Гласные в приставках РАЗ - (РАС-) – РОЗ- (РОС-)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И - Ы после Ц

И Ы
1. В корнях Цирк, циркуль Искл. Цыган на цыпочках стоит и «Цыц» цыпленку говорит   2. В словах на – ЦИЯ: Лекция, акация. В окончаниях и суффиксах: с улицы, курицын

Орфограммы в приставках

Приставки на З-С

З – пиши перед звонким согласным: РАЗбить

С – пиши перед глухим согласным: РАСколоть

 

Внимание: есть только приставка С- (нет З-)

Сшить, сделать, сбегать

 

Гласные в приставках РАЗ - (РАС-) – РОЗ- (РОС-)

Под ударением пиши О, в безударном положении – А

Расписание – роспись

Приставки ПРЕ – ПРИ

ПРЕ ПРИ
1. Высшая степень, «очень» Предобрый, преискусно, прекрасный 2. «Через», «пере», прекращение, переиначивание: Преступление, пресечь, преодолеть, превращение   1.Присоединение, прибавление: пришить 2.Приближение: приехать 3.Близость: пригород 4.Неполнота, временность действия: приоткрыть 5.Доведение действия до конца: приготовиться, придумать 6.Внутренняя склонность, приспособление к чему-либо, притворство: пристрастие, привычка, приноровиться, прикинуться.  

Различай омофоны

Приклонить голову к плечу, приклониться к стене Преклонить голову колени (почтение)
Придать значение, форму Предать друга, предать земле (похоронить)
Придел церкви (боковая часть) Предел (граница) возможностей
Привратник (сторож) Превратно (неверно) понять
Притворить окно, притворщик Претворить (осуществить)план, идею
Прибывать (куда) в город Пребывать (находиться) в городе
Приступить (начать) Преступить закон
Приставить к стене Преставиться (умереть)
Притерпеться к неудобствам Претерпевать изменения
Приходящая няня Преходящие (временные) ценности
Призреть сироту (приютить) Презирать труса
Приуменьшать (немного уменьшать) Преуменьшать (значительно уменьшать)
Приложить усилия Непреложный (нерушимый) закон
Приемник (прибор) Преемник (наследник)

 

О/Ё после шипящих и Ц

  Ё О
В корнях В корнях русских слов пишу Ё, если при подборе однокоренного слова наблюдается чередование Е/Ё чЁрный-чЕрнеть жЁтлый-жЕлтеть Исключения: Шорох, чокаться, трущобы, шов, крыжовник и обжоры, шомпол, чопорный, и шоры, И трещотка.
Ожог- Ожёг Если это глагол Я (что сделал?) поджЁг сарай. Если это существительное У меня (что?) ожОг руки.
В суффиксах и окончаниях существительных прилагательных наречий   В безударном положении: кожЕй, большЕму, певучЕ   Под ударением: ножОм, парчОвый, горячО
В окончаниях глаголов Всегда Ё бережЁшь, стережЁт _
Иноязычный суффикс –ЁР- Всегда Ё ухажЁр, дирижЁр _
В суффиксах отглагольных существительных Всегда Ё сгущЁнка  
В суффиксах причастий Всегда Ё вооружЁнный    
Запомнить Всегда Ё речЁвка, плащЁвка мелочЁвка    

Суффиксы имён существительных

 

-чик-/ -чиц(а)-   После букв Д, Т, З, С, Ж Дятел, ты зачем съел жука? переводчик, лётчица
-щик-/ щиц(а) (-льщик)   После других согласных, в некоторых словах и иноязычным корнем фонарщик барабанщик болельщик
-чик-   Уменьшительно-ласкательный барабанчик
-ек-/ -ик- Гласный при склонении выпадает Гласный при склонении НЕ выпадает замочек (замочка) ключик (ключика)
-ец- -иц-   В словах мужского рода В словах женского рода В среднем роде: ударение на окончании – ЕЦ; на основе – ИЦ   красавец красавица ружьецо платьице
-ичк- -ечк- В словах от сущ. на –ИЦ-а В остальных случаях   луковица – луковичка Кошечка

 

 

НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на -0, -Е

 

СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО
1) если возможна замена слова синонимом без НЕ Недруг (враг) Невесёлый (грустный) Невесело (грустно) 1) Если есть или подразумевается противопоставление с союзом А   Не счастье, а горе Не хороший, а плохой Не хорошо, а плохо
2) если слово без НЕ не употребляется   Небрежность Небрежный Небрежно   2) в вопросительном предложении, если отрицание логически выделяется: Эта книга интересная, не правда ли?
Для прилагательных и наречий: 3) если в качестве пояснительного слова выступает наречие меры и степени (весьма, крайне, очень, полностью, почти, наречное выражение в высшей степени и т.п.): Весьма неприятные последствия Для прилагательных и наречий: 3) Если рядом с прилагательным или наречием есть слова: далеко не, вовсе не, отнюдь не: это далеко не умное решение

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

http://russkiy-na-5.ru/articles/176

 

 

 

 

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
е: и:
1) 1 скл. дат.п., предл.п. (по дорожке, на аллее, о бабушке) 2) 2 скл. предл.п. (о стуле, о музее) 1) 1 скл. род.п. (от бабушки, с дорожки) 2) 3 скл. (к матери, о матери, на сирени) 3) в сущ. на -ий, -ия, -ие (в санатории, на лекции, в задании) 4) в разносклоняемых существительных (на темени, о времени)

Исключения: в забытьи´, на острие´.

Запомнить!

1 скл. м.р., ж.р., общ.р. – -а, -я. 2 скл. м.р., ср.р. – -о, -е; м.р. – □. 3 скл. ж.р. – □ (на ь).   Разносклоняемые сущ. на -мя + путь

 

 

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

http://russkiy-na-5.ru/articles/177

ГЛАГОЛ

http://russkiy-na-5.ru/articles/270

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
I спр. 1 л. -у, -ю -ем 2 л. -ешь -ете 3 л. -ет -ут, -ют II спр. 1 л. -у, -ю -им 2 л. -ишь -ите 3 л. -ит -ат, -ят
II спряжение Iспряжение
Все глаголы на – ИТЬ + исключения:   Гнать, держать, дышать, зависеть, Видеть, слышать и обидеть, А еще терпеть, вертеть, Ненавидеть и смотреть!   Все остальные глаголы + исключения: брить, стелить Чтобы курицу соседки чисто наголо побрить, Нужно лишь на табуретке две салфетки постелить. (Т. Рик)

Запомни два глагола: строить, клеить!

Будем с вами строить дом

И обои клеить в нем!

ü Глаголы совершенного вида отвечают н вопрос что сделать?

Нарисовать

Глаголы несовершенного вида отвечают н вопрос что делать?

рисовать

 

ü Неопределенная форма глагола (инфинитив) – что делать? что сделать?

 

ü Разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, есть, дать

 

ü Переходные глаголы – глаголы, которые сочетаются с существительным (или местоимением) в винительном падеже без предлога.

Везти (что?) санки

 

ü Возвратные глаголы – глаголы, которые имеют суффикс –СЯ- (-СЬ-)

 

ü Глаголы в условном наклонении обозначают действие, которое могло бы быть произойти при определенных условиях: сделал БЫ

 

 

ü Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то просит или приказывает выполнять: дай, сядь

 

ü Изъявительное наклонение обозначает действие, которое происходит, происходило или будет происходить: засыпал, засыпаю, буду засыпать

 

 

Выучи глаголы на – ЯТЬ!

Сяду стих я сочинять. Чтоб учились вы на «5», Я вам буду объяснять, Где в глаголах пишут – ять. Будем о весне мечтать: Станет солнце припекать, Мы – без шапок выбегать, После – кашлять и чихать. Будет снег на солнце таять,   Собачонка будет лаять, И барашек будет блеять, Чтоб игру с тобой затеять. Будет свежий ветер веять, И флажок на крыше реять. Значит, скоро просо сеять И потом его лелеять. А еще Каяться, маяться, кланяться И надеяться.

ИТЕ или ЕТЕ?

1. Определи наклонение глагола. Если повелительное, то пиши ИТЕ (напишИте мне письмо).

