование от несчастных случаев пассажиров железнодорожного транспорта проводится на основании агентских договоров, заключенных с физическими лицами (билетными кассирами).
1.2. Добровольное страхование пассажиров осуществляется при приобретении ими проездных документов на основании их устного заявления.
1.3. Факт заключения договора страхования подтверждается оформлением страхового полиса и вручением его пассажиру вместе с проездным документом. Согласие пассажира заключить договор на предложенных Страховщиком условиях подтверждается уплатой страховой премии. Договор страхования считается заключенным с момента уплаты страховой премии представителю Страховщика. Ответственность страховщика наступает с момента объявления посадки в пассажирский поезд, но не ранее 30 минут до отправления, и заканчивается в момент оставления Застрахованным территории сооружений, принадлежащих железнодорожной транспортной организации, но не позднее одного часа после прибытия на станцию назначения.
И Н С Т Р У К Ц И Я
Железнодорожного транспорта
1. Договор добровольного страхования заключается на основании устного заявления пассажира при приобретении им проездного документа.
2. Факт заключения договора страхования удостоверяется страховым полисом, выдаваемым пассажиру страховым агентом. Бланк страхового полиса является документом строгой отчетности имеет серию и нумерацию. Бланк состоит из двух экземпляров: первый экземпляр – для пассажира, второй экземпляр для отчета. Оформление может производиться как автоматизированным путем, так и вручную.
При оформлении страхового полиса вручную в нем указываются: фамилия, имя, отчество пассажира, серия и номер проездного документа, к которому оформляется полис. Размер страховой суммы и размер страхового взноса указаны в бланке полиса типографским способом. Взимание страховых платежей производится по квитанции ф. А-7. В квитанции ф. А-7 заполняются все предусмотренные графы. В графе «Страхователь» указываются фамилия, имя, отчество пассажира; в графе «Получил: Представитель Страховщика/страховой брокер ставится подпись представителя Страховщика (агента) и полностью указывается фамилия, имя, отчество, затем страховой полис передается пассажиру для подписи в строке «Оплатил».
Автоматизированное оформление полиса осуществляется в соответствии с «Инструкцией по оформлению страховых полисов пассажирам дальнего сообщения через систему «Экспресс»:
- следующим заказом после проездного документа путем набора соответствующих ключей (короткий набор);
- в любое время до отправления поезда полным набором ключей.
При автоматизированном оформлении вся информация берется системой «Экспресс» из проездного документа и заносится в полис через печатающее устройство.
Взимание страховых платежей производится по квитанции ф. А-7. В квитанции ф. А-7 заполняются графы: «Получил: Представитель Страховщика/страховой брокер ставится подпись представителя Страховщика (агента) и полностью указывается фамилия, имя, отчество, затем страховой полис передается пассажиру для подписи в строке «Оплатил».
3. Страховые полисы передаются агенту на основании акта приема-передачи страховых полисов ф.3-п.
4. Проданные полисы каждую смену отражаются в специальном рабочем журнале (номера первого проданного и первого на остатке, количество и общая сумма страховых взносов), сумма страховых взносов сверяется с отчетом кассира. Собранные страховые платежи вместе с дублем отчета передаются инкассаторам пункта продажи для последующей передачи их в банк и зачисления на расчетный счет Страховщика.
По окончании месяца страховой агент составляет отчет о проданных за месяц страховых полисах (серия, с № по №, количество проданных и испорченных, сумма собранных страховых платежей) и сдает Исполнителю, который составляет сводную ведомость формы 1-п в целом по пункту продажи за месяц.
Ведомость ф.1-п о проданных полисах по пункту продажи с приложенными корешками проданных, испорченными и возвращенными полисами, отчет ф. 2-п по проданным и отчет ф.5-п с ведомостью ф. 6-п по возвращенным полисам сдается представителю «ЖАСО».
Т Е Х Н О Л О Г И Я
Образец заявления
Директору ___________ филиала ОАО «ЖАСО» _____________ | |
ЗАЯВЛЕНИЕ
В связи с отказом от поездки прошу досрочно прекратить договор добровольного страхования от несчастных случаев пассажиров железнодорожного транспорта.
