В экономике развитых стран на этапе постиндустриального развития существенно выросла доля сферы услуг (третичного сектора) и уменьшилась доля сферы материального производства (первичного и вторичного секторов). В структуре ВВП этих стран в 60—90-е гг. неуклонно снижалась доля сельского хозяйства (с 6,5% в 1960 г. до 4,2% в 1980 г. и 3% в 1995 г.). Наряду с отмеченной долговременной тенденцией указанные сдвиги объясняются также тем, что под воздействием научно-технического прогресса произошло отпочкование от сельского хозяйства многих видов деятельности и обособление их в особые отрасли промышленности и сферы обслуживания. Одновременно происходит интеграция сельского хозяйства, промышленности и торговли в агропромышленный комплекс, представляющий собой новый тип производственных связей.
Изменения в структуре экономики развивающихся и постсоциалистических стран
Новые индустриальные и постсоциалистические страны находятся примерно на одинаковом уровне экономического развития как по ВВП на душу населения, так и по отраслевой структуре экономики. В этих двух группах стран сохраняется относительно высокая доля сельского хозяйства (6—10% ВВП), которая постепенно приближается к уровню развитых стран (2—4%). Удельный вес промышленности в ВВП обеих групп стран (25-40%) находится на уровне постиндустриальных стран и даже превышает его. Это связано со сравнительно невысоким уровнем сферы услуг (45-55% ВВП).
В отраслевой структуре ВВП развивающихся стран по-прежнему велика доля сельского хозяйства (20—35%). Доля промышленности в ВВП этих стран чаще всего небольшая (10—25%), причем она выше главным образом в странах — экспортерах минерального сырья и топлива, тогда как доля обрабатывающей промышленности колеблется в пределах 5—15%.
Отраслевая структура мировой промышленности
В отраслевой структуре промышленности продолжает снижаться доля добывающих отраслей и расти доля обрабатывающих, особенно машиностроения и химической промышленности. В обрабатывающей промышленности развитых стран происходит перемещение центра тяжести капитало- и материалоемких отраслей (металлургия, химическая промышленность) к наукоемким (электроника). Освобождающуюся нишу все более занимают новые индустриальные государства, которые переводят традици-онные трудоемкие отрасли в развивающиеся страны среднего и низшего уровня.
Структурные сдвиги в мировом хозяйстве происходят в основном внутри сложившихся отраслевых комплексов и проявляются наиболее сильно в изменении внутриотраслевых пропорций.
Курс валют
курсы валют | 10.06.2012 | |||
Доллар США | 32.5862 | -0.15 | ||
Евро | 40.7914 | -0.115 | ||
Билет 14 Управление топливно-энергетическим комплексом
В России при решении любой проблемы необходимо учитывать территориально-транспортный фактор. В первую очередь это относится к организацииотраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК). В течение многих лет осуществлялось освоение огромных территорий с созданием мощнейших энергетических и топливотранспортирующих систем, надежно обслуживающих народное хозяйство и поддерживающих экспортный потенциал страны. Сейчас предприятия ТЭК обеспечивают производство 60% валового внутреннего продукта и 40% национального дохода.
Дальнейшее развитие ТЭК определяет федеральная программа «Топливо и Энергия». Она включает 28 подпрограмм, охватывающих важнейшие отраслевые, межотраслевые и межрегиональные проблемы ТЭК. Основные цели состоят в обеспечении надежного энергоснабжения всех потребителей, повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, сохранении устойчивого экспорта энергоносителей как основного резерва валютных поступлений. Предусмотренные мероприятия носят комплексный характер: одновременно решаются технологические, социальные, экологические задачи. Первостепенное значение придается реализации проектов высокой энергоэффективности, стандартизации, экономическому и финансовому механизму стимулирования энергосбережения.
Основными отраслями топливно-энергетического комплекса являются энергетика (производство электрической и тепловой энергии), газовая, нефтяная промышленность, угледобыча.