2. Если наклонение изъявительное, то определи спряжение глагола. Если 1-ое, то пиши - ЕТЕ, если 2-ое, то – ИТЕ (думаЕТЕ, рУбИте).

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

http://russkiy-na-5.ru/articles/272

1. Значение: добавочное действие. Запомни, добавочное. Значит, есть и основное? Да. И оба действия осуществляются одним лицом или группой лиц.

2. Морфологические признаки. Особенность деепричастий в том, что они обладают признаками как глагола, так и наречия.

Морфологические признаки глагола - это постоянные признаки: вид, переходность, возвратность.

Признаки наречия: неизменяемость и обстоятельственная роль в предложении.

3. Синтаксическая роль в предложении – обстоятельство.

 

Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.

Высказывая свою точку зрения, грамотно подбирай аргументы.

 

 

ПРИЧАСТИЕ

http://russkiy-na-5.ru/articles/296

1. Значение: признак предмета по действию. Вопрос: какой?

2. Морфологические признаки. Особенности морфологической формы: причастия обладают признаками как глагола, так и прилагательного.

· Постоянные (неизменяемые) признаки - это признаки глагола:

o вид: совершенный, несовершенный,

o переходность,

o возвратность,

o время (настоящее и прошедшее),

o залог (действительное, страдательное)

· Непостоянные (изменяемые) признаки - это признаки прилагательного: род, число, падеж, род (в ед.ч.).

o полнота-краткость (у страдательных причастий).

3. Синтаксическая роль в предложении. В предложении полные причастия, как и полные прилагательные, бывают определением либо частью сказуемого, а краткие, как и краткие прилагательные, только частью сказуемого.

Действительные причастия

Если действие осуществляется самим предметом, то причастие называется действительным. Мальчик, сидящий на подоконнике…

Страдательные причастия

Если действие направлено на предмет, а его производитель кто-либо другой, то причастие называется страдательным. Посуда, вымытая в посудомоечной машине, сверкала, как новая.

 

Причастный оборот- это причастие с зависимым словом или зависимыми словами.

Не путай: зависимое и определяемое слово - это разные слова. Определяемое слово - то слово, к которому относится причастие, от которого зависит его форма. Зависимое слово - это слово, которое распространяет причастие. Его форма зависит от формы причастия. Туман, опустившийся на реку ночью, днём рассеялся.

Определяемое слово - туман. Причастие - опустившийся, форма зависит от формы определяемого слова: туман (какой?) опустившийся - ед.ч., м.р., и.п. Зависимые слова - на реку ночью, форма зависимых слов, если они изменяемые, зависит от причастия: опустившийся (на что?) на реку - в.п.

Причастный оборот - опустившийся на реку ночью.

НЕ с причастиями

Раздельно Слитно
1. При противопоставлении с союзом А: не прочитанная, а просмотренная книга.   1. Если слово без не не употребляется: ненавидящий
2. С зависимыми словами (кроме обозначающих степень качества): не прочитанная мной книга. 2.Со словами, называющими степень качества, т.е. очень, весьма, почти, совершенно, крайне, в высшей степени: совершеннонепродуманный ход.   «совсем» - «весьма», «очень» - слитно (совсем неинтересная книга) «совсем» - «вовсе», «отнюдь» раздельно(совсем не случайная ошибка)
3. При подчеркнутом отрицании: Нет, эта книга не прочитанная.
4. В краткой форме: Книга непрочитана

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

http://russkiy-na-5.ru/articles/212

40, 90, 100

и.п., в.п. – сорок, девяносто, сто

Ост. пад. – сорока, девяноста, ста

Числительное ПОЛ-

Числительное ПОЛ - в составе сложных слов пишется через дефис, если вторая часть (обычно имя сущ. в форме Р.п.):

1) начинается с гласной: пол - апельсина;

2) начинается с буквы Л: пол - лимона;

3) вторая часть - собственное имя: пол - Новгорода

В остальных случаях слова с ПОЛ- пиши слитно: полкласса

Если числительное ПОЛ - имеет самостоятельное значение и между ним и последующим существительным стоит согласованное определение, то пол- пишется раздельно: пол чайной ложки.