Страховой полис серия ______ № ______________
Подпись: ___________ _________________________
(расшифровка подписи)
Дата: ________________
Т Е Х Н О Л О Г И Я
Учета расходования бланков страховых полисов, сдачи выручки и предоставления отчетности по проданным полисам добровольного страхования от несчастных случаев пассажиров железнодорожного транспорта на пунктах продажи
Страховые полисы являются бланками строгой отчетности и передаются представителем «ЖАСО» по акту приема-передачи формы 3-п старшему по пункту продажи, с которым ЖАСО заключает договор возмездного оказания услуг (в дальнейшем Исполнитель). Исполнитель регистрирует полученные полисы в журнале учета бланков строгой отчетности (ф.4-п) по следующей форме:
№ п/п | Дата | №№ акта, накладной | Серия и нумерация полученных бланков с № по № | Количество полученных бланков |
Страховые полисы выдаются Исполнителем каждому агенту под роспись в журнале ф.4-п в соответствии с фактической потребностью и учитываются по следующей форме:
№ п/п | Дата | ФИО агента | Выдано: серия | Израсходовано: серия | |||
с № по № | Кол-во | с № по № | Кол-во | Сумма | |||
Страховой агент каждую смену в специальном рабочем журнале ведет учет израсходованных полисов (серия, номер первого проданного и первого на остатке, количество проданных и испорченных, сумма страховых взносов). Сумма собранных страховых платежей сверяется с суммой в отчете билетного кассира, получаемом в конце смены из системы Экспресс. Страховые платежи за смену сдаются кассиру-инкассатору с приложением дубля отчета и сдаются в Банк (с которым филиал заключил договор на инкассацию денежных средств) для зачисления на расчетный счет филиала ОАО «ЖАСО».
Корешки проданных за смену страховых полисов сдаются Исполнителю.
По окончании месяца страховой агент составляет отчет о проданных за месяц страховых полисах (серия, с № по №, количество проданных и испорченных, сумма собранных страховых взносов) и сдает Исполнителю, который составляет сводную ведомость формы 1-п в целом по пункту продажи за месяц.
Ведомость ф.1-п о проданных полисах по пункту продажи с приложенными корешками проданных, испорченными и возвращенными полисами, отчет ф. 2-п по проданным и отчет ф.5-п с ведомостью ф. 6-п по возвращенным полисам сдается представителю «ЖАСО».
Представитель «ЖАСО» обязан проверить отчет, а также сверить данные ведомости с количеством приложенных корешков страховых полисов, испорченных и возвращенных полисов, после чего сдает все в бухгалтерию «ЖАСО».
Приложение № 1
к Правилам перевозок пассажиров,
багажа и грузобагажа на федеральном
железнодорожном транспорте,
утвержденным Приказом МПС России
от 26 июля 2002 г. № 30
ПОРЯДОК
С ЗАСТРАХОВАННЫМ ПАССАЖИРОМ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
1. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6
апреля 1994 г. № 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 15 ст. 1174) о каждом несчастном случае, происшедшем на железнодорожном транспорте с застрахованным пассажиром, железная дорога должна немедленно составить акт и вручить его пострадавшему пассажиру или его наследникам.
2. Акт о несчастном случае с застрахованным пассажиром на федеральном железнодорожном транспорте (далее - акт) составляется в двух экземплярах, из которых первый вручается пострадавшему пассажиру или его наследника, а второй остается в делах организации (предприятия), выдавшей его (отделение железной дороги, дирекция по обслуживанию пассажиров, станция, вагонный участок, вагонное депо или резерв проводников).
Такой акт регистрируется и заносится в специальную книгу с указанием, кому и когда он выдан. По письменному запросу страховщика железная дорога обязана направить ему в течение 10 дней с даты получения запроса копию указанного акта.
3. При крушении поезда акт составляется и выдается отделением железной дороги (при отсутствии отделения в структуре железной дороги – железной дорогой, на которой произошло крушение). Лицо, ответственное за выдачу актов, назначается начальником отделения железной дороги (при отсутствии отделения железной дороги – начальником железной дороги).
4. Если несчастный случай произошел на станции (вокзале), акт о несчастном случае с застрахованным пассажиром на федеральном железнодорожном транспорте составляется ответственными работниками станции (вокзала) в составе не менее двух человек и заверяются подписью начальника станции (вокзала) или его заместителя и печатью.
5. В случае, если несчастный случай имел место в поезде во время его следования, акт составляется и подписывается начальником (механиком - бригадиром) пассажирского поезда, проводником вагона. Начальник (механик - бригадир) пассажирского поезда обязан заверить акт подписью начальника или дежурного по станции (вокзалу) и печатью на ближайшей станции, на которой стоянка поезда позволяет это сделать.
6. Акт не составляется, если несчастный случай с застрахованным пассажиром произошел в результате покушения на самоубийство, нарушения правил проезда на железнодорожном транспорте, а также иного события, не связанного с поездкой и обслуживанием пассажиров, после объявления посадки на поезд или оставления его в пункте назначения. Акт не составляется также, если несчастный случай произошел с пассажиром при перевозке его в пригородном и международном сообщении.
