Тема 31. Категория качества и эволюция его содержания. Показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Определение термина «качество». Объекты качества. Качество продукции, услуг, труда и проекта. Качество и конкурентоспособность продукции. Значение повышения качества. Качество как объект управления. Основы квалиметрии. Виды показателей качества. Классификация показателей качества: показатели назначения, надежности, технологичности, эргономические, эстетические, экономические, патентно-правовые, экологические, показатели безопасности. Определение значений показателей качества. Методы с использованием объективных способов измерения. Методы с использованием эвристических способов оценки. Статистические методы оценки показателей качества.

Тема 32. Оценка уровня качества товаров. Контроль качества продукции.

Понятие и виды уровня качества товаров. Последовательность оценки уровня качества. Методы оценки уровня качества. Задачи и функции службы технического контроля качества на предприятии. Виды контроля. Проблемы функционирования и развития служб контроля качества на предприятиях. Совершенствование их деятельности.

Тема 33. Эволюция подходов к менеджменту качества. Системы менеджмента качества.

Опыт управления качеством в США. Опыт управления качеством в Японии. Европейский опыт управления качеством. Всеобщее управление качеством (TQM). Общие подходы и методы работы по качеству. Понятие о системе менеджмента качества. Принципы, лежащие в основе систем менеджмента качества, установленные стандартом ИСО 9000:2000. Модель системы качества, соответствующая стандарту ИСО 9001:2000. Семейство стандартов ИСО 9000 версии 2000 года.

Тема 34. Совершенствование систем управления качеством. Стандартизация в управлении качеством.

Организация управления процессами. Статистическое регулирование процессов и системный подход. Аттестация процессов. Деятельность групп по совершенствованию процессов. Функционирование системы обеспечения качества.

Сущность стандартизации. Понятие нормативных документов по стандартизации. Цели, принципы, функции и задачи стандартизации.

Государственные законы о единстве измерений и стандартизации. Стандарты Международной организации по стандартизации.

Тема 35. Сущность и функции сертификации. Сертификация систем менеджмента качества

Основные термины и понятия сертификации продукции. Испытательные лаборатории и их аккредитация. Сертификация товаров и услуг. Разновидности систем сертификации продукции. Актуальность внедрения систем качества. Правила и порядок сертификации систем качества и производства. Совершенствование систем качества.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Номер раздела, Темы занятия Название раздела, темы занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Самостоятельная управляемая работа студента Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) Литература Форма контроля знаний
лекции Практичекие (семинарские) занятия Лабораторные занятия
                 

 