Россия унаследовалаединую энергетическую систему (ЕЭС России), не имеющую аналогов в мире. Она соответствует двум основным критериям — надежности и экономичности. Обычно энергетика функционирует с запасом мощностей 30—40%; протяженность на 9 часовых поясов позволяет в России, маневрируя на гигантских расстояниях, обходиться 5—10%*. При автономном снабжении крупных регионов потребовалось бы дополнительно 20 млн кВт мощности. ТЭЦ в России, кроме того, отапливают города.
* Энергетику России нельзя характеризовать мерками Запада. По протяженности сети Великобритании или Франции аналогичны сетям Мосэнерго или Красноярскэнерго.
Единая энергетическая система позволяет экономить капитальные вложения, обслуживать потребителей с наименьшими технологическими затратами, оптимизировать баланс производства и потребления электроэнергии в масштабе страны, повышать надежность снабжения с использованием несовпадения максимума нагрузки в разных часовых поясах.
Сейчас энергетика России — это 72 региональные энергосистемы, из них донорами являются 15, т.е. большинство энергосистем используют не у себя производимую электроэнергию. В региональные системы не входят 23 мощные электростанции. Общая установленная мощность всех электростанций — 200—220 млн кВт, в их составе:
• РАО «ЕЭС России» — 42 млн кВт (наиболее крупные ГЭС и ГРЭС);
• концерн «Росэнергоатом» Минатома России — 21 млн кВт;
• региональные энергосистемы — 150 млн кВт.
Для обеспечения надежного энергоснабжения, равноправных экономических отношений производителей, снабжающих организаций и потребителей энергии формируется оптовый рынок электроэнергии. Субъектами рынка выступают РАО «ЕЭС России», Центральное диспетчерское управление Единой энергосистемы России, госпредприятие концерн «Росэнергоатом», электростанции и другие производители энергии, акционерные общества энергетики и электрификации, отдельные крупные потребители электроэнергии. Доступ на оптовый рынок получают юридические лица, соблюдающие установленные требования.
Федеральный оптовый рынок электроэнергии функционирует как единое рыночное пространство на принципах купли-продажи, конкуренции. Финансовые расчеты осуществляются на основании договоров, тарифов на электроэнергию и абонементной платы за оказываемые услуги. Региональные энергосистемы, дефицитные по производству электроэнергии, нормально ею снабжаются с помощью оптового рынка и в соответствии с общероссийским балансом производства и потребления электроэнергии.
Основой оптового рынка являются линии электропередачи, находящиеся в государственной собственности и являющиеся . нейтральными по отношению к производителям и потребителям электроэнергии. Субъекты рынка без посредников подключаются к сетям, в том числе и АЭС. Предприятия-потребители заключают прямые договоры с производителями электроэнергии, что создает предпосылки для снижения тарифов, устранения региональных перепродавцов, прекращения льготирования и перекрестного субсидирования.
Через рынок распределяется около 30% наиболее дешевой электроэнергии. Дальнейшее его развитие сдерживается первоочередной продажей электроэнергии региональными энергосистемами, наличием оптовых перепродавцов, входящих в систему местных органов власти. В региональных энергосистемах энергия почти в 2 раза дороже, но потребители не могут обратиться в федеральную сеть, минуя местных производителей. Это вызывает недогрузку крупных генерирующих станций.
Производители электроэнергии могут конкурировать, если к передающим сетям будет равный доступ всем электростанциям, а к дешевым продавцам — равный доступ всем потребителям электроэнергии.
В мире оптовый рынок электроэнергии существует лишь в Норвегии и в незавершенном виде в Великобритании, Швеции, Финляндии. В Норвегии электроэнергетика и в условиях рынка остается государственной и муниципальной. Создана государственная корпорация по эксплуатации магистральных электросетей, при ней действуют диспетчерская служба и две торговые фирмы электроэнергии на внутреннем и внешнем рынках. Емкость оптового рынка — 100 млрд кВт ч в год, в нем участвуют 50 субъектов.
Таким образом, не только внерыночный, но и рыночный секторы энергетики нуждаются в государственном регулировании, которое призвано согласовывать интересы производителей и потребителей энергии, формировать конкурентную среду, обеспечивать равный доступ на общероссийский оптовый рынок электрической энергии.
