Дефисное написание предлогов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

из-за, из-под, а также устаревшие, но встречающиеся в художественной литературе предлоги: по-за, по-над, по-под, с-под, для-ради, за-ради

 

Раздельное написание предлогов

в виде, в заключение, в меру, в области, в отличие, в отношении, в продолжение, в связи, в смысле, в течение, в целях, в завершение, за исключением, за счёт, по мере, по поводу, по причине.

 

Внимание

В конце предлогов в завершение, в заключение, в отличие, в продолжение, в течение пиши букву е.

Не путай предлоги с другими частями речи и их сочетаниями

 

В течение, в продолжение (время) – в течении (реки)

В течение урока мы решали уравнения (предлог).

В течении реки много поворотов (сущ. с предлогом)

2) Вследствие (= из-за) – в следствии (юридич.):

Ввиду (= из-за) – иметь в виду (фраз.)

Вследствие урагана погибло два человека (предлог).

В следствии по делу выяснились новые обстоятельства (сущ. с предлогом).

Галстук в виде бабочки. Имей это в виду.

3) В заключение (=под конец, в итоге) – в заключении (в тюрьме)

В заключение он сделал общий вывод (предлог)

Преступник находится в заключении (сущ. с предл.)

4) Вроде (=наподобие) – в роде, числе и падеже

Что-то вроде плота. Дом наподобие ракушки (предлог)

Согласуй слова в роде, числе и падеже (сущ. с предл.)

5) Насчёт (=о/об) – на счет (банковский):

Я звоню насчёт учебника. Не забудь принести его в школу (предлог).

Деньги перевели на счёт вчера (сущ. с предлогом).

6) Вместо (=за) – в место (укромное)

Сделай это вместо меня (предлог).

Приходи в место у реки (сущ. с предлогом)

7) Навстречу (направление движения) — на встречу (конкретная встреча):

Навстречу нам выбежала собака (предлог).

Извини, я спешу на встречу (сущ. с предлогом).

8) Несмотря на (невзирая на) (=вопреки) – не смотря на (деепричастие)

Несмотря на непогоду, мы пошли в поход (предлог).

Он шел, не смотря под ноги (сущ. с предл.)

9) Вслед (направление) – след в след:

Она грустно смотрела вслед поезду (предлог).

Он шёл за отцом по глубокому снегу след в след (сущ. с предлогом).

 

10) По приездЕ – по прибытиИ

По приездЕ из отпуска, по прибытии из командировки

11) Предлоги: благодаря, согласно, вопреки, наперекорупотребляются с сущ. только в д.п.:благодаря маме, согласно распоряжению

 

12) Впоследствии – это наречие

 

СОЮЗ

http://russkiy-na-5.ru/articles/282

 

 

Союз – это служебная часть речи, служащая для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения и отдельных предложений в тексте. Своеобразие союзов в той роли, которую они выполняют. Эта роль - выражение сочинительной и подчинительной синтаксических связей.

Союзы – неизменяемая часть речи. Союз не является членом предложения. Союзы - класс, объединяющий разнородные слова. Союзы различаются по образованию, строению, функции, значению.

 

Сочинительные союзы. Разряды по значению

Соединительные: и, да(=и: щи да каша), и…и…, не только… но и, как… так и, тоже, также

Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли

Противительные: а, но, да (=но: хорош собой, да беден), однако, зато

Градационные*: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а

Пояснительные*: то есть, а именно

Присоединительные*:тоже, также, да и, и притом, причем

 

Подчинительные союзы. Разряды по значению

Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь

Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что

Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, ли, как скоро

Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы

Следствия: так что

Уступительные: хотя, несмотря на то что

Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)

Изъяснительные: что, как, чтобы

 

Правописание союзов

СОЮЗЫ, СОЮЗНЫЕ СЛОВА (НАРЕЧИЯ) - СЛИТНО СОЧЕТАНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ, НАРЕЧИЙ С ЧАСТИЦАМИ, ПРЕДЛОГАМИ – РАЗДЕЛЬНО
Союзы также = тоже (=и); они взаимозаменяемы, не являются членами предложения. Ты пришёл поздно, он также опоздал / он тоже опоздал и он опоздал. Так же не заменяется на то же; к местоимению ТО, к наречию ТАК можно поставить вопрос, они – члены предложения: Она всё так же хороша (как?) Он всё про то же (про что?) Словарь: точно так же, то же самое.
От союза чтобы (чтоб) нельзя оторвать бы (б) и перенести в другое место предложения: 1.чтобы целевой (заменяется на для того чтобы); Я спешил, чтобызастать её. 2.Чтобы изъяснительный: Думай о том (о чём?), чтобы не опоздать. Частицу бы (б), идущую за местоимением что, можно перенести в другое место предложения: Что бы ни говорили, я прав – Что ни говорили бы, я прав.   Словарь: во что бы то ни стало
Союзы притом и причём взаимозаменяемы. Она красива, притом (причём) умна. Зато = но Он недоспал, зато поел. К сочетаниям местоимений с предлогами при том, при чём, за то, от чего, по чему, от того, по тому, за чем, за тем можно задать падежный вопрос или они сами являются вопросами; сочетания не взаимозаменяемы: При том (каком?) доме – сад. Спрятаться за то дерево (за какое?) За чем очередь?
Итак (=следовательно) Итак, мы начинаем снова. И так (союз + наречие): И так (как?) они провели день.

