Взаимодействие всемирного хозяйства и национальных экономик
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Новый импульс в своем развитии межгосударственная экономическая интеграция получила в конце 80-х – начале 90-х годов, когда в мировой интеграционный процесс начали вливаться многие, ранее относительно изолированные от него страны, в том числе развивающиеся. Одновременно повышался и уровень международных экономических интеграционных процессов: углубилось разделение труда, увеличилось число международных организаций и союзов, международные экономические связи стали более управляемыми и стабильными. Результатом происходящих процессов явилось сначала формирование, а затем и развитие нового этапа международной экономической интеграции – создание всемирного хозяйства.

Всемирное хозяйство представляет взаимосвязанные между собой экономики практически всех цивилизованных стран мира. Экономической основой всемирного хозяйства служит объективная целесообразность, обусловленная стремлением всех государств к росту экономической эффективности, достигнутому за счет международного разделения труда, и вызванными этим ростом национальной специализацией и международной интеграцией.

Постоянное стремление к углублению разделения труда и доведение его до международного уровня служило ранее главной причиной становления и развития международной торговли и мирового рынка. Однако, в отличие от мирового рынка, который и сейчас является важнейшей составляющей частью международного сотрудничества, всемирное хозяйство представляет собой более емкое явление. Это особая форма реализации международных экономических взаимосвязей между хозяйственными субъектами большинства стран мира, нацеленная на достижение большей эффективности в экономической деятельности за счет углубления разделения труда и свободного перемещения в мировом пространстве товаров, рабочей силы, технологий и капитала.

Создание всемирного хозяйства не означает автоматического включения в него всех национальных экономик. Среди множества факторов, влияющих на вхождение и уровень интегрирования каждой страны в систему мирового хозяйства, важнейшими являются два фактора. Во-первых, эффект, или экономическая, а, может быть, и политическая выгода для стран-участниц мирового интеграционного процесса; при этом главным критерием должен быть национальный интерес – не только текущий, но и связанный с отдаленным будущим. Решение вопроса об участии каждой конкретной страны в тех или иных формах международных экономических связей всегда представляет сложность, ибо требует всестороннего учета последствий и результатов такого акта. Это важно не только для национальной экономики отдельной страны, но и для мирового экономического сообщества в целом.

Во-вторых, участие в мировой экономической интеграции для любой страны становится возможным при условии определенной адаптации национального хозяйства и правовой базы государства к унифицированным нормам и требованиям всемирного хозяйства.

Главными условиями участия в международных экономических союзах и других международных организациях в настоящее время являются: политическая стабильность в стране, отсутствие резких колебаний в состоянии национальной экономики и, наконец, открытость экономики.

За выполнением каждого из этих условий наблюдают специальные международные организации, руководствуясь общепринятыми в мировой практике нормами и правилами. Для характеристики макроэкономического состояния национальной экономики по единым критериям используется международная система национальных счетов (СНС).

Ускорение развития международных экономических интеграционных процессов требует все более открытой экономики, что подразумевает:

- прозрачность, т.е. свободный доступ к национальным макроэкономическим сведениям;

- экономическую свободу внутри страны;

- участие страны и ее экономических субъектов в мировом интеграционном процессе.

Предпосылками открытости экономики является экономическая свобода – соблюдение в стране трех основных принципов: свободы индивидуального выбора, свободы частного обмена и гарантии частной собственности. В зависимости от этого мировое сообщество получает возможность определять не только состояние и возможности экономики той или иной страны, но и установить степень благоприятных условий для создания в ней иностранных и смешанных предприятий, целесообразность размещения кредитов в данной стране и др.

Лидерами рейтинга открытости экономики являются экономически развитые и «новые» промышленно развитые страны, в том числе Гонконг, США, Швейцария, Великобритания, Малайзия и др. Показатели этих стран по 10-бальной шкале в 1995 г. составили от 7 до 8. Индекс России здесь пока невысок – 3,5 балла, и она продолжает относиться к группе стран с недостаточно открытой экономикой.

Экономическая открытость государства должна иметь определенные пределы, выход за которые способен принести негативный результат. Она не должна выходить за рамки глобальных интересов страны. Поэтому, кроме комплексной оценки открытости, в экономической практике используется также показатель экономической уязвимости национальной экономики в отношении мировых экономических потрясений.

