Цели и структура национальной экономики
В рамках одной страны национальная экономика функционирует как единая социально-экономическая система, состоящая из множества подсистем. Для того чтобы процесс развития шел нормально, необходимо постоянное разрешение противоречий, возникающих между отдельными элементами экономической системы. Познание структуры этой системы, ее отдельных элементов и взаимосвязей между ними является теоретической базой государственного регулирования рыночного хозяйства и реализации экономической политики государства.
Национальная экономика - единство всех экономических субъектов и процессов, существующих во взаимосвязи и взаимозависимости на основе действующих отношений собственности и форм организации производства. Национальная экономика многогранна, и ее строение можно рассматривать с точки зрения отраслевой, региональной, социальной и воспроизводственной структур.
Для того чтобы национальная экономическая система функционировала эффективно и решала поставленные социально- экономические задачи, необходимо, чтобы между отдельными ее элементами постоянно поддерживались определенные пропорции, соотношения, т. е. чтобы система была сбалансирована. Поэтому проблема сбалансированности экономик является одной из основополагающих в экономическом развитии. Для решения данной проблемы нужно четко представлять систему пропорций, соотношений внутри экономики, т. е. знать экономическую структуру.
Структура вообще означает соотношение, пропорциональность отдельных частей внутри целого. Экономическая структура отражает существующие хозяйственные пропорции между отдельными производителями, отраслями, регионами, внутри них, соотношение системы связей и отношений между отдельными хозяйственными звеньями.
Структуру национальной экономики можно рассматривать с различных точек зрения. В зависимости от задач, стоящих перед исследователем, определяются виды структуры. Чаще всего рассматривают: отраслевую, региональную, социальную и воспроизводственную структуры.
Отраслевая структура показывает сложившийся уровень общественного разделения труда и кооперации. Она отражает пропорции между отдельными отраслями и производствами. Общая тенденция в развитии отраслевой структуры связана с научно-техническим прогрессом. Практически во всех странах наиболее быстро развиваются наукоемкие отрасли по сравнению с капиталоемкими и трудоемкими. Если взять наиболее крупные образования, то необходимо отметить ускоренное развитие сферы услуг по сравнению с материальным производством.
Региональная структура отражает территориальное разделение труда в рамках отдельной страны, по сути, это отражение долей отдельных территорий в произведенном валовом продукте. Формирование отдельных региональных комплексов осуществлялось с учетом существующей сырьевой базы, имеющегося трудового потенциала, исторических традиций каждого региона. Характерной чертой современных региональных структур является тенденция к выравниванию технического уровня развития при сохранении специализации каждого региона.
Социальная структура отражает соотношения между различными формами собственности, точнее, между формами хозяйствования. Рыночной экономике присущи различные формы собственности, поэтому функционируют и частные, и государственные, и смешанные предприятия. Процесс концентрации и централизации производства вывел на одно из первых мест акционерную собственность. Она выступает как разновидность коллективной собственности. Помимо нее среди коллективной собственности получили распространение кооперативная и корпоративная. Соотношение между формами собственности различается по странам, оно достаточно динамично и определяется меняющимися условиями производства.
Воспроизводственная структура характеризуется способностью эффективного развития национальной экономик. Она зависит в основном от пропорций между потреблением и накоплением в национальном доходе, между активной и пассивной частями основного капитала и проч. и является одним их условий успешного развития национальной экономики. Определяющим условием служит соотношение между накоплением и потреблением: чем выше доля накопления, тем быстрее будет развиваться экономика. Но это не означает, что темпы роста этой доли должны быть максимально высокими. Размеры накопления могут меняться в зависимости от социально-экономических целей развития. Если в развивающихся странах норма накопления действительно стремится к максимуму, то в развитых странах она колеблется и ставит своей задачей обеспечение стабильности экономики.
К воспроизводственной структуре относятся и пропорции распределения накапливаемой части национального дохода между отдельными отраслями. Именно такие пропорции во многом определяют эффективность функционирования экономики и темпы экономического роста.
В основе экономической структуры лежат объективные факторы. Структура производства, которое направлено на удовлетворение потребностей общества, формируется прежде всего в зависимости от структуры удовлетворяемых потребностей, которая определяет рыночный спрос. Поэтому в рыночной экономике в основе структуры производства всегда лежит структура спроса. Но современная рыночная экономика функционирует в тесном взаимодействии с государством, которое, исходя из конкретных задач, регулирует, направляет экономическое развитие страны, совершенствуя структуру производства.
