ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ
Общественные здания должны удовлетворять культурно-бытовым нуждам общества. можно классифицировать общественные здания с конструктивной точки зрения на 2 основные группы: здания с набором мелких помещений, так называемого ячейкового типа, в которых можно использовать обычные конструктивные элементы, применяемые в жилом строительстве (плиты перекрытий, балки, колонны, каменные несущие стены); здания с большими помещениями, зального типа, где для их покрытия требуются конструкции большого пролета.
Часто в одном здании применяют оба планировочных приема одновременно. В зданиях первой группы возможны конструктивные схемы с несущими стенами, с неполным каркасом и каркасная система.
В зданиях второй группы применяют большепролетные конструкции.По условиям статической работы большепролетные конструкции делятся на плоскостные и пространственные. К плоскостным относят конструкции, работающие только в своей вертикальной плоскости. Например, балки и фермы Арки и рамы также работают только в своей вертикальной плоскости, но на опоры передают кроме вертикальных нагрузок и горизонтальные, от возникающих в конструкциях распорных усилий. Они относятся к распорным плоскостным конструкциям. Все плоскостные конструкции выполняют из жестких материалов (бетона, железобетона, металла, дерева, пластмасс, армо-цемеита).
В пространственных конструкциях используют совместную работу всех ее элементов. Стропильные конструкции скатных крыш с довольно жесткими врубками и соединениями также представляют собой пространственную конструкцию.
Еще в 1897 г. выдающийся русский инженер Шухов сформулировал основные принципы строительных конструкции: 1) прочность материала используется наилучшим образом при работе на сжатие или на растяжение (при однозначных напряжениях) и наихудшим — при работе на изгиб, вызывающей двузначные напряжения; 2) число ступеней в передаче нагрузки пролетной конструкции на опоры должно быть минимальным; 3) форма конструкции должна отвечать свойствам применяемого материала. Так, при одинаковой нагрузке и одинаковом поперечном сечении напряжения в изгибаемом элементе в 12 раз больше, чем в растянутом или сжатом. Растянутый элемент предпочтительнее сжатого, так как он не подвержен влиянию продольного изгиба. Обычная конструкция междуэтажного перекрытия, показанная на рис. 56, не отвечает ни одному из этих требований: ступеней передачи нагрузки у нее 4 или 5, все элементы ее работают на изгиб, а форма железобетонной балки не соответствует этому материалу, так как повторяет форму деревянной балки с черепными брусками. Вот почему междуэтажные перекрытия такого типа — самые материалоем-кие элементы здания.
. Природа широко использует пространственные конструктивные системы. Природные конструкции не имеют прямых углов и прямых линий и тем не менее красивы. Признание совершенства природных конструкций привело к перевороту в инженерном мышлении. За последние 25...30 лет попытки использования закономерностей формообразования живой природыв технике привело к созданию новой науки — бионики и ее самостоятельной отрасли — архитектурной бионики, которая занимается изучением возможностей использования в строительстве биологических систем и конструкций.
В пространственных большепролетных конструкциях применяют жесткие (железобетон, сталь, армо-цемент) и нежесткие гибкие и мягкие материалы и изделия (тросы, тонкие металлические листы, ткани, синтетические пленки). К конструкциям из жестких материалов относят перекрестные системы (так называемые «структуры»), складки, шатры, оболочки, своды и купола.
К конструкциям из нежестких материалов относят висячие и пневматические конструкции. Па опорные элементы пространственные конструкции передают нагрузки, величина и направление которых определяются статической схемой работы и размерами конструкций. Внедрение в практику строительства высокопрочных материалов позволяет уменьшать поперечные сечения несущих элементов и соответственно собственный вес конструкции. Если бетоно-кирпичный купол Пантеона в Риме имеет толщину у основания в несколько метров, то современный железобетонный купол того же диаметра может быть выполнен с толщиной стенки в несколько сантиметров. Применение пространственных конструкций намного сокращает расход материалов и стоимость строительства по сравнению с плоскостными конструкциями.