Государство регулирует тарифы на электрическую и тепловую энергию на основе Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ. Правительство РФ решает вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями за пределы территорий субъектов РФ, на общероссийский оптовый рынок, с оптового рынка электрической энергии, в том числе на экспорт.
Органы исполнительной власти субъектов РФ решают вопросы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми электроснабжающими организациями (кроме находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливают органы местного самоуправления) потребителям, расположенным на территории соответствующих субъектов РФ.
В тарифах предусматриваются компенсации обоснованных (объективно необходимых) затрат производителей электроэнергии и получение ими прибыли, исходя из принципов самофинансирования (в тарифы включается инвестиционная составляющая — 8% себестоимости).
Администрациям Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской областей. Корякского и Чукотского автономных округов выделяются деньги на компенсацию акционерным обществам энергетики и электрификации тарифов на электроэнергию за счет целевых средств финансовой поддержки регионов, предусмотренных в федеральном бюджете.
Установлены предельные уровни тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением, дифференцированные по субъектам РФ. Для сельского населения и домов, оборудованных электроплитами, действует понижающий коэффициент 0,7. В целях защиты малоимущих слоев населения при повышении тарифов субъекты РФ устанавливают лимиты отпуска электроэнергии по тарифам ниже минимального уровня (для Московской области максимальный уровень — 51 коп./кВт-ч, минимальный — 24 коп./кВт ч). По пониженному тарифу малоимущие оплачивают электроэнергию в пределах социально обоснованной нормы месячного потребления. Порядок использования лимита утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ.
Для энергоснабжающих организаций независимо от их организационно-правовой формы введен раздельный учет состава затрат и объема выпускаемой продукции в натурально-стоимостном выражении по следующим видам деятельности:
• производство электрической энергии;
• производство тепловой энергии;
• услуги по передаче электрической энергии;
• услуги по передаче тепловой энергии.
Энергетика технологически требует жесткой централизации. Поэтому всей системой управляет центральное диспетчерское управление (ЦДУ) в Москве (на все 9 часовых поясов). Нормативные документы закрепляют единство системы, что нашло отражение и в особенностях приватизации отрасли. Субъекты ЕЭС (кроме АЭС) преобразованы в акционерные общества, а для сохранения управляемости образовано РАО «ЕЭС России» с контрольным пакетом акций у государства. Контрольные пакеты силовых станций находятся у РАО «ЕЭС России».
В его уставный капитал внесено не менее 40% акций, принадлежащих Российской Федерации в уставных капиталах АО, созданных на базе энергетических предприятий. РАО «ЕЭС России» получило также имущество тепловых электростанций мощностью свыше 1 млн кВт и гидроэлектростанций мощностью свыше 300 тыс. кВт, линии электропередач и подстанции напряжением 330 кВт и выше, пакеты акций проектных и научно-исследовательских институтов и предприятий, обслуживающих электроэнергетический комплекс.
В федеральной собственности находится 51% акций. Продажа и иные способы отчуждения этих акций и акций других АО электроэнергетики, находящихся в федеральной собственности в пределах установленного объема, могут осуществляться только на основании федерального закона.
Субъектам РФ передано 33% голосов по акциям ЕЭС России, находящихся в федеральной собственности, пропорционально объемам потребления ими электроэнергии.
В собственности иностранных юридических и физических лиц, государств может находиться до 25% всех видов акций ЕЭС России*.
* Однако в собственности иностранцев уже находится 37% акций, т.е. больше блокирующего пакета (25% + 1 акция). Восстановить государственный контроль теперь может только суд в случае обращения Госдумы с протестом на нарушение законности. Характерно, что контрольные пакеты энергетических компаний США, Германии, Великобритании, Италии находятся в руках государства.
Управление закрепленными в федеральной собственности акциями РАО «ЕЭС России» осуществляет коллегия представителей государства. Она включает должностных лиц, назначаемых Постановлением Правительства РФ. Представители государства, участвующие в органах управления РАО «ЕЭС России», обязаны действовать в соответствии с единой позицией.
