Рабочая программа
учебной дисциплины
«Экономическая теория»
(наименование дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки)
Для студентов, обучающихся по специальности/направлению:
100700.62 – «Торговое дело»
(шифр и наименование образовательной программы)
(профиль 01 – «Коммерция»)
Форма обучения:очная
Составители:
кафедра «Экономический анализ и качество»
(наименование кафедры)
доцент Саталкина Н.И., доцент Терехова Г.И.
Тамбов 2011
СОГЛАСОВАНО
Начальник Учебно-методического управления ТГТУ
К.В. Брянкин
«» 2011г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности/направления100700.62–Торговое дело (коммерция), утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12..2009 г. № 787, требованиями, предъявляемыми к содержанию дисциплины, и с учетом особенностей региона и условий организации учебного процесса в Тамбовском государственном техническом университете.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Экономический анализ и качество» протокол № 7 от 14 . 01 . 2011 г.
Заведующий кафедрой Герасимов Б.И.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании Научно-методического совета по направлению 100700.01_62 – Торговое дело протокол № 1 от 28 . 01 . 2011 г.
Председатель НМСН Молоткова Н.В.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании методического совета факультета «Экономический» протокол № 1 от 31 . 01 . 2011 г.
Председатель МСФ Герасимов Б.И.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономическая теория как самостоятельная учебная дисциплина имеет большое значение в подготовке инженеров высокой квалификации для народного хозяйства. Именно изучение этой дисциплины создает целостное представление у будущего торгового работника об экономической жизни общества, формирует экономический образ мышления, необходимый для понимания сути экономических явлений и процессов. Более того, будущим коммерсантам необходимо знать о наличии разносторонней взаимосвязи экономических и социальных проблем, с решением которых им придется сталкиваться в своей профессиональной деятельности.
Особенно глубокие знания им потребуются в области микроэкономики. Именно на микроэкономическом уровне, где функционируют предприятия и решаются вопросы производства продукта, прибыли, издержек, происходит стык двух областей человеческого знания – экономической и социальной.
Целями освоения дисциплины являютсяформирование у студентов экономического мышления на основе изучения и практического применения базовых экономических теорий, позволяющих адаптироваться и развиваться в современных рыночных отношениях, а также выработка навыков микро и макроэкономического анализа для принятия рациональных экономических решений в различных сферах жизни и на всех организационных уровнях
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
· - об основных принципах рыночной экономики;
· - о различных аспектах экономической деятельности предприятия и государства;
· - о современном состоянии национальной экономики, преобразованиях в социальной сфере и структурных сдвигах в экономике;
знать:
· - теоретические основы экономики предприятия и рыночного анализа;
· - микроэкономические показатели и совокупную деятельность всех субъектов экономики;
уметь:
· - использовать систему знаний о принципах рыночной экономики для принятия обоснованных решений при прогнозировании спроса, анализе рынка и выявлении основных тенденций;
· - рассчитывать экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности фирм;
· - определять производственные возможности экономики предприятия в рыночных условиях
Дисциплина «Экономическая теория» является частью основной образовательной программы направления подготовки - Торговое дело (коммерция).
Результатом освоения образовательной программы является овладение студентами расчетно-экономическим, аналитическим, научно-исследовательским и организационно-управленческими видами профессиональной деятельности, в том числе профессиональными компетенциями:
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
- способен проводить анализ и прогнозирование основных показателей финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов в сфере коммерции (торговли);
- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами;
- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
- способен проводить анализ и исследования товарных рынков, рыночной и торговой конъюнктуры;
- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;
- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность.
Освоение дисциплины необходимо выпускнику для того, чтобы обладать следующими общекультурными компетенциями :
- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации,
- формировать цели и определять пути ее достижения;
- способностью понимать процессы экономической жизни; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире ;
- способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности ;
- быть готовым к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами ;
- способностью находить организационно-управленческие решения и быть готовым нести за них ответственность;
- осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества;
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации ;
- способностью работать с информацией из различных источников ;
- способностью проявлять толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней .
2..МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Экономическая теория» относится к блоку дисциплин экономического цикла.