МЕСТОИМЕНИЕ

http://russkiy-na-5.ru/articles/269

Местоимение – это самостоятельная часть речи.

Для местоимения важно, какие слова оно может замещать: существительные, прилагательные или числительные. Морфологические признаки и синтаксическая роль у местоимений, указывающих на предметы, признаки или количество, схожи с существительными, прилагательными и числительными. Поэтому их иногда так и называют «местоимения-существительные», «местоимения-прилагательные» и «местоимения-числительные».

1. Грамматическое значение – «указание».

К местоимениям относятся слова, отвечающие на разные вопросы. Дело в том, что местоимение может замещать любое имя: и существительное, и прилагательное, и числительное. Местоимения не выражают сами значение разных имён, а лишь указывают на них.

2. Морфологические признаки:постоянные– разряд по значению, другие признаки различны, они зависят от того, с какой частью речи соотносится местоимение: с существительным, прилагательным или числительным, изменяемые – падеж (у большинства местоимений), далее по-разному у местоимений, соотносимых с существительными, прилагательными и числительными.

3. Синтаксическая роль в предложении как у существительных, прилагательных и числительных.

Разряды по значению

1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

2. Возвратное:себя.

3. Притяжательные:мой, твой, его, её, наш, ваш, их и свой.

4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, а также устар.: эдакий (этакий), сей, оный.

5. Определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам, а также устар.: всяческий, всяк.

6. Вопросительные:кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.

7. Относительные:кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.

8. Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.

9. Отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей.

НАРЕЧИЕ

http://russkiy-na-5.ru/articles/273

 

 

 

Наречие – это самостоятельная часть речи.

1. Грамматическое значение– признак признака, признак действия, реже – признак предмета. Очень красивый – признак признака, Весело смеяться – признак действия, кофе по-турецки – признак предмета.

2. Морфологические признаки: постоянные – неизменяемость, изменяемые – степени сравнения (только у наречий, образованных от качественных прилагательных: хорошо – лучше, красиво - красивее).

3. Синтаксическая роль в предложении - обстоятельство или сказуемое в двусоставных предложениях.

Разряды по значению

1) места (где? куда? откуда?): слева, вдали, наверху, там, туда, снизу,

2) времени (когда? как долго?): весной, вчера, тогда, когда, долго,

3) причины (почему?): сгоряча, сдуру, по глупости, потому,

4) цели (зачем? для чего? с какой целью?): зачем, затем, назло.

5) качественные, или образа действия (как? каким образом?): весело, медленно, так, втроём,

6) меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.

О-А на конце наречий

o Если в наречии:

ü приставки за, на, в, пиши суффикс о: влево, направо, заново,

ü приставки из, до, с, пиши суффикс а: слева, издалека, досуха

Дефисное написание наречий

ü на -ому, -ему, -ски, -ки, -ьи с приставкой по-: по-другому, по-твоему, по-русски,

ü с приставкой во-(в-), образованные от порядковых числительных: во-первых; во – вторых;

ü с суффиксами -то, -либо, -нибудь, приставкой кое- и частицейтаки: где-то, куда-либо, откуда-то, кое-как;

ü с повторением слова, основы или синонимичных слов: едва-едва, как-никак, подобру-поздорову.

 

Примечание

Сочетания предлога в с полным прилагательным, начинающимся:

с согласной, пиши слитно: вкрутую,

с гласной – раздельно: в открытую.

 

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

http://russkiy-na-5.ru/articles/267

 

 

Категория состояния – подгруппа наречий (другая версия: самостоятельная знаменательная часть речи).

1. Грамматическое значение– состояние среды или человека, например: На улице холодно. Мне холодно.

К категории состояния относятся слова, отвечающие на вопросы: как? каково?

2. Морфологические признаки: постоянные– неизменяемость, непостоянные – у слов, образованных от качественных прилагательных, возможны степени сравнения: сравнительная и превосходная.
Стало теплее. В маленькой комнате с печкой стало теплее всего.

3. Синтаксическая роль в предложении: сказуемое в предложениях без подлежащего. Частотно вместе со словами: было, будет, стало, станет, бывает, бывало.