РАО «ЕЭС России» осуществляет управление, комплексное развитие ЕЭС, реализует единую стратегию инвестирования капитала в отрасль, тем самым способствуя обеспечению общности экономического пространства страны. РАО «ЕЭС России» координирует деятельность всех субъектов рынка по производству, передаче и потреблению энергии, обеспечивает оперативное ведение и оптимизацию режимов их работы, организует заключение договоров, рассчитывает плановые балансы электроэнергии и мощности и выполняет другие функции. Оператором-диспетчером производства и передачи электроэнергии на оптовом рынке выступает Центральное диспетчерское управление Единой энергосистемы России на основании договора с РАО «ЕЭС России».
В связи с недогрузкой многих промышленных предприятий часть энергомощностей оказывается как бы излишней и может быть направлена на производство продукции на экспорт. Наиболее реально создание энергомостов: Россия — Китай, Россия — Япония, Россия — Европа. В то же время над энергетикой нависла угроза потери технологической целостности.
В СССР в год вводилось до 12 млн кВт мощностей, в 1998 г. — 0,8 млн кВт. Ресурс выработан у 20% мощностей, в 2010 г. почти у 50% мощностей ресурс окажется выработанным. Цикл строительства в энергетике охватывает 12—15 лет, т.е. уже сейчас надо вводить новые и модернизировать старые мощности в размере до 9 млн кВт. Иначе Россия вновь окажется «во мгле».
В целях усиления борьбы с монополиями МВФ требует раздробить ЕЭС на три части: диспетчерское управление, проводящая сеть, выработка электроэнергии. Правительство РФ согласовало с МВФ и ВБ решение о создании независимых генерирующих компаний. Если оно претворится в жизнь, то единая энергосистема будет разрушена.
Россия занимает первое место в мире по запасамгаза (1/3 мировых запасов), их хватит на 30—40 лет добычи*. Газ экспортируется в 16 стран Европы и 8 стран СНГ. Россия — основной поставщик газа в Европу, ею контролируется 1/3 газовых рынков Германии, Франции, Италии, более 50% рынков бывших соцстран. Контракты на поставку газа на миллиарды долларов подписаны на 10 лет вперед.
* За Россией следуют Иран, Туркмения. На долю России и Туркмении приходится 70% мировых запасов и 30% экспорта газа. Туркменский газ с выходом на мировой рынок составит сильную конкуренцию России, у которой есть в запасе 5 лет для опережающего строительства новых трубопроводов. Предстоит также возобновить прерванное в 1997 г. партнерство по транспортировке туркменского газа по российским трубопроводам.
В 1998 г. добыча газа составила 553,7 млрд м3 (23% мировой добычи), доля газа в энергобалансе страны — 50%, экспортировано 120,6 млрд м3 на сумму 8,1 млрд долл.
Месторождения газа, имеющие стратегическое значение, относятся к объектам федерального значения. В целях обеспечения энергетической безопасности часть месторождений федерального значения включается в федеральный фонд резервных месторождений газа (из числа открытых и разведанных месторождений, для которых лицензии на добычу не выданы).
В системе газоснабжения независимо от форм собственности составляющих ее предприятий и организаций действуют единые правовые основы рынка, ценовой политики, требования безопасности.
Преимущественное право на заключение договоров о поставке газа имеют покупатели для удовлетворения государственных потребностей, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан. Для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, обязательно заключение государственных контрактов на поставки газа в соответствии с порядком поставок продукции для федеральных государственных нужд.
Добыча природного газа осуществляется акционерными обществами «Газпром», «Норильскгазпром», «Якутгазпром», «Сахалинморнефтегаз» и нефтяными компаниями.
Открытое акционерное общество «Газпром» (ОАО «Газпром») является мощной, не имеющей аналогов в мире, компанией. В его состав входят в качестве дочерних предприятия геологоразведки и бурения, обустройства месторождений, машиностроения, транспортировки, снабжения, и других видов деятельности. Оно обеспечивает 94% объема производства и транспортировки газа (протяженность трубопроводов 150 тыс. км.).