Сложные союзы пишутся раздельно; через дефис – никогда: то есть, так как, потому что, оттого что и т.п.

ЧАСТИЦА

http://russkiy-na-5.ru/articles/294

Частица – это служебная часть речи. Частицы

1) не изменяются сами,

2) не являются членами предложения (но некоторые частицы могут входить в их состав).

От прочих несамостоятельных слов их отличает то, что они служат для передачи широкой гаммы дополнительных значений, эмоций, чувств, оценок говорящего. Сравним:

Неужели он не позвонил? (удивление) ≠ Он не позвонил? (вопрос)

Как раз об этом я мечтала! (уточнение, подчеркивание, экспрессия) ≠ Об этом я мечтала (сообщение нейтрального характера)

Что за ночь! (восклицание, оценка) ≠ Ночь. (назывное предложение)

 

Смысловые частицы

ü Отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не

ü Вопросительные: неужели, разве, ли (ль)

ü Указательные: это, вон, вот, во (просторечная)

ü Уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь

ü Ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, - то

ü Восклицательные: что за, ну и, как

ü Усилительные: же, ведь, даже, уж, всё-таки, ни, ну, ещё, и, да, а

ü Сомнения: ли, едва ли, вряд ли

 

Формообразующие частицы

Частица бы служит показателем условного наклонения глагола. Это компонент глагольной формы. Частица входит в сказуемое вместе с глагольной формой. Значит, формообразующие частицы включатся в состав членов предложений.

Не пошёл бы дождь, мы бы весь день провели на улице.

Частицы давай, пусть, пускай - показатель повелительного наклонения. Давай съездим – это побуждение к совместному действию. Здесь это сказуемое определённо-личного предложения. Давай съездим за город!

В предложении они выступают вместе с глаголом, даже если не стоят рядом, и являются одним членом предложения (отдельно частицы членами предложения быть не могут).

Правописание частицы НЕ

Основное значение частицы НЕ — отрицание

 

С разными частями речи для передачи значения отрицания: не верю, нехороший, нехорошо, не раз и т.д.

В отрицательных местоимениях: некому, нечему, некем, нечем и т.п. Если они употребляются с предлогами, то пишутся раздельно: не´ у кого, не´ с чем…

В неопределённых местоимениях: некто, нечто.

В риторических вопросах: Как не любить его? (= нельзя не любить), Кто не знает это стихотворение? (= все знают).

В устойчивых сочетанияхразного рода: чуть не; чуть-чуть не; едва не; едва-едва не; пока не; только не; не то; не то... не то; не только, но и; не то что (не)… а; не то чтобы... а; не так чтобы... а; вовсе не, далеко не, едва не, едва ли не, ничуть не, нисколько не, отнюдь не, чуть не, чуть ли не, не более чем, не более как, а также в устойчивых лексических сочетаниях: не по адресу, не на шутку, не по себе, не бог весть, не грех, не по зубам, не чета и др.

Правописание частицы НИ

Основное значение частицы НИ— утверждение.

 

1. В побудительных и количественных предложениях: Ни шагу! Ни с места! Ни звука!

 

2. С относительными местоимениями в придаточных предложениях: Куда ни взгляни, повсюду люди. Еще примеры: откуда ни..., где ни..., какой ни..., когда ни..., как ни... и т.д.

 

3. В предложениях, в которых глагол употреблён с отрицательной частицей не: Ни капли не боюсь. Не встретил ни одного знакомого лица. Она молчала, не сказав ни слова. (Усиление значения)

 

4. В отрицательных местоимениях: никто´, ничто´, никому´, ничему´, никако´й, ниче´й и т.п. Если они употребляются с предлогами, то пишутся раздельно: ни у кого´, ни с че´м…

5. В оборотах: что бы то ни было, во что бы то ни было, куда ни шло, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало, что ни говори, кто бы то ни был и др. подобных.