 

 

ПРЕДЛОГ

http://russkiy-na-5.ru/articles/275

Предлог - это служебная часть речи. Предлоги нужны для связи слов в словосочетании. Предлоги выражают зависимость одних слов от других. Предлоги могут быть при существительных, местоимениях и числительных.
Предлоги – неизменяемая часть речи. Предлог не является членом предложения, но поскольку значение выражается предложно-падежным сочетанием, при разборе предлоги можно подчеркивать вместе со словами, к которым они относятся.

Образование предлогов

· Непроизводные предлоги: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через.

· Производные предлоги образованы путём перехода самостоятельных частей речи в служебную. При этом утрачиваются лексическое значение и морфологические признаки слов. Примеры:
Вокруг парка – предлог, образованный от наречия вокруг.
В течение часа – предлог, образованный от существительного с предлогом.
Благодаря помощи – предлог, образованный от деепричастия.

 

Структура предлогов

С точки зрения структуры предлоги делятся на простые и составные.

Простые – это предлоги, состоящие из одного слова: в, на, к, под, над и др.

Составные – это предлоги, состоящие из двух, реже трех слов: в продолжение, в течение, в связи с, в зависимости от, по направлению к и др.

 

 

Разряды по значению

ü Места (пространственные): на окне, в окне, около окна, под окном, над окном, за окном, перед окном и т.д.

ü Времени (временные): в восемь, около восьми, к восьми, до восьми, после восьми и т.д.

ü Объекта (объектные): о книге, про книгу, с книгой и т.д.

ü Причины (причинные): вследствие дождя, из-за дождя, ввиду дождя, по болезни.

ü Цели (целевые): для детей, ради детей, деньги на детей.

ü Образа действия: работать без вдохновения, работать с вдохновением.

ü Сравнения: характером в отца, ростом с отца.

ü Определения: ткань в полоску, велосипед с мотором, кофе с молоком.

СОЮЗ

http://russkiy-na-5.ru/articles/282

 

 

Союз – это служебная часть речи, служащая для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения и отдельных предложений в тексте. Своеобразие союзов в той роли, которую они выполняют. Эта роль - выражение сочинительной и подчинительной синтаксических связей.

Союзы – неизменяемая часть речи. Союз не является членом предложения. Союзы - класс, объединяющий разнородные слова. Союзы различаются по образованию, строению, функции, значению.

 

Правописание союзов

СОЮЗЫ, СОЮЗНЫЕ СЛОВА (НАРЕЧИЯ) - СЛИТНО СОЧЕТАНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ, НАРЕЧИЙ С ЧАСТИЦАМИ, ПРЕДЛОГАМИ – РАЗДЕЛЬНО
Союзы также = тоже (=и); они взаимозаменяемы, не являются членами предложения. Ты пришёл поздно, он также опоздал / он тоже опоздал и он опоздал. Так же не заменяется на то же; к местоимению ТО, к наречию ТАК можно поставить вопрос, они – члены предложения: Она всё так же хороша (как?) Он всё про то же (про что?) Словарь: точно так же, то же самое.
От союза чтобы (чтоб) нельзя оторвать бы (б) и перенести в другое место предложения: 1.чтобы целевой (заменяется на для того чтобы); Я спешил, чтобызастать её. 2.Чтобы изъяснительный: Думай о том (о чём?), чтобы не опоздать. Частицу бы (б), идущую за местоимением что, можно перенести в другое место предложения: Что бы ни говорили, я прав – Что ни говорили бы, я прав.   Словарь: во что бы то ни стало
Союзы притом и причём взаимозаменяемы. Она красива, притом (причём) умна. Зато = но Он недоспал, зато поел. К сочетаниям местоимений с предлогами при том, при чём, за то, от чего, по чему, от того, по тому, за чем, за тем можно задать падежный вопрос или они сами являются вопросами; сочетания не взаимозаменяемы: При том (каком?) доме – сад. Спрятаться за то дерево (за какое?) За чем очередь?
Итак (=следовательно) Итак, мы начинаем снова. И так (союз + наречие): И так (как?) они провели день.

Сложные союзы пишутся раздельно; через дефис – никогда: то есть, так как, потому что, оттого что и т.п.