В валовом продукте доля ОАО «Газпром» — 10%, в налоговых поступлениях — 20%; в системе заняты 500 тыс. чел. По показателю финансовой устойчивости — соотношению между собственными и заемными средствами — среди компаний мирового уровня уступает только такому гиганту, как «Шелл».
На внутреннем рынке действуют Межрегиональная компания по реализации газа — «Межрегионгаз» (дочернее предприятие ОАО «Газпром») и газораспределительные организации по поставкам газа низкого давления — «Росгазификация». «Межрегионгаз» продает газ без посредников на территории 62 субъектов РФ. Поставки на экспорт осуществляются с помощью ВЭП «Газэкспорт».
В управлении газоснабжением государство сочетает административно-правовые и рыночные методы. Федеральные органы власти разрабатывают и реализуют программы газификации, регулируют использование запасов газа, осуществляют надзор и контроль за безопасностью объектов газоснабжения, вводят правила поставок газа. Утверждается плановый баланс добычи и реализации газа, исходя из ресурсов, прогноза потребности и технических возможностей системы газоснабжения. Устанавливаются принципы формирования цен и тарифов на газ и услуги по транспортировке.
Правительство РФ устанавливает на срок не менее трех месяцев оптовые цены на природный газ, отпускаемый предприятиями ОАО «Газпром» газораспределительным организациям (кроме поставляемого для реализации населению), а также непосредственно конечным потребителям; цены дифференцированы в зависимости от затрат на транспортировку от мест добычи до потребителей и других факторов.
Оптовые цены на попутный нефтяной газ, широкую фракцию легких углеводородов, сжиженный газ для бытовых нужд утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
ОАО «Газпром» и АО «Росгазификация» заблаговременно доводят информацию до конечных потребителей об индексации оптовой цены промышленности и надбавки к ней, устанавливаемой для перепродавцов на предстоящий период.
Регулируются также тарифы на услуги по транспортировке газа, предоставляемые газотранспортными организациями ОАО «Газпром» поставщикам газа, не входящим в ОАО «Газпром».
Розничные цены на природный газ, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам, и сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утверждаются органами, исполнительной власти субъектов РФ с учетом необходимости социальной защиты населения.
Убытки акционерных обществ, реализующих газ населению но регулируемым государством ценам, дотируются из бюджета РФ и бюджетов соответствующих территорий пропорционально долям в уставных капиталах АО.
Так как компания «Газпром» занимает особое положение в экономике страны, Устав ОАО «Газпром» утвержден Правительством РФ. Установлены ограничения на приобретение пакетов акций одним физическим или юридическим лицом и их аффилированными лицами, а также условия преимущественного приобретения ОАО своих акций у держателей. Совокупная доля иностранных участников в уставном капитале не может превышать 20%.
В госсобственности акций осталось недостаточно для блокирования решений, не отвечающих интересам государства (38,4%). Иностранцы владеют 6% акций, в том числе:
• бумаги в форме американских депозитарных расписок, обращающиеся на ведущих европейских рынках, — 2%;
• концерн «Рургаз» — 4% (что дает право на место в совете директоров ОАО «Газпром»)*. При продаже акций на аукционе (конкурсе) иностранные участники-победители должны брать на себя обязательство в течение 5 лет не отчуждать их и не использовать для размещения финансовых инструментов.
* ОАО «Газпром» и «Рургаз» сотрудничают уже 20 лет по продаже газа в Германию. Контракт продлен до 2030 г.
Бóльшая часть сделок с акциями ОАО «Газпром» совершается вне биржевого рынка. И здесь ОАО имеет преимущественное право на приобретение своих акций, что используется для регулирования цен на акции.