Развитие национальной экономики и совершенствование ее структуры преследует вполне конкретные цели. Всегда конечной целью производства выступает потребление, и поэтому национальное хозяйство любой страны социально ориентировано. Это означает, что задачи достижения эффективного функционирования всех звеньев экономической системы важны не сами по себе, а потому, что позволяют обеспечить решение проблем экономического роста, финансирование социальных программ при рациональном использовании ограниченных ресурсов. Исходя из этого, конечной целью любой национальной экономики является создание условий для постоянного роста благосостояния населения и страны в целом. Для достижения этой конечной цели нужно решать целый комплекс промежуточных задач: обеспечивать научно-технический прогресс и повышение эффективности производства, поддерживать макроэкономическое равновесие, сокращать безработицу и повышать образовательный и квалификационный уровень населения, развивать международные связи и т. д. Все эти цели учитываются при разработке и реализации экономической политики страны.
Национальная экономика любой страны — сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим эффектом, состоящим из отдельных ее потенциалов, накопленных в процессе своего функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.
Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.
В национальной хозяйственной системе страны выделяются несколько уровней, взаимодействующих в едином «экономическом поле» или «экономическом пространстве» страны:
Межстрановый уровень, т.е. уровень взаимоотношений национальной экономики Российской Федерации (РФ) со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировой хозяйственной системой в целом и хозяйственными системами стран, объединенных в региональные сообщества.
Федеральный (общенациональный) макроэкономический уровень, т. е. масштаб внутрихозяйственных взаимоотношений национальной экономики самой РФ в целом.
Региональный уровень, т. е. уровень взаимосвязей экономики каждого из 89 субъектов РФ.
Внутрирегиональный уровень, представляющий собой систему взаимоотношений в рамках разделения общественного труда внутри хозяйства субъектов РФ.
Комплекс отраслей национальной экономики: Агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и др.
Уровень отдельных отраслей национальной хозяйственной системы — промышленность, строительство, сельское хозяйство и др.
Внутриотраслевой уровень. Например, уровень взаимосвязей животноводства и растениеводства в сельском хозяйстве, гражданского, промышленного и жилищного строительства в строительстве и т. д.
Уровень взаимосвязей объединений, предприятий, организаций, всех видов промышленно-финансовых групп.
Уровень отдельных организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных законодательством страны, ее Гражданским кодексом (акционерные общества — АО, союзы, товарищества и общества всех видов и др.).
Внутрипроизводственный уровень: цеха и службы предприятий, компаний, фирм, организаций, объединений и т. п.
Личностный уровень, включая его коллективные (артель, бригада) и индивидуальные (отдельные граждане и семьи) формы.
В составе национальной экономики любой страны происходят постоянные структурные, организационные и другие изменения, обусловленные особенностями ее хозяйственной системы и характеризующиеся определенными тенденциями и закономерностями развития.
Все уровни функционирования национальной экономики страны, сегменты национального рынка и потенциалы объединены комплексом организационно-правовых, экономических, социальных, технологических и других взаимосвязей. Эти взаимосвязи между уровнями национальной экономики и внутри них опосредованы:
формами собственности;
движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном (воспроизводственном) процессе и вовлеченных в хозяйственный оборот в форме затрат труда, сырья, энергии, капиталов;
потоками денежной массы (наличных и безналичных денег), а также движением ценных бумаг всех видов (акции, облигации, векселя и т. п.).
Все взаимоотношения регулируются законодательными и нормативными актами государственной власти и хозяйственного управления РФ, ее регионов и отраслей, а также системой межгосударственных договоров и соглашений, заключенных РФ, нормами международного права.
Деятельность отдельных составляющих национальной экономической системы страны (региона, отрасли, производства, предприятия, учреждения, организации и т. д.) приводит к конечному результату хозяйствования, выступающему в виде итоговых показателей этой деятельности, которые в конечном счете определяют размеры потребления и накопления в стране, характеризуют структуру и место экономики страны в современной системе мирохозяйствования, а также состояние, закономерности и тенденции развития конкретного хозяйственного звена.