  Часть 1.              
Введение в управление. Управление как функция и процесс. Управление – это люди, управляющие организацией. Управление – это искусство и наука. Новая парадигма управления. Организация как продукт развития общества. Условия зарождения управленческой науки. Особенности становления менеджмента.       [1],[2]  
Организация и менеджер. Организация: понятие и черты. Роль организации в обществе. Понятие организационной системы. Внешняя среда организационной системы. Внутренняя среда организационной системы. Классификация организаций. Критерии классификации. Группировка организаций по критериям. Характер труда и роли менеджеров в организациях. Требования к профессиональной компетенции менеджеров. Разделение труда в управлении. Влияние национальных особенностей на систему управления Принципы устройства организации         [1],[2]  
Процессы управления. Виды процессов в организации. Состав основных процессов. Состав обеспечивающих процессов. Управленческие процессы. Сущность процесса управления. Проблема и возможность. Решение. Участники процесса принятия решений. Рациональная (классическая) модель процесса принятия решений. Альтернативные модели процесса принятия решений. Организационные отношения       [1],[2]  
Методы управления Общенаучные методы. Конкретные методы.     [1],[2]  
Планирование в управлении организацией. Определение понятий. Виды планов в организации. Миссия и видение. Цели и их классификация. Дерево целей. Принципы управления по целям. Достоинства и недостатки системы управления по целям. Сущность функций управления: планирование         [1],[2]  
Организационная структура. Организационная структура и структура управления организацией. Интеграция и организационная структура. Формы интеграции организации. Элементы, связи и уровни структуры управления. Характеристики структуры управления. Принципы построения структур управления. Типовые подходы к построению структур управления. Критерии выбора структуры управления. Линейно-функциональная, дивизиональная, проектная, матричная и бригадная структуры управления. Структурное представление организации       [1],[2]  
Руководство в управлении организацией. Роль мотивации в управлении. Теоретическая база и методы мотивации. Система непрерывного обучения как фактор мотивации. Роль и функции руководителя организации. Процесс и виды коммуникаций в организации. Лидерство и власть       [1],[2]  
Контроль деятельности организации. Понятие и содержание контроля в организации. Этапы процесса контроля. Виды контроля в организации. По периодичности контроля. По функциональным подсистемам. Методы контроля и оценки. Общие методы. Бенчмаркинг. Тотальный контроль качества и тотальный менеджмент качества. Методы общей оценки деятельности организации. Сущность функций управления: контроль         [1],[2]  
  Часть 2.              
Общая концепция стратегического управления организацией. Возникновение потребности в стратегическом управлении. Современная организация и ее поведение на рынке. Системный и ситуационный подходы в стратегическом управлении. Приростное и предпринимательское организационное поведение.     [1],[2]  
Сущность стратегического управления. Основные продукты стратегического управления. Задачи стратегического и оперативного управления. Объекты стратегического управления. Проблемы стратегического управления.     [1],[2]  
Процесс планирования стратегии. Планирование стратегии. Элементы стратегического выбора. Видение, миссия и цели. Стратегии. Использование метода «сценариев будущего» в стратегическом управлении. Анализ внешней среды.     [1],[2]  
Анализ сильных и слабых сторон организации. Маркетинг. Финансы (бухгалтерский учет). Производство. Персонал (людские резервы). Организационная культура и имидж организации. Оценка стратегической ситуации организации.     [1],[2]  
Анализ альтернатив и выбор стратегии Процесс выбора стратегии. Факторы, определяющие выбор стратегии. Виды базовых стратегий. Матрица возможностей по товарам/рынкам. Методы доводки стратегии. Определение позиции организации на рынке. Матрица Бостонской консультативной группы. Временной аспект стратегии.     [1],[2]  
Управление реализацией стратегии. Процесс реализации стратегии. Общая характеристика и условия реализации стратегии организации. Схема процесса реализации стратегии. Использование сбалансированной системы показателей в процессе реализации стратегии.     [1],[2]  
Области стратегических изменений в организации. Виды стратегических изменений в организации. Организационная структура. Организационная культура. Проведение стратегических изменений. Система планов развития организации. Распределение стратегических ресурсов.     [1],[2]  
Основы теории и методологии инноватики Развитие теории инноватики и ее современные концепции. Наука, технология, экономика и образование как компоненты целостной системы инновационной деятельности.     [1],[2]  
Управление знаниями и интеллектуальным ресурсом инновационного предприятия. Функция управления знаниями. База знаний предприятия. Система знаний организации. Система управления знаниями. Формирование знаний стратегических подразделений. Формирование компетенций потребителей.     [1],[2]  
Нововведения как объекты инновационного менеджмента. Классификация инновационных процессов и нововведений в инновационном менеджменте. Диффузные процессы в инновационной среде. Трансферт инноваций.     [1],[2]  
Характеристика инновационных процессов. Инновационные цели, идеи, проекты и программы. Логистическая S-образная кривая развития организаций и их элементов. Технологические разрывы. Циклический характер инновационных процессов. Жизненные циклы спроса, технологий, товаров. Идентификация инновационного процесса.     [1],[2]  
Инновационный потенциал и инновационный климат. Понятие инновационного потенциала. Структура внутренней среды организации. Подходы к оценке инновационного потенциала. Детальный подход. Диагностический подход.     [1],[2]  
Управление инновационными процессами. Диагностический анализ инновационной среды организации по методу SWOT-анализа. Внешняя среда предприятия и оценка инновационного климата. Инновационный процесс как объект функционального и проектного управления. Особенности стратегической инноватики как объекта проектного управления. Соотношение проектного и программно-целевого управления.     [1],[2]  