Государственным пакетом акций управляет по трастовому договору председатель правления ОАО «Газпром». Управляющий голосует пакетом на собрании акционеров, в том числе и по составу совета директоров. По договору ОАО «Газпром» обязано гарантирование снабжать газом страну и передавать доходы в бюджет в соответствии с установленным порядком. В договоре предусматриваются стратегические направления и государственные гарантии деятельности ОАО, механизм регулирования цен на газ и другие условия, обеспечивающие выполнение взаимных обязательств.
В Совет директоров ОАО «Газпром» включаются представители органов государственного управления.
Взаимоотношения ОАО «Газпром» с местными органами регулируются соглашениями.
В целях обеспечения участия субъектов РФ в управлении АО «Росгазификация» внесены 40% акций, принадлежащих РФ в этом обществе, в качестве вклада в уставные капиталы территориальных АО по газификации и эксплуатации газового хозяйства. При этом имущество эксплуатационных баз, газонакопительных сетей высокого и среднего давления остается в федеральной собственности. Представители государства в совете директоров АО «Росгазификация» назначаются Правительством РФ.
Кредитующие Россию международные организации настаивают на отделении транспортировки газа от его добычи, создании отдельной газотранспортной компании с собственной бухгалтерией. В этих целях уже принято решение об организации на базе региональных транспортных предприятий (облтрансгазов) дочерних обществ с ограниченной ответственностью. Газотранспортные сети передаются на баланс или предоставляются в хозяйственное ведение новым компаниям, которые должны не только иметь собственный управленческий персонал и отчетность, но и проводить годовые отчеты в соответствии с международными стандартами аудита.
Все это свидетельствует об утрате государством своих позиций в отрасли и де-юре (нет контрольного пакета) и де-факто (отсутствие государственной газовой стратегии). Государственная монополия заменена частной монополией.
В целях восстановления государственного влияния на развитие газовой отрасли целесообразно привести устав ОАО «Газпром» в соответствие с законодательством, не продлевать трастовый договор на управление госпакетом акций с исполнительным директором ОАО, ввести мораторий на продажу оставшихся в руках государства акций.
Россия остается крупнойнефтяной державой, хотя добыча нефти сократилась на территории России с 576 млн т в 1990 г. до менее 300 млн т в 1998 г. За 1992-1998 гг. выведено мощностей по добыче нефти на 390 млн т, а введено на 135 млн т. Из 140 тыс. скважин закрыты 40 тыс. Падение добычи обусловлено сокращением внутреннего спроса, которое не компенсировалось ростом экспорта.
В 1998 г. потребление нефти и нефтепродуктов на душу населения составило, кг:
Развитые страны в среднем — 1924
США — 3000
Канада, Швеция, Финляндия — 2250
Япония — 2200
ЕС — 1600
Россия — 890 (1990 г. — 1980 кг)
В России потребление нефти на уровне США 1920-х годов и Западной Европы 1960-х годов. Отставание от северных стран весьма существенное.
По производственным показателям нефтяная отрасль России уступает ведущим мировым компаниям. Дебит скважин на уровне 10—20 т/сутки, велика их обводненность, есть инфраструктурные ограничения. В арабских странах дебит — 200—800 т/сутки, добыча у тёплых морей. Себестоимость добычи 1 барреля в ОАЭ 2 долл., в России — 4-5 долл. Арабская нефть может потеснить с мирового рынка всякую другую, в том числе и российскую*.
* На страны ОПЕК приходится 75% разведанных запасов нефти, 50% мировой добычи. При этом они пока проводят политику сдерживания роста нефтедобычи, что обусловливает высокий уровень мировых цен.
В мире широко применяются следующие формы участия государства в нефтяной промышленности:
• государственные компании, объединяющие все стадии добычи, переработки и распределения нефтепродуктов (Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Саудовская Аравия);
• государственные компании, играющие решающую роль в геологоразведке, обустройстве месторождений (Франция Италия, Норвегия);
• доля государственной собственности не менее 50% (в странах, где нефть является бюджетообразующей отраслью).
Из 20 лучших нефтяных компаний мирового уровня 12 находятся полностью в государственной собственности. Обладая блокирующими пакетами нефтяных компаний, другие государства эффективно регулируют ситуацию на рынках.