Рейтинг стран, определенный только по этому показателю открытости, существенно отличается от общего рейтинга экономической свободы. На первом месте здесь небольшие, хотя и экономически развитые страны, такие, как Малайзия, Филиппины, Новая Зеландия. Доля экспорта этих стран составляет 70-80% от объема их ВВП. В то же время в крупных странах с развитой экономикой эта доля заметно ниже (например, в Японии 11%, в США 10%).

Каждое современное государство, проводя политику открытой экономики, одновременно стремится в определенной степени ограничить международное вмешательство в свою экономическую деятельность, оставляя за наднациональными экономическими органами лишь функции контроля за рекомендациями. Практически все страны, даже те, экономика которых признана наиболее открытой, не отказываются от политики жесткого протекционизма. Так, страны с развитой экономикой строго ограничивают вывоз новейших образцов техники и передовых технологий, ограничивают эмиграцию из страны ученых и специалистов, следят за соотношением между своим экспортом и импортом. Развивающиеся страны, как правило, строго лимитируют вывоз имеющегося у них стратегического сырья, ограничивают вывоз валюты, драгоценных металлов и других ценностей.

Создание и развитие всемирного хозяйства есть сложный и противоречивый процесс. На разных этапах существования и развития мировой экономики роль и формы участия отдельных стран в данном процессе неоднозначны. Это зависит от комплекса обстоятельств, в том числе от степени экономический развитости страны и масштабности ее национальной экономики. Кроме того, к важнейшим факторам такого рода относятся экономическая политика, осуществляемая в данной стране в определенный период, и действующие условия, или «правила игры», во всемирных экономических организациях.

В создании и развитии мирового хозяйства заинтересованы в первую очередь экономически развитые страны. Для них участие в мировом экономическом процессе означает естественный переход к более высокой стадии разделения труда и специализации производства. Поэтому международная экономическая интеграция для развитых стран всегда является дополнительным средством для экономического роста.

Именно экономически развитые страны внесли наибольший вклад в создание современного хозяйства с действующим в нем особым порядком. Смысл такого порядка определен в основном неолиберальной моделью экономического развития. Основные черты этой модели состоят в том, что главным регулятором международных взаимосвязей должен быть рыночный механизм. Одновременно делается упор на переориентацию национальных экономик с развития национально-хозяйственного комплекса на создание узкоспециализированной экономики, сокращение функций государства по управлению экономическими процессами и передачу этих функций международным учреждениям.

Несомненно, что в условиях организации мирового хозяйства по неолиберальной модели экономически развитые страны получают существенные преимущества, поскольку именно они играют ведущие роли в международных экономических организациях (в МВФ, во Всемирном банке и т.д.) и получают наибольшие преференции на стихийных мировых рынках

