1. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится научными учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, экспертами, привлекаемыми из числа ученых и специалистов, в зависимости от содержания рассматриваемого проекта. Проведение экспертизы может быть поручено одному или нескольким экспертам (экспертной комиссии).
2. По проектам законов, разработанным государственными органами Республики Казахстан и подлежащим внесению в Парламент Республики Казахстан, научная лингвистическая экспертиза в части аутентичности текстов на казахском и русском языках проводится уполномоченной организацией.
3. По проекту может проводиться комплексная экспертиза экспертами различных специальностей или самостоятельные экспертизы различных видов, а при необходимости – повторная экспертиза.
4. В качестве экспертов привлекаются организации и лица, не принимавшие непосредственного участия в подготовке проекта.
5. В качестве экспертов могут привлекаться специалисты из других государств и международных организаций.
Проект может быть направлен для научной экспертизы в иностранные и международные организации.
Статья 31. Инициатива при направлении проектов нормативных
правовых актов на экспертизу
1. Решение о проведении экспертизы проекта нормативного правового акта может быть принято:
1) Президентом Республики Казахстан или по его поручению Руководителем Администрации Президента Республики Казахстан, депутатами Парламента Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан, вносящими проект в Мажилис Парламента Республики Казахстан в порядке законодательной инициативы;
2) уполномоченным органом;
3) должностными лицами или структурными подразделениями уполномоченного органа, если регламентом этого органа или иным законодательством этим лицам и структурным подразделениям такое право предоставлено.
2. В случаях, когда проект нормативного правового акта подготавливается на договорной основе, экспертиза проекта может быть проведена по решению заказчика проекта.
Статья 32. Научная лингвистическая экспертиза проектов
нормативных правовых актов
1. Научная лингвистическая экспертиза проводится по проектам законодательных актов.
2. Порядок и сроки проведения научной лингвистической экспертизы определяются Правительством Республики Казахстан.
Глава 7. Порядок принятия нормативного правового акта
Статья 33. Определение порядка принятия нормативных
правовых актов
1. Порядок принятия нормативных правовых актов определяется Конституцией Республики Казахстан и настоящим Законом.
2. Особенности порядка принятия различных видов нормативных правовых актов определяются также:
1) для кодексов – настоящим Законом.
Кодексы, изменения и дополнения в них принимаются не менее чем в двух чтениях путем последовательного рассмотрения на раздельных заседаниях палат Парламента Республики Казахстан;
2) для консолидированных законов и законов – Конституцией Республики Казахстан, законодательными актами о Парламенте Республики Казахстан, Президенте Республики Казахстан, республиканском референдуме, иными законодательными актами, в том числе регламентами Парламента и его палат;
3) для нормативных постановлений Парламента и его палат – Конституцией Республики Казахстан, законодательными актами о Парламенте Республики Казахстан;
4) для указов Президента Республики Казахстан – Конституцией Республики Казахстан, законодательным актом о Президенте Республики Казахстан, а также актами Президента Республики Казахстан, регулирующими этот порядок;
5) для постановлений Правительства Республики Казахстан – Конституцией Республики Казахстан, законодательным актом о Правительстве, актами Президента и Правительства Республики Казахстан;
6) для нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, в том числе Национального банка Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета – законодательными актами о Правительстве и этих органах, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, указами Президента Республики Казахстан, постановлениями Правительства Республики Казахстан, регулирующими деятельность этих органов;
7) для нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан – законодательным актом о Конституционном Совете Республики Казахстан;
8) для нормативных постановлений Верховного Суда Республики Казахстан – законодательством о судах Республики Казахстан;
9) для нормативных постановлений Центральной избирательной комиссии (Комиссии по проведению референдума) – законодательными актами о выборах и республиканском референдуме;
10) для нормативных решений местных представительных и исполнительных органов и ревизионных комиссий – законодательными актами об этих органах, иными законодательными актами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан.