ЧАСТИЦА

http://russkiy-na-5.ru/articles/294

Частица – это служебная часть речи. Частицы

1) не изменяются сами,

2) не являются членами предложения (но некоторые частицы могут входить в их состав).

От прочих несамостоятельных слов их отличает то, что они служат для передачи широкой гаммы дополнительных значений, эмоций, чувств, оценок говорящего. Сравним:

Неужели он не позвонил? (удивление) ≠ Он не позвонил? (вопрос)

Как раз об этом я мечтала! (уточнение, подчеркивание, экспрессия) ≠ Об этом я мечтала (сообщение нейтрального характера)

Что за ночь! (восклицание, оценка) ≠ Ночь. (назывное предложение)

 

Смысловые частицы

ü Отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не

ü Вопросительные: неужели, разве, ли (ль)

ü Указательные: это, вон, вот, во (просторечная)

ü Уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь

ü Ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, - то

ü Восклицательные: что за, ну и, как

ü Усилительные: же, ведь, даже, уж, всё-таки, ни, ну, ещё, и, да, а

ü Сомнения: ли, едва ли, вряд ли

 

Формообразующие частицы

Частица бы служит показателем условного наклонения глагола. Это компонент глагольной формы. Частица входит в сказуемое вместе с глагольной формой. Значит, формообразующие частицы включатся в состав членов предложений.

Не пошёл бы дождь, мы бы весь день провели на улице.

Частицы давай, пусть, пускай - показатель повелительного наклонения. Давай съездим – это побуждение к совместному действию. Здесь это сказуемое определённо-личного предложения. Давай съездим за город!

В предложении они выступают вместе с глаголом, даже если не стоят рядом, и являются одним членом предложения (отдельно частицы членами предложения быть не могут).

Правописание частицы НЕ

Основное значение частицы НЕ — отрицание

 

С разными частями речи для передачи значения отрицания: не верю, нехороший, нехорошо, не раз и т.д.

В отрицательных местоимениях: некому, нечему, некем, нечем и т.п. Если они употребляются с предлогами, то пишутся раздельно: не´ у кого, не´ с чем…

В неопределённых местоимениях: некто, нечто.

В риторических вопросах: Как не любить его? (= нельзя не любить), Кто не знает это стихотворение? (= все знают).

В устойчивых сочетанияхразного рода: чуть не; чуть-чуть не; едва не; едва-едва не; пока не; только не; не то; не то... не то; не только, но и; не то что (не)… а; не то чтобы... а; не так чтобы... а; вовсе не, далеко не, едва не, едва ли не, ничуть не, нисколько не, отнюдь не, чуть не, чуть ли не, не более чем, не более как, а также в устойчивых лексических сочетаниях: не по адресу, не на шутку, не по себе, не бог весть, не грех, не по зубам, не чета и др.

Правописание частицы НИ

Основное значение частицы НИ— утверждение.

 

1. В побудительных и количественных предложениях: Ни шагу! Ни с места! Ни звука!

 

2. С относительными местоимениями в придаточных предложениях: Куда ни взгляни, повсюду люди. Еще примеры: откуда ни..., где ни..., какой ни..., когда ни..., как ни... и т.д.

 

3. В предложениях, в которых глагол употреблён с отрицательной частицей не: Ни капли не боюсь. Не встретил ни одного знакомого лица. Она молчала, не сказав ни слова. (Усиление значения)

 

4. В отрицательных местоимениях: никто´, ничто´, никому´, ничему´, никако´й, ниче´й и т.п. Если они употребляются с предлогами, то пишутся раздельно: ни у кого´, ни с че´м…

5. В оборотах: что бы то ни было, во что бы то ни было, куда ни шло, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало, что ни говори, кто бы то ни был и др. подобных.

6. В устойчивых сочетаниях:ни пуха ни пера, ни жив ни мёртв, ни днём ни ночью, ни конца ни края (Запятая между словами, входящими в устойчивое сочетание, не ставится: Он сидел ни жив ни мёртв!)

 

Думай о значении:

1) ни один (никто) – не один (много):

Ни один не сделал задания! – Он пропускал уроки не раз.

2) ни разу (никогда) – не раз (много):

Ни разу я не была у неё дома. – Не раз я бывала у неё дома.