Дисциплины, знание которых необходимо для изучения данной дисциплины:
· математика;
· обществознание
· основы экономики;
· инженерная графика.
· Дисциплины, использующие знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения курса:
· производственная практика;
· итоговая государственная аттестация.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Используются следующие педагогические технологии:
· проблемное обучение, нацеленное на развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся, и предполагающее последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучающиеся активно усваивают знания;
· дифференцированное обучение, нацеленное на создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей, и предполагающее усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного, определенного ФГОС;
· активное (контекстное) обучение, нацеленное на организацию активной учебной деятельности обучающихся, и предполагающее моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности на различных предприятиях (фирмах);
Кроме сведений, получаемых на занятиях, значительная часть необходимой информации приобретается студентами при использовании учебно-методической и справочной литературы в процессе самостоятельной работы над тематическими заданиями, связанными с выработкой управленческих решений области бизнеса.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента студентов, обучающихся в ГОУ ВПО ТГТУ, и составляет 10 часов.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 часов.
№ п/п | Учебная неделя семестра | Раздел учебной дисциплины | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | |||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа | ||||
1-2 | Тема 1 | Опрос, решение кейсов | |||||
3-4 | Тема 2 | Опрос, решение кейсов | |||||
5-6 | Тема 3 | Опрос, решение кейсов | |||||
7-8 | Тема 4 | Опрос, решение кейсов | |||||
9-10 | Тема 5 | опрос | |||||
11-12 | Тема 6 | опрос | |||||
13-14 | Тема 7 | Опрос, решение кейсов | |||||
15-16 | Тема 8 | Опрос, решение кейсов | |||||
17-18 | Тема 9 | Опрос, решение кейсов | |||||
Тема 10 | опрос | ||||||
Тема 11 | опрос | ||||||
Тема 12 | Опрос, решение кейсов | ||||||
Тема 13 | опрос | ||||||
Тема 14 | Опрос, решение кейсов | ||||||
Тема 15 | опрос | ||||||
Тема 16 | опрос | ||||||
Тема 17 | опрос |
5.2. Содержание разделов дисциплины.
Тема 9 Рынок труда
Заработная плата в условиях совершенной конкуренции. Выбор между трудом и отдыхом. Этапы роста заработной платы. Человеческий капитал. Монопсония на рынке труда.
Роль профсоюзов на конкурентном рынке труда. Минимальная заработная плата.
Особенности рынка труда. Дифференциация ставок заработной платы. Различия в привлекательности труда. Экономическая рента. Неравенство доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Перераспределение доходов.
Практические занятия
Государства
Вопросы для опроса:
1. Что такое финансы, и каковы их функции?
2. Что представляет собой финансовая система, и какие звенья она в себя включает?
3. Какова роль в финансовой системе государственных социальных внебюджетных фондов?
4. Что понимается под бюджетной системой и бюджетным федерализмом?
5.С помощью каких инструментов осуществляется бюджетное регулирование?
6. Дайте характеристику государственного бюджета как экономической категории и как финансового плана.
7. Перечислите функции, которые выполняет государственный бюджет.
8. Какая роль в финансовой системе отводится государственному бюджету?
9.Почему дефицит бюджета и государственный долг называют термометрами состояния здоровья экономики?
10. Какие негативные последствия влечет за собой государственный долг?
11. Как покрывается государственный долг?
12. Каковы сущность налога и принципы налогообложения?
13. Что такое налоговая система, и какие элементы она включает в себя?
14. Как классифицируются налоги по платежеспособности?
15. Что характеризует кривая Лаффера?
16. Что такое финансовая политика, и из каких направлений деятельности она складывается?
17. Какие концепции бюджетной политики Вы знаете?
18. Охарактеризуйте фискальную политику государства?
19. Как воздействуют государственные расходы на совокупный спрос?
20. Какие особенности воздействия налогов на совокупный спрос?
21.Чем отличается дискреционная фискальная политика от недискреционной?
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
1. . Методические материалы и программы к специализированным курсам по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Под ред. М.М. Лебедевой; Институт «Открытое общество». 2–е изд. исп. и доп., М.: «Аспект Пресс», 2003, 428 с.