В настоящее время в национальной хозяйственной системе России действует примерно 2 млн. предприятий различных отраслей, в которых занято более 64,9 млн. человек, создающих валовой внутренний продукт государства. Это говорит о масштабах нашей национальной экономики. При этом общая численность суверенных субъектов хозяйствования (государственных и муниципальных унитарных предприятий, АО всех типов, банков, страховых и других учреждений) постоянно растет, а в рамках отдельных отраслей, регионов и видов экономической деятельности все время происходят количественные и качественные изменения. Они связаны с проведением разгосударствления и приватизации, с практикой банкротств, с ликвидацией и перепрофилированием деятельности предприятий, учреждений и организаций, а также с реструктуризацией экономики, ее отраслей и регионов, с действием других факторов.
Все социально-экономические процессы, протекающие в национальной хозяйственной системе страны, охватывают материальные, трудовые, финансовые, природные и прочие ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот, и в совокупном взаимодействии представляют собой единый процесс воспроизводства, который можно свести к четырем основным типам деятельности:
производство;
распределение;
обмен;
потребление.
В реальной практике национального хозяйствования все процессы воспроизводства:
развиваются в единстве и взаимосвязи, по объективным экономическим законам хозяйствования;
не терпят волюнтаризма, т.е. волевого вмешательства в их содержание и развитие;
находятся под влиянием факторов и условий, которые следует учитывать, принимая хозяйственные решения;
поддаются научному познанию, изучению, а следовательно, и управлению в интересах достижения ближайших и более отдаленных целей развития общества и государства;
не допускают разрыва в процессе непродуманного реформирования, когда нет четко поставленных задач, программ и сроков реализации, нет скоординированных по всем звеньям и параметрам осуществляемых хозяйственных решений;
требуют комплексного, профессионального подхода в своем познании и управлении.
Весь воспроизводственный процесс, протекающий в национальной экономике любой страны, можно свести к трем основным параметрам (показателям), характеризующим количественную меру развития самих процессов. Это:
объем (масштаб) процесса как в натуральном, так и стоимостном выражении;
темп развития (спад или подъем);
пропорция (соотношение) в развитии данного социально-экономического, технологического или иного процесса с другими процессами, протекающими технологически сопредельно или параллельно. Например, объем выплавки стали кислородно-конвертерным способом в 1999 г. достиг 30,3 млн. тонн, составив 58,8% от общего объема выплавки стали в стране.. Производство хлопчатобумажных тканей в 1999 г. достигло 1263 млн. кв. м или 76,2% от общенацио-нального объема производства тканей.
Несмотря на наличие многих уровней, элементов и звеньев хозяйствования в национальной экономической системе любой страны наибольшую значимость имеет так называемый общенациональный (макроэкономический) уровень. Именно этот уровень функционирования, анализа и оценки важнейших показателей (параметров) развития позволяет получить характеристику национальной экономики, ее состояния и содержания, проблем и задач, факторов и перспектив совершенствования. Особый интерес представляют макроэкономические показатели, когда они сравниваются с аналогичными данными по другим странам (так называемые международные сравнения), с показателями некоего «стандарта» благополучной хозяйственной системы. В эффективном управлении развитием хозяйства с учетом интересов государства и общества большую роль играет экономическая наука, которую можно рассматривать как отрасль национальной экономики, так как экономическая наука решает ряд важнейших задач.
1. На основе изучения объективных экономических законов она исследует специфические формы их проявления в виде закономерностей, объемов, темпов и пропорций развития социально-экономических процессов расширенного воспроизводства.
2. Это область человеческой деятельности, которая на основе глубокого и обоснованного анализа мировой и отечественной практики исследует тип национальных хозяйственных систем, формы организации и управления ими, разрабатывает хозяйственные решения, которые охватывают конкретное воспроизводство в том или ином периоде времени, реализуя эти решения на самом высшем (макроэкономическом) уровне с учетом протекающих социально-экономических процессов и явлений воспроизводства.
3. Экономическая наука отражает макроэкономический (интегральный) подход к воспроизводственному процессу, рассматривает национальную экономику в наиболее общем виде и в таком аспекте характеризует экономическую жизнь страны, оценивает ее потенциалы, рынки, состояние, достижения, недостатки, проблемы и перспективы развития. Полученные данные дают возможность осуществлять межстрановые сравнения.
4. Наука — это и область хозяйственной практики, которая имеют дело с социально-экономическими процессами прошлого, настоящего и будущего. Знание прошлого позволяет избежать ошибок в настоящем и будущем.
