Функции общественного мнения:
-регулятивная – регулирование отношений между людьми, между личностью и коллективом, коллективом и обществом, обществом и личностью; регулирование экономических, социальных, политических, нравственных и других видов общественных отношений;
-воспитательная – воспитание у каждого человека чувства высокой ответственности за свои дела и поступки перед обществом ("что скажут люди…") (но! Влияние общественного мнения на поведение и поступки человека может быть амбивалентным, т.е. двойственным, противоречивым – как положительным, так и отрицательным);
-оценочная – выражение ценностного отношения масс к тем или иным фактам, событиям, процессам социальной действительности, к деятельности официальных учреждений, должностных лиц;
-контрольная – общественное мнение практически всегда по заинтересовавшему его вопросу занимает определенную позицию и стремится к тому, чтобы соответствующая деятельность официальных организаций и лиц отвечала этой позиции;
-защитная – отстаивание своих интересов, защита жизненных прав и свобод;
-консультативная – в случае необходимости общественное мнение может дать консультацию, совет, предложение, в которых содержатся те или иные способы разрешения назревших социально-политических, экономических, нравственных и других проблем (именно эта функция реализуется в ходе всевозможных опросов общественного мнения);
-директивная – когда результатом функционирования общественного мнения выступают решения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности общества и имеющие строго заданный характер (для этого устраивают плебисциты, проводят референдумы);
-познавательная – синтез теоретического и обыденного сознания, выражающий гносеологическую (познавательную) природу общественного мнения; стремление субъекта общественного мнения к собственному осмыслению объектов действительности, затрагивающих его интересы и отличающиеся дискуссионным характером.
Важнейшие среди этих функций: оценочная, консультативная и директивная. Они опосредуют важнейшие виды общественного мнения: 1) оценочное – выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам; 2) аналитическое (конструктивное) – связано с принятием какого-либо решения, требующего глубокого и всестороннего анализа; 3) регулятивное – оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т.д
Общественное мнение как социологический метод исследования..
В общем виде общественное мнение можно определить как отношение социальных групп, классов, слоев общества и народа в целом к различным сторонам действительности. Общественное мнение как специфическое состояние общественного сознания можно анализировать с различиях сторон, гносеологической, социально-психологической, социологической и т.п. При социологическом подходе, как известно, выясняется прежде всего место и роль какого-либо явления или процесса в жизни общества, механизмы и каналы его формирования и функционирования, взаимосвязи с социальным контекстом, социальные функции и пр.
Известно, что изучение коллективных мнений, суждений людей методами социологии обладает большой спецификой в отличие от каких-либо других способов исследования общественного мнения. Данная специфика заключается, прежде всего, в высоком уровне обобщения большой массы фактов о состоянии общественного сознания, в представительности полученной информации. Теоретические разработки помогают глубже проникнуть в сущность общественного мнения, раскрыть его составляющие элементы, показать наиболее оптимальные способы выражения и формирования общественного мнения. Все эти проблемы являются ключевыми в социологии общественного мнения, которая изучает структуру, закономерности, каналы и механизмы формирования и функционирования отношений больших социальных групп, народа в целом, к явлениям, представляющим актуальный общественный интерес.
Современная социология трактует общественное мнение как специфическое проявление сознания и поведения людей, которое характеризуется связью со всеми формами общественного сознания (нравственностью, правосознанием, религией, наукой), синтезом обыденного и теоретического сознания, духовно-практическим способом воздействия на реальность, т.е. включенностью в систему общественных отношений.
Социология подходит к анализу сущности мнения, в том числе общественного, с других позиций. Общественное мнение всегда и, прежде всего, связано с оценкой людьми того или иного явления, процесса. А, социальная оценка «представляет собой выражение одного из видов отношения объекта к субъекту, отношение которое заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или его отдельных сторон и свойств критериям, им выдвигаемым». Социальные оценки могут иметь разную степень рациональности. Наиболее рациональным видом социальной оценки является та, в которой зафиксировано четко осознанное отношение человека к конкретному факту, событию и т.д.
Поскольку общественное мнение отражает определенную коллективную позицию, то оно возникает по проблемам, представляющим общественный интерес. Однако это общее положение должно быть конкретизировано, ибо общественных интересов существует немало, а общественное мнение в определенный промежуток времени формируется только по весьма ограниченному кругу проблем. Видимо все дело в том, что условия для формирования общественного мнения возникают лишь тогда, когда какой-либо общественный интерес по объективном причинам или в силу субъективных факторов становится в фокусе внимания людей, приобретает высокую степень актуализации.
К особенностям общественного мнения можно отнести и его способность проявления в разных формах. Обычно оно проявляется в вербальной форме, т.е. в виде суждений людей. Однако в некоторых случаях оно четко не формулируется в суждениях, а проявляется непосредственно в поведении людей. Анализ сущности общественного мнения показывает, что оно представляет собой такое проявление общественного сознания (в виде суждений или актов поведения), в котором отражается оценка большими социальными группами, народом в целом актуальных явлений действительности через призму общественник отношений.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 213.