2. . Герасимов Б.И. Экономика: введение в экономический анализ: учебно-методическое пособие / Б.И. Герасимов, Н.В. Злобина, С.П. Спиридонов, О.В. Дьякова. – Тамбов: ТГТУ, 2005
3. Герасимов Б.И. Экономика: сборник планов семинарских занятий для студентов всех форм обучения / Б.И. Герасимов, Ю.Г. Кириллина, В.В. Дробышева – Тамбов, ТГТУ, 2006. – 36 с.
4. Герасимов Б.И., Нижегородов Е.В., Пляшко М.М. Экономическая теория. Микроэкономика. Учебно-методический комплекс. Т. Бирюкова – 2009 г. – 26 с.
Периодические издания:
«Экономика и управление»
· «Экономика и жизнь»
· «Собрание постановлений Правительства РФ»,
· «Бюллетень нормативных актов»,
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
6.2. Условия реализации и технические средства по обеспечению дисциплины
Особенностями изучения данной дисциплины являются интерактивный режим проведения лекций при участии студентов в обсуждении изучаемого материала, применение технических средств обучения, Интернет и других информационных технологий.
В ходе проведения всех видов занятий значительное место уделяется активизации самостоятельной работы студентов с целью углубленного освоения разделов программы и формирования практических навыков быстрого поиска информации.
Одной из главных целей изучения дисциплины является развитие творческого подхода к решению ситуаций и овладение методологией поиска новых решений в виде программы планомерно направленных действий.
Активно используется вовлечение обучающихся в выполнении практических заданий.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения данной дисциплины требуется учебный класс, оснащенный оргтехникой и мультимедиа средствами (проектор, видеомагнитофон и др.), компьютерный класс.
Рабочая программа
учебной дисциплины
«Экономическая теория»
(наименование дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки)
Для студентов, обучающихся по специальности/направлению:
100700.62 – «Торговое дело»
(шифр и наименование образовательной программы)
(профиль 01 – «Коммерция»)
Форма обучения:очная
Составители:
кафедра «Экономический анализ и качество»
(наименование кафедры)
доцент Саталкина Н.И., доцент Терехова Г.И.
Тамбов 2011
СОГЛАСОВАНО
Начальник Учебно-методического управления ТГТУ
К.В. Брянкин
«» 2011г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности/направления100700.62–Торговое дело (коммерция), утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12..2009 г. № 787, требованиями, предъявляемыми к содержанию дисциплины, и с учетом особенностей региона и условий организации учебного процесса в Тамбовском государственном техническом университете.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Экономический анализ и качество» протокол № 7 от 14 . 01 . 2011 г.
Заведующий кафедрой Герасимов Б.И.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании Научно-методического совета по направлению 100700.01_62 – Торговое дело протокол № 1 от 28 . 01 . 2011 г.
Председатель НМСН Молоткова Н.В.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании методического совета факультета «Экономический» протокол № 1 от 31 . 01 . 2011 г.
Председатель МСФ Герасимов Б.И.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономическая теория как самостоятельная учебная дисциплина имеет большое значение в подготовке инженеров высокой квалификации для народного хозяйства. Именно изучение этой дисциплины создает целостное представление у будущего торгового работника об экономической жизни общества, формирует экономический образ мышления, необходимый для понимания сути экономических явлений и процессов. Более того, будущим коммерсантам необходимо знать о наличии разносторонней взаимосвязи экономических и социальных проблем, с решением которых им придется сталкиваться в своей профессиональной деятельности.
Особенно глубокие знания им потребуются в области микроэкономики. Именно на микроэкономическом уровне, где функционируют предприятия и решаются вопросы производства продукта, прибыли, издержек, происходит стык двух областей человеческого знания – экономической и социальной.