5. Наука призвана изучать факторы, определяющие состояние, закономерности и тенденции развития национальной хозяйственной системы страны, что бы вносить соответствующие коррективы в хозяйственные решения по стабилизации, восстановлению, развитию и совершенствованию экономики страны, в содержание и характер социальной, демографической, экономической, структурной, технико-технологической, инвестиционно-инновационной, денежно-кредитной, валютной, таможенной и другой политики государства.
6. Анализируя обобщающие (интегральные) показатели воспроизводственного процесса в стране, показатели, характеризующие «лицо» хозяйственной системы страны, ее состояние и перспективы развития.
В конечном счете национальная экономика как наука и область хозяйственной практики людей сводится к тому, чтобы на основе объективного научного анализа обосновывать стратегию и тактику социально-экономической политики государства, создать нормальные условия социального развития, роста доходов и потребления населения, обеспечить социальную защиту и социальную поддержку граждан страны в целом, каждого гражданина в отдельности.
Национальная экономика как наука и область хозяйственной практики людей включает в себя следующие составные части:
Объект науки.
Предмет науки.
Методологический инструментарий науки.
Субъект науки.
Объект национальной экономики — это хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие.
Предметом национальной экономики выступают социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.
Инструментарий национальной экономики представляет собой теоретико-методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций, параметров развития системы и разработанные на этой основе меры, приемы и средства подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам страны, ее населения.
Субъект национальной экономики — органы управления национальной хозяйственной системой страны, ее отраслей и регионов, реализующие те функции, цели и задачи, которые стоят перед национальной экономикой как наукой и областью национальной практики хозяйствования.
Предпосылки формирования и функционирования национальной экономики
Чтобы национальная экономика функционировала как наука и область хозяйственной деятельности людей, требуются условия необходимости, возможности и достаточности. Следовательно, должны присутствовать три предпосылки национальной экономики: экономическая, политическая, организационная.
Экономическая предпосылка национальной экономики
Эта предпосылка обусловлена экономическими условиями, в которых функционирует и развивается хозяйственная система страны.
Когда говорят об экономических основах национального хозяйствования, то имеют в виду законодательную базу, регулирующую отношения собственности, организационно-правовые формы хозяйствования, процессы распределения, потребления и накопления.
ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
I. Национальная экономика и её общая характеристика. Открытая и закрытая экономика
II. Кругооборот доходов в рыночной экономике
III. ВВП и принципы его расчёта.Промежуточные и конечные товары и услуги.Добавленная стоимость
IV. Расчёт ВВП по произвольному методу, по расходам и доходам.Другие показатели системы нац.счетов
V. Номинальный и реальный ВВП.Дефлятор ВВП.Индексы ВВП
____________________________________________________________________________________________________________________
I. Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного производства.Основа:предприятие,фирмы,домашние хозяйства.
Цели национальной экономики:
Стабильный рост объёма национального производства
Стабильный уровень цен
Высокий уровень занятости
Поддержание внешнеторгового баланса,т.е. достижение равновесия между экспортом и импортом,стабильный курс нац.валюты.
Каждая национальная экономика имеет свою структуру.
Структура национальной экономики - это устойчивые,количественные отношения между различными её частями.Выделяют:
1. Воспроизводственную структуру - это деление нац.экономики на основные виды экономических субъектов (домашнее хозяйство,фирмы,государство).
Домашние хозяйства поставляют производителям товаров и услуг факторы производства(труд).
Фирмы используют факторы производства и создают товары и услуги.
Государство покупает товары и услуги,взимает налоги,оказывает финансовую помощь фирмам и дом.хоз-ам.
2. Социальная структура - это деление нац.экономики на секторы в соответствии на формы собственности.
3. Отраслевая структура - это деление нац.экономики на отрасли,т.е. качественно однородные хоз.единицы(деление на с\х,промышленность и т.д.)
4. Территориальная структура - это деление на экономические районы.
5. Инфраструктура - это совокупность отраслей,обеспечение условий производства и жизни людей.
II. Система национальных счетов(СНС) - это комплексная, балансовая модель, показывающая движение нац.продукта в форме "расходы-доходы".
Функции СНС:
1. Основа для выработки экономической политики.
2. Создаёт инструментарий для экономического прогнозирования деятельности субъектов нац. экономики.