А.С. Булатов. Мировая экономика, 2005
 
 
Для оценки эффективности"функционирования националь-ных экономик как части всемирного хозяйства принципиальное значение имеют качественная и количественная характеристики их конкурентоспособности. Усиление роли национальнойконкурентоспособности Конкурентоспособность страны (национальная конкурентоспособность) — одно из сложнейших экономических понятий. Имеется множество его определений, но обычно под конкуренто-способностью страны понимается способность ее фирм и отраслей & - 623 опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках. Естественно, что национальная конкурентоспособность обусловлена экономическими, социальными, политическими и другими факторами в самой стране. Вопросы национальной конкурентоспособности вызывают повышенный интерес за рубежом со стороны деловых, научных, политических кругов и государственных органов. Конкурентоспособность является объектом масштабных научных и экономических исследований, темой продолжительных дискуссий, официальных обсуждений в правительственных и законодательных органах, как это имело место, например, в США в 80-е гг., где в результате был принят (в 1988 г.) специальный Комплексный закон о конкурентоспособности и торговле. Во многих странах созданы советы и другие национальные организации по вопросам конкурентоспособности (США, Франция, Япония и др.). Национальную конкурентоспособность определяют на основе изучения конкурентных преимуществ и слабостей той или иной страны. Среди их показателей наиболее часто в международной и российской практике используются следующие: - объем ВВП, выражающий емкость отечественного рынка и потенциал конкурентоспособности национальной экономики; доля расходов на конечное потребление в структуре ВВП и валовых накоплений в конечном потреблении; отношение (доля) экспортно-импортного сальдо к сумме внешнеторгового оборота страны (характеризует динамику потенциала конкурентоспособности национальной экономики); соотношение средних индексов цен на экспортируемые и импортируемые страной товары и услуги (характеризует рост или снижение конкурентоспособности национальной экономики); степень «скованности» страны в разработке и осуществлении конкурентной стратегии, Ее характеризуют отношение величины задолженности государств к ВВП; разница между долгами страны по наступившим платежам и претензиям к дебиторам по их долгам данной стране; прирост золотовалютных резервов страны; структура ВВП страны, особенно доля, создаваемая перерабатывающими отраслями промышленности. С 1986 г. под эгидой Всемирного экономического форума (ВЭФ) стали публиковаться обстоятельныедокладыо сравнительной. конкурентоспособности ведущих стран мира, а позднее — разработки Всемирного банка и Международного института совершенствования методов управления. Национальная конкурентоспособность определяется ВЭФ на основе многофакторных моделей, в которых 381 показатель сводится в восемь агрегированных групп: внутренний экономическим потенциал; внешнеэкономические связи; государственное регулирование; финансово-кредитная система; инфраструктура; система управления; научно-технический потенциал; трудовые ресурсы. Экономические показатели по каждой стране, которые составляют около 70% всей совокупности данных, дополняются оценками аналитиков, опросами руководителей крупных корпораций и авторитетных экспертов, т.е. осуществляется синтезация коли-чественных и качественных характеристик национальнойконкурентоспособности. Страны (около 50) ранжируются по количеству баллов, сумма которых позволяет составить представление не только об уровне развития производительных сил, но и о гибкости хозяйственной системы в соответствии с изменениями в мировой экономике. В 1987-1993 гг. список возглавляла Япония, но уже в 1994 г, в связи с кризисными явлениями в отдельных странах, стреми-тельным ростом курса иены по отношению к американскому доллару рна опустилась на 3-е место. Россия впервые оценивалась в 1995 г. и заняла в этом рейтинге последнее (48-е место). Отметим также, что расчеты конкурентоспособностинациональной экономики в международной практике стали повседнев-ной реальностью, и внимание к ним мирового сообщества не только не падает, но и растет. Накопленный опыт показывает (эти подходы последовательно обосновываются в широко известном исследовании М, Портера «Международная конкуренция»), что конкурентоспособность национальной экономики, ее составных частей — величина весьма неустойчивая. Поддержание заданного уровня конкурентоспособности требует не просто постоянных и огромных усилий, а продуманных целенаправленных действий стратегического характера, в которых особенно велика роль государства. Одно из главных стратегических направлений его деятельности (равно как и непосредственных производителей) — создание конкурентных преимуществ над соперниками. Теория конкурентных преимуществ, в наиболее полном виде сформулированная М. Портером, исходит из того, что любая из стран с примерно одинаковым уровнем экономического развития имеет определенный, обычно только ей присущий набор конкурентных преимуществ. К ним, например, могут относиться более высокие уровни производительности труда, квалификации про-изводственного, технического, коммерческого персонала тех или иных отраслей, производств, групп или отдельных предприятий, качества и технико-экономических показателей производства изделий, управленческого мастерства и др. I Факторы кон куре irro способности национальной экономики Центральное место в концепции М. Портера занимает идея «национального ромбам, раскрывающего четыре главных свойства («детерминанты») экономики, формирующих конкурентную макросферу, в которой действуют фирмы изучаемой страны (рис. ЮЛ). «Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации возможных конкурентных преимуществ страны. Определим эти детерминанты. Параметры факторов (факторов производства) представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формированияконкурентного Рис. 10.L Детерминанты конкурентного преимущества страны («национальный ромб») преимущества страны в целом и ее ведущих экспортоориентиро- ванных отраслей. В обеспечении национального конкурентного преимуществанемаловажную роль играет также стратегия фирм, их структура и соперничество между ними. Если кон-курентная среда или соперничество между фирмами отсутствуют, если стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в уело-, виях соперничества, то у таких фирм на внешнем рынке конкурентного преимущества обычно не возникает. Параметры спроса — это, прежде всего, емкость спроса, динамика его развития, дифференциация по видам продукта, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса получают апробацию новые изделия до выхода их на мировой рынок. Далее, наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирмы в экспортоориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и другими материальными средствами и информацией, является необходимым условием создания и поддержания конкурентных преимуществв мировой экономике для фирм соответствующих отраслей. В общую систему детерминантов конкурентных преимуществ М. Портер включает и роль случайных событий, которые могут либо усилить, либо ослабить сложившиеся конкурентные преимуществастраны. