Проблема усеченного диапазона в корреляционных исследованиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема усеченного диапазона возникает, когда диапазон изменения переменных незначителен. Следовательно в отсутствии вариации коэффициент корреляции всегда будет около нуля.

Например:

1.при использовании неадекватно малого диапазона измерения переменных. (3-х бальная рейтинговая система)

2.получение оценок в очень узком диапазоне изменения одной из переменных.

- отсутствие корреляции между шкалами теста на чень однородной выорке испытуемых. Например на группе спортстменов-единоорцев, у которых низка тревожность или низок уровень фактора В по Кеттелу.

- в престижном вузе, где так высок проходной балл, нет никакой корреляции между ЕГЭ, набранной суммой баллов на вступительных экзаменах и итогами первой сессии.

Причина проста: очень гомогенная выборка испытуемых на гомогенной популяции.

Проблемы методологии качественных иследований

1. КИ по-прежнему занимают маргинальное положение.

2. в академическом психологическом сообществе нет единого представление о нацчност качественных исследований. разброс мнений.

3. определение КИ.

4. достоверность знания, получаемого в результате применения КИ. одинаковы ли критерии оценки? корректно ли их переосмысление.

5. проблемы самих КИ:

а) зависимость от собственных имплицитных представлений исследователя.

б) возможность индуктивных "аналитиеских обобщений"

в) проблема контроля субъективности интерпретативной работы с текстом

г) проблема совмещения в одном исследовании различных техник качественного анализа и следовательно независимость от филосовской и мировоззренческой основ метода.

6. ориентаци психологов на критерии валидизации КИ, выведенные из опыта самих исследователей в различных сферах качественной практики и составляющие сегодня некий профессиональный консенсус концептуального единства в решении этого вопроса.

основные идеи методологии КИ

1. КИ являются неотъемлемой частью исторически сложившихся в психологии исследовательских методов.

2. как специфическая исследовательская методология КИ представляют собой современнй междисциплинарный проект, возникший и получивший развитие преимущественно вне психологии но сегодня активно ассимилируемый психологией для исследовательских задач.

3. логика валидизации в качественных психологических исследованиях основана на общих принципах критической рациональности, применяемых с учетом специфики анализа текстов.

4. технология качественных исследований в психологии жестко предполагает специфическую качественную исследовательскую стратегию, которая воплощается в характерных особенностх каждого из этапо исследования.

5. КИ являются реализацией в ЭИ идей постнеклассичекой науки: сочетани принципов критичности, открытости, методологического плюрализма и рефлексии ценностных оснований.

этот поворот от концепций метода понимания как непосредственного эмпатического вчувствования в мир другого - к семантическим моделям, основанным на идее опосредованности понимания языком и коммуникацией. как следствие - обоснование не субъективного (индивидуального), а интерсубъективного хакактера интерпретации.

Методологический "каркас" КИ

1. выбор дизайна КИ и проверка его на адекватность задачам исследования

2. применеие открытых гипотез, уточняемых и модифицируемых ходом самого исследования.

3. использование т.н. целевых, а не случайных выборок

4. использование "аналитиеских" (а не статистических) бобщений

5. применение специфических приемов интерпретации эмпирических данных.

6. качественная методология не сводитс к каественным методам сбора и анализа данных. эта система принципов и правил организации ЭИ исследовани:

а) филосовского метода

б) онтология эмпирического реализма выдвижние эвристических гипотез в ходе ЭИ

в) эпистемология интерпретиизма: интерпретация рассказа или феномена с учетом всех возможных нюансов социокультурного и интерактивного контекстов.

стратегия проведения КИ:

1.технологичекий уровень:

- направленнсть на "плотное" писанаие случаев

- предпочтение етественной обстановки исследования

- индективный характер исследования

- гибкость исследовательских процедур и внимаие к повседневному языку и контексту

- преимущественное использование качественных метоов сбора и анализа данных

2. методы, техники, методические приемы КИ

интервью, фокус группы, анализ продуктов деятельности (текстов), качественный контент анализ, техника конденсации смысла, феноменологическое описане, дискус анализ.

проблема достовернсти КИ

-субъективизм описательных и понимающих техник

-проблема понимания: не иррациональное вчувствование, а процесс интерпретации знаков.

-обоснование наибольшей вероятности сделанной интерпретации

-зависимость психологическогознания от ценностных позиций исследователя, социополитического контекста.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 215.