Организационные формы инновационной деятельности Комплекс организационных форм инновационной деятельности. Роли специалистов в инновационной деятельности. Формирование инновационных подразделений. Формы малого инновационного предпринимательства. Новые фирмы в рамках старых компаний. Венчурные фирмы — рискофирмы. Бизнес-процесс инкубации новых предприятий для продвижения высокотехнологичных идей.     [1],[2]  
Инвестиции в инновационном процессе Инновационная деятельность как объект инвестирования. Инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной деятельности. Норма прибыли при финансировании инновационных проектов. Оценка доходности инновационных проектов и программ.     [1],[2]  
  Часть 3.              
Управление производством. Системное представление. Общая характеристика производства промышленной организации. Производство как объект управления. Характеристика и структура гибкой производственной системы. Особенности, характерные черты и сущность управления производством в акционерном обществе. Условия стабильности производства и управления. Цели и задачи управления производством. Процесс управления производством. Функции управления производством.     [1],[2]  
Формирование производственных программ. Система производственных программ. Основные положения по формированию годовой производственной программы организации. Методические положения по распределению программы выпуска изделий по плановым периодам года для сборочных цехов. Методические положения по формированию номенклатурно-календарных планов выпуска сборочных единиц и деталей для обрабатывающих и заготовительных цехов. Состав и назначение календарно-плановых расчетов и нормативов движения производства.     [1],[2]  
Особенности формирования производственных программ. Особенности формирования производственных программ для обрабатывающих цехов единичного производства. Формирование производственных программ для механосборочных цехов серийного производства. Особенности формирования производственных программ для основных цехов массового производства.     [1],[2]  
Оперативное управление производством. Место оперативного управления в производственной деятельности организации. Методические положения по разработке оперативно-календарных планов. Основные положения по составлению сменно-суточных заданий. Организация работы по выполнению производственных программ и заданий. Координация работ по выполнению производственных программ и мотивация труда работающих.     [1],[2]  
Организация управления производством. Структура и взаимосвязь элементов системы управления производством. Информационное обеспечение системы. Техническое и программное обеспечение системы. Организация автоматизированного управления производством. Организация управления производственной программой на межцеховом уровне. Организация управления гибким автоматизированным участком по обработке корпусных деталей.     [1],[2]  
Факторы, влияющие на производственную программу. Характеристика факторов, изменение которых влияет на формирование и реализацию производственной программы. Управление процессом корректировки производственных программ.     [1],[2]  
Развитие управления производством. Характеристика механизма активного развития управления производством. Управление производственной программой в виртуальной сетевой организации. Структура виртуальной сетевой организации Управление производственной программой в рамках виртуальной сетевой организации.     [1],[2]  
Категория качества и эволюция его содержания. Показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей. Определение термина «качество». Объекты качества. Качество продукции, услуг, труда и проекта. Качество и конкурентоспособность продукции. Значение повышения качества. Качество как объект управления. Основы квалиметрии. Виды показателей качества. Классификация показателей качества: показатели назначения, надежности, технологичности, эргономические, эстетические, экономические, патентно-правовые, экологические, показатели безопасности. Определение значений показателей качества. Методы с использованием объективных способов измерения. Методы с использованием эвристических способов оценки. Статистические методы оценки показателей качества.     [9],[20-23], [25]  
Оценка уровня качества товаров. Контроль качества продукции. Понятие и виды уровня качества товаров. Последовательность оценки уровня качества. Методы оценки уровня качества. Задачи и функции службы технического контроля качества на предприятии. Виды контроля. Проблемы функционирования и развития служб контроля качества на предприятиях. Совершенствование их деятельности.       [9],[20-23], [25]  
Эволюция подходов к менеджменту качества. Системы менеджмента качества. Опыт управления качеством в США. Опыт управления качеством в Японии. Европейский опыт управления качеством. Всеобщее управление качеством (TQM). Общие подходы и методы работы по качеству. Понятие о системе менеджмента качества. Принципы, лежащие в основе систем менеджмента качества, установленные стандартом ИСО 9000:2000. Модель системы качества, соответствующая стандарту ИСО 9001:2000. Семейство стандартов ИСО 9000 версии 2000 года.       [9],[20-23], [25]  
Совершенствование систем управления качеством. Стандартизация в управлении качеством. Организация управления процессами. Статистическое регулирование процессов и системный подход. Аттестация процессов. Деятельность групп по совершенствованию процессов. Функционирование системы обеспечения качества. Сущность стандартизации. Понятие нормативных документов по стандартизации. Цели, принципы, функции и задачи стандартизации. Государственные законы о единстве измерений и стандартизации. Стандарты Международной организации по стандартизации.       [9],[20-23], [25]  
Сущность и функции сертификации. Сертификация систем менеджмента качества Основные термины и понятия сертификации продукции. Испытательные лаборатории и их аккредитация. Сертификация товаров и услуг. Разновидности систем сертификации продукции. Актуальность внедрения систем качества. Правила и порядок сертификации систем качества и производства. Совершенствование систем качества.       [9],[20-23], [25]  
  Итого        