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорывы), резкие изменения цен на ресурсы (например, «нефтяной шок»), значительные изменения на мировых финансовых рынках (как это имело место в 1997-1998 гг.) или в валютных курсах (изменение курса российского рубля после 17 августа 1998 г.), всплески мирового или местного спроса, политические решения правительств, войны и другие непредвиденные обстоятельства. Наконец, роль правительства в формировании нацио-нальных конкурентных преимуществ состоит в оказании значительного влияния на все основные детерминанты «национального ромба». Причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. На параметры факторов производства и спроса правительство воздействует своей экономической политикой, включая, естественно, внешнеэкономическую (см. 10.3). В частности, правительство во многих странах оказывает содействие развитию родственных и сопряженных отраслей, взаимодействующих с ведущими экспортоориентированными отраслями. Естественно, кроме подходов М. Портера к факторам конкурентоспособности национальной экономики, в отечественных и зарубежных исследованиях получили распространение и другие взгляды. Так, представляетдостлточный интерес следующая четы- рехфакторная модель; наделеиность ресурсами, в первую очередь людскими; технологии и инвестиции; капитал; внешнеэкономический фактор. Причем за последние 15-20 лет произошли существенные сдвиги в соотношении и значимости приведенных факторов. Природные ресурсы по-прежнему остаются одним из важнейших факторов развития экономики страны, по многом определяющим ее место в мировом хозяйстве. Вместе с тем по ряду причин меняется значимость этого фактора. И дело не только в том, что научно-технический прогресс стремительно преобразует топливно-сырьевую базу производства, вводит в оборот заменители, синтетические материалы и т.п. Опыт ряда развитых стран (Японии, Италии, Великобритании, Швейцарии, Германии) доказывает, что отсутствие значительных природных ресурсов не является непреодолимой преградой для их экономического развития, достижения высокого уровня международной конкурентоспособности. Наоборот, наделенностьзначительнымиприродны- ми ресурсами может иметь и отрицательное последствие, порождая «облегченные» формы интеграции во всемирное хозяйство, сдерживая мобилизацию других ресурсов, которые в современных условиях могут оказаться, пожалуй, более важными и перспективными (человеческий фактор, инновационная деятельность, интенсификация производства и др.). Пример СССР, а ныне России, ряда других стран это наглядно подтверждает. Напротив, повысилась роль трудовых ресурсов в поддержании национальных конкурентных преимуществ. Причем этот факт находит отражение и в теории, и на практике. До недавнего времени как зарубежные, так и отечественные исследователи основное внимание уделяли проблеме относительной дороговизны или дешевизны рабочей силы, считая, что страна с наиболее дешевой рабочей силой оказывается в более выгодном положении. В современных условиях, в первую очередь научно-технического прогресса, все большее внимание уделяется человечес-кому фактору, уровню квалификации, дисциплинированности, наличию инновационного потенциала. Следовательно, предпочтение все чаше отдается более квалифицированным, пусть даже и более дорогостоящим трудовым ресурсам. В относительном снижении роли природных ресурсов и повышении значимости человеческих ресурсов решающую роль сыграл «технологический компонент» системы факторов воздействия на конкурентоспособность. Именно этот компоненгломает традиционные представления (и теоретические, и практические) о характере, источниках и факторах воздействия на конкурентоспособность, равно как и о «сравнительных преимуществах») национальной экономики в свете классических теорий внешней торговли. В последние два десятилетия произошло существенное изменение характера и степени воздействия валютного фактора на национальные конкурентные преимущества и слабости. До недавнего времени непреложной истиной было следующее: снижение курса национальной валюты непременно способствует расширению экспорта и тормозит импорт, а повышение курса валюты действует в противоположном направлении. Сейчас уже можно говорить об утрате этой однозначной и прямолинейной зависимости. На протяжении 80-х гг., да и в первой половине 90-х гг. курс германской марки и японской иены по отношению к доллару США и многим другим валютам устойчиво повышался, но это, в противоположность традиционным ожиданиям, не привело к свертыванию экспортной активности и сокращению импорта этих двух ведущих стран мировой экономики, хотя и вызвало у них определенные проблемы. Положительный внешнеторговый баланс Германии и Японии за этот период значительно вырос, причем не за счет стагнации национальной экономики или сокращения импорта. Важное место среди факторов, определяющих положение страны во всемирном хозяйстве, издавна занимали внутренний и мировой рынки. Однако за последние два-три десятилетия между ними произошла заметная передвижка в пользу последнего, который все более значимо определяет условия и остроту конкуренции на национальных рынках, выравнивает ее на все более высоком уровне. Межстрановой рынок определяет некий «среднемировой» уровень конкурентоспособности, к которому должны стремиться национальныеэкономики и товаропро-изводители, а по возможности и превзойти его. Все более важным становится такой аспект проблемы внутреннего рынка, как соот- ветствие его структуры, ценовых пропорций, организационных форм параметрам мирового рынка и мирового хозяйства. С учетом этого основой устойчивости и динамичного развития национальной экономики является диверсификация экспорта. Мирохозяйственное положение страны тем более прочно, чем большее количество различных видов продукции она вывозит, чем в большее число международных воспроизводственных цепочек она включена. Специализация и диверсификация не противоречат друг другу, поскольку в мирохозяйственном масштабе на смену межотраслевой специализации идет внутриотраслевая (со-ответственно понижается роль в мировой экономике тех стран, которые не сумели включиться в международное разделение труда на новом уровне). Следовательно, внутри различных отраслей не-обходимо нащупывать «точки роста», которые способны в перспективе заполнить важные ниши на мировом рынке.