Целями освоения дисциплины являютсяформирование у студентов экономического мышления на основе изучения и практического применения базовых экономических теорий, позволяющих адаптироваться и развиваться в современных рыночных отношениях, а также выработка навыков микро и макроэкономического анализа для принятия рациональных экономических решений в различных сферах жизни и на всех организационных уровнях
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
· - об основных принципах рыночной экономики;
· - о различных аспектах экономической деятельности предприятия и государства;
· - о современном состоянии национальной экономики, преобразованиях в социальной сфере и структурных сдвигах в экономике;
знать:
· - теоретические основы экономики предприятия и рыночного анализа;
· - микроэкономические показатели и совокупную деятельность всех субъектов экономики;
уметь:
· - использовать систему знаний о принципах рыночной экономики для принятия обоснованных решений при прогнозировании спроса, анализе рынка и выявлении основных тенденций;
· - рассчитывать экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности фирм;
· - определять производственные возможности экономики предприятия в рыночных условиях
Дисциплина «Экономическая теория» является частью основной образовательной программы направления подготовки - Торговое дело (коммерция).
Результатом освоения образовательной программы является овладение студентами расчетно-экономическим, аналитическим, научно-исследовательским и организационно-управленческими видами профессиональной деятельности, в том числе профессиональными компетенциями:
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
- способен проводить анализ и прогнозирование основных показателей финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов в сфере коммерции (торговли);
- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами;
- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
- способен проводить анализ и исследования товарных рынков, рыночной и торговой конъюнктуры;
- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;
- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность.
Освоение дисциплины необходимо выпускнику для того, чтобы обладать следующими общекультурными компетенциями :
- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации,
- формировать цели и определять пути ее достижения;
- способностью понимать процессы экономической жизни; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире ;
- способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности ;
- быть готовым к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами ;
- способностью находить организационно-управленческие решения и быть готовым нести за них ответственность;
- осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества;
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации ;
- способностью работать с информацией из различных источников ;
- способностью проявлять толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней .
2..МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Экономическая теория» относится к блоку дисциплин экономического цикла.
Дисциплины, знание которых необходимо для изучения данной дисциплины:
· математика;
· обществознание
· основы экономики;
· инженерная графика.
· Дисциплины, использующие знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения курса:
· производственная практика;
· итоговая государственная аттестация.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Используются следующие педагогические технологии:
· проблемное обучение, нацеленное на развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся, и предполагающее последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучающиеся активно усваивают знания;
· дифференцированное обучение, нацеленное на создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей, и предполагающее усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного, определенного ФГОС;
· активное (контекстное) обучение, нацеленное на организацию активной учебной деятельности обучающихся, и предполагающее моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности на различных предприятиях (фирмах);
Кроме сведений, получаемых на занятиях, значительная часть необходимой информации приобретается студентами при использовании учебно-методической и справочной литературы в процессе самостоятельной работы над тематическими заданиями, связанными с выработкой управленческих решений области бизнеса.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента студентов, обучающихся в ГОУ ВПО ТГТУ, и составляет 10 часов.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПО ТИПАМ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Обучающая технология | Всего часов | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе | |||||
Лекции | |||||
Практические занятия | |||||
Семинары, НИР | |||||
Лабораторные работы | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе | |||||
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Деловая игра, мозговой штурм, реферат, кейс-стади и т.п. | |||||
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Вид промежуточной аттестации | Экзамен | Экзамен | |||
Общая трудоемкость |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 часов.
№ п/п | Учебная неделя семестра | Раздел учебной дисциплины | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | |||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа | ||||
1-2 | Тема 1 | Опрос, решение кейсов | |||||
3-4 | Тема 2 | Опрос, решение кейсов | |||||
5-6 | Тема 3 | Опрос, решение кейсов | |||||
7-8 | Тема 4 | Опрос, решение кейсов | |||||
9-10 | Тема 5 | опрос | |||||
11-12 | Тема 6 | опрос | |||||
13-14 | Тема 7 | Опрос, решение кейсов | |||||
15-16 | Тема 8 | Опрос, решение кейсов | |||||
17-18 | Тема 9 | Опрос, решение кейсов | |||||
Тема 10 | опрос | ||||||
Тема 11 | опрос | ||||||
Тема 12 | Опрос, решение кейсов | ||||||
Тема 13 | опрос | ||||||
Тема 14 | Опрос, решение кейсов | ||||||
Тема 15 | опрос | ||||||
Тема 16 | опрос | ||||||
Тема 17 | опрос |
5.2. Содержание разделов дисциплины.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 174.