Норвегия добывает 170 млн т нефти и 50 млрд м3 газа. В Северном море построены 3 платформы (в каждую государство вложило 1 млрд долл.), оборудованные для проживания работающих со всеми удобствами (заработная плата — 12 тыс. долл./мес, бесплатное питание); работа вахтовым методом (2 недели в море, 3 недели дома). Нефть вывозится танкерами в Великобританию, Францию, Нидерланды и другие страны. Себестоимость добычи — 3—8 долл./баррель. Экспортируется 88% добываемой нефти, годовая выручка — около 23 млрд долл., 50% прибыли направляется в инвестиции для нефтегазового комплекса. В 1972 г. создана компания «Статойл» (со 100%-м госучастием), ее доля при совместной разработке любого месторождения на шельфе не может быть меньше 50%. Государство обеспечивает национальное управление нефтегазовым комплексом, участвует в создании инфраструктуры, жестко контролирует доходы. Лицензии на разведку и подготовку к эксплуатации новых месторождений выдают парламент и королевский совет.
Билет15 Машиностроение является главной (базовой) отраслью промышленности и экономики в целом. По уровню развития этой отрасли судят о развитии экономки, т.е. эта отрасль создает фундамент для функционирования других сфер. В развитых странах на продукцию этой отрасли приходится 30-40% ВВП, а в развивающихся не более 15%.
Машиностроение подразделяется на три группы:
- общее (станки, оборудование, производство средств производства)
- транспортное (железнодорожный, автомобильный, авиационный, морской)
- электротехника (компьютеры, микроэлектроника, средства связи).
Наиболее динамично в последние годы развиваются: электротехника, микроэлектроника (ЮВ АЗИЯ), автомобилестроение (Япония).
Выделяют 3 главных машиностроительных региона:
- США (компьютеры, самолеты, вооружение, автомобили)
-страны ЕС (полная номенклатура, особенно Германия, отстают в области электроники)
- Восточная и Юго-восточная Азия (морские суда, компьютеры, бытовая электроника, автомобили)
На долю этих центров приходится около 85% мирового машиностроения. Раньше большую долю в данной отрасли занимал Сов Союз.(29%). Доля России в мировом экспорте машиностроения на данный период составляет 1 %. Россия предлагает на рынке крупные металлоемкие станки, а развитые страны электротехнику, микроэлектронику, средства связи т.д.
В мировом машиностроении широко развито МРТ. Поэтому в развитых странах высокий удельный вес, как экспорта, так и импорта машин и оборудовании. А основными импортерами машиностроения являются развивающиеся страны.
Тенденции развития:
- доля машиностроения в структуре мирового ВВП останется без изменения (сдерживающим фактором является выделение из машиностроения в сферу услуг программирования, обслуживание ЭВМ, создание локальных сетей и т.д.);
- в структуре машиностроения увеличится доля электротехники;
- будет расти влияние ТНК на развитие машиностроения.
Билет16 Агропромышленная интеграция является новой формой объединения предприятий, отличной от объединений в промышленности и сфере услуг, ее главная особенность состоит в ее межотраслевом характере, в том, что она означает организованное и коммерческое объединение предприятий двух существенно отличающихся отраслей экономики – промышленности и сельского хозяйства.
В известной степени агропромышленная интеграция преодолевает специфический характер сельскохозяйственного производства (подверженность природно-климатическим факторам, трудность предварительного планирования, прогнозирования веса и объема производимых овощей, фруктов и других сельхозпродуктов), включая сельское хозяйство в общий процесс промышленного производства. Интеграция отражает реально установившуюся в обществе взаимозависимость сельскохозяйственного и промышленного производства и в то же время еще больше усиливает эту взаимозависимость, создавая экономический, коммерческий механизм, стабильно обеспечивающий промышленность сельскохозяйственным сырьем.