Билет 26 Либерализация хозяйственной жизни в мире

Государственное регулирование экономики на протяжении большей части XX в. усиливалось. Однако в последние полтора-два десятилетия наметилась обратная тенденция. Национализация сменилась приватизацией, государственный контроль над ценами ослабевает, субсидирование отдельных отраслей снижается, а деятельность транснациональных корпораций все меньше поддается государственному регулированию. Процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности называется либерализацией экономической деятельности (дерегуляцией, экономической либерализацией). Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию. Внутриэкономическая либерализация бурно идет в 80—90-е гг. прежде всего в странах с переходной экономикой, где суть экономической трансформации сводится к переходу от государственного регулирования и государственной собственности к преимущественно рыночному регулированию и частной собственности. В развитых странах внешнеэкономическая либерализация начала сменять внешнеэкономический протекционизм.

Главной тенденцией мировой экономики на рубеже ХХ-ХХ1 вв. является постиндустриализация, т.е. переход от индустриального общества к постиндустриальному. Это общество обладает такими чертами, как преобладание услуг в производстве и потреблении, высокий уровень образования, новое отношение к труду, повышенное внимание к окружающей среде, гуманизация (социализация) экономики, информатизация общества, ренессанс малого бизнеса.

- Постиндустриализация ведет к глубоким изменениям в мировом хозяйстве. Так, изменяется структура производства и потребления мирового ВВП за счет увеличения доли услуг. Упор на использование знаний и трудовых ресурсов, переход на наукоемкие технологии замедляют спрос на природные ресурсы, особенно в развитых странах. Обилие и Доступность экономической информации в сочетании с удешевлением средств связи и транспорта стало мощным стимулом для международного Движения капитала.

- В современном мире сохраняется (и будет сохраняться) разрыв в уровнях социально-экономического развития между странами и регионами мира, но состав отстающих и лидирующих по уровню развития стран меняется. Причем во второй половине XX в., когда были достигнуты рекордные в истории человечества темпы экономического развития, этот процесс ускорился. В результате вслед за Японией в число развитых стран вошли Южная Корея, Сингапур и Тайвань, а в будущем, возможно, войдут и другие новые индустриальные страны и, предположительно, Китай. Одновременно наблюдается катастрофическое снижение уровня социально-экономического развития России и других стран — членов СНГ.