С каждым годом открываются новые возможности в использовании уже известных конструктивных систем, появляются новые конструктивные варианты и решения, которые становятся основой для зданий современной архитектуры
3. Проектирование и строительство промышленных предприятий в России в настоящее время
Современное строительство ведется на базе развитой сети заводов-изготовителей. Значительная часть промышленных зданий и сооружений возводится по типовым проектам. Типизация заключается в постоянном отборе наиболее универсальных для данного периода объемно-планировочных и конструктивных решений, дающих наиболее экономический эффект в строительстве и эксплуатации зданий. Современные типовые здания и сооружения отличаются от своих предшественников тем, что они унифицированы-подготовлены для возведения методами строительной индустрии. В настоящее время для несущих строительных конструкций применяются высокопрочные стали, а для ограждающих все шире - легкие металлы и пластические массы. Выбор того или иного материала должен происходить на основе экономического анализа стоимости сооружения с учетом местных материальных ресурсов. Быстрое развитие строительной науки и техники в нашей стране непрерывно выявляет новые материалы и методы конструирования. По объемно-планировочному решению промышленнные здания подразделяются на одно- и многоэтажные, сплошной и павильонной застройки. Многоэтажные здания и здания сплошной застройки позволяют более компактно организовать технологический процесс. Здания павильонной застройки имеют преимущество в отношении естественного освещения и аэрации. Здания сплошной застройки в зависимости от наличия и расположения внутренних колонн подразделяются на многопролетные ячейковые зальные.
Рекомендуется проектировать промышленные здания прямоугольного очертания, без перепадов высот, с пролетами одного направления.
5. Что подразумевается под архитектурной композицией. Основной принцип композиции.
Различают три вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.
Признаком, отличающим фронтальную композицию, является распределение элементов формы по двум координатам в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, фасады зданий).
Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, высота горизонта, оптимальное положение зрителя, обусловленное нормальным углом зрения 30° и расстоянием, удобным для обзора, характер членения ее поверхности и массы. В случае нескольких обособленных объемов возможно доминантное и бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.
Глубинно-пространственная композиция строится на развитии пространства в глубину. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие пространство на ряд последовательных планов.
Наука об архитектурной композиции изучает общие закономерности построения формы в архитектуре и средства достижения единства формы и содержания.
Архитекторы призваны увязать три стороны в гармоничной композиции здания: с одной стороны - удобство и пользу (функциональная задача), с другой - прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача), с третьей - красоту форм (эстетическая задача).
Требования к современной архитектуре научно обоснованы. Наука изучает особенности отдельных типов зданий, взаимосвязь помещений, вопросы оборудования, размеры и формы пространства, необходимые для конкретных социальных процессов, освещение, акустику. Все эти требования учитываются при строительстве общественных и жилых зданий. Научно обоснованы выбор места для жилых и общественных зданий в городе, размещение зеленых массивов с целью создания города как единого целостного организма с учетом воздействия климатических и природных условий, ландшафта, ориентации зданий по странам света.
Внешний облик архитектурного сооружения (экстерьер) зависит от архитектуры внутреннего пространства здания (интерьера) и градостроительных условий (ансамбля).
Интерьер определяется назначением здания (функцией), типом, конструкцией и др. Внутренние помещения можно разделить на три группы: главные (для основных функций здания), вспомогательное и коммуникационные.
Существуют разные схемы композиции интерьера:
зальная - все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, крытый рынок);
центрическая - группировка меньших помещений вокруг большего, главного (зрелищные и выставочные залы);
анфиладная - помещения расположены одно за другим (музеи, универмаги);
коридорная - помещения расположены с одной или двух сторон связывающего их коммуникационного коридора;
секционная - здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);
смешанная - зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют цельный интерьер.
ЦЕЛОСТНОСТЬ - основной принцип построения архитектурной композиции, основанный на гармоническом единстве и взаимосвязи элементов, их соразмерности и соподчиненности; при этом элементы, группируясь и объединяясь, образуют единое целое.
Как пример можно привести такие шедевры арх., как Парфенон или здания эпохи Возрождения, где каждый элемент наделен смыслом и не может быть исключен из композиции.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 365.