3. Принятие нормативного правового акта уполномоченным органом допускается только в случаях, когда компетенция уполномоченного органа по принятию данного акта прямо предусмотрена законодательством Республики Казахстан.
Статья 34. Лица, уполномоченные подписывать нормативные
правовые акты
1. Официальные тексты нормативных правовых актов подписываются следующими должностными лицами:
1) Конституция, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, конституционные законы, кодексы, консолидированные законы, законы Республики Казахстан, указы Президента Республики Казахстан, в том числе указы, имеющие силу конституционного закона или закона, – Президентом Республики Казахстан;
2) постановления Парламента Республики Казахстан – председателем Мажилиса; постановления Мажилиса Парламента Республики Казахстан – председателем Мажилиса, постановления Сената Парламента Республики Казахстан – председателем Сената;
3) постановления Правительства Республики Казахстан – Премьер-Министром Республики Казахстан;
4) решения маслихата – председателем сессии маслихата и секретарем маслихата;
5) постановления акимата, решения акима – акимом;
6) иной нормативный правовой акт – руководителем органа, его принявшего (издавшего).
2. При принятии нормативного правового акта производного вида посредством нормативного правового акта основного вида уполномоченным лицом подписывается только нормативный правовой акт основного вида.
Статья 35. Правопреемство в отношении принятых нормативных
правовых актов
В случае реорганизации уполномоченного органа, наделенного правом принимать нормативные правовые акты, к правопреемнику в пределах его компетенции вместе с правом принимать нормативные правовые акты переходят полномочия по изменению, прекращению и приостановлению действия нормативных правовых актов.
Глава 8. Опубликование нормативных правовых актов
Статья 36. Обязательность официального опубликования
нормативных правовых актов
1. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения.
Официальными изданиями являются Ведомости Парламента Республики Казахстан, Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, «Вестник Национального Банка Республики Казахстан».
2. Официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется также периодическими печатными изданиями, получившими такое право на конкурсной основе, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется также в эталонном контрольном банке нормативных правовых актов в электронном виде.
Официальное опубликование в отношении нормативных правовых актов, указанных в подпунктах 6), 7), 8) пункта 2 статьи 7 настоящего Закона, осуществляется на интернет-ресурсе, определяемом Правительством Республики Казахстан.
3. Первое официальное опубликование нормативных правовых актов должно быть осуществлено одновременно на казахском и русском языках в течение тридцати календарных дней после их вступления в силу.
4. Последующее официальное опубликование текстов нормативных правовых актов осуществляется печатными изданиями в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, и при условии прохождения экспертизы на соответствие публикуемых ими текстов эталонному контрольному банку нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Контроль за соблюдением установленного порядка последующего официального опубликования текстов нормативных правовых актов осуществляют органы юстиции.
Порядок предоставления права на осуществление последующего официального опубликования текстов нормативных правовых актов не распространяется на официальные издания, указанные в части второй пункта 1 настоящей статьи, самостоятельно принимающие решения о необходимости последующего официального опубликования текстов нормативных правовых актов.
5. В правоприменительной практике должны использоваться официальные публикации нормативных правовых актов.
6. Неофициальное опубликование нормативных правовых актов допускается только после их официального опубликования.
Статья 37. Официальное опубликование нормативных правовых
актов центральных исполнительных и иных
центральных государственных органов
Республики Казахстан
1. Официальное опубликование нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов осуществляется на интернет-ресурсе, определяемом Правительством Республики Казахстан, в графическом формате в полном соответствии с подписанными подлинниками и/или в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, в порядке, определяемом статьей 36 настоящего Закона.
2. Копии нормативных правовых актов зарегистрированных органами юстиции направляются органами, представившими их на такую регистрацию, на официальное опубликование в форме электронного документа и бумажного носителя, заверенного гербовой печатью, в течение десяти календарных дней после их внесения в Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов.
3. Официальное опубликование нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов осуществляется также в эталонном контрольном банке нормативных правовых актов в электронном виде.