3. На основе СНС осуществляеться сопоставление макроэкономических показателей, оценка уровня жизни различных групп населения в стране и за рубежом.
4. Служит связующим звеном экономической теории с хозяйственной практикой.
В системе СНС экономические субъекты подразделяются на 6 групп:
Производственные фирмы,выпускающие товары и услуги.
Финансовые учреждения.
Государственные учреждения(налоговая полиция,нац.банк,суд).
Частные,некоммерческие учреждения,обслуживающие дом.хозяйство.
Домашнее хозяйство
"Заграница"(все экономические субъекты за границей,осуществляющие экономические действия по соглашению с данной страной).
III. Внутренний валовый продукт(ВВП) - это стоимость конечных товаров и услуг, произодимых на территории данной страны.
Конечные товары и услуги - те,которые используются для конечного потребления.Для того, чтобы произвести конечные товары и услуги, фирма закупает сырьё, материалы (т.е.промежуточный продукт).
Закупив промежуточный продукт, фирма производит конечный продукт, в результате чего создаётся добавленная стоимость(т.е. стоимость, созданная фирмой в процессе производства).
IV. Расчёт ВВП.3 метода:
1. Производственный (метод по добавленнлй стоимости).
ВВП есть сумма добавленной стоимости всех производителей товаров и услуг в данной стране на каждой стадии производства. При расчёте ВВП таким методом суммируется добавленная стоимость, созданная предприятиями отрасли, а затем суммируется добавленная стоимость по отраслям экономики.
∑ добавл.стоим. на отрасли → ∑ добавл.стоим. по отраслям экономики
Такой метод расчёта даёт представление об эффективности отраслей нац. экономики.
Кроме добавленной стоимости расчёт ВВП по производственному методу включает чистые налоги на производство и импорт. Чистые налоги - это разница между суммой всех налогов на импорт и субсидиями.
Таким образом: ВВП = ∑ добавл.стоим. + чистые налоги
2. Распределителный метод.
ВВП - это сумма всех доходов, получаемых хозяйствующими субъектами от экономической деятельности.
3. Метод конечного использования(по расходам)
Согласно этому методу сумма потоков расходов - есть сумма потоков всех расходов нац. экономики на конечн. ВВП.
ВВП = C+i+G+Nx
C - расходы дом. хозяйств.
i - расходы фирм на прирост инвестиций в данном году.
G - расходы государства на закупку товаров и услуг.
Nx - чистый экспорт (разница между экспортом и импортом).
Другие показатели СНС
ВВП не предназначен для учёта товаров и услуг, производимых за пределами нац. экономики. Для этого СНС93(принятая в 1993 году) использует ВНД.
ВНД отличается от ВВП не более чем на 1%
ВНД = ВВП + первичный доход
Первичный доход - зарплаты, доход от собственности полученные из-за границы.
Чистый национальный доход(ЧНД) - вновь созданная стоимость в текущем году. ЧНД<ВНД на величину потреблённого капитала.
ЧНД = ВНД - Аммортизация
V. Номинальный и реальный ВВП
Номинальный ВВП - рассчитанный в ценах текущего года.
∑ = p1q1
p1 - цены текущего года.
q1 - объём производства в текущем году.
Реальный ВВП - очищенный номинальный ВВП от инфляции или дефляции, т.е. от изменения уровня цен.
∑ = p0q1
p0 - цены базового года.
q1 - объём производства в текущем году.
Связь между реальным и номинальным ВВП достигается с помощью дефлятора ВВП.
Дефлятор ВВП - отношение номинального ВВП к реальному ВВП, выраженное в процентах.
Дефлятор отражает изменение цен в экономике. Динамику цен в экономике можно представить с помощью индекса цен.
Индекс цен - измеритель соотношений между совокупной ценой определённого товара и услуги, т.е. потребляемой корзиной данного года, и совокупной ценой идентичной потребительской корзины базового года.
Индекс цен:
1. Индекс потребительских цен (ИПЦ).
Рассчитывается на основе потребляемых товаров.
2. Индекс цен производителей (ИЦП).
Отношение стоимости товаров и услуг текущего года к их стоимости базисного года.
3. Дефлятор ВВП.
Определяется путём сравнения общего объёма ВВП в действительных и сопостовляемых ценах.
Значение индекса цен:
Необходимы для изучения динамики цен и оценки их влияния на экономику.
На их основе принимаются решения по основным аспектам экономической политики.