6. В устойчивых сочетаниях:ни пуха ни пера, ни жив ни мёртв, ни днём ни ночью, ни конца ни края (Запятая между словами, входящими в устойчивое сочетание, не ставится: Он сидел ни жив ни мёртв!)

 

Думай о значении:

1) ни один (никто) – не один (много):

Ни один не сделал задания! – Он пропускал уроки не раз.

2) ни разу (никогда) – не раз (много):

Ни разу я не была у неё дома. – Не раз я бывала у неё дома.

3) нимало (ничуть) – немало (много):

нимало не смутить – знать немало интересного.

 

Различай: НЕ КТО ИНОЙ…, КАК… НЕ ЧТО ИНОЕ…, КАК…

Не кто иной (другой), как сам хозяин говорил с тобой.

Это было не что иное, как жилище пастуха.

НИКТО ИНОЙ…НЕ НИЧТО ИНОЕ …НЕ

Никто иной (другой) ему не был нужен.

Ничто иное (другое) его не интересовало.

 

 

Фонетический анализ слова Ельник — 2 слога, ель-ник, [й'эл'н'ик]   е — [й’] — согласный, звонкий (непарн.), мягкий (непарн.) [ э ] — гласный, ударный л — [л’] — согласный, звонкий (непарн.), мягкий (парн.) ь — не обозначает звука н — [н’] — согласный, звонкий (непарн.), мягкий (парн.) и — [и] — гласный, безударный к — [к] — согласный, глухой (парн.), твёрдый (парн.)   6 букв, 6 звуков. План лексического анализа слова (Т.В. Шклярова) 1. Лексическое значение слова в данном контексте. 2. Исконно русское или заимствованное. 3. Однозначное или многозначное. 4. В прямом или переносном значении употреблено. 5. Имеет ли омонимы (привести примеры). 6. Имеет ли омоформы, омофоны, омографы (привести примеры). 7. Имеет ли синонимы (привести примеры). 8. Имеет ли антонимы (привести примеры). 9. Общеупотребительное или нет. Если нет, то к какому типу специальной лексики относится (диалектизмы, профессионализмы, историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы). Входит ли в активный или пассивный словарь. 10. В каком стиле речи преимущественно употребляется.   Например: Волны бились о скалистый берег.   1) Берег – край земли около воды. 2) Заимствованное. 3) Многозначное. 4) В прямом. 5) Не имеет омонимов. 6) Не имеет омоформов, омофонов. Омограф – берёг. 7) Имеет синоним – суша. 8) Не имеет антонимов. 9) Общеупотребительное. 10) В разговорном, публицистическом, художественной литературе.     План анализа фразеологического оборота (Т.В. Шклярова)   1) Лексическое значение фразеологизма в данном контексте. 2) Исконно русский или заимствованный. 3) Однозначный или многозначный. 4) Имеет ли омонимические обороты (привести примеры). 5) Имеет ли синонимические обороты (привести примеры). 6) Имеет ли антонимические обороты (привести примеры). 7) Какую синтаксическую роль играет. 8) К какому виду по степени спаянности слов относится (сращение, единство, сочетание или выражение). 9) К какому виду по устойчивости относится (неизменяемый, допускающий вариантность состава, допускающий вариантность словообразовательных изменений, допускающий варианты грамматических изменений, допускающий включение других слов, допускающий изменение порядка слов). 10) К какому виду по структуре относится (словосочетание, предложение). 11) К какому виду по употреблению в различны стилях речи относится (стилистически нейтральный, разговорный, просторечный, книжный).   Например: Учёный совет камня на камне не оставил от гипотезы Андрея Тимофеевича.   1) Абсолютно ничего. 2) Исконно русский. 3) Однозначный. 4) Не имеет омонимических оборотов. 5) Имеет синонимические обороты (с пустыми руками, разделать под орех, разбить в пух и прах). 6) Имеет антонимические обороты (принять на ура). 7) В предложении является сказуемым. 8) Фразеологическое единство. 9) Допускает варианты грамматических изменений и изменение порядка слов. 10) Фразеологизм – словосочетание. 11) В разговорном, публицистическом, художественно литературе.   План морфемного анализа слова (Т.В. Шклярова)   1) Определите, к какой части речи относится слово. 2) Определите, является слово изменяемым или неизменяемым. 3) Если слово неизменяемое, то оно совпадает с основой. Если слово изменяемое, вспомните, как изменяется данная часть речи. Измените слово, выделите окончание и основу. 4) Подберите однокоренные (родственные слова) или измените форму слова и укажите корень слова. 5) Укажите, если имеются аффиксы (приставки, суффиксы, постфикс, интерфикс). обуваться Комментарий: Словообразовательная цепочка: обуваться←обувать←обуть. Проверка правильности выделения приставки: обувать – разувать. Проверка правильности выделения суффикса -ся: обуваться – обувать; обуваться – одеваться, наедаться. Проверка правильности выделения суффикса -ва: обувать – обуть; обувать- разувать, раздевать, напевать, отдавать. План словообразовательного анализа слова (Т.В. Шклярова) 1) Определить часть речи. 2) Определить лексическое значение слова. 3) Выделить производную основу. 4) Определить слово, от которого образовалось данное. 5) Выделить производящую основу. 6) Определить способ словообразования. 7) Записать словообразовательную цепь, начиная с вершины словообразовательного гнезда.   Например: строительный 1) Имя прилагательное. 2) Относящийся к строительству, стройке, работе на стройке. 3) строительн – производная основа. 4) образовалось от слова «строитель». 5) строи – производящая основа. 6) Способ словообразования – морфологический, суффиксальный. 