Место материнства в потребностно-эмоционального блока материнской сферы.
Содержание потребностно-эмоционального блока материнской сферы.
Содержание ценностно-смыслового блока материнской сферы.
Содержание определённого блока материнской сферы.
Онтогенетические этапы развития материнской потребностно-мотивационной сферы.
Особенности развития материнской сферы после рождения реб.
Стили ухода за реб.
1. Реакция страха, опасения, растерянность или тревожной осторожности. Привыкает к новому объекту своей жизни(реб.)
2. Появление удовлетворения от контакта, тревожная-осторожность, ласковая осторожность. В зависимости от условий взаимодействия.
3. Появление уверенности в движениях, и отделение ? от эмоциональных переживаний и тактильного контакта.
4. Обратное совмещение инстинтного и эмоциональной стороны контакта=>формируется индивидуальный стиль матер-ого ухода.
Развитие привязанности матери к ребенку в послеродовом периоде и его связь с гормональным:
фоном рассматривается в трех аспектах:
1. Влияние гормонального фона на восприятие самкой детенышей, изменение гормонального фона самки и детенышей при сепарации. Исследования на животных (грызуны, приматы) показали, что уровень эстрогенов, прогестинов, тестостерона и пролактина способствует своевременному проявлению материнского поведения и его интенсификации. Однако само поведение реализуется как взаимосвязь биологических условий (гормональный фон), жизненного опыта, индивидуальных особенностей самки и условий ситуации взаимодействия с детенышами. При сепарации в основном исследуется изменение гормонального фона самки и детенышей, отражающий уровень стресса.
2. Влияние гормонального фона в послеродовом периоде на установление привязанности матери к ребенку. Исследования Klaus and Kennel и др. позволили предположить, что для возникновения и дальнейшего успешного развития привязанности матери к ребенку необходим эмоциональный и тактильный контакт матери с ребенком в течение 36 часов после родов. Последующие исследования показали, что влияние 36-часового периода различно при желанной и нежеланной беременности, причем эффект сохраняется лишь в течение первого месяца, после чего происходит компенсация за счет развития более поздних форм взаимодействия матери с ребенком. Кроме того, выявились различия влияния качества и продолжительности послеродового контакта от пола-ребенка. К этой области примыкают исследования послеродовой депрессии. Считается, что состояние матери, обеспеченное ее гормональным фоном, интерпретируется ею в зависимости от личностных и ситуативных факторов (склонность к депрессивным переживаниям во время соответствующего гормонального фона в другие фазы репродуктивного цикла, принятие беременности и материнства, жизненная ситуация, личностные качества, психическая патология и др.)
3. Влияние пролактина на эмоциональное состояние то время грудного вскармливания, основанное на его свойстве повышать секрецию эндорфинов. Считается, что это обеспечивает физиологическую поддержку развития привязанности.
Стили материнского отношения:
1. Адекватный стиль- матер-я компетентность, удовлет-ть матер-м и отношениям других людей.
2. Тревожный-усилив-е эмоционального сопровождения, ориентирование на мнение других, усиленное внимание по отношению к другим сторонам реб., неуверенность в себе, неудовлетвор-ть собой и другими.
3. Эмоционально отстранённый- регулирующий стиль- отношение к реб. как к объекту своих действий, ориентация на режим, поздно появляется компет-ть, претензии к особенностям реб., неудовлетворённость условиями, нехватка t на себя.
4. Амбивалентный-неравнодушная ? к разным проявлениям реб., неудовл-ть собой, неудовл-ть отношение других к реб. и себе, осуждение себя на ряду с окруж-и.
5. Аффективно-отвергающий- ценность реб. низкая или отрицательная, стиль эмоц-ого сопров-я: игнори-ие, осуждающие…, низкая компетентность, низкий уровень удовлетворения потребностей реб.
Конкретно-культурные и индивидуальные особенности материнства.
Существующие формы психологической помощи по проблемам матер-ва.
Особенности псих-ой помощи в материнстве.
Особенности диагностики содержания и развития матер-ой сферы.
Диагностика
Психологическая помощь в материнстве включает в себя не только консультирование и элементы психотерапии, но и коррекционные мероприятия. Это обусловлено тем, что на самом деле клиентом психолога в данном случае является не только мать, но и ребенок. Поэтому вся работа является сочетанием индивидуальной и семейной форм психологической помощи, с ее специфической ориентацией на мать и ребенка как единую систему.
В диагностику входят: определение содержания материнской сферы, истории ее развития, актуальной динамики; диагностика психического развития ребенка; диагностика материнско-детского взаимодействия.
Коррекционные и терапевтические мероприятия зависят от особенностей каждого конкретного случая и предполагают опору на наиболее благополучные аспекты материнской сферы, развития ребенка и материнско-детского взаимодействия. Для коррекционных целей по возможности следует использовать наряду с индивидуальной и групповую работу. Поскольку диагностика и коррекция развития ребенка и детско-родительских отношений достаточно подробно представлены в научной и учебной литературе, остановимся на самой материнской сфере.
Методы диагностики
1. Клиническая беседа в форме полуструктурированного интервью.
Проводится в обычной принятой в психологическом консультировании форме. Особенность ее состоит в необходимости учитывать состояние женщины в беременности и связь всех ее переживаний с состоянием ребенка. В беседу включаются необходимые для сбора информации темы.
Общая структура беседы:
— обсуждение проблем, с которыми женщина обратилась к психологу;
— диагностика содержания материнской сферы и ее онтогенеза;
— выявление содержания ценности ребенка;
— выявление «внедряющихся» ценностей;
— выявление типа и тенденций интерференции ценностей;
— определение особенностей данного этапа развития материнской сферы.
Во время беседы обсуждаются желанность и степень планированное™ беременности,
предположения или воспоминания о родах и послеродовом периоде (в зависимости от ситуации), представление о ребенке, свой детский опыт, взаимоотношения с матерью, все впечатления относительно собственных детей и опыта взаимодействия с младенцами до рождения своих детей и т.д.
2. Включение методов психодиагностики:
— генограмма с проработкой материнской линии желательно в трех поколениях для построения
семейной модели материнства и детства;
— анкетирование для уточнения формальных данных и оптимизации сбора информации;
— определение особенностей самооценки с помощью модифицированного метода Дембо-Рубинштейн, включающего четыре набора из 6 шкал (здоровье, красота, счастье, характер, удача, ум) для оценки себя, своей матери, отца ребенка и ребенка (Г.Г. Филиппова); с помощью этого метода получается дополнительная информация об отношениях в семье, ценности ребенка и ее интерференции с другими ценностями;
— проективные рисуночные тесты «Моя семья», «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова), «Я —ребенок и моя мама» (Г.Г. Филиппова) и на другие темы в зависимости от ситуации;
— проективные методики: тест «Фигуры», тест «Эпитеты» (В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова) и др.
— сочинение о своем ребенке с использованием контентанализа;
— наблюдение за поведением матери в диагностически значимых ситуациях и при взаимодействии с ребенком, в зависимости от периода материнства;
— диагностика уровня тревожности (при необходимости);
— включение дополнительных методов для уточнения гипотезы.
На основе диагностики выделяется психологическая проблема, требующая психологического вмешательства, выявляются наиболее сохранные и хорошо выраженные компоненты материнской сферы, определяются необходимые меры помощи. Проектирование коррекционных мероприятий строится на основе прогноза динамики материнской сферы и особенностей ситуации.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 338.