Стиль – это художественная категория, которая отражает совокупность основных черт и признаков архитектуры данного времени и данного народа, проявляющихся в особенностях ее функциональной, конструктивной и художественных сторон.
В понятие стиля входят характерные для данного периода приемы построения планов и объемных композиций зданий, используемые строителнае материалы и конструкции, а т.ж.типичные формы и мотивы худ.отделки.
Каждый стиль порождается определенной эпохой, вместе с ней эволюционирует и отмирает или же переходит в другой стиль.
- Древний Египет; Египетский стиль мы знаем исключительно благодаря развитому заупокойному культу древних египтян. Стены, пилоны, колонны как правило испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов, где фигуры людей изображались в характерной "египетской". В постройках встречается 3 типа колонн - лотосовидная (капитель в виде цветка или бутона лотоса), папирусовидная (капитель в виде связки папируса) и гаторическая (капитель с изображением головы богини Гатор - женщины с головой собаки Древнее царство – 2700 – 2550 гг до н.э. – пирамиды в Гизе – пир. Хеопса, Хефрена, Микерина, т.ж комплекс пирамиды Джосеера.
Среднее царство – 2160 – 1788 гг до н.э. – храм Ментухотепов,
Новое царство -1580 – 725 гг до н.э. – храм Хатшепсут, храм Амона в Луксоре, комплекс Карнака, хр. Рамзеса 3
Поздний Египет – 725 – 332 гг до н.э. – ослабление и потеря самостоятельности.
- Античность; Под античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима. Древнегреческая архитектура(8 – 1 вв до н.э.), делится на 3 периода – архаика – 8-5 вв до н.э., классический период – 480 – 400 гг до н.э., эпоха эллинизма – 320 – 1в н.э. Культура была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями как первоисточник. геометрии как науки, позволившей осознать пропорции как меру гармонии, они заложили основы механики и статики. ордера - дорического (Парфенон, Пропилеи), ионического (хр. Ники Аптерос, Эрехтейон) и коринфского. Древнеримская цивилизация охватывает период с 6 в до н.э. по 5 в н.э. – 2 периода – республиканский…..96 в до н.э. по 30 г до н.э.) и императорский(30 г до н.э. по 5 в н.э достижение римлян в том, что совместив греческий ордер, итальянскую арку и цилиндрический свод (у греков не было ни того, ни другого) они "изобрели" арочно-ордерную ячейку (прим. - триумф. Арка)., получили развитие театры, термы, форумы, акведуки и виадуки. Понимание архитектуры как синтеза 3 сторон – польза, прочность, красота. Появление композитного и тосканского ордера
- Византия(Вост.Европа 5 – 13 в); В искусстве Византии неразрывно связаны утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности, условность художественного языка, и глубокая религиозность. господствуют строгие нормы и каноны, достижением виз.арх. является разработка парусного свода и системы опирания купола на 4 опоры. Широкое применение крестово-купольной системы. Главным храмом всей Византийской империи стала церковь Святой Софии в Константинополе(30-е гг 6 в н.э.).
- Романский стиль(Западная Европа 11-13вв)на Западе развился тип храма, называемый базиликой. Важнейшим отличием романской архитектуры является наличие каменного свода. Ее характерными признаками также являются толстые стены, прорезанные маленькими окнами, призванные воспринимать распор от купола или свода, если таковой имеется, преобладание горизонтальных членений над вертикальными, в основном, циркульные и полуциркульные арки, перспективные порталы . Гл. религиозные и общественные центры – это монастыри с главным собором.
- Готика(13-15 вв); систему вынесенных наружу аркбутанов и контрфорсов, т.е. готическую каркасную систему. Колонны, поддерживающие теперь своды, стали тонкими и собранными в пучки. Главный фасад (классический пример - Собор в Амьене) обрамлялся по бокам обычно 2-мя башнями. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза, окна приобретают стрельчатое очертание, появляется большое кол-во декоративных эл-ов.(примеры – собор в Реймсе, собор Парижской богоматери, собор св.Вита в Праге, собор в Уэльсе)
- Ренессанс(15-16); В Италии в основу легли стремление к освобождению человеческой личности от духовной скованности, Эпоха Возрождения в архитектуре начинается с творчества Филиппе Брунеллески Леонардо да Винчи, Браманте, Микеланджело… играла важную роль индивидуальная манера мастера. Тесный союз искусства и быстро развивающейся науки.новые
- Барокко(начало барокко – 70-8- гг 16 вв - Микелянжело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем основной стилеобразующий элемент - пластику стены. - Собор Святого Петра. Возникновение стиля связано с кризисом гуманизма, выступлением церкви против светских тенденций и научных открытий во врнутренней напряженности, динамике форм. Арх.композиции теряют гармоническое равновесие, центрическое сменяется на протяженное,– прямоугольник, возникают сложные ритмические композиции, многообразие пропорций, преобладание пластичная монолитность и динамика масс.
- Рококо(1-ой пол. 18 в.,); стиль развивался в основном во Франции. Французское название происходит от слова rocaille - раковина, поскольку наиболее заметным внешним проявлением данного стиля были декоративные мотивы в виде раковины. Р.возникло в основном как декоративный стиль, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии. Игривость, легкая развлекательность, прихотливое изящество Орнаментика состояла из причудливо переплетающихся гирлянд раковин, цветов, завитков. Широко проявился в убранстве франц.интерьеров.
- Ампир(рубеж 18-19вв)Название от французского empire — имперский. Стиль, возникший во Франции является органическим завершением длительного развития европейского классицизма. Основная особенность данного стиля — сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. Его источником является римская скульптура, от неё А. унаследовал торжественную суровость и четкость композиции.
триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Важными элементами портики. Трактовка форм отличалась сухостью и подчеркнутым рационализмом - Триумфальная арку (арку Звезды) на площади Звезды в Париже
- Неоклассицизм(конец 18 – нач.19 вв); Ему было присуще обращение к античности. Опора на классику, ордерную систему, соблюдение классических пропорций. Стремление к уюту, гармонии. Характерные украшения: листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры.
- Эклектика(2 –ая пол. 19 в – 20 в); Для него характерны многообразные проявления историзма, Эклектика соединяет детали, почерпнутые из различных источников, выгодно обыгрывая и подчеркивая их за счет друг друга. ограничении двумя-тремя стилями и объединении их за счет фактуры, цвета и тд.(здание Большой оперы в Париже, здание Парламента в Лондоне, Казанский вокзал в Москве)
- Модерн( рубеж 19-20вв.); Эстетическое осмысление материалов: стекла, металла, дерева. Ассиметрия, витиеватость линий. Источником вдохновения являются растения, птицы, насекомые, пластика женского тела.. (Рэд-хауз околоЛондона, дом Рябушинского, Москва, дом Мила, Барселона, арх.Гауди)
Современная архитектура –модернизм - 20 в характеризуется множественностью путей развития, Стили сменялись революционными скачками и появлениями многих направлений –нач.20 в – «прогрессивная» арх., 20-е гг – авангард-функционализм, экспрессионизм, органическая арх., 50-е гг – неофункционализм, неоэкспрессионизм, 60-е гг – стрктурализм, брутализм, 70-е гг – постмодернизм, 60-2000-е – хай-тек, 80-2000 –е гг – деконструктивизм, неомодернизм, экологическая арх. (работы группы Де-Стиль, арх. Ф.Л.Райт, Ле Корбюзье, Мис ван дер Рое, А. Аалто, Р.Роджерс, Р.Пьяно, Н.Фостер)
Дата: 2016-10-02, просмотров: 226.