3) нимало (ничуть) – немало (много):

нимало не смутить – знать немало интересного.

 

Различай: НЕ КТО ИНОЙ…, КАК… НЕ ЧТО ИНОЕ…, КАК…

Не кто иной (другой), как сам хозяин говорил с тобой.

Это было не что иное, как жилище пастуха.

НИКТО ИНОЙ…НЕ НИЧТО ИНОЕ …НЕ

Никто иной (другой) ему не был нужен.

Ничто иное (другое) его не интересовало.

 

 

Фонетический анализ слова Ельник — 2 слога, ель-ник, [й'эл'н'ик]   е — [й’] — согласный, звонкий (непарн.), мягкий (непарн.) [ э ] — гласный, ударный л — [л’] — согласный, звонкий (непарн.), мягкий (парн.) ь — не обозначает звука н — [н’] — согласный, звонкий (непарн.), мягкий (парн.) и — [и] — гласный, безударный к — [к] — согласный, глухой (парн.), твёрдый (парн.)   6 букв, 6 звуков. План лексического анализа слова (Т.В. Шклярова) 1. Лексическое значение слова в данном контексте. 2. Исконно русское или заимствованное. 3. Однозначное или многозначное. 4. В прямом или переносном значении употреблено. 5. Имеет ли омонимы (привести примеры). 6. Имеет ли омоформы, омофоны, омографы (привести примеры). 7. Имеет ли синонимы (привести примеры). 8. Имеет ли антонимы (привести примеры). 9. Общеупотребительное или нет. Если нет, то к какому типу специальной лексики относится (диалектизмы, профессионализмы, историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы). Входит ли в активный или пассивный словарь. 10. В каком стиле речи преимущественно употребляется.   Например: Волны бились о скалистый берег.   1) Берег – край земли около воды. 2) Заимствованное. 3) Многозначное. 4) В прямом. 5) Не имеет омонимов. 6) Не имеет омоформов, омофонов. Омограф – берёг. 7) Имеет синоним – суша. 8) Не имеет антонимов. 9) Общеупотребительное. 10) В разговорном, публицистическом, художественной литературе.     План анализа фразеологического оборота (Т.В. Шклярова)   1) Лексическое значение фразеологизма в данном контексте. 2) Исконно русский или заимствованный. 3) Однозначный или многозначный. 4) Имеет ли омонимические обороты (привести примеры). 5) Имеет ли синонимические обороты (привести примеры). 6) Имеет ли антонимические обороты (привести примеры). 7) Какую синтаксическую роль играет. 8) К какому виду по степени спаянности слов относится (сращение, единство, сочетание или выражение). 9) К какому виду по устойчивости относится (неизменяемый, допускающий вариантность состава, допускающий вариантность словообразовательных изменений, допускающий варианты грамматических изменений, допускающий включение других слов, допускающий изменение порядка слов). 10) К какому виду по структуре относится (словосочетание, предложение). 11) К какому виду по употреблению в различны стилях речи относится (стилистически нейтральный, разговорный, просторечный, книжный).   Например: Учёный совет камня на камне не оставил от гипотезы Андрея Тимофеевича.   1) Абсолютно ничего. 2) Исконно русский. 3) Однозначный. 4) Не имеет омонимических оборотов. 5) Имеет синонимические обороты (с пустыми руками, разделать под орех, разбить в пух и прах). 6) Имеет антонимические обороты (принять на ура). 7) В предложении является сказуемым. 8) Фразеологическое единство. 9) Допускает варианты грамматических изменений и изменение порядка слов. 10) Фразеологизм – словосочетание. 11) В разговорном, публицистическом, художественно литературе.   План морфемного анализа слова (Т.В. Шклярова)   1) Определите, к какой части речи относится слово. 2) Определите, является слово изменяемым или неизменяемым. 3) Если слово неизменяемое, то оно совпадает с основой. Если слово изменяемое, вспомните, как изменяется данная часть речи. Измените слово, выделите окончание и основу. 4) Подберите однокоренные (родственные слова) или измените форму слова и укажите корень слова. 