Проблема усеченного диапазона возникает, когда диапазон изменения переменных незначителен. Следовательно в отсутствии вариации коэффициент корреляции всегда будет около нуля.
Например:
1.при использовании неадекватно малого диапазона измерения переменных. (3-х бальная рейтинговая система)
2.получение оценок в очень узком диапазоне изменения одной из переменных.
- отсутствие корреляции между шкалами теста на чень однородной выорке испытуемых. Например на группе спортстменов-единоорцев, у которых низка тревожность или низок уровень фактора В по Кеттелу.
- в престижном вузе, где так высок проходной балл, нет никакой корреляции между ЕГЭ, набранной суммой баллов на вступительных экзаменах и итогами первой сессии.
Причина проста: очень гомогенная выборка испытуемых на гомогенной популяции.
Проблемы методологии качественных иследований
1. КИ по-прежнему занимают маргинальное положение.
2. в академическом психологическом сообществе нет единого представление о нацчност качественных исследований. разброс мнений.
3. определение КИ.
4. достоверность знания, получаемого в результате применения КИ. одинаковы ли критерии оценки? корректно ли их переосмысление.
5. проблемы самих КИ:
а) зависимость от собственных имплицитных представлений исследователя.
б) возможность индуктивных "аналитиеских обобщений"
в) проблема контроля субъективности интерпретативной работы с текстом
г) проблема совмещения в одном исследовании различных техник качественного анализа и следовательно независимость от филосовской и мировоззренческой основ метода.
6. ориентаци психологов на критерии валидизации КИ, выведенные из опыта самих исследователей в различных сферах качественной практики и составляющие сегодня некий профессиональный консенсус концептуального единства в решении этого вопроса.
основные идеи методологии КИ
1. КИ являются неотъемлемой частью исторически сложившихся в психологии исследовательских методов.
2. как специфическая исследовательская методология КИ представляют собой современнй междисциплинарный проект, возникший и получивший развитие преимущественно вне психологии но сегодня активно ассимилируемый психологией для исследовательских задач.
3. логика валидизации в качественных психологических исследованиях основана на общих принципах критической рациональности, применяемых с учетом специфики анализа текстов.
4. технология качественных исследований в психологии жестко предполагает специфическую качественную исследовательскую стратегию, которая воплощается в характерных особенностх каждого из этапо исследования.
5. КИ являются реализацией в ЭИ идей постнеклассичекой науки: сочетани принципов критичности, открытости, методологического плюрализма и рефлексии ценностных оснований.
этот поворот от концепций метода понимания как непосредственного эмпатического вчувствования в мир другого - к семантическим моделям, основанным на идее опосредованности понимания языком и коммуникацией. как следствие - обоснование не субъективного (индивидуального), а интерсубъективного хакактера интерпретации.
Методологический "каркас" КИ
1. выбор дизайна КИ и проверка его на адекватность задачам исследования
2. применеие открытых гипотез, уточняемых и модифицируемых ходом самого исследования.
3. использование т.н. целевых, а не случайных выборок
4. использование "аналитиеских" (а не статистических) бобщений
5. применение специфических приемов интерпретации эмпирических данных.
6. качественная методология не сводитс к каественным методам сбора и анализа данных. эта система принципов и правил организации ЭИ исследовани:
а) филосовского метода
б) онтология эмпирического реализма выдвижние эвристических гипотез в ходе ЭИ
в) эпистемология интерпретиизма: интерпретация рассказа или феномена с учетом всех возможных нюансов социокультурного и интерактивного контекстов.
стратегия проведения КИ:
1.технологичекий уровень:
- направленнсть на "плотное" писанаие случаев
- предпочтение етественной обстановки исследования
- индективный характер исследования
- гибкость исследовательских процедур и внимаие к повседневному языку и контексту
- преимущественное использование качественных метоов сбора и анализа данных
2. методы, техники, методические приемы КИ
интервью, фокус группы, анализ продуктов деятельности (текстов), качественный контент анализ, техника конденсации смысла, феноменологическое описане, дискус анализ.
проблема достовернсти КИ
-субъективизм описательных и понимающих техник
-проблема понимания: не иррациональное вчувствование, а процесс интерпретации знаков.
-обоснование наибольшей вероятности сделанной интерпретации
-зависимость психологическогознания от ценностных позиций исследователя, социополитического контекста.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 215.