Статья 38. Официальное опубликование нормативных правовых
решений маслихатов, нормативных правовых
постановлений акиматов, нормативных правовых
постановлений ревизионных комиссий и
нормативных правовых решений акимов
1. Официальное опубликование нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов, нормативных правовых постановлений ревизионных комиссий и нормативных правовых решений акимов осуществляется на интернет-ресурсе, определяемом Правительством Республики Казахстан, в графическом формате в полном соответствии с подписанными подлинниками и/или в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы, в порядке, определяемом статьей 40 настоящего Закона.
2. Копии нормативных правовых актов, зарегистрированных органами юстиции направляются органами, представившими их на такую регистрацию, на официальное опубликование в форме электронного документа и бумажного носителя, заверенного гербовой печатью, в течение десяти календарных дней после их внесения в Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов.
3. Официальное опубликование нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов, нормативных правовых постановлений ревизионных комиссий и нормативных правовых решений акимов осуществляется также в эталонном контрольном банке нормативных правовых актов в электронном виде.
Статья 39. Недопустимость опубликования нормативных
правовых актов в неполном изложении
1. Не допускается официальное опубликование нормативных правовых актов в неполном изложении, за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.
2. Если из-за значительного объема нормативного правового акта его текст публикуется в нескольких номерах периодического печатного издания, то днем официального опубликования считается день опубликования заключительной части текста нормативного правового акта на казахском и русском языках.
Статья 40. Контроль за официальным опубликованием
нормативных правовых актов центральных
исполнительных и иных центральных
государственных органов, а также маслихатов,
акиматов, ревизионных комиссий и акимов
Контроль за официальным опубликованием нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов, а также маслихатов, акиматов, ревизионных комиссий и акимов осуществляют Министерство юстиции Республики Казахстан и его территориальные органы в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Глава 9. Действие нормативных правовых актов во времени,
пространстве и по кругу лиц
Статья 41. Время вступления в силу и введения в действие
нормативных правовых актов
1. Нормативные правовые акты, за исключением нормативных правовых актов, указанных в части второй настоящего пункта, вступают в силу после их подписания.
Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации в органах юстиции в соответствии со статьей 43 настоящего Закона, вступают в силу со дня государственной регистрации.
2. Обязательным условием введения в действие нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является их официальное опубликование.
3. Нормативные правовые акты вводятся в действие в следующие сроки:
1) законодательные акты Республики Казахстан, за исключением постановлений Парламента Республики Казахстан и его палат, нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан, нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан – по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования, если в самих актах или актах о введении их в действие не указаны иные сроки;
2) постановления Парламента Республики Казахстан и его палат, нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан – со дня первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки;
3) постановления Конституционного Совета Республики Казахстан – со дня их принятия;
4) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов, нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые постановления ревизионных комиссий и нормативные правовые решения акимов – по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки.
4. В нормативных правовых актах или актах о введении их в действие могут быть указаны иные сроки введения в действие отдельных разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов и абзацев статей нормативных правовых актов, чем установленные для всего акта в целом.
5. Нормативный правовой акт, предусматривающий юридическую ответственность за действия, которые ранее не влекли такой ответственности, либо устанавливающий более строгую ответственность по сравнению с прежней, не может быть введен в действие до истечения десятидневного срока после официального опубликования этого акта.
6. Нормативные правовые акты, которыми утверждаются квалификационные требования, предъявляемые к отдельным видам (подвидам) деятельности, и перечень документов, подтверждающих соответствие квалификационным требованиям, а также перечни отдельных товаров, экспорт и импорт которых подлежат лицензированию, не могут быть введены в действие до истечения двадцатиоднодневного срока после официального опубликования этих актов.
7. Нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты республики или иную охраняемую законом тайну, вводятся в действие со дня их принятия или в сроки, указанные в самом акте.
8. Во всех нормативных правовых актах должен быть указан срок введения их в действие с учетом норм настоящей статьи.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 182.