- Если в предыдущие столетия в мире росла экономическая мощь стран Запада, а затем России и Японии, то в последние десятилетия XX в. идет обратный процесс — в мировом ВВП растет доля развивающихся стран и Китая. Внутри группы развитых стран сложилась «триада» из США, ЕС и Японии. Среди развивающихся стран по своей экономической динамике выделяются новые индустриальные страны, в то время как наименее развитые страны все больше отстают. В группе стран с переходной экономикой место главной по экономической мощи державы занял Китай. Экономическим ядром мира может стать Восточная и Юго-Восточная Азия, превращающаяся в центр огромного Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона.

- Усиление участия страны в мировом хозяйстве, называемое интернационализацией ее хозяйственной жизни, измеряется рядом показателей, в первую очередь экспортной квотой, долей иностранных товаров на внутреннем рынке, объемом экспорта товаров и услуг на душу населения, отношением иностранных капиталовложений к ВВП страны, их долей в ее ежегодных инвестициях, долей иностранной рабочей силы в общем числе занятых, долей иностранных патентов и лицензий в общем числе зарегистрированных в стране патентов и лицензий.

- Рост уровня интернационализации во многом определяется деятельностью ТНК, число и размах хозяйствования которых особенно быстро увеличиваются во второй половине XX в. Их деятельность базируется на прямых инвестициях, принимающих форму зарубежных филиалов.

- Деятельность ТНК все больше превращает мировое хозяйство в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Подобный процесс называют глобализацией, которая, в сущности, является более высокой стадией интернационализации.

- Глобализация осуществляется прежде всего через регионализацию, когда внешнеэкономические связи страны ориентируются на свой и соседние регионы. На базе регионализации идет международная экономическая интеграция, т.е. срастание экономик соседних стран в единый региональный хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями. Так возникают интеграционные объединения, призванные регулировать интеграционные процессы методу странами-участницами.

- Хотя на протяжении большей части XX в. государственное регулирование экономики усиливалось, в последние десятилетия преобладает тенденция к ее дерегуляции (либерализации). Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию. Внешнеэкономическая либерализация начала сменять внешнеэкономический протекционизм как главное направление во внешнеэкономической деятельности развитых стран еще в 50—60-е гг., а в остальных группах стран — в основном позже. В результате экономика большинства стран мира превращается во все более открытую, характеризующуюся значительно большими темпами роста по сравнению с закрытой.

Внешнеэкономическая политика — это деятельность государства в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами. Основной ее задачей является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для воспроизводственного процесса в стране, для выгодного участия страны в международном разделении и кооперировании труда в процессе деятельности ее хозяйствующих субъектов. Внешнеэкономическая политика решает также задачи сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, оптимизации хозяйственного взаимодействия конкретных субъектов внешнеэкономической деятельности с аналогичными организациями других государств, задачи обеспечения экономической безопасности страны. В условиях глобализации мирового хозяйства экономической внешней политики одной из приоритетных целей становится органичное вхождение России в мировое хозяйство. При этом должно соблюдаться определяющее значение национальных экономических интересов. В этих целях необходимы планомерно и последовательно осуществляемые прогрессивные структурные преобразования хозяйственного комплекса, выход России на информационные и инновационные международные рынки, преодоление отсталой структуры внешней торговли и формирование благоприятного инвестиционного климата. Стратегия внешнеэкономической политики разрабатывается и реализуется как в целом по стране, так и по ее регионам и соответственно — в отношении отдельных стран и регионов. Особую значимость на уровне регионов в современных условиях имеет формирование взаимовыгодных партнерских отношений в рамках приграничной торговли на основе действующего международного права и формируемого в России правового поля Концепция внешнеэкономической политики включает также тактику ее проведения, т. е. совокупность методов и средств для достижения целей и сохранения получаемых результатов Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней политикой. Первая служит логическим продолжением и развитием второй за пределами национальной государственной границы. Однако при всем многообразии и значимости задач основной задачей внешней экономической политики, независимо от избранной государством модели хозяйствования, было и остается формирование благоприятной экономической среды для развития воспроизводственного процесса в стране. Переход к новому типу хозяйствования в России логически обусловливает формирование качественно новых основ взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним При этом существенно возрастает значение и усложняется роль внешнеэкономического фактора в развитии страны, что в свою очередь выражается в существенной трансформации взаимозависимостей России с внешними рынками, в изменении характера и механизмов взаимодействия с зарубежными партнерами. Именно это предопределяет выработку новых принципов и методов реализации внешнеэкономической политики.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 175.