Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.
В социологии сложилось несколько концепций общественного мнения :
1.монистическая (существует единое (общее) общественное мнение, которое является истинным ("народ ошибаться не может"));
2.мажоритарная (существует мнение большинства, с которым необходимо считаться);
3.плюралистическая (единого, достаточно стабильного общественного мнения не существует).
Современные исследователи попытались "примирить" эти взгляды. Они полагают, что общественное мнение имеет монистически-плюралистическую природу (то есть, вначале возникает несколько различных мнений относительно того или иного объекта, затем из их числа вычленяется одно господствующее, которое разделяет большинство).
Впервые понятие "общественное мнение" появилось в Англии во 2-й половине XII в. (его "автор" – английский писатель и общественный деятель Дж. Солсбери). В XVIII в., когда этот термин стал общепринятым, французский аббат Алькуэн произнес фразу, вошедшую в историю: "Vox populi – vox Dei" – "Глас народа – глас Божий".
Специфика общественного мнения :
-это конкретный вывод определенной общности людей по поводу тех или иных объектов, итог их мыслительной деятельности;
-критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности;
-массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности);
-общественное мнение выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность;
-оно представляет собой специфический продукт взаимодействия, соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.
Цель формирования общественного мнения – направленное намерение, неуемное стремление, неугасимая жажда привести в соответствие наблюдаемое, имеющееся, действительное с желаемым, требуемым; не приспособление к действительности, а стремление выразить к ней свое отношение, повлиять на течение событий и процессов, на разрешение конфликтов и противоречий.
Типология общественных мнений :
1) по степени развитости: зарождающиеся, активно формирующиеся, вполне сложившиеся, угасающие (утрачивающие актуальность);
2) по степени соответствия общественным потребностям: актуальные (современные), прогрессивные (устремленные в будущее), реакционные (характеризуют отставание общественного мнения от текущих общественных процессов);
3) по различным видам признаков и особенностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные, истинные и ложные, устойчивые и изменчивые, ясные и расплывчатые, господствующие и оппозиционные, официальные и неофициальные, консервативные и новаторские, запоздалые и своевременные и т.д.
Социально-психологические свойства общественного мнения :
-оно отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества;
-в нем проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени;
-оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия;
-оно не всегда оказывается мнением истинным, но всегда отражает позицию большинства;
-ему присуще внутреннее единство, монистическое состояние (в содержании общественного мнения не могут одновременно присутствовать противоположные оценочные суждения); 6) сила авторитета и авторитет силы общественного мнения обусловлены его опорой на большинство.
Факторы формирования общественного мнения :
-социальные интересы людей;
-различия в оценках, характеристиках тех или иных общественных явлений (дискуссионный характер проблемы);
-уровень компетентности.
Структура общественного мнения :
-субъекты (субъекты-создатели – "творцы" мнений, субъекты-носители – "лидеры" мнений, "массовая" публика – 90 % всех людей, имеющих мнения);
-объекты (объекты-факты – тот или иной факт действительности, объекты-события – набор фактов, составляющих содержательную сторону события, объекты-явления – процессы);
-рациональный компонент (познавательный) – знания субъекта об объекте;
-социальная оценка (общественное суждение) – ценностный элемент общественного мнения, результат взаимодействия рационального и эмоционального;
-общественно волевые побуждения – активное начало общественного мнения, проявление его позиции по отношению к объекту.
Стадии развития общественного мнения :
1.зарождение – процесс выработки людьми своей оценки попавшего в поле их зрения объекта, определение по отношению к нему собственного, личного мнения;
2.формирование – преобразование (слияние) индивидуальных оценочно-ценностных суждений в групповые, коллективные, классовые, общественные;
3.функционирование – выполнение ряда присущих общественному мнению социальных функций.
Устойчивость функционирующего общественного мнения проявляется в следующем:
-сохраняющемся интересе людей к его объекту;
-страстной убежденности в правоте своей позиции;
-стремлении к ее отстаиванию и защите,
-преобразовании мнения в конкретные решения и практические действия.
Факторы, определяющие характер, содержание и степень влияния общественного мнения на социально-политические процессы в обществе:
-уровень распространенности;
-интенсивность;
-достоверность;
-стабильность.
Существует три вида отображения общественной мысли :
·невольно выражена общественная мысль;
·выражена общественная догадка пропорционально инициативе государственных органов, общественных организаций, средств массовой информации, которые обращаются сам к массам после их пожеланиями, предложениями, мыслями и тому подобное (всенародное обсуждение проектов законов, обсуждения в прессе каких-то актуальных проблем все др.),
·высказывание общественной мысли в процессе специальных социологических исследований (опросов).
Важно, сколько общественная догадка может высказываться, функционировать будто для двух уровнях: для уровне словесному (вербальное поведение), если какая-то критика внешне воспринимается большинством, большими массами, все не ведет к конкретным действиям, и для уровне деловитости. Это реально поведение, если социальные группы действуют сообразно с осознанной оценкой. Очевидно, переход общественной мысли помощью отображения к реализации связан с процессом ее объективности в системе социальных норм, социальной регуляции и контроля. В таком процессе и возникает соединение общественной мысли и общественных отношений, которые имеют нормативы и оценки. Общественная думка − в действующем состоянии становится элементом общественных отношений.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 218.