Агропромышленная интеграция логически и исторически ведет к созданию агропромышленного комплекса(АПК). АПК – это достаточно общее понятие, под которым подразумевается сложившаяся в общественном производстве единая система сельскохозяйственных и промышленных предприятий и отраслей, спаянных интеграционными, т.е. тесными, стабильными, долговременными производственными и коммерческими связями, основывающимися на отношениях собственности или договорных, типа контрактации, и охватывающими всю агропромышленную цепь: производство важных средств производства для сельского хозяйства, их транспортировку, производство исходных сельхозпродуктов, их хранение, транспортировку, переработку и сбыт готовых продуктов или изделий.
В составе АПК выделяются три сферы:
1. отрасли промышленности, поставляющие средства производства для сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, а также осуществляющие производственно-техническое обслуживание сельского хозяйства;
2. собственно сельское хозяйство;
3. отрасли, занятые переработкой и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация).
Ряд отраслей промышленности целиком (или почти целиком) обслуживают нужды АПК (производство сельхозмашин, удобрений, оборудования для животноводства и кормопроизводства и т.д.). Другие отрасли лишь частично заняты удовлетворением потребностей АПК. Они включаются в функциональную структуру АПК лишь в той мере, в какой их продукция идет на нужды АПК.
Становление АПК – новый этап развития общественного производства, имеющий своей основой развитиепроизводительных сил земледелия, «промышленную революцию» в сельском хозяйстве, которое в этом смысле как бы догнало промышленность. Когда говорят, что производительные силы сельского хозяйства «догнали» или «сравнялись» с производительными силами промышленности, то это вовсе не означает, что технический и технологический уровень миллионов крестьянских хозяйств достиг уровня, существующего в промышленности. К сожалению, в мире, и прежде всего в развивающихся странах, все еще широко распространены мотыги, деревянные плуги и другие орудия и инвентарь, пришедшие в наше время из глубины веков и далеко не соответствующие современным промышленным производительным силам. Но человечество создало новые вещные средства производства для сельского хозяйства, близкие по своим параметрам (производительность, энергоемкость, экономия живого труда и т.д.) к средствам производства промышленности, технологический уровень мирового сельского хозяйства приблизился к технологическому уровню промышленности. В развитых государствах они уже преобладают в сельском хозяйстве, в развивающемся мире распространяются анклавами, островками, охватывая земледелие наиболее экономически и социально развитых регионов и стран.
Процесс развития агропромышленной интеграции и формирования АПК далеко продвинулся в промышленноразвитых странах, прежде всего в США. В неизмеримо меньшей степени он наблюдается в развивающемся мире, где наряду с общими тенденциями и формами его проявления появляются специфические черты и формы, связанные со значительным отставанием агропромышленной сферы освободившихся стран и их экономической зависимости от Запада.
В большинстве развивающихся стран важную роль в этом играют ТНК, которые выполняют функцию интеграторов. Это связано со многими факторами, в том числе с тем обстоятельством, что, создавая свои перерабатывающие предприятия в развивающихся странах, ТНК приносят с собой те формы и методы деятельности, которые сложились в государствах их базирования. В то же время в некоторых странах агропромышленная интеграция определяется специфическими условиями сельскохозяйственного или промышленного производства, существующими в самих развивающихся странах. Например, ограниченность производства сырья в ряде этих стран заставляет ТНК искать такие формы его получения, которые бы гарантировали им бесперебойность снабжения, даже если это послужит причиной его нехватки на местном рынке.
Главным направлением международной агропромышленной интеграции в нынешних условиях становится решение крупнейшей глобальной проблемы современности – проблемы удовлетворения возрастающих потребностей населения земного шара в продуктах питания.
Фактор интенсификации сельскохозяйственного производства в последние десятилетия продолжал оставаться определяющим в отношении масштабов валовой продукции зерна в группе промышленно развитых стран.Зерновые хозяйства, как и сельское хозяйство в целом, по существу, превратились в составную частьагропромышленного комплекса, в котором непосредственное сельскохозяйственное производство тесно объединено с переработкой, хранением и конечной реализацией продукции, а также с обеспечением фермерского хозяйства средствами производства. Интенсивный путь развития производства зерна в мире буд
Дата: 2016-10-02, просмотров: 228.