Определяется влияение цен на жизненный уровень населения.
Сопостовляется динамика и уровень цен в различных странах.
Индексируется зарплата.
Выявляются изменения валютных курсов.
Основные показатели национальной экономики и их измерение
Валовой национальный продукт — это прежде всего сумма товаров и услуг, произведенных всеми хозяйствами страны за год. У всех товаров есть общая характеристика, это — цена, которую покупатели платят за самые различные блага в одном и том же измерителе — деньгах. Если сложить всю массу стоимостей товаров и услуг, то получим показатель, который называется валовым национальным продуктом. Следовательно, валовой национальный продукт (ВНП) — это общая рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных национальной экономикой в течение года.
Величина ВНП определяется путем суммирования всей конечной продукции и услуг, произведенных предпринимателями; здесь исключается такая продукция, которая предназначена для дальнейшей переработки или дальнейшей продажи конечному пользователю. Промежуточными товарами являются сырье, топливо, вспомогательные материалы и т.п. Например, овощи, покупаемые населением, — конечный продукт, а приобретаемые рестораном для приготовления пищи — промежуточный товар.
На практике величина ВНП определяется так: из стоимости продукта каждого производителя вычитается стоимость товаров, купленных им у других производителей, и то, что остается, складывают.
Следует иметь в виду, что показатель ВНП не отражает полностью всю продукцию, произведенную в экономике данной страны. Во-первых, этот показатель не учитывает те блага и услуги, которые не продаются на рынке, а производятся и потребляются без оплаты. Во-вторых, в показателе ВНП не учитываются те товары и услуги, которые созданы в теневой экономике. Таким образом, в ВНП включаются лишь те товары и услуги, которые прошли через официальные и регистрируемые рынки.
Чистый национальный продукт — это валовой национальный продукт, скорректированный на сумму потребленного капитала. То есть ЧНП представляет собой ВНП за вычетом той его части, которая используется для возмещения капитала, израсходованного за год. Чистый продукт данного года производится с помощью факторов производства — земли, труда, капитала, а также предпринимательского таланта.
Следовательно, каждый поставщик экономических ресурсов должен получить доход в обмен за то, что его ресурс использовался в производстве продукции: собственник земли — ренту, собственник капитала процент, владелец рабочей силы — заработную плату, предприниматель — прибыль. Все эти виды доходов отражают вклад экономических ресурсов в производство данного чистого объема производства.
Единственным компонентом ЧНП, который не отражает текущего вклада экономических ресурсов, являются косвенные налоги на бизнес. Косвенные налоги на бизнес получает государство в виде поимущественных налогов, акцизных сборов, при продаже различных лицензий и др. операций. Но государство в обмен за эти налоги ничего не вкладывает в производство. Поэтому, чтобы определить показатель общего объема доходов — заработной платы, рентных платежей, процентов и прибыли, полученных при производстве валового национального продукта данного года, необходимо из ЧНП вычесть косвенные налоги на бизнес.
Полученный таким образом показатель называется национальным доходом. Национальный доход (НД) — это суммарная величина заработанного дохода собственников всех факторов производства. Национальный доход является обобщающим показателем экономического развития страны, он отражает результаты работы за год и исчисляется в денежной форме. Поскольку НД — это заработанный доход, то этот показатель характеризует уровень благосостояния населения в данное время, экономические возможности развития страны в перспективе.
Величина национального дохода определяется как разница между ЧНП и косвенными налогами на бизнес. Поскольку национальный доход характеризует уровень благосостояния, постольку общество заинтересовано в его росте. Рост НД связан, с одной стороны, с уменьшением доли косвенных налогов на бизнес и отчислений на потребление капитала. С другой стороны, рост НД определяется ростом ВНП. Величина последнего зависит от численности работников, продолжительности рабочего времени и производительности труда работающих:
Поскольку время, как известно, ограничено, в сутках всего 24 часа, из которых необходимо выделить время сна, отдыха, еды, дорогу на работу и обратно и др.затраты, то становится ясно, что добиться роста ВНП и НД можно двумя способами — увеличить количество работающих или производительность их труда. Производительность труда, то есть количество продукции в единицу времени (час, день, месяц). Производительность труда зависит от многих факторов, в том числе от уровня образования и квалификации работающих, размеров и эффективности используемых средств производства, уровня развития науки и степени ее применения в производстве и др.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 217.