7) Строить строитель строительный Морфологический разбор частей речи (На)тропинке – имя сущ., т.к.: 1. обозначает предмет (на чем?), н.ф.-тропинка. 2. пост.пр-ки: неодуш., нариц., ж.р., 1 скл.; непост.пр.: употреблено в форме ед.ч., П.п. 3. увидел (где?) на тропинке /обстоятельство места./ Будь внимателен при разборе сущ-х: а) общего рода (ябеда); б) разносклоняемых (тушь, темя и т.д.); в) несклоняемых (метро); г) имеющих только одну форму числа (пшено-ед.ч., каникулы-мн.ч.).   Новогодней (елки) – имя прил., т.к.: 1. обозначает признак предмета (какой?), н.ф. - новогодний. 2. пост. пр-к: относит.; непост.: употреблено в форме ж.р., ед.ч., Р.п. 3. ёлки (какой?) новогодней (определение) Примечания. Кач. прил. имеют две формы: полную и краткую (красивый-красив), относит. – только полную, притяж. в разных падежах могут иметь как краткие, так и полные формы. Бежит –глагол, т.к.: 1. обозначает действие (что делает?), н.ф. - бежать. 2. пост.пр-ки: несов. в., невозвр., разнопряг., неперех.; непост.: употребл. в форме изъявит. накл., ед.ч., наст. вр., 3 лица. 3. (Что делает?) бежит (сказуемое)   (У)тридцати – имя числительное, т.к.: 1. обозначает количество (сколько?), н.ф.- тридцать. 2. по строению сложное; количественное; употреблено в форме Р.п. 3. (у скольких?) у тридцати. Примечание:порядковые числ. изменяются породам, числам, падежам, а количественные – только по падежам (кроме слов один, два).   Моим(стихам)- местоимение-прилагательное, т.к.: 1. указывает на признак по его принадлежности (чьим?), н.ф. - мой. 2. притяж., употреблено в форме Д.п., мн.ч. 3. стихам (чьим?) моим (определение) Примечания. 1. Местоимения-числительные и мест.- существ. изменяются по падежам. 2. Мест.- прилаг. изменяются по родам (в ед.ч.), числам, падежам. 3. Мест.- нареч. не изменяются 4. Все вопросительные, отрицательные и неопределенные слова являются местоимениями.   Завершив –деепричастие, т.к.: 1. обозначает добавочное действие (что сделав?). 2. признаки: сов., вида, невозвратное, не изменяется. 3. отправится (когда? что сделав?) завершив (обстоятельство)   Решенную(задачу) –причастие, т.к.: 1. обозначает признак предмета по действию (какая?), н.ф. решенный. 2. признаки: страдательное, полное, прош. вр., сов., вида, невозвр.; употреблено в форме ж.р., ед.ч., В.п. 3. Задачу (какую?) решенную (определение) Примечание: только страдат. причастия имеют как полную, так и краткую форму; род следует указывать только у причастий, употребленных в форме ед.ч. Дальше –наречие, т.к.: 1. обозначает признак действия (где?) 2. признаки: наречие места, употреблено в форме простой сравнительной степени. 3. расположились (где?) дальше (обстоятельство)     В (лесу) – предлог, непроизводный, относится к сущ. ЛЕС (в лесу), употреблен с д.п. в значении предложного, имеет пространственное значение, служит для связи слов в словосочетании (потерялся в лесу).   И– союз, сочинит., соединительный, простой, служит для связи однородных членов предложения (душен и сух).   Более – частица, служит для образования составной сравнительной степени прилагательного (более веселый), формообразующая.     Часть 2 СИНТАКСИС   СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ I. Разберите предложение по членам, надпишите части речи. II. Начертите схему предложения. III. Дайте общую характеристику предложения: 1) это предложение по цели высказывания … (повествовательное, побудительное, вопросительное), 2) по эмоциональной окраске …(восклицательное или невосклицательное), 3) по количеству грамматических основ…(простое, сложное), 4) по характеру грамматической основы…(двусоставное (есть и подлежащее, и сказуемое) или односоставное (есть или подлежащее, или сказуемое)), 5) по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое), 6) по характеру выражаемого отношения к действительности (утвердительное, отрицательное), 7) по условиям контекста и речевой ситуации (полное и неполное), 8) определить, осложнённое или неосложнённое предложение. Если предложение осложнённое, то укажите, чем осложнено. III. Выпишите и разберите словосочетания.   СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ I. Разберите предложение по членам, надпишите части речи. II. Начертитесхему предложения. III. Дайте общую характеристику предложения: 1) это предложение по цели высказывания … (повествовательное, побудительное, вопросительное), 2) по эмоциональной окраске …(восклицательное или невосклицательное), 3) по количеству грамматических основ…(сложное), 4) по средствам связи (союзное, бессоюзное; если союзное, то ССП, СПП 5) далее разберите каждое простое, входящее в состав сложного предложения.   Словосочетание Словосочетание – это соединение двух или более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически   Словосочетания Подчинительные Сочинительные оплатить проезд дождь и снег
п о т и п у п о д ч и н и т е л ь н о й с в я з и***
согласование управление примыкание
Зависимое слово
Прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение, похожее по форме на прилагательное Синий шарф, первый ряд, танцующий юноша, этот день Существительные в косвенных падежах, местоимения, похожие по форме на сущ. Делать уроки, подойти ко мне Наречие, инфинитив, деепричастие, притяжательные местоимения ЕЁ, ЕГО, ИХ Бежать быстро, их книга