Место углового штампа
организации (предприятия)
железнодорожного транспорта
АКТ
О НЕСЧЧАСТНОМ СЛУЧАЕ С ЗАСТРАХОВАННЫМ
ПАССАЖИРОМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
1. Гр. _____________________________________________________________,
(ф. и. о. застрахованного пассажира)
являясь пассажиром поезда № __________ сообщения ____________________
следовал (а) по ж.д. билету серии ______________№_____________________
«______»___________________200___ г. в ___________ час. __________мин.
Получил (а) травму (погиб) на станции (в поезде) _______________________
__________________________________________________________________
(наименование станции, участка)
при следующих обстоятельствах: _____________________________________
__________________________________________________________________
(во время следования поезда, после объявления посадки, при посадке в поезд, выходе из вагона,
__________________________________________________________________
падение под поезд и др.)
2. Расследование обстоятельств несчастного случая велось _______________
__________________________________________________________________
(наименование следственного органа)
3. Кем оказана первая медицинская помощь и куда направлен пострадавший пассажир __________________________________________________________
(наименование медицинского учреждения и его адрес)
_____________________________________________________________________________
Акт составлен в _________ час. «_____» число____________ месяц 200___ г.
М.П. Подписи:
Приложение 2
Утверждены
Постановлением
Правительства
Российской Федерации
от 2 марта 2005 г. № 111
ПРАВИЛА
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
От 26 июля 2002 г. № 30
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 ноября 2002 года прилагаемые Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте.
Министр
Г.М. Фадеев
Утверждены
Приказом
МПС России
от 26 июля 2002 г. № 30
ПРАВИЛА
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
(в ред. Приказа Министерства РФ от 28.03.2007 № 35,
с изм., внесенными решением Верховного суда РФ от 19.05.2003 № ГКПИ 2003-353)
146. Пассажиры железнодорожного транспорта (кроме международного и пригородного сообщений) в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат обязательному личному страхованию от несчастных случаев на время поездки и пребывания на станции (вокзале).
Пассажиры, пользующиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации правом бесплатного проезда, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового тарифа. При наличии доплаты к бесплатному проездному документу (билету)с пассажира взимается страховой тариф.
При оформлении проездных документов (билетов) по ручной технологии на бланке и корешке проездного документа (билета) указывается размер страхового тарифа, а тарифная сетка на бланке разрезается без учета взимания страхового тарифа и комиссионного сбора.
При возврате денег по неиспользованным проездным документам (билетам) страховой тариф выплачивается полностью, а по частично использованным – страховой тариф не выплачивается.
В зависимости от места наступления страхового случая начальник отделения железной дороги, дирекции по обслуживанию пассажиров, вагонного участка, вагонного депо, станции (вокзала) или начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда обязан составить акт согласно приложению N 3 к настоящим Правилам и вручить его пассажиру или его родственникам.
Приложение 4
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
От 16 января 1998 г.N 2н
О РАЗМЕРЕ СТРАХОВОГО ТАРИФА
УКАЗ
От 22.07.98 N 866)
В целях обеспечения защиты интересов граждан постановляю:
1. Ввести на территории Российской Федерации обязательное личное страхование от автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо - экскурсионных организаций, на время поездки (полета).
(в ред. Указа Президента РФ от 06.04.94 N 667)
Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров:
(в ред. Указа Президента РФ от 06.04.94 N 667)
всех видов транспорта международных сообщений;
железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения;
морского и внутреннего водного транспорта внутригородского сообщения и переправ;
автомобильного транспорта на городских маршрутах.
2. Установить, что до вступления в силу закона Российской Федерации, регулирующего вопросы обеспечения страховой защиты пассажиров (туристов, экскурсантов), обязательное личное страхование указанных лиц осуществляется путем заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, договоров между соответствующими транспортными, транспортно- экспедиторскими предприятиями (далее именуются - перевозчики) и страховщиками. Лицензии на осуществление этого вида обязательного страхования выдаются страховщикам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Страховщики обязаны обеспечивать доведение до сведения каждого застрахованного ими лица правил проведения обязательного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в том числе о месте, порядке и условиях получения страховых выплат при наступлении страхового случая.
(п.2 в ред. Указа Президента РФ от 06.04.94N 667)
3. Размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта устанавливаются страховщиками по согласованию соответственно с министерством транспорта Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
(в ред. Указа Президента РФ от 06.04.94N 866)
Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта) при продаже проездного документа (путевки). Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.
(п.3 в ред. Указа Президента РФ от 06.04.94N 667)
4. Установить страховую сумму по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездного документа минимальных размеров оплаты труда.
Пассажиру (туристу, экскурсанту) при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается его наследникам полностью.
Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) при наступлении страхового случая выплачивается независимо от выплаты застрахованным лицам или их наследникам денежных сумм в связи с тем событием по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Страховая выплата по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) производится застрахованному лицу или его наследникам не позднее 10 дней после получения страховщиком составленного перевозчиком акта о несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным лицом, и других необходимых документов, предусмотренных правилами проведения этого вида обязательного страхования.
(п.4 в ред. Указа Президента РФ от 06.04.94N 667)
5.Перевозчик обязан составить акт о каждом несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным пассажиром (туристом, экскурсантом), первый экземпляр которого вручить застрахованному лицу, его представителю или наследникам. Перевозчик также обязан по письменному запросу страховщика направить ему в течение5 10 дней с момента получения запроса копию указанного акта.
(п.5 в ред. Указа Президента РФ от 06.04.94N 667)
6. Установить, что часть страховых взносов, полученных страховщиками при осуществлении обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в предусмотренном законодательством порядке направляется на создание резервов для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на транспорте. Консультант Плюс: примечание.
По вопросу, касающемуся формирования и использования резерва для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на воздушном транспорте, см. Положение, утвержденное Росстрахнадзором 09.08.1996 N 02-04-06/1, Федеральной авиационной службой РФ 08.08.1996 N 1/ 16-170/
(п.6 в ред.Указа Президента РФ от 06.04.94N 667)
7. Порядок взаиморасчетов по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) определяется страховщиками совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации и другими заинтересованными ведомствами и юридическими лицами.
(п.7 в ред.Указа Президента РФ от 06.04.94N 667)
8. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
7 июля 1992 года
N 750
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | |
Информация для застрахованных пассажиров железнодорожного транспорта | |
Инструкция по оформлению полисов пассажирам дальнего сообщения через систему «Экспресс» | |
Технология работы по заключению договоров добровольного страхования от несчастных случаев пассажиров железнодорожного транспорта. | |
Инструкция внештатному страховому агенту о порядке заключения договоров добровольного страхования от несчастных случаев пассажировжелезнодорожного транспорта | |
Технология возврата страховых полисов по добровольному страхованию от несчастных случаев пассажиров железнодорожного транспорта | |
Технология учета расходования бланков страховых полисов, сдачи выручки и предоставления отчетности по проданным полисам добровольного страхования от несчастных случаев пассажиров железнодорожного транспорта на пунктах продажи | |
Приложения |
Пояснительная записка
Железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности, поэтому при перевозках возможна смерть или причинение вреда здоровью пассажиров, работников поездной бригады, третьих лиц в результате несчастного случая в пути. В связи с этим в зависимости от важности интересов, находящихся в сфере риска, различают обязательное и добровольное страхование. Если в сфере риска оказываются интересы государства (жизнь, здоровье депутатов, судей и т.д.), всего населения или его значительной части (пассажиры, работающее население), вводится обязательное страхование, предусматривающее, как правило, минимум защиты. В связи с этим различается обязательное страхование от несчастных случаев пассажиров дальнего следования на железнодорожном транспорте; обязательное страхование работников поездных бригад, железнодорожников, ведомственной охраны. Обязательное страхование вводится без согласия страхователя в силу предписания Закона. Поэтому критериями обязательного страхования существенно ограничена. Инициатором обязательного страхования является государство, которое в соответствующих законах предписывает обязанность организаций и граждан страховать определенные имущественные интересы. При этом согласия страхователей не требуется.
Рассмотрим некоторые виды обязательного страхования, действующие на железнодорожном транспорте. Обязательное страхование пассажиров введено Указом Президента РФ «О государственном обязательном страховании пассажиров» №750 от 7 июля 1992 года, а так же Указом Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» №667 от 6 апреля1994 года. На железнодорожном транспорте обязательное страхование распространяется лишь на пассажиров дальнего следования. Объектом страхования являются имущественные интересы пассажиров, связанные с их жизнью и здоровьем. Страховщиком может быть любая страховая компания, имеющая лицензию на данный вид страхования. Особенность обязательного страхования заключается в том, что страховщик не в праве отказываться от принятия риска к страхованию. Страхователем является перевозчик, который заключает со страховщиком договор. В обязательном страховании страхователь не в праве самостоятельно выбирать страховую организацию, размеры страховой суммы, страховых платежей, страховых выплат. Страховая сумма на одного пассажира составляет 120 МРОТ, установленного на дату приобретения билета. Страховая премия включается в стоимость билета, взимается с пассажира при его продаже. Тарифы утверждаются органом страхового надзора и согласуются с Министерством транспорта и связи. Основную часть тарифа составляют отчисления в фонд предупредительных мероприятий, средства которого направляются на цели безопасности железнодорожных перевозок что составляет 82% от собираемой страховой премии в обязательном страховании пассажиров. Если пассажир следует по бесплатному билету (жел
Дата: 2016-10-02, просмотров: 202.