5) Укажите, если имеются аффиксы (приставки, суффиксы, постфикс, интерфикс). обуваться Комментарий: Словообразовательная цепочка: обуваться←обувать←обуть. Проверка правильности выделения приставки: обувать – разувать. Проверка правильности выделения суффикса -ся: обуваться – обувать; обуваться – одеваться, наедаться. Проверка правильности выделения суффикса -ва: обувать – обуть; обувать- разувать, раздевать, напевать, отдавать. План словообразовательного анализа слова (Т.В. Шклярова) 1) Определить часть речи. 2) Определить лексическое значение слова. 3) Выделить производную основу. 4) Определить слово, от которого образовалось данное. 5) Выделить производящую основу. 6) Определить способ словообразования. 7) Записать словообразовательную цепь, начиная с вершины словообразовательного гнезда.   Например: строительный 1) Имя прилагательное. 2) Относящийся к строительству, стройке, работе на стройке. 3) строительн – производная основа. 4) образовалось от слова «строитель». 5) строи – производящая основа. 6) Способ словообразования – морфологический, суффиксальный. 7) Строить строитель строительный Морфологический разбор частей речи (На)тропинке – имя сущ., т.к.: 1. обозначает предмет (на чем?), н.ф.-тропинка. 2. пост.пр-ки: неодуш., нариц., ж.р., 1 скл.; непост.пр.: употреблено в форме ед.ч., П.п. 3. увидел (где?) на тропинке /обстоятельство места./ Будь внимателен при разборе сущ-х: а) общего рода (ябеда); б) разносклоняемых (тушь, темя и т.д.); в) несклоняемых (метро); г) имеющих только одну форму числа (пшено-ед.ч., каникулы-мн.ч.).   Новогодней (елки) – имя прил., т.к.: 1. обозначает признак предмета (какой?), н.ф. - новогодний. 2. пост. пр-к: относит.; непост.: употреблено в форме ж.р., ед.ч., Р.п. 3. ёлки (какой?) новогодней (определение) Примечания. Кач. прил. имеют две формы: полную и краткую (красивый-красив), относит. – только полную, притяж. в разных падежах могут иметь как краткие, так и полные формы. Бежит –глагол, т.к.: 1. обозначает действие (что делает?), н.ф. - бежать. 2. пост.пр-ки: несов. в., невозвр., разнопряг., неперех.; непост.: употребл. в форме изъявит. накл., ед.ч., наст. вр., 3 лица. 3. (Что делает?) бежит (сказуемое)   (У)тридцати – имя числительное, т.к.: 1. обозначает количество (сколько?), н.ф.- тридцать. 2. по строению сложное; количественное; употреблено в форме Р.п. 3. (у скольких?) у тридцати. Примечание:порядковые числ. изменяются породам, числам, падежам, а количественные – только по падежам (кроме слов один, два).   Моим(стихам)- местоимение-прилагательное, т.к.: 1. указывает на признак по его принадлежности (чьим?), н.ф. - мой. 2. притяж., употреблено в форме Д.п., мн.ч. 3. стихам (чьим?) моим (определение) Примечания. 1. Местоимения-числительные и мест.- существ. изменяются по падежам. 2. Мест.- прилаг. изменяются по родам (в ед.ч.), числам, падежам. 3. Мест.- нареч. не изменяются 4. Все вопросительные, отрицательные и неопределенные слова являются местоимениями.   Завершив –деепричастие, т.к.: 1. обозначает добавочное действие (что сделав?). 2. признаки: сов., вида, невозвратное, не изменяется. 3. отправится (когда? что сделав?) завершив (обстоятельство)   Решенную(задачу) –причастие, т.к.: 1. обозначает признак предмета по действию (какая?), н.ф. решенный. 2. признаки: страдательное, полное, прош. вр., сов., вида, невозвр.; употреблено в форме ж.р., ед.ч., В.п. 3. Задачу (какую?) решенную (определение) Примечание: только страдат. причастия имеют как полную, так и краткую форму; род следует указывать только у причастий, употребленных в форме ед.ч. Дальше –наречие, т.к.: 1. обозначает признак действия (где?) 2. признаки: наречие места, употреблено в форме простой сравнительной степени.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 179.