Внимание! Не является словосочетанием грамматическая основа, бессмысленное сочетание слов, составное сказуемое.

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Подлежащее– главный член предложения, обозначающий предмет речи (о чем, о ком говорится?), отвечающий на вопросы кто? Что? И связанный по смыслу и грамматически со сказуемым двусоставного предложения. Желтеют мутно купола. (С.Я. Маршак)

 

Чаще всего подлежащее выражено:

1) существительным: мать, смех, любовь;

2) словами, имеющими функцию существительного: существительными, произошедшими из прилагательных или причастий: больной, заведующий, встречающий, мороженое, столовая;

3) местоимениями: мы, никто, что-нибудь;

4) числительными: трое, пятеро;

5) неопределённой формой глагола: Курить – вредно для здоровья;

6) словосочетанием, если оно имеет значение:

а) совместности: муж с женой, утка с утятами, мы с подругой;

б) неопределённости или всеобщности: Что-то незнакомое показалось вдали. Кто-то из гостей прикрыл окно;

в) количества: В городе живёт 2 миллиона человек;

г) избирательности: Любой из нихмог стать первым. Большинство учеников справилось с контрольной;

д) фразеологизма: Пришли белые ночи.

 

Сказуемое – главный член предложения, обозначающий действие, состояние, свойство подлежащего и отвечающий на вопросы что делает предмет речи? Что с ним происходит? Каков он? Кто он такой? Что он такое?

Мама мыла раму. Жить - родине служить.

 

 

Виды сказуемого

Простое глагольное Составное глагольное
Глагольное Выражается одной глагольной формой (реже - фразеологизмом)   Сменялись в детстве радугой дожди. Я буду воспевать свободу миру. Я еле-елепришёл в себя. Вспомогательный глагол + инфинитив Мочь Желать Хотеть Начать + инфинитив Продолжать Рад Должен Намерен + инфинитив Готов и т.д.; надо нужно необходимо + инфинитив можно нельзя хорошо Мартышка вздумала трудиться. Надо учитьсяязыку. Хорошо бродить летом в березовой роще.

Составное именное сказуемое

Глагол-связка А) глагол БЫТЬ (передаёт ГЗ, указывая на наклонение, время, лицо, число, род (в прош. вр.); Роса была холодной. Б) нулевая связка Канонада (нулевая связка) как неумолчный стук часов. + именная часть имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, причастие, наречие, неделимое словосочетание, междометие, фразеологизмы Роса была холодная. Нет, вы, господа, ой-ой-ой! (Тургенев И.С.) Только ты у меня смотри: чтоб всё честь честью было. (Салтыков-Щедрин М.)

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 197.