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Поршнев А.Г. «Управление организацией» Москва ИНФРА-М, 2010.-737 с.

2. Горшкова Л.А., М.В.Горбунова. «Основы управления организацией» Практикум М. Кнорус, 2012 – 240 с.

3. Поршнев А.Г. «Управление организацией» Практикум. Москва ИНФРА-М, 2003.-373 с.

4. Басовский м.Е., Протасьев В.Б. «Управление качеством» Учебник – М. ИНФРА-М, 2004 -212 с.

5. Всеобщее Управление Качеством. Учебник для вузов./Под. Ред. О.П.Глудкина. – М.: Радио и связь, 1999. – 600 с.

6. В.А.Лапидус. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях OA «Типография», «Новости», М.: 2000

7. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред.С.Д.Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.- 199 с.

8. Фомин В.Н. Ф 76 Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. Курс лекций. –М.: Ассоциация авторов и издателей. «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 2000. -320 с.

9. Окрепилов В.В. Управление качеством. – М.: Экономика, 1998. – 639 с.

10.Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник/ Под ред. В.А.Швандара.

- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.-487 с.

10. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов.

- М.: Аудит ЮНИТИ, 1998.- 479 с.

11.Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация: Учебное пособие. – М.: Логос, 1999. – 248 с.

12.СТБ ИСО 9000-2000. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

- Мн.: Госстандарт, 2000. – 28 с.

13.СТБ ИСО 9001-2001. Система менеджмента качества. Требования. – Мн.: Госстандарт, 2001.-22 с.

14.Национальная система сертификации РБ. Сборник основополагающих нормативных документов. – Мн.: Госстандарт, 2000. – 193 с.

15.Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учеб.пос. – Мн.: Новое знание, 2001. – 238 с.

16.Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.-207 с.

17.Государственные системы стандартизации РБ. – Мн.: Белстандарт, 1996.

18.Законы Республики Беларусь. – Мн., 2001. – 70 с.

19.Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта MRP П. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.

20.МС ИСО 9000-2000. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. МС ИСО 9001-2000. Система менеджмента качества. Требования.

21.Огвоздин В.Ю. Управление качеством. – М.: Дело и Сервис, 1999. – 160 с.

22.Жеребин A.M., Жулинский С.Ф., Самойлов В.П. Основы современного менеджмента качества. – М.: Фонд «Новое поколение», 1998.

23.Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. – М.: ИНФРА, 2000. – 212 с.

24.Воробьев Л.А. Менеджмент организации. – Мн.: Дизайн ПРО, 1999. – 288 с.

25. Гиссин В.Н. Управление качеством продукции. – Ростов на Дону.: Феликс, 2000. – 56

 

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ.

 

Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК НАУКА. ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ.

 

Понятия «управление» и «менеджмент»; управление как функция и процесс, как аппарат управления и управленческий персонал организации, как искусство (практика), как область человеческого знания (наука).

Школа научного менеджмента, классическая (административная) школа управления, школы человеческих отношений и поведенческих наук, ко­личественный, системный и ситуационный подходы, теории конца XXв. Принципы менеджмента.

Современная система взглядов на управление. Особенности управления предприятиями и организациями Российской Федерации в переходный период.

 

Управление и менеджмент

 

В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием «управление организацией или предприятием» стало нередким и другое — «менеджмент организации или предприятия». В настоящее время они чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским «менеджмент» (management). Это находит отражение в определени­ях данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов, где раскрывается их содержание.

Менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций, что в известной мере отражено в табл. где представлены наиболее часто используемые подходы к определению их сущности и роли в обществе.

 

Таблица Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента

Управление Функция (вид деятельности) Менеджмент
    Процесс    
    Люди, управляющие организацией    
    Орган или аппарат управления    
    Искусство (практика) выполнения работы    
    Наука (область человеческого знания)    

Такое совпадение не случайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и подходы к раскрытию их содержания. С учетом этого мы используем термины «менеджмент» и «управление» как тождественные.

 



Дата: 2016